Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






I.1. Результаты констатирующего эксперимента по исследуемой проблеме



Знакомство с результатами констатирующего эксперимента с помощью социологического метода включенного наблюдения, интервью с преподавателями, анкетирование учащимихся 13-14 лет, который позволило выявить уровень творческой деятельности в религиозном образовании, ответить на вопросы по поводу преподчтений в области творческих заданий.

В представленном параграфе представляется необходимым осветить результаты встреч с учащимися в воскресной школе при Николо-Богоявленском морском соборе, Александро-Невской Лавре, храме св. Пророка Илии, храме Святой Троицы, храме Рождества св. Иоанна Предтечи, Блокадном Храме в период с октября 2011-март 2013 гг.

В связи с этим можно характеризовать уровень творческой деятельности в воскресной школе, как примитивный, то есть основанный только на изготовлении поделок, сувениров для последующей продажи или зарисовки евангельских сюжетов, в том числе рябятами подросткового возраста. Это, несмотря на то, что в научных журналах, посвященных религиозному образованию, выдвигается принцип создание условий для развития индивидуальных творческих способностей, а также выхода на творческий путь обучения православной культуре. Тем более, что по результатам опроса по теме познавательного интереса к православной культуре 70% учащихся можно повысить применением творческих заданий, но не всегда, а лишь в отдельных случаях. Меньшинство учащихся в 21% готово всегда обращаться к творческой деятельности, но существуют 1,4% учащиеся, которые совсем не интересует выполнение творческих заданий. Поэтому учителю воскресной школы желательно проводить небольшие опросы с целью выявления динамики изменений интересов учащихся в начале и в конце года.

Нами был проведен такой опрос( в течение двух лет), на основе которого можно слелать вывод о важности межпредметных связей исходя из тех аспектов, выделяемых учащимися вокресных школ 13-14 лет. 85% учащихся считают, что православная культура имеет наибольшую связь с отечественной историей (принятие христианства, международные связи древней руси, христианская культура и языческие традиции) может повысить их познавательный, образовательный уровень с помощью нее. Вторым по значимости аспектом в 34% является развивающая направленность, которые поможет выявить собственные скрытые способности.



Второй по значимости межпредметной связью в 24% можно назвать русский язык (группы слов по употреблению, язык и культура, стили речи), литературу (евангельские сюжеты в творчестве А.С. Пушкина, Ф.М Достоевского), как сосредоточение эмоциональной жизни человека, помогающей формировать положительные качества.

Третьей по значимости межпредметной связью 22% ребят называют предмет обществознание (религия, этнические общности, межнациональные отношения, конфликты, пути решения, семья и брак, законы РФ о религии, подростковая преступность).

В заключение можно сказать о важности образовательных, развивающих, воспитательных аспектов межпредметных связей в обучении православной культуре, которые помогают раскрыть такие предметы, как отечественная история, историческое краеведение, русская словесность, литература, обществознание.

I.2. Возможная тематика творческих заданий, рекомендованных на уроках в воскресной школе.

Представленные в первом параграфе образовательные, развивающие, воспитательные аспекты показывают наиболее актуальные направления, которые могут быть использованы при разработке творческих заданий для подростков 13-14 лет. Важно учитывать межпредметный, деятельностный характер обучения православной культуре. В связи с этим хотелось бы представить содержание и темы, которые могут вызвать повышение познавательной активности у учащихся воскресных школ в возрасте 13-14 лет. Создание условий для развития индивидуальных творческих способностей, творческий путь обучения православной культуре – это одна из главных задач в научных статьях посвященных методике обученя религиозной культуре. К сожалению, эта стратегия пока не получила должно расспространения по причине устаревшей УМК, отсутствия применения современных методов обучения, включая электронные средства обучения.[158]



Поскольку по-результатам опроса использование межпредметных связей в обучении православной культуре было признано наиболее эффективным в повышении познавательного интереса. Поэтому рекомендуется разработка творческих заданий с учетом того, что 31% учащихся хотели бы поработать с документальной кинохроникой, кино-отрывками художественных фильмов, 27% заинтересует работа с изображениями (художественная наглядность, фотодокументы, карты, схемы), 15% отдают предпочтение тексту, 12% привлекает разработка чего-то нового с помощью музыкальных произведений, замыкает рейтинг творческих предпочтений ребят 13-14 лет работа с собственной речью или чужой в 5%.

На основе представленных данных можно сделать вывод о главенстве киноисточников, фотодокументов, графической наглядности над музыкальными прозведениями, текстом. Это говорит о стремлении подростков 13-14 лет продолжать свою социализацию в обществе с помощью языка образов, символом, того что можно увидеть, но не услышать, прочесть самому.

Темы, по которым возможно выполнение творческих заданий могут быть связаны с отечественной историей, историческим краеведением. Такие темы, как «религиозные сооружения в Санкт-Петербурге», затрагивают не только православную культуру, но и другие конфессии, проживающие в нашем городе, особо обращая внимание на образовательный потенциал, развитие умений ориентироваться в межрелигиозных, межэнических взаимоотношениях. Кроме того, отечественная история, историческое краеведение тесно связаны с вопросами библии, заповедей, молитвы, зарождения православия на Руси, святых на Северо-Западе России, современной православной культурой, наследием Византии в Санкт-Петербурге, православными праздниками (пасха, рождество), религиозными мотивами в кинематографе, христианство и язычество, религия и церковь в средневековой Руси. Краеведение также может предложить интересные темы, связанные с Блокадой Ленинграда, что способствуют эмоциональному отклику, закрепленю знаний полученных в общеобразовательной школе, воспитанию чувства «преемственности поколений». Поэтому обращая внимание на тему проектов «Маскировка культурного наследия Санкт-Петербурга в годы ВОВ» (куполов Никольского собора, церкви Спаса на Сенной площади, Владимирской церкви, исаакиевского собора, Петропавловского собора, Казанского собора, утраченный православный Санкт-Петербург».

Применение элементов программы по русскому языку способствует пониманию связи религии и языка, созданию условий для уважения своего родного языка, развитие умений понимать синхронность процессов в православной культуре с точки зрения филологии, что особенно проявляется в темах «русский язык - национальный язык русского народа», «взаимосвязь русского языка и культуры», например, проведя мини-исследование среди одноклласников.

Творческие задания с использованием предмета литература знакомят учащихся воскресной школы с художественным, нравственно – философским, культурным, общественным значением литературного произведения в контексте православной культуры.

В выполнение этой образовательной цели может помочь использование притчи – короткого литературного произведения, которое способно вызвать интерес к какой-то узкой проблеме, обращению внимания на определенную эмоцию человека (грусть, счастье, досада), черту характера (гордость, высокомерие, грубость, милосердие), кроме того притча удобна по своему малому размеру в использовании на уроке.

Учащиеся воскресной школы 13-14 лет обращают особое внимание на русскую классическую литературу, как способ знакомства с выражением авторской позиции в творчестве А.С. Пушкина (Станционный смотритель), в Ф.М Достоевского (Преступление и наказание), где подросткам 13-14 лет может быть предложено, исследовать текст произведения и наполовину восстановить (дневник, письмо) других героев, где говориться о чем-то, о ком-то, а незаполненную часть оставить для работы на уроке, исследовать (начало, пик, конец) какого-либо явление в общественной жизни и привести примеры как это отразилось на православной культуре, составить таблицу, схему с неполностью заполненными графами на собственную тему, связанную с религиозной культурой, сделать подборку художественной наглядности, фотографий и попытаться узнать с кем это связано, написать письмо от имени героя, соблюдая стиль речи, особенности эпохи.

География поможет учащемуся познакомиться с картой мира в контексте религиозных культур других стран, своей страны, изменения численности верующих, влиянии географической среды на религию, закрепить умение работы с картой, умения самостоятельного поиска источников, умения привлекать знания из других смежных наук (социология, политология, история, кравеведение, религиоведение). Поэтому такие темы, как «религиозная вера человек и географическая среда: взаимовлияние и взаимозависимость, география рас, народов, религий» оказываются особенно актуальными.

Обществоведческие знания, применямые в ходе разработки творческих заданий по религиозной культуре является одним из важных компонентов успешного формирования познавательно интереса к православной культуре в возрасте 13-14 лет. В этом время у подростков меняются психолого-педагогические особенности, которые требуют отражения в изменении содержания творческих заданий. Темы творческих заданий, основанные на обществоведческих знаниях обращаются к духовному поиску человека, в том числе определяя свое отношение к религии (человек, как духовное существо, духовная жизнь человека, этика, мораль, нравственность, добро и зло, философия, и религия, понятие религиозной культуры, христианская концепция идеи человека, духовная жизнь людей). Кроме того, существует пласт тем, затрагивающих тонкую материю эмоциональной жизни подростка, так как первая любовь случается в 13-14 лет, то необходимо аккуратно использовать творческие задания из курса обществознание (любовь и счастье, смерть и смысл жизни, язык, как выражение мысли, многообразие и пути диалог культур в современном обществе). С этой целью интересными для ребят будет попытаться возразить или принять точку зрения агностика, исламского, протестанского богослова, трудов НРД и т. п., то есть научиться находить аргументы для доказательства своей точки зрения в вопросах религиозных культур. Также умение излагать свою точку зрения развивает творческое задание по выбору высказывания и изложению своего мнения по поводу предложенной религиозной проблемы, используя понятия, знания из курса обществознания, привести примеры из других областей науки, личного опыта. Творческие задания по сравнению что-либо дают дополнительную информацию учащемуся, развивает умение выделять главные признаки сравниваемых объектов.

Разработка сценария, съемка художественного, документальномго фильма, мультфильма о православной культуре способствует более глубокому исследованию, особенно затрагивая процессы в обществе, которые напрямую сопркасаются с религией.

Дополнением к предыдущему варианту творческого задания может стать составление прогноза развития какого-либо религиозного процесса на основе отобранных для этого источников, найти выходы к решению религиозного конфликта, привести примеры удачного или неудачного опыта решения межрелигиозного конфликта представленным учащимся способом. Творческое задание по составлению программы по управленю чем-либо (процессом, действиями людей, явлением) в религиозной культуре может быть полезно с целью развития умения прогнозирования, управления явлениями в религиозной культуре (христианство, ислам, буддизм, нрд).

Мировая художественная культура дополняет предмет историческое краеведение, но в отличие от локального характера этого предмета мхк обращает внимание на архитектуру, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное исскуство других религиозных культур. Поэтому темы «художественная культура, как часть духовной культуры человечества, связь искусства с религиозными культами, Исторические, мифологические, библейские темы в изобразительном искусстве» расширяют образовательный кругозор учащихся, развивают умение сравнения, сопоставления, воспитывают уважительное отношение к религиозным объектам своей и других конфессий.

Все это содержание творческих заданий, предусматривающее применение межпредметных связей в обучении, которое может быть реализовано в форме разработки проекта 24% учащихся, 22% предпочитают поделки, выполненные своими руками, 21%, с удовольствием, займутся постановкой школьного спектакля, меньшее количество учащихся в 11% тяготеет к созданию сайта по религиозной культуре или выборе и организации похода на выставку c заданиями для других учащихся, 8% могут разработать виртуальную или пешеходную экскурсию, создать собственную музыкальную группу, разработать концепцию собственной выставки заинтересует меньшее количество учащихся в 5%.

Представленные формы творческих заданий могут быть выполнены при использовании дополнительных источников и литературы 30% учащимися, 28% предпочитают обращаться к художественным материалам, таким как краски, карандаши, пластилин и т. п., 22% задействуют в разработке творческого задания интернет-ресурсы (программы, помощь пользователей социальных сетей), меньшинство 14% учащихся 13-14 лет захочет использовать природные материалы (глина, камни, кора деревьев и т.п).

На основе представленных результатов исследования о формировании познавательно интереса к православной культуре у учащихся воскресных школ в возрасте 13-14 лет можно сделать вывод о важности разработки творческих заданий самими учащимися, где обязательно присутствуют межпредметные связи. Самостоятельная разработка творческих заданий учащимися способствует повышению познавательного интереса к религиозной культуре, когда в обучении используется кинодокументы, художественные фильмы, фотодокументы, графическая наглядность, художественная наглядность. В меньшей степени подростки 13-14 лет заинтересованы в работе с любым текстом (документы, делопроизводственные материалы, художественные произведения), музыкальными прозведениями, собственной или чужой речью.

Темы, которые соответсвуют полученным результатам в первую очередь обращаются к отечественной истории, исторческому краеведению, особенно уделяя внимание зарождению христианства на Руси, взаимоотношениям христианства и язычества, деятельности семи Вселенских Соборов. Предмет историческое краеведение дополняет творческие задания по православной культуре религиозными сооружениями других конфессий и религиозных направлений (ислам, буддизм, другие ветви христианства, нрд), особенностей празднования Пасхи, Рождества в Петрограде, Ленинграде, Санкт-Петербурге, современной православной культуре в Санкт-Петербурге, а также вопросы защиты ленинградцами религиозных сооружений в годы ВОВ.

Взаимосвязанный с отечественной историей, историческим краеведением предмет русский язык дополняет творческие задания темами, которые позволяют видеть связь родного языка и религиозной культуры на всем протяжении существования христианства.

Литература обращает внимание на вопросы эмоциональной жизни подростков 13-14 лет, которые особенно выражены в произведениях А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, других писателей, обращающихся к теме религиозной культуры.

География освещает вопросы религиозной культуры с точки зрения численности верующих в разных странах, этнического, религиозного состава населения, взаимоовлияния религиозной культуры и географической среды.

Творческие задания с элементами обществоведческих знаний делают упор человека, как духовное существо, одновременно находящееся в обществе, поэтому так важны аспекты межличностных, межнациональных, межрелигиозных отношений.

Варианты творческих заданий, где используется содержание мхк, направлены на знакомство учащихся с художественной культурой своей и других конфессий, а также поиску взаимовлияния друг на друга.

Стоит отметить, что наибольший интерес у подростков 13-14 лет вызовет творческое задание, которые направлены на разработку проекта. Поэтому проектная деятельность, причем не обязательно связанная с электронными средствами обучения, в настоящее время является ведущей в обучении православной культуре, уступая организации и созданию экскурсий, в том числе интерактивных, самодеятельной творческой деятельности. Можно сделать вывод о желании учащихся воскресных школ подросткового возраста выйти за пределы воскресной школы и изучать православную культуру с помощью включения во внешний мир.

Учащиеся 13-14 лет считают возможным использовать в разработке и выполнении творческих заданий на уроке дополнительную литературу и источники по выбранной теме, художественные материалы, ресурсы интернета противопоставляются природным материалам, что показывает стремление учащихся обращаться в первоисточникам, находиться в поиске, нежели брать готовое в интернете, но, тем не менее, в этом возрасте падает стремление общаться с природой.


Просмотров 301

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!