Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






I.1. Организация творческой деятельности в воскресной школе с учетом межпредметных связей



Эта глава посвящена особенностям организации творческой деятельности с учетом межпредметных связей. К сожалению, креативная форма учебной деятельности не представлена в методических пособиях для учителей воскресных школ на примере подросткового возраста. Поэтому в представленной главе мы обратимся к вопросам организации творческой деятельности на основе светской педагогики, особенно обращая внимание на межпредметные связи. Это особенно прослеживается в пособии для учащихся 13-14 лет, которой является следующей ступенью религиозного образования. Пособие Л.А. Захаров «Православный Катехизис. Символ веры. Таинства» состоит из десяти занятий, которые объеденены вокруг изучения столпов Символа Веры. Поэтому затрагиваются темы миропомазания, священства, крещения, покаяния, причащения, брака, елеосвящения, но только с позиций священного писания. Главным недостатком является отсутсвие связи с творческой деятельностью, однотипная структура, основанная на вписывании недостающих слов, не использование современных методов обучения, не учитывается возраст учащихся, его психолого-педагогические особенности.[143] Поэтому необходимо искать новые пути по повышеню познавательной активности учащихся в возрасте 13-14 лет, тем самым сокращая процент ребят, которые решили прервать свое обучение. В связи с этим возникает потребность провести тщательный анализ учебно-методического комплекса с целью выявления особенностей организации творческого процесса с учетом деятельностного, межпредметного подхода в творческой учебной деятельности.

Существуют методческие пособия, которые могут быть полезны в вопросах организации творческой деятельности с использованием межпредметных связей, главным образом обращаются к предметам гуманитарного цикла, таким как отечественная история, литература, мхк, русский язык, обществознание, орксэ.

К теме творческой деятельности на уроках отечественной истории обращается методическое пособие «Система творческих заданий как средство развития творческих способностей школьников. Актуальные проблемы образования подрастающего поколения», которая предлагает вырианты творческих заданий и модель организации эффективного творческого обучения, основанная на самостоятельном изучении отдельных тем, которые касаются православной культуры в контексте отечественной истории, по таким темам, как христианство и язычество, крещение Руси, значение принятия христианства, религия и церковь в средневековой Руси и т.д. Здесь особое внимание уделяется учитыванию образовательного уровня учащихся 13-14 лет, возрастные, психолого-педагогческие особенности при отборе содержания для разработки творческих заданий, правильной целесообразности, целеполагании.[144]



Варианты творческих заданий предлагает методическое пособие «Развитие креативных способностей в учебном процессе», которое также обращено к предмету отечественная история, причем принципы остаются теми же, что перечислены выше.[145]

К комплексным методическим пособиям, которые опираются на межпредметные связи, относится работа Е.Б. Куркина «Материалы для учебных проектов. 9 класс», делающее попытку совместить в творческой деятельности, главным образом в учебных проектах отечественную историю, литературу и мхк.[146]

Помимо исторической науки, методисты обращаются к творческим заданиям по русскому языку, который также переплетается с другими науками. Таким пособием является труд О.М. Безымянной «Методика работы над изложениями: авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста», в котором, автор, представляет вниманию читателей варианты творческой работы учащихся с текстом, тем самым развивая умение писать эссе.[147]



Умение писать эссе, как раз переплетает множество межпредметных связей. Применение связей с русской словесностью в обучении православной культуре имеет ряд особенностей, которые связаны с эмоциональной жизнью учащегося. Это особенно проявляется в самостоятельной творческой переработке текста изложения, которая предполагает не пересказ текста, а собственную интрепритацию, с сохранением авторского замысла.[148]

Обществоведческая область знаний предлагает свои варианты творческих заданий в пособии Е. В. Киприяновой «Обществознание: введение в философию. познавательно-творческие задания. 11 класс», которые имеют связь с философией, историей, географии, литературы. В качестве организационного момента стоит отметить самостоятельный поиск нужной информации, перенесение полученной информации в знаковую систему

( таблицы, схемы, карты), самостоятельное создание учащимся алгоритма своей творческой деятельности, с учетом перечисленных предметов по темам «человек и географическая среда: взаимовлияние и взаимозависимость, география рас, народов, религий Обществознание. Человек, как духовное существо, духовная жизнь человека, этика, мораль, нравственность, добро и зло».[149]

Следующая область науки тесно переплетена с русской словесностью, историей, эмоциональной жизнью человека, поэтому творческие задания по литературе занимают особое место в межпредметном ряду, особенно близком к изучению православной культуры. Поэтому методическое пособие «Воспитание читателя: конспекты уроков, творческие задания, анализ произведений, сочинения» развивает умения необходимые, в том числе в обучении религиозной культуре.[150]

Учебно-методические пособия в 2000 гг. открывает направление получившее название предмета основы религиозных культур и светской этики, которое получило развитие благодаря изменившемуся в 1990 гг. отношению государства, общества, средств массовой информации к религии. Таким комплексным методическим трудом становится вышедшая в том же 2010 г. книга для учителей и методистов «Гуманитарное религиозное образование: книга для учителей и методистов» под авторством Ф.Н. Козырева, который открывает новый виток в изучении особенностей преподавания религии. Основу книги для учителя составляют концепции религиозного образования на основе гуманитарных знаний, главным образом взятых из зарубежного педагогического опыта преподавания религии. Автор путем наглядных отрывков показывает, как представленные концепции применяются в религиозном образовании.[151]

Особый интерес вызывают учебные пособия, где мы можем наблюдать примеры предлагаемых творческих заданий на основе православной культуры, они представлены не менее многочисленной группой, к числу таких учебных пособий относится А.В. Бородина. «Основы православной культуры», учебно – методическое пособие (История религиозной культуры. основная и старшая ступень школы), рекомендующая применение творческих заданий на уроке посвященном православной культуре. К сожалению, в методическом пособии не приводятся примеры возможных творческих заданий на занятиях по православной культуре.[152]

А.В. Бородина «Основы православной культуры» учеб. пособие для учащихся основной и ст. ступеней образования. раздел 6 (История религиозной культуры). В представленном учебном пособии приводятся творческие задания, которые сводятся к зарисовке релгозных объектов. Поэтому их основным недостатком является однотипность форм, видов, бедное содержание творческих заданий.[153]

Л.Л. Шевченко в учебное пособие для старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий «Православная Культура» предлагает варианты творческих заданий, где учащемуся необходимо разработать экскурсионный маршрут по Кремлю, главным монастырям Московской области. Несмотря на попытку внести элементы исследовательской, творческой деятельности, пособие также отличает однотипность формулировок, локальностью содержания, несмотря на то, что пособие предназначено не только для жителей г. Москвы.[154]

А.Ю. Акмалов « Творческие задания как средство активизации познавательной деятельности учащихся старших классов на предметах гуманитарного цикла», который разработал творческие задания на основе предметов литература, обществознание. Основу заданий составляет работа с биографиями писателей, общественных деятелей и их произведениями, творческий анализ художественного текста, составление прогноза, найти пути выхода из конфликта, привести примеры таких конфликтов на примере религиозной культуры.[155]

А. В. Половникову «Творческие задания как средство повышения эффективности преподавания обществоведения», что характеризуется деятельностным характером, интегративностью, самостоятельной возможностью приводить примеры.[156]

А. И. Гаранина «Творческие задания как способ развития читательских умений (при изучении эпических произведений в средних классах)» делает упор на самостоятельную разработку учащимися сценариев к художественным произведениям.[157]

Можно сделать вывод о принципах самостоятельности, которые преобладают в творческой деятельности с использованием межпредметных связей. Эти принципы основываются на интегрированности, эмоциональной включенности, самостоятельной исследовательской работе, знакомстве с возможными межпредметными связями по изучаемой теме, разработке самостоятельного плана творческого обучения, правильном целеполагании, отборе содержания в соответсвии с психолого - педагогическими особенностями подростков 13-14 лет.


Просмотров 345

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!