Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Параграф I.1. Советская педагогика о сущности творческих заданий в 1970 – 1980 гг



На всем протяжении развития человеческой цивилизации на различных континентах, в различных культурах возникали свои собственные концепции духовно – нравственного облика человека. Ярким проявлением таких нравственных стандартов могут служить всевозможные священные религиозные тексты народов мира, такие как Коран, Веды, Буддийские тексты, Ветхий и Новый Завет, литература, обращающаяся к проблемам духовно – нравственного воспитания в различных аспектах деятельности человека, которая была неразрывно связана с религиозной культурой.

Большое значение имеет роль религиозной культуры, которую выделяет та или иная конфессия. Тем более в условиях современной интеграции традиций народов, которые имеют разное вероисповедание особенно актуально проследить эти тенденции, которые меняют направленность творческих заданий на примере педагогической литературы обращающейся к этой теме.

Концепции творческой деятельности являются довольно изученными в современной педагогической, психологической науке, поэтому наше внимание в данной главе будет обращено к рассмотрению изменения сущности творческих заданий в системе школьного обучения в 1970 – 2000 гг, как времени активного внедрения этого вида учебной деятельности в воспитательный, образовательный процесс. Самые научные работы обращаются к творческим заданиям к концу 1970 гг, в этот период в педагогической науке важную роль начинает играть вопросы внутреннего мира учащихся подросткового возраста, на эту тему начинает сниматься большое количество фильмов, пишутся рассказы, повести. В этом ключе ведущие методисты тех лет начинают говорить о творческой деятельности, как «воспитателе» гармоничной личности, с уклоном на внутреннее, эмоциональное восприятие окружающего мира.[81] Вторым немаловажным аспектом в это время становится восприятие творческих заданий с целью создания условий для развития исследовательских умений учащихся.[82]

Таким образом, можно сделать вывод о преобладании воспитательной, развивающей роли творческих заданий над их образовательными возможностями в конце 1970 гг на примере творческой деятельности в средней школе.



В следующее десятилетие в научной литературе занимающейся исследованием человека во всех аспектах его жизнедеятельности проблемы творческой деятельности становится еще актуальней по сравнению с 1970 гг.[83] Главные изменения коснулись разработкой новых подходов к изучению особенностей творческих заданий, их влияние на целенаправленное формирование творческой личности, где большую роль сыграли психологи, подключившиеся к этому широкомасштабному проекту.[84]

Фактически, вначале 1980 гг. методисты, психологи в ходе начавшихся широкомасштабных исследований в области применения творческих заданий в учебной деятельности не отрицают воспитательной, развивающей внутренний мир учащегося. Тем не менее, их роль в педагогической практике дополняется гипотезами о формировании всесторонне развитой личности в целом, не ограничиваясь только внутренним миром подростков. В это время на страницам научных журналов звучат обсуждения темы развития познавательной, интеллектуально, нравственно - эстетически, духовно богатой личности подростка. В связи с этим воспитательные, образовательные аспекты творческих заданий уходят на второй план.[85] С этой целью начинается изучение теоретической базы для будущих практических разработок в области творческих заданий. Педагогическая общественность имела большие планы для развития творческих способностей посредством разработки и последующей реализации специальной программы, где была бы взаимосвязь учащихся в развивающей деятельности.[86] Быстро меняющиеся потребности общества ставят перед исследователями творческих заданий новые задачи, среди них особое место занимает мотивационно-потребностная сфера.[87] Эта задача выразилась в призывах развития индивидуальных способностей каждого учащегося, способствующего найти свое место в жизни, помочь в выборе будущей профессии. С этого момента происходит коренной поворот роли творческих заданий от развития внутреннего мира человека к удовлетворению материальных потребностей учащихся.[88]Вследствие этого на уровне определения творческой деятельности не поменялось ее понимание, поэтому «творчество» по – прежнему воспринималось, как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, но изменения произошли в содержание творческого процесса. [89] Эти изменения стали особенно проявляться в конце 1980 гг., исследователи в определении роли творческих заданий особо подчеркивают стимулирование познания окружающего мира и преобразование человеком действительности в научно – техническом прогрессе.[90] Тем не менее, меньшинство исследователей выделяют эстетическую роль и нравственные отношения человека друг с другом, как необходимый компонент реализации творческих заданий среди подростков.[91] Творческая деятельность в этом ключе должна была способствовать деятельности образного мышления, воображения.[92] Ускорение научно – техническое развитие цивилизации с конца 1980 гг. делает приоритетным над духовно – нравственной составляющей творческих заданий направление современных исследований во всевозможных областях, главным образом касающихся создания новых изобретений.[93] Ученые приходят к выводу, что движение науки вперед возможно при социализации учащихся, которые вырабатывают в ходе выполнения творческих заданий индивидуальные положительные качества «изобретателя», такие как развитое воображения, расширенный кругозор.[94] Методисты, раскрывая перечисленные положительные качества учащегося в творческой деятельности в школе должны стимулироваться развитием индивидуальных, креативных, интеллектуальных способностей, способствование учащимся осознанием себя, как творческой личностью.[95] С этой целью появляется необходимость уделять главное внимание развитию индивидуальных, творческих способностей старших подростков, где в созданных для этого сеть школ-интернатов с классами с углубленным изучением отдельных предметов. Эти специальные школы имели цель накопления творческого потенциала подростков для последующего использования на благо государства.[96] Для развития творческого потенциала подростков необходимо знакомство учащихся со способами творческого процесса, специфики творчества. Здесь впервые на первый план выходит не только развивающая, но и образовательная роль творческой деятельности.[97]



Сущностью творческих заданий является знакомство со способами творческого мышления, изучения языка образов, символов, отличающегося от языка логики.[98] На основе этих знаний планировалась деятельность учащихся этих школ, создающая новое, занимающая собственными исследованиями.[99] Главной особенностью творческой деятельности здесь считается умение ставить гипотезу, что соответствует развивающему обучению.[100]

В ходе постановки предполагаемой гипотезы дается возможность подтверждать ее правильность творческим путем, при этом они должны самостоятельно организовать свою работу, применяя полученные знания.[101] Тем самым самостоятельные проекты имеют также диагностическую роль. Предполагаемая диагностика креативных особенностей подростков производится на основе деятельности о выявлении индивидуальных творческих способностей учащихся.[102]

В заключении можно сделать вывод о тенденциях, которые преобладали в 1980 гг. в педагогической науке, занимающейся исследованием сущности творческих заданий. Главную роль в этот момент начинает играть развивающий характер творческой деятельности подростков. Творческая деятельность направляется на развитие индивидуальных способностей каждого, с высокой целью дальнейшего использования на благо нужд государства. С этой целью начинают создаваться специализированные школы - интернаты с обязательным условием самостоятельного решения задач творческим путем.

I.2. Российская педагогика о сущности творческих заданий в 1990 - 2000 гг

Педагогическая литература начала 1990 гг. продолжает линию, заложенную в 1980 гг. Роль творчества, по – прежнему, имеет развивающую направленность, как особый вид развития человека направленного на создание чего – то нового.[103] Однако в это время появляется ряд отличий от прежней системы применения творческих заданий в средней школе. Эти изменения главным образом коснулись общественной жизни во всех ее проявлениях, а не личности отдельного одаренного человека.[104] Кроме духовно – нравственного направления, которое снова оказалось на вторых ролях. Поэтому применение творческих задании сводилось к формированию способностей подростков, но не положительных личностных качеств, таких как доброта, честность, великодушие, взаимопомощь и т.д.[105] Такое понимание творческой деятельности играет развивающую роль способностей человека, как хранителя общественного интеллектуального богатства, но не человека обладающего нравственными качествами.[106] Общественное интеллектуальное богатство основывается на выделении творческой деятельности, как необходимого компонента развития школьников, роль творческой деятельности в обучении. Поэтому применение творческих заданий теперь направлено не только на людей, открывших в себе креативные способности, но на все общество в целом.[107] Эти установки должны быть согласованы с психолого – педагогическими условиями развития в подростковом и юношеском возрасте. Эта согласованность выражена в форме творческой активности приобретающей форму самостоятельного формулирования проблемы и решения исследовательских познавательных задач. Этот деятельностный подход имеет несколько направлений в обучении применимый к выполнению творческих заданий, по мнению, методистов способствующих эффективным условия творческого преобразования ранее усвоенных знаний, а также саморазвития учащихся.[108] Такой деятельностный подход направлен главным образом на развитие умения видеть проблемы, способность человека к постановке вопроса, находить неизвестное в известном, необычное в обычном предмете.[109] Эта система в корне отличается от знаниевой модели, где учащегося знакомят с готовыми способами решения учебных задач, но учебная деятельность по созданию нового минимальна.[110]

Таким образом, к середине 1990 гг. основная роль творческих заданий состоит в формировании черт личности ученика, таких как самостоятельная познавательная активность, полная самостоятельность в выполнении творческих заданий.[111]

Следующим важным отличием является направление творческих заданий, определяющее развития ученика в гуманитарной сфере науки. Впервые в середине 1990 гг. творческие задания начинают занимать равное положение в методической литературе подобно прежним тезисам о необходимости их применения в развитие развития качеств учащегося-исследователя.[112] В связи с этим развивающее обучение начинает играет большую роль в педагогике, как проблемно – поисковая, создающая условия для самореализации личности, деятельностная модель обучения.[113]Такая деятельностная модель привносит в применение креативные элементы, что способствует развитие умений решения задач в нестандартной ситуации оригинальным способом, что подкрепляется умением пользоваться дополнительными разнообразными источниками, литературой.[114]

Все вышеперечисленное дает нам полагать о развивающей роли творческих заданий имеющей первостепенное значение в педагогической литературе 1990 гг. исторические условия, в которых протекали основные тенденции 1990 гг. заставляют методистов обратить внимание не только на одаренных детей, но и на остальных учащихся подросткового возраста. В связи с этим концепции о важности творческой деятельности получают общественное значение. Главным отличием является окончательный переход к деятельностный модели обучения, который наметился в 1980 гг. в специальных школах для одаренных детей, а в 1990 гг. она начинает постепенно проникать во всю систему школьного образования, в том числе в предметы гуманитарного цикла.

Начало 2000 гг. ознаменовано продолжением деятельностного подхода в развитие индивидуальных способностей учащегося на основе творческих заданий.[115] Главный упор здесь делается на выявление и развитие творческих способностей, интересов каждого учащегося, а не только одаренных подростков.[116] Спецификой исторических условий 2000 гг. является быстро меняющийся мир, в котором необходимо ориентироваться подрастающему поколению. В этом ключе на смену прежним идеям об общественном интеллектуальном богатстве приходят тенденции социокультурной мобильности. В таком аспекте творческие задания призваны помочь подросткам найти свое место в обществе, при этом умея быстро реагировать на постоянные изменения в социуме.[117]С другой стороны педагогическая литература начинает обращать не только на развитие разнообразных умений, но и на духовно – нравственную составляющую творческой деятельности, такую как способ освобождения эмоций личности, нравственные изменения самого человека.[118] Частично это может происходить через самоутверждение и самовыражение себя, как личности. Как следствие – это расширение границ своего опыта.[119]Можно выделить еще один важный аспект творческих заданий, который впервые затрагивается в начале 2000 гг в связи с социокультурной мобильностью современного человека. Речь идет о коммуникативной роли творческой деятельности. Коммуникация в творчестве воспринимается, как попытка сотворчества между учащимся и учителем, иногда между учащимися в выборе достойного собеседника.[120] Это дает учащимся осознание причастности к совместному значимому делу, дающему ощущение социальной востребованности индивида в качестве товарища, может помочь в качестве социализации в обществе. В комплексе коммуникативная роль также означает совместное переживание чувства радости от наличия опыта творческой деятельности, но это не является главной целью. Немаловажное место играет познавательная роль творческих заданий, основанная на появлении устойчивого интереса к творческому процессу в целом и опыту его осуществления в учебной деятельности. На таком этапе активной познавательной деятельности возможно построение конструктивного диалога учащегося с педагогом. Наконец, как высшая ступень – это закрепление креативности, как личностного качества учащегося.[121] Познавательная деятельность на пути к этому подразумевает исследовательскую активность, выражающуюся в постановке и решении поставленных задач.[122] Методисты нового поколения в 2000 гг. начинают, обращаются к новым, ранее не исследуемым аспектам творческой деятельности во всех ее проявлениях, как естественному пути развития человека.

Характеристика творческой деятельности в педагогической литературе 2000 гг. имеет свои особенности, среди которых принцип асимметричности, который обозначает, что творческий замысел никогда не может быть сопоставлен с результатом. То есть важен не столько результат, сколько сама оригинальная идея. В этом состоит роль творческих заданий в формировании творческих идей без опоры на конечный результат.[123] Принцип диалоговости между учителем и учащимися, самими учащимися обязательно отмечается методистами при конструировании творческих заданий в работе с подростковым возрастом.[124] Через принцип диалоговости, в том числе с самим собой вытекает принцип рефлексивности, когда происходит осознание своего «я» через творческую деятельность, тем самым помогая развивать ассоциативное мышление.[125]

В данной главе представлены размышления о факторах творческого самовыражения, саморазвития личности с помощью применения творческих заданий в педагогической деятельности. Существует один важный аспект, который не был, затронут в этой главе. Одним из таких факторов является помощь в возможности справляться с кризисными ситуациями, тем ребятам, которые по каким-то причинам не могут взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.[126]

В такой работе с «особенными» подростками творческие задания играют роль своеобразного мостика между ними и способом реализации творческих образовательных отношений с другими людьми.[127]

Ребята подросткового возраста могут иметь проблемы со знаниями о реальном мире, заменяя его собственным представлениями. В этом ключе большое значение есть у перцептивной роли дающей, знакомящей подростков с реальной информации о людях, объектах в приемлемом варианте творческих заданий.

Практически все связи между людьми в современном мире устанавливаются через те или иные способы общения друг с другом. Поэтому коммуникативная роль позволяет осуществлять обмен информацией о мире с другими людьми через креативное начало.[128]

Далее на основе применения творческих заданий строится социальная обучаемость, когда общение в рамках творческого процесса помогает преобразованию в возможный социальный опыт.[129]

Важное место в педагогической литературе 2000 гг. занимает гностическая роль по изучению психологических закономерностей творческих способностей в целом.[130] Особое внимание в этой связи уделяется когнитивным аспектам творческой деятельности.[131]

Образовательные аспекты творческих заданий в изучении православной культуры впервые выходят на первый план в педагогической литературе 2000 гг. на примере подросткового возраста, их цель направлена на воспитание духовно – нравственных качеств, организация культурных мероприятий, как повышение эффективности образовательного потенциала данного вида учебной деятельности.[132]

В светском ключе образовательный потенциал творческих заданий в это время связываются методистами с интересом к возможностям Православной Культуры в среднем общеобразовательном учреждении. Методисты особенно подчеркивают образовательные задачи знакомства с историей и святынями Православной Церкви с помощью применения креативных методов обучения.[133] Все это может способствовать самоидентификации и формирования мировоззрения личности, которая хорошо знакома с культурой Православной Церкви.[134]

Творческая деятельность при знакомстве с православной культурой поддерживается не только светскими методистами, но и РПЦ, которая в «Положения о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви» подчеркивает важность креативной деятельности, как не противоречащей канонам христианской церкви. Положение не дает определения творчества в рамках Православия, лишь указывая на способствование многогранному развитию личности христианина.[135]

В качестве вывода можно сказать об эволюции понимания творческих заданий в педагогической литературе 1990 – 2000 гг. Среди них произошедшие изменения, которые оказались неразрывно связаны с историческим условиями и коснулись их содержания. Особенностью содержания творческих заданий в учебной деятельности являлся переход от принципов накопления интеллектуального креативного богатства к социальной мобильности учащихся, направленной на материальные ценности более чем на духовные качества человека.

Такое понятие креативности учащегося также неразрывно связано с творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое, но отличие лишь в ее целях и задачах.[136]

Тем не менее, педагогическая мысль в постсоветское время выдвинула целый ряд проблем касающихся социализации, развития, самореализации молодежи в новых для государства условиях. Главный упор в этот момент делался на деятельностный подход, способствующий развитию таких качеств, как самостоятельность, познавательная активность.[137]

Если рассматривать качества, которые формируют понятие творческой деятельности, то «самостоятельность» приобретает значение стремления к отсутствию боязни ее проявления и демонстрации результатов своей творческой деятельности.[138] В свою очередь самостоятельность порождает социально активную личность.[139]

Познавательная роль творческой деятельности в педагогическом процессе в последнее десятилетие связывают с повышением интереса учащихся к Православной Культуре. Этот аспект начинает обращать внимание методистов своей неизученностью.[140]

Поэтому педагогика обращается к вопросам как заинтересовать учащихся творческой деятельностью, как осуществлять коммуникацию посредством креативной деятельности в диалоге с учащимися. Эффективная коммуникация посредством применения творческих заданий создает мотивацию у учащихся.[141]

Можно сделать вывод о преобладании разнообразных развивающих аспектов, показывающих специфику творческой деятельности в работе с подростковым возрастом.[142]

 


Просмотров 547

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!