Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Анализ методической литературы



Анализ учебно-методического комплекса дает нам представление о том, как можно организовать творческую деятельность с помощью межпредметных связей, учитывая специфику религиозного образования, но беря от светской педагогики темы, типы, варианты творческих заданий, которые могут повысить познавательный интерес к православной культуре в воскресной школе.

Первые методические разработки по творческим заданиям, обращаются к предмету отечественная история и появляются вначале 1980- гг. Главной их особенностью является описательный характер, отсутствие практических разработанных продуктов в виде предлагаемых уроков, творческих приемов. Тем не менее, автор подробно характеризует особенности работы с документальными, делопроизводственными, статистическими источниками, мемуарами, изобразительной, графической наглядностью в творческой деятельности.

Чуть позже к теме творческой деятельности на уроках отечественной истории обращается методическое пособие «Система творческих заданий как средство развития творческих способностей школьников. Актуальные проблемы образования подрастающего поколения», где собраны вырианты творческих заданий с деятельностным подходом в организации эффективного творческого обучения.[25]

Варианты творческих заданий предлагает методическое пособие «Развитие креативных способностей в учебном процессе», которое также обращено к предмету отечественная история.[26] Большой вклад в разработку творческих заданий по историческому краеведению вносит Л.К. Ермолаева в методическом пособии «Уроки Великой Победы. методические материалы в помощь учителю», где предлагает темы и варианты творческих заданий, которые посвящены сохранению православных сооружений в годы ВОВ.[27] Помимо исторической науки, методисты обращаются к творческим заданиям по русскому языку, который также переплетается с другими науками. Таким пособием является труд О.М. Безымянной «Методика работы над изложениями: авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста», автор, представляет читателям варианты творческой работы учащихся с текстом, тем самым развивая умение писать творческие работы, что необходимо при подготовке к сдаче ЕГЭ.[28]



Следующая область науки тесно переплетена с русской словесностью, историей, эмоциональной жизни человека, поэтому творческие задания по литературе занимают особое место в межпредметном ряду, особенно близком к изучению православной культуры. Поэтому методическое пособие «Воспитание читателя: конспекты уроков, творческие задания, анализ произведений, сочинения» развивает умения необходимые, в том числе в обучении религиозной культуре.[29]

Обществоведческая область знаний предлагает свои варианты творческих заданий в пособии Е. В. Киприяновой «Обществознание: введение в философию, познавательно-творческие задания. 11 класс», которые имеют связь с философией.[30]

В это же время появляется комплексное методическое пособие «Материалы для учебных проектов. 9 класс» идея, которого опирается на использование межпредметных связей в творческой деятельности, главным образом в учебных проектах по отечественной, всеобщей истории, литературе и мхк.[31]

Предмет орксэ открывает новое направление в 2000 гг, которое получило развитие благодаря изменившемуся в 1990 гг. отношению государства, общества, средств массовой информации к религии. Одним из первых методических пособий стала вышедшая в том же 2010 г. книга для учителей и методистов «Гуманитарное религиозное образование: книга для учителей и методистов» под авторством Ф.Н. Козырева, который открывает новый виток в изучении особенностей преподавания религии. Основу книги для учителя составляют концепции религиозного образования на основе гуманитарных знаний, главным образом взятых из зарубежного педагогического опыта преподавания религии. Автор приводит примеры отрывков уроков, вариантов заданий показывая, как представленные концепции реализуются в религиозном образовании.[32]



Особый интерес вызывают учебные пособия для подростков 13-14 лет обращающиеся в православной культуре в культорологическом ключе, где мы можем наблюдать примеры предлагаемых творческих заданий. Они представлены не менее многочисленной группой, к числу таких учебных пособий относится «Основы православной культуры», А.В. Бородиной. Она рекомендует применение творческих заданий в обучении посвященном православной культуре. К сожалению, в методическом пособии не приводятся примеры творческих заданий на занятии по православной культуре.[33]

В представленном пособии А.В. Бородиной «Основы православной культуры» вышедшем позже приводятся творческие задание, но их основным недостатком является однотипность форм, видов творческих деятельности, бедное содержания, возможность выполнения.[34]

Существует пособие для учащихся 13-14 лет Л.Л. Шевченко «Православная Культура» также, как предыдущий автор, он предлагает варианты творческих заданий для использования в обучении православной культуре, которые отличаются повторами формулировок, однотипностью содержания.[35]

Помимо методических пособий, которые позволяют брать варианты творческие задания с учетом межпредметных связей, существуют методические пособия, которые рассматривают вопросы организации самостоятельной творческой работы учащихся в соответсвии с их психолого-педагогическими особенностями.

К сожалению, тема использования творческих заданий в обучении подростков 13-14 лет впервые появляется в методических пособиях вначале 1980 гг., так как методические разработки под названием «Вопросы психологии творчества» имеют свои особенности. Представленное методическое пособие обращает внимание логично построенной структурой, доступным изложением материала, необычным подходом к написанию научной работы. Несомненным достоинствами является стремление автора тщательно рассмотреть все этапы творческой деятельности, особенно уделяя внимание вопросам развития самостоятельных исследовательских умений в рамках средней школы.[36] Далее следует подробный анализ достоинств выбора материалов для выполнения творческого задания.[37] Одной из самых интересных глав этого методического пособия можно назвать описание характеристики творческих заданий на примере использования текста, киноисточников, изобразительных источников, музыкальных отрывков, сценического творчества. К недостаткам этого труда можно отнести отсутствие практических разработок, статистических данных показывающих эффективность представленного исследования. Однако к данному методическому пособию можно обращаться в целях обогащения теоретической базы знаний о творческих заданиях, а также при разработке собственных творческих приемов обучения.[38]

Продолжает тему особенностей творческих заданий педагог с многолетним опытом работы с ребятами подросткового возраста А. И. Астахов, который в течение многих лет являлся директором школы – интерната и на основе своего педагогического опыта подготовил методическое пособие «Воспитание творчеством (Страницы из жизни школы – интерната г. Андропова)». Автор рассматривает непростую тему воспитания, развития детей оставшихся без родительской заботы. На этом примере особенно интересен аспект создания ребятами подросткового возраста собственного музея, тем самым развивая в них положительные нравственные качества, познавательную активность. В том числе рассматривается проблема социализация выпускников школы – интернета, поэтому творческая деятельность способствует созданию условий для положительного отношения к труду во всех своих проявлениях. К упущениям автора относится теоретический характер методического пособия, которое не имеет практического выхода, также отсутствуют социологические данные об эффективности представленных способов творческой деятельности. Представленное методическое пособие, возможно, использовать, как дополнительную теоретическую литературу при подготовке к занятию с использованием творческих заданий.[39]

Большое количество достоинств имеет книга для учителя Ю.В. Максимова «Родник творчества», где рассматриваются пути активизации творческого мышления учащихся на примере выездных экскурсий. Автором приведены фрагменты занятий с использованием творческих заданий, в том числе во время экскурсионных выездов. Поэтому плюсами данного методического пособия можно назвать подробное теоретическое изучение одного из многочисленных аспектов творческих заданий, наличие практических разработок в этой области. Как и в предыдущих методических пособиях, к сожалению, автор не обращается к социологическим данным своего исследованиям.[40] На данное пособие стоит обратить внимание при организации творческой деятельности с подростковым возрастом, разработке творческих заданий с учетом деятельностного подхода в обучении, развитии таких умений как исследовательская, познавательная активность, самостоятельность.[41]

Б. И. Коротяев в книге для учителя «Учение - процесс творческий» обращается к изучению факторов педагогики сотрудничества ученика и учителя, реализуемая во взаимной творческой деятельности.[42] Достоинствами этой работы является указание условий организации творческой познавательной деятельности учащихся, включающий самостоятельный поиск идей и конструирование какого – то нового продукта учащимися на основе представленных методических рекомендаций. К недостаткам данного труда относится не рассмотрение аспектов социологических исследований педагогики творческих заданий, отсутствие примеров, фрагментов творческих заданий показывающих эффективность методических рекомендаций. Учитель может применять это методическое пособие в познавательной деятельности ученика является направленной на развитие самостоятельности, поиска и перебора возможных вариантов движения к цели. Пособие имеет образовательные возможности, поэтому автор отмечает создание условий для активного воспроизведения ранее изученных знаний, интерес к пополнению новых знаний.[43]

В конце 1980 гг. советские методисты, среди которых можно выделить А.П. Тряпицину делают попытки комплексного исследования закономерностей творческого развития школьников подросткового возраста в пособии «Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников». Представленные методические рекомендации можно характеризовать с положительной точки зрения, как хороший источник целостного изучения познавательных особенностей ребят при разработке творческих заданий. Однако данное учебно – методическое пособие не содержит практических разработок, как примеров повышения познавательной активности подростков. В том числе для развития направленности на создание чего – то нового, на достижение результатов от проделанной работы, разработки индивидуального стиля осуществления творческой деятельности.[44]

Начало 1990 гг. ознаменовано появлением новых направлений в исследовании потенциала творческих заданий. Этим новым направлением становится изучение методов определения индивидуальных творческих способностей у школьников подросткового возраста. Российский методист Г.А. Глотова пишет научную работу под названием «Творческая одаренность личности: проблемы и методы исследования», который имеет сугубо теоретическую направленность, не имеющую практических разработок по выбранной теме исследования. Тем не менее, методическое пособие имеет свои достоинства. Во–первых, стоит отметить логически построенную структуру, помогающую легко ориентироваться в методическом пособии, тщательно рассмотренные вопросы методологического введение, включающего содержание понятия творческие способности.[45] В том числе не оставлены без внимания уровни креативности учащихся, необходимые в учебном процессе с творческим подходом.[46] Одной из самых интересных глав является «Методы исследования творческих способностей», которая, к, сожалению, не поднимается выше изучения особенностей тестовой системы. К недостаткам данного методического пособия можно отнести не раскрытый в работе вопрос о применении творческих заданий в выявлении творческих способностей школьников, заявленном автором в предисловии. Учитель в своей педагогической практике может обращаться к материалам этого учебного пособия, при применении самостоятельно разработанных творческих приемов для согласования с теоретическими знаниями по этому вопросу.[47]

Следующим важным аспектом в процессе изучения методического потенциала творческих приемов является попытка ответить на главные для педагогического сообщества вопросы, связанные с разработкой эффективных творческих заданий. Теоретическое обоснование этого направления показано в методическом пособии В.А Бухвалова «Алгоритмы педагогического творчества». Несомненной научной ценность этого пособия является четкая структура, где автор показывает ступени для самостоятельной разработки творческих приемов в педагогической деятельности с подростковым возрастом. К недочетам автора можно отнести отсутствие примеров помогающих показать алгоритм разработки творческих заданий. Тем не менее, представленное методическое пособие, возможно, применять при теоретической разработке творческих приемов в обучении.[48]

Разработка методических пособий в области творческих заданий в конце 1990 гг. ознаменована потребностью создания собственных методик обучения основанных на креативной деятельности учащихся. Одной из первых методистов сделавших попытку разработки индивидуальных способов эффективного обучения была Е.М. Рендакова выпустившая методические рекомендации под названием «Мозаика творчества: методические рекомендации». Автором предложена методика ассоциативных приемов направленная на развитие образа мышления путем сотворческой деятельности учащегося и учителя.[49]

Методическое пособие имеет только теоретическое содержание, которое можно использовать для знакомства со способами развития творческого мышления учащихся в развивающей направленности. В том числе автор знакомит с теоретическими основами решения творческих задач, а также делает попытку изучения алгоритма построения творческого мышления у учащихся. Поэтому данное пособие можно применять на уроках, где предполагается использовать необычные приемы обучения.[50] Этому способствует глава посвященная введению в творческую деятельность.[51] Особое внимание в этой связи уделяется эмоциональным аспектам сотворчества с самим собой и учителем.[52] Особенно интересна глава, где предполагаемое сотворчество подробно характеризуется с учетом примеров из литературных произведений, цветовых ассоциаций, звуковых фрагментов, различных текстов. В связи с этим возможно знакомство, развитие способностей учащихся в работе с вышеназванными материалами с учетом специфики творческих заданий.[53]

В следующем пособии «Уроки развития творческого воображения» Е.М. Рендакова, продолжает тему творческой деятельности, остановившись на аспектах воображения подростков. К сожалению, автор не смог до конца реализовать потенциал избранной темы, поэтому к достоинствам можно отнести подробный теоретический анализ способов развития творческого воображения, но в пособии нет упоминания примеров содержащих фрагменты занятий с творческими приемами. Несмотря на наличие ряда недостатков это методическое пособие, возможно, применять с целью развития у человека культурного кругозора путем освоения индивидуально - творческого пространства, путем создания нового для себя и для окружающих.[54] В комплексе все это должно способствовать развитию творческого воображения у учащихся подросткового возраста.[55]

В начале 2000 гг. хорошо, известный в педагогической науке А.В Хуторской, предлагает собственную методику обучения школьников, которую представляет в рекомендациях для учителя под названием «Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: пособие для учителей». Методика автора пособия призвана помочь учителю выполнить гуманитарное исследование совместно с учащимся на основе творческой работы сопровождающей весь учебный процесс.[56] Пособие имеет ряд достоинств. Среди них оригинальной оглавление книги, которое отличается от работ предшественников. Такой особенность можно назвать деятельностный подход, выражающийся в побуждении учащихся к самостоятельной творческой деятельности в виде мотивационных модулей, вопросов для размешления.[57] Ко второму достоинству стоит отнести подробное рассмотрение таблицы развития умений с помощью выполнения творческих заданий.[58] Несмотря на представленные достоинства работа по своей структуре, содержанию имеет теоретическую направленность, хотя рассматриваются важные педагогические основы творческого обучения, касающиеся форм и методов эффективности творческих занятий, проблем контроля и оценки учебных результатов путем использования творческих заданий. К сожалению, столь интересная тема не получила освещения в социологическом ключе, не имеет примеров заданий и тяготеет к описательному характеру. На основе всего перечисленного можно сделать вывод о возможности применять данное методическое пособие при подготовке к занятиям, где предполагается развитие умений работы с разнообразными источникам информации в творческом ключе, а также для самостоятельного контроля своих знаний о педагогике творческой деятельности.[59]

Следующий вариант методики работы с творческими заданиями предлагают авторы В.Г. Рындак, А.В. Москвина в пособии для учителей «Личность. Творчество. Развитие». Пособие не имеет ярко выраженных особенностей, поэтому его структура, содержание является однотипным к уже имеющимся методическим разработкам других авторов. Тем не менее, авторы подробно анализируют основополагающие принципы педагогики творчества. В связи с этим содержание пособия включает педагогическое наследие мыслителей обращавшихся к вопросам творческой деятельности в подростковом возрасте, психологические концепции креативности в учебном процессе. Недостатками методического пособия является отсутствие научной новизны представленного содержания, практических примеров подкрепляющий теоретический материал.[60]

В 2005 г. методисты вновь обращаются к теме исследования выявления творческих способностей в подростковом возрасте, как следствие начинают выходить пособия, целью которых было помочь учителю разобраться во множестве способов решения этого вопроса. К такому типу методических пособий относится авторство А.В. Тараканов, В.П. Трусова «Экспериментальная психология творчества: учебное пособие». Авторы главным образом затрагивают проблемы измерения творчества с помощью тестовой системы.[61] Пособие представляет собой теоретическое содержание, где анализируются концепции креативной деятельности на примере трудов психологов XIX-XX вв. На фоне описательного характера пособия интересной является глава посвященная применение и постановка творческого эксперимента, где подробно изложены этапы эксперимента по выявлению творческих способностей.[62] К сожалению, рассматриваемые подходы к измерению креативности ограничиваются только тестовой системой, которая включает тесты без определения их достоинств и недостатков в применении в учебной деятельности.[63] Тем не менее, методическое пособие содержит основные требования к диагностике творчества в подростковом возрасте, что делает пособие важным для эффективного учебного процесса с творческой направленностью.[64] Поэтому представленную работу можно использовать при применении тестов, обработке и интрепритация результатов тестов в педагогическом процессе.[65]

C.В Евтушенко в работе «Педагогика творчества: учебно – методическое пособие» обращается к теоретическим аспектам творческих заданий. Методическое пособие не имеет ярко выраженных особенностей, поэтому достоинствами его являются тщательный анализ умений, которые развиваются с помощью творчества в учебном процессе. К таким умениям относятся социализация в процессе усвоения культурных ценностей образовательная компетентность учащегося, самостоятельность, готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися.[66] Недостатком данного методического пособия является однотипная структура, содержание, отсутствие научной новизны, практических приложений в виде методических рекомендаций по применению творческих заданий в старшей школе.[67]

Аналогичным по своей характеристике является пособие Е.М. Рендаковой «Педагогика творчества как путь воспитания интеллигента», которая также обращается лишь к научному наследию педагогов, психологов прошлого изучавших концепции творческой деятельности в целом. Автор же акцентирует внимание на связь научного опыта ученых и воспитательных аспектов в современной старшей школе. В связи с этим в пособии рассмотрены факторы развитие интеллекта учащегося через творческие идеи, творческие задания с учетом научных концепций ученых XIX-XX века. К сожалению, интересная идея автора методического пособия не нашла отражения в практическом выходе предложенного замысла. Тем не менее, к пособию можно обращаться, как к сборнику содержащему концепции творческой деятельности при разработке собственных творческих заданий в познавательном ключе.[68] Методические пособия конца 2000 гг предназначенные для учителей активно применяющих в своей деятельности творческие задания, по-прежнему, имеют теоретическую направленность, которая особенно проявляется в книге для учителя под авторством О.А. Халифаевой «Психология творчества: учебно – методическое пособие». Несмотря на описательный характер методического пособия, автор, анализирует подходы к изучению психологии творчества на примере креативных методов обучения. С точки зрения конструирования творческих заданий особенно интересна глава, посвященная созданию психологических условий развития креативности у старших подростков.[69]

Совсем иным представляется книга для учителя Л.П. Гурьевой « Психология творчества». По своему содержанию оно является, наболеет полным теоретическим материалом, изложенным в данной книге. Пособие дает возможность ознакомиться с такими разделами, как творческое мышление в старшем подростковом возрасте, творческие способности учащихся, методы их диагностики, а также развития креативности в образовательном учреждении посредством творческих заданий с учетом различных методов.[70] К положительным сторонам пособия можно отнести обращение к новым ранее не исследуемым темам психологии творческой деятельности, таких как комплексный анализ всех методов диагностики, а, не только ограничиваясь тестовой системой определения уровня творческих способностей. Кроме того большим шагом в изучении психологии творчества в помощь учителю стало формулирование в начале каждого раздела ряда проблем и рассмотрены возможные пути их решения. Таким образом, книга для учителя может быть использована при работе с творческими заданиями, как индикатор эффективности с учетом разных методов обучения. К недостаткам пособия относится отсутствие статистических данных по применению творческих заданий.[71]

Одним из последних методических пособий имеющих практическую направленность в виде разработок посвященных творческим заданиям можно назвать работу Н.Е Самсоновой «Технология творческого занятия: учебное пособие по курсу « Педагогика творчества». Главным отличием пособия от предыдущих авторов является наличие практических разработок, так как представлены анкеты, программы ориентированные на творческую деятельность в подростковом возрасте, которая поможет сформировать творческую среду, разработать и провести собственное занятие с креативными приемами обучения.[72] Методическое пособие делает особый упор на формирование у учащегося подросткового возраста мотивации к познанию, самовыражению. Поэтому возможно обращение к пособию в случае необходимости выявления индивидуальных творческих особенностей.[73]

Подводя итог анализу учебно – методических пособий стоит сказать о последнем на данный момент, вышедшем в 2010 г. Автор Н. И. Чернецкая в работе «Психология творчества» делает упор на теоретические основы психологии творческой деятельности, которая повторяет структуру и содержание предыдущих учебно – методических пособий.[74] Одним из главных достоинств является рассмотрение не только концепций психологов XIX-XX вв., но ранее не появлявшиеся на страницах методических работ вопросы педагогических факторов развития творческого мышления старших школьников.[75] В этой связи с методической точки зрения особенно интересно обращение к аспектам творческого мышления в старшем школьном возрасте.[76] К сожалению, методическое пособие не располагает статистическими данными относительно содержания, кроме того предлагаемые автором педагогические факторы творческих заданий не подкреплены примерами фрагментов занятий, которые их реализуют.[77]

В качестве вывода можно сказать о том что, методическая литература 1970 – 1980 гг. имеет компелятивный, описательный характер, выражающийся в расскрытии вопросов психолого-педагогических особенностей подросткового возраста, которые не находят практического выхода. Единственным дополнением является увлечение в конце 1980 гг. западной тестовой системой определения у учащихся творческих способностей, но отечественные методисты не обращаются к опыту западных педагогов и психологов для разработки собственных творческих заданий. Что касается методических пособия начала 1990 – начала 2000 гг то, они не имеют существенных отличий от советского периода, но опять же нет авторов предлагающих практические разработки по творческим заданиям в подростковом возрасте на основе полученных данных. То есть авторам советского, российского периода не удалось выйти на практический уровень исслелования творческой деятельности, которые заменяют кочующие из одного пособия в другое психологические концепции ученых начала XIX-начала XX века. К сожалению, в обоих случаях авторы не приводят результаты исследований направленных на знакомство читателей с интересами подростков 13 – 14 лет в области творческих заданий, поэтому учебные, учебно - методические пособия, включающие творческие задания имеют их однотипную структуру, формулировки заданий. Тем не менее, существуют методческие пособия, которые предлагают разработанные творческие задания в разных областях знаний, но комплексных научных трудов по использованию межпредметных связей в творческой деятельности не было выявлено. В рассматриваемых методических пособиях для учителей по русскому языку, литературе, отечественной истории, мхк, обществознанию проявляется недостаточное разнообразие творческих заданий, которые направлены на использование межпредметных связей, но, тем не менее, есть пересекающиеся с православной культурой.

Общим упущением всех авторов методической литературы является отсутствие интереса к социологическим исследованиям в рамках творческих заданий, что делает дальнейшее изучение этой темы особенно актуальным. Что касается методических пособий, посвященных преподаванию православной культуры в воскресной школе, где отводилась бы достаточная для своего педагогического потенциала роль творческих заданий, то на сегодняшний момент таких пособий не существует.


Просмотров 1804

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!