Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






I.1 Психолого-педагогические особенности подростков 13-14 лет



Большое значение в падении интереса к православной культуре имеют психолого-педагогические особенности подростков 13-14 лет. Еще в XVII веке Ян Амос Каменский впервые выделил подростковый возраст, как особый период жизни человека.[1] Существует несколько мнений об особенностях подросткового возраста. Немецкий психолог Шарлотта Бюллер выделяет подростковый этап, как негативный юношеский период, характеризующийся тревожностью, раздражительностью, агрессивностью, бунтарством, стремлением к самостоятельности, неподкрепляемой соответствующими физическими и психическими возможностями.[2] Такое же мнение высказывает отечественный психолог А.Н. Леонтьев, когда говорит о появлении чувства взрослости, смена авторитетов, сложности в образовательном и воспитательном процессах, подверженность вредному влиянию социума, возможность формирования социальной инфантильности, восприимчивость к делинквентному поведению.

Тем не менее, у него подростковый период имеет положительные стороны, такие как формирование «я - концепции», развитие самосознания, возникновение ситуации поиска и самоидентификации личности подростка.[3]

Можно сделать вывод о том, что учащихся 13-14 перестает интересовать процесс обучения в воскресной школе, поскольку не выполняются те функции, которые необходимы подросткам этого возрастного промежутка, согласно с их психолого-педагогическими особенностями, что ведет к прекращению посещения занятий, а в дальнейшем лишь 20 % подростков возвращается к изучению религиозной культуры. Одной из главных теоретических задач магистерской работы становится исследование психолого-педагогической литературы 1970 – 2000 гг обращающейся к творческим заданиям в подростковом возрасте. Этот временной промежуток выбран по причине наибольшего интереса исследователей к творческой деятельности в учебном процессе.

С конца 1970 гг. педагоги, психологи начинают обращать большое внимание на вопросы связанные с применением творческих заданий в педагогической деятельности. В этот период появляются первые научные публикации на эту тему. Автор одной из первых работ В.А. Левин «Воспитание творчества», основываясь на своем многолетнем педагогическом опыте, детально рассматривает роль детского, подросткового творчества, особенно обращая внимание на их самостоятельный, поисковый характер.[4]

В 1970 гг. под редакцией А.Н.Лука выходит пособие «Психология Творчества», в работе приводятся теоретические выводы, а также раскрывается роль творчества в жизни старших школьников, условия для организации творческого развития, методы выявления талантов.[5]



В 1980 гг. продолжает выходить большое количество научной литературы, пытающейся приоткрыть тайну творчества в подростковом возрасте. Одной из таких работ стало исследование, вышедшее в 1981 г. под авторством - Д.В. Богоявленской «Пути к творчеству» рассматривает роль творческого развития, различные пути учащихся к развитию своих творческих способностей, их роль в развитии старших школьников.[6]

В числе таких авторов также можно назвать Шумилина А.Т., который на основании своего научного исследования «Проблемы теории творчества» делает теоретические выводы о сущности, месте творчества в жизни подростка.[7]

В том же ключе о творческой деятельности в жизни школьников 13-14 лет повествует коллективная монография « Резерв успеха – творчество», представляющая собой исследование проблем творческого мышления и диагностики творческих способностей в подростковом возрасте на базе педагогики.[8]

Продолжая предыдущие исследования, И.П.Волков в своем пособии «Приобщение школьников к творчеству» обращается к теме развития творческих способностей, и на основе собственного многолетнего исследования предлагает модель оптимальных условий, основные положения, пути приобщения, учет, роль творческой деятельности в учебной деятельности.[9]

Комплексным трудом, подводящим итог исследованиям И.П.Волкова, стало пособие «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки, где обосновываются эффективные основы проектирования уроков с использованием творческих заданий, построение процесса обучения, разработка программы, учебных пособий, аспекты творческих уроков.[10]

Крупнейшим исследователем в области теоретического обоснования важности творческих заданий по праву считается В.И. Андреев в своей работе « Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности», где приводит методологические аспекты творческой деятельности, оценки творческих способностей, а также приводит методы воспитания творческой личности.[11]



М.М. Поташник в пособии «Как развивать педагогическое творчество» на основе современного автору передового педагогического опыта, автор, рассматривает пути и средства развития творческого потенциала в учебном процессе.[12]

С.С Гольдендрихт в работе «Диалектика и теория творчества» рассматривает актуальные проблемы использования творческих заданий. В центре внимания роль творческих заданий, как преобразователя действительности в свете развития способностей учащихся.[13]

В.С Шубинский в пособии «Педагогика творчества учащихся» раскрывает систему учебно-воспитательных творческих ситуаций, которые учитель может использовать для формирования творческой личности учащихся в разных областях знаний.[14]

Конец 1990- начало 2000 гг. открывают новую главу в области изучения творчества в учебной деятельности, как имеющего деятельностный характер. Труд В.Н. Николко. « Творчество, как новационный процесс» также выделяет особую роль, аспекты творчества.[15]

А.М. Матюшкин в труде « Развитие творческой активности школьников» также выделяет важную роль творческой деятельности учащихся старшей школы.[16]

Н.М. Гнатко обращается к теме качества креативности в подростковом возрасте в контексте психологических исследований на примере своей работы «Проблема креативности и явление подражания».[17]

Не менее важным является исследование А.А Кирсанова, Ж.А Зайцевой «Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе» рассматривающего роль, предпосылки, факторы, условия, содержания, форм, методов творческого развития учащихся.[18] А.В. Андреева «Педагогика творческого саморазвития» направленные на изучение взаимосвязи творческих заданий и саморазвития учащегося.[19]

В.Г. Рындак в монографическом исследовании « Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя» обосновывает необходимость применение учителем творческих заданий в педагогической деятельности.[20]

В.Г. Рындак в работе « Социализация и творческое развитие личности» подчеркивает роль творчества в развитии школьников подросткового возраста, где подчеркивает важность деятельного подхода, самостоятельной разработки учащимися творческих заданий.[21]

Е.М. Рендакова в монографии «Диалектика творческой деятельности» раскрывается представление о природе и сущности творческой деятельности.[22]

Я.А. Пономарев в крупнейшем многолетнем исследовании « Психология творчества: школа Пономарева» освещает историю и современное состояние психологии творческой деятельности.[23]

И. В. Пискарева в работе «Творческие способности, как объект исследования в педагогико – психологическом развитии ума и интеллекта» приводит обзор методов выявления творческих способностей.[24]

Можно сделать вывод о теоретическом характере психолого-педагогической литературы 1970-1980 гг. посвященных творческой деятельности в подростковом возрасте 13-14 лет, которая не предполагает практического выхода по-результатам исследования.

Однако в 1990-2000 гг. на первый план выходят иные аспекты, делающие попытки применять деятельностный подход, который способствует появлению практических разработок по творческим заданиям. К сожалению, авторы психолого-педагогической литературы посвященной творческой деятельности не представляют статистических данных, вариантов творческих заданий.

Я концепия.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!