Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Финансовое оздоровление в Японии (Начало 90-х годов ХХ столетия). Финансовое оздоровление в развивающихся странах



За время, прошедшее со дня окончания второй мировой войны, Япония превратилась в высокоразвитое индустриальное государство. Этот период можно разделить на 5 этапов.

1-й этап: 1945-1953гг. – послевоенное восстановление экономики, проведение жесткой государственной политики в области производства;

2-й этап: 1953-1973гг. – высокий темп промышленного роста, опиравшийся на высокую норму накопления, активное расширение и обновление производственного аппарата, становление и развитие массового производства, поддержка государством передовых отраслей – Япония становится второй по значимости индустриальной державой капиталистического мира.

3-й этап: 1973-1985гг. – нефтяные кризисы и, соответственно, перестройка экономики: ресурсосбережение; поворот в сторону ускоренного развития высокотехнологичных отраслей на базе микроэлектроники и информатики, экспертная ориентация;

4-й этап: 1985-1991 гг. – экономика «мыльного пузыря» - в результате «Соглашения Плаза» об интервенциях повышения курса йены вызвало экономический спад, поэтому правительство произвело беспрецедентное снижение процентных ставок. Пользуясь высоким курсом йены, предприятия выпускали за границей займы и облигации, получая почти беспроцентные капиталы. Большая часть этих средств направлялась на спекуляции в сфере недвижимости и земли, причем не только в Японии. Часть производства была перенесена в соседние страны, возрос импорт готовой продукции.

Таким образом, предприятия стали заниматься спекуляциями.

5-й этап: с1991 года – период депрессии, начавшийся с краха финансовых рынков. Помимо обычного для всякой рецессии «порочного круга», связанного со сжатием спроса, в Японии действовало еще 2. Один затрагивал финансовую систему. Другой был связан с необратимым «старением» населения в условиях недостаточно развитой, по мнению японцев пенсионной системы.

«Финансовый пузырь» на Японском фондовом рынке возник не только из-за избытка ликвидных средств, но и вследствие олигополистической структуры этого рынка и жестко регулируемого доступа к биржевой котировке своих акций.



90-е годы начались именно с того, что лопнул «финансовый пузырь» : индекс Никкэй, который в последний день биржевой торговли в 1989 г. достиг 38915 йен, в первый же день 1990 г. пошел вниз, дойдя в августе 1992 г. до уровняв 14309 йен. Подъем курсов сменялся их падением, снижение цен на землю продолжалось.

В 1996-1997 гг. начались банкротства банков, в ноябре 1997 прекратили существование 4 брокерские компании. Банки прибегали к кредитной дискриминации и закрывали компаниям кредитные линии по своему выбору. За 1999 год обонкротились17 тыс. компаний. Начались несвойственные для Японии банкротства крупных компаний.

В начале 90-х годов правительство попыталось оживить деловую активность путем бюджетных капиталовложений в строительство объектов инфраструктуры. В 1992-1995 гг. на эти цели было потрачено из бюджета 72 трлн. йен. Это был «золотой дождь» для строительных фирм, но реального оживления экономики он не принес.

Весной 1997 г. в попытке преодолеть кризис государственных финансов кабинет Рюсаро Хасимото повысил налоги на розничные продажи с 3 до 5% и принял жесткий бюджет, увеличив взносы предприятий в фонд социального обеспечения и отменив принятые несколько лет назад налоговые льготы. Падение цен на недвижимость и новый уровень налога на покупки – вот факторы, ударившие по кошелькам потребителей. Цены на квартиры, купленные в начале 90-х упали так, что их продажа не покрывала задолженности по закладным. Потребительские расходы населения не увеличивались, в то время как они оставались единственной надеждой экономического оживления.



Заморозился рост потребительского спроса, а в след за ним – частное жилищное строительство (его объем упал на 36%). Таким образом, Японскому правительству не удалось вывести экономику из застоя.

Кабинет Хасимото был вынужден прибегнуть к экстренным мерам для оживления экономики. Один за другим последовали несколько «пакетов» мер и финансовых вливаний в экономику. В октябре 1997 г. было предложено снизить налоги на земельные владения , курсовую прибыль, корпоративную прибыль, упростились процедуры сделок с земельными участками. В феврале 1998г. был принят закон о финансовой стабилизации, по которому Банк Японии выделил Правительству 30 трлн. йен на покупку долговых обязательств финансово нестабильных банков. В марте того же года кабинет министров выпустил целевой строительный заем. По официальным данным Управления экономического планирования Японии, в 1998-1999 финансовом году «дефляционный разрыв составил 3% ВВП. В апреле был предложен пакет налоговых послаблений и одновременно перед Парламентов поставлен вопрос о пересмотре закона о реформе государственных финансов.

Так, краткосрочная задача – вывод экономики из продолжительного застоя – вступила в противоречие с долгосрочной целью – реформированием бюджетной системы.

Правительство Кэйдзо Обути, который сменил Хасимото в июле 1998г, выдвинуло другие приоритеты. Был снижен подоходный налог, что могло повысить потребительский спрос.

И, наконец, новое Правительство через 8 лет после того, как лопнул «финансовый пузырь», поставило своей целью оздоровление финансовой системы. Программа получила название «тотального плана» оздоровления банковского сектора.

В 1997 г. было создано Агентство финансового надзора с целью определения безнадежных долгов японских банков.

Не дожидаясь программы правительственной поддержки, банки начали списывать подобные долги. И уже к 1997 году произошло болезненное для промышленности сокращение кредита. Оно крайне необходимо в долгосрочном плане, но в краткосрочном лишь затрудняет капиталовложения и создает опасность резкого падения курсов акций.

В марте 1998 все банки были разделены на «хорошие» и «плохие». Банки «черного списка» было предложено закрыть, а «хорошим» банкам было предложено выкупить то, что осталось от активов «плохих», за счет государственных вливаний.

В это же году были учреждены «банки-мосты», им были переданы лучшие вклады и активы банков черного списка.

Согласно правительственному плану срочного восстановления жизнеспособности японской финансовой системы 1998г, формировалась целая административная сеть. Администрация скупала все «плохие» долги у банков, находившиеся под внешним управлением у «банков-мостов» и у временно национализированных банков.

Также в это время создается Комитет по финансовому оздоровлению, осуществляющий надзор над банками. Комитет заставил банки, имеющие капитал ниже критического минимума, либо увеличить капитал, либо слиться с другими банками, либо закрыться.

Без финансового оздоровления и полной «расшивки долгов» Япония не могла рассчитывать на возобновление экономического роста, даже несмотря на мощный финансовый потенциал.


Просмотров 481

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!