Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Цель медицинского контроля за женщинами-спортсменками. Индивидуализация спортивной тренировки в женском спорте. 2-2



 

Регулярные занятия физическими упражнениями вызывают зна­чительные перестройки всех функций организма. При выборе средств и методов повышения общей и специальной необходим учет особенностей организма женщин. При этом основное внимание должно уделяться сохранению их здоровья и детородной функции.

В учебно-тренировочных занятиях особую осторожность следует проявлять при развитии у женщин силовой выносливости, обращая специальное внимание на повышение силы и силовой выносливости мышц брюшного пресса и тазового дна, имеющих большое значение для детородной функции. Изометрические упражнения необходимо сочетать с динам ическими.

Регулярное применение больших объемов тренировочных нагрузок, недостаточное соблюдение принципа постепенности в повышении их объема и интенсивности могут приводить, особенно у юных спорт­сменок, к неблагоприятным изменениям, прежде всего к нарушениям овариально-менструальных циклов (ОМЦ), их регулярности, интен­сивности и полному прекращению. Интенсивные тренировки с большим объемом нагрузок, начатые до начала периода полового созревания, могут задерживать срок на­ступления первых менструации, а после их наступления — приводить ко вторичному их исчезновению. Повышенные нервные и психические нагрузки во время соревнований у недостаточно под­готовленных спортсменок могут приводить к нарушениям ОМЦ, обморокам, быстрой утомляемости, снижению спортивных результатов.

На протяжении всего детородного периода женщины (от полового созревания в 12-13 лет до прекращения репродуктивной функции в 45-55 лет) функции ее организма подчиняются периодическим околомесячным колебаниям, специфичным только для женского организма.

Продолжительность ОМЦ колеблется от 21 до 36 дней, в среднем (у 60% женщин) — 28 дней.

Весь циклможно подразделить на 5фаз:

І фаза — менструальная (1-3 день, иногда до 7дней);

II фаза — пост­менструальная (4-12 день);

III фаза — овуляторная (13-14 день);

IV фаза — постовуляторная (15-25 день);

V фаза — предменструальная (26-28день).



В обычных условиях в различные фазы ОМЦ происходит не толь­ко перестройка гормональной активности, но и изменения функцио­нального состояния всех систем организма. В предменструальную и менструальную фазы, а также в овуляторные дни умственная и физическая работоспособность снижается, повышается функциональная стоимость выполняемой работы, возникает состояние физиоло­гического стресса.

в І фазе ОМЦ понижает кислородную емкость крови и, соответственно, аэробные возможности организма. При нагрузке больше обычного повышается частота сердцебиений и дыхания. Снижаются мышеч­ная сила, быстрота и выносливость, но улучшается гибкость.

во II фазе нормализуются функции организма, Облегчается автоматизация движений. Работоспособность организма повышается.

В III фазе Резко снижается работоспособность и повышается функциональная стоимость вы­полняемой работы, наблюдаются максимальные величины рабочего расхода кислорода.

В ІУ фазе происходит повышение уровня обменных процессов и работоспо­собности.

В V фазе От­мечается ухудшение остроты слуха и зрения. Изменяется самочув­ствие женщины — появляются раздражительность, утомляемость, тошнота, потеря аппетита, возможны жалобы на недомогание, боли внизу живота, в пояснице, крестце, головную боль. Работоспособ­ность падает.

Таким образом, работоспособность зависит от перестроек функ­ций организма женщины в различных фазах ОМЦ: в I, III и V фазах ухудшается функциональное состояние и снижается умственная и физическая работоспособность, повышается функциональная сто­имость выполняемой работы и возникает физиологический стресс, а во II и IV фазах ОМЦ работоспособность повышается



При построении тренировочных занятий необходимо учитывать особенности протекания специфического биологического цикла женского организма — овариально-менструального цикла.

Особую осторожность необходимо соблюдать при проведении тренировочных занятий в I, III и V фазах ОМЦ (менструальную, овуляторную и предменструальную), когда снижаются функциональ­ные возможности женского организма и падают результаты.

По данным итальянского Института спортивной медицины, снижение ра­ботоспособности во время менструаций среди высококвалифици­рованных спортсменок в возрасте 12-22 лет отмечали у 7,4% волей­болисток, 9,5% дзюдоисток, 12,5% баскетболисток и 9,1% фехто­вальщиц.

В эти фазы у бегуний на короткие дистанции снижается быстрота и сила, у гимнасток отмечаются наименьшие координационные воз­можности, у гандбол исток ухудшается общая и специальная работос­пособность, улыжниц снижается выносливость, у представительниц гребли уменьшается общая работоспособность, объем выполненной работы и интенсивность нагрузок, у баскетболисток снижаются ско­ростные качества, быстрота и точность передач, ухудшается такти­ческое мышление, особенно в последние минуты игрового времени, у велосипедисток ухудшается вестибулярная устойчивость и падают результаты шоссейных гонок; у пловчих снижается средняя дистан­ционная скорость и специальная выносливость

Лишь некоторые спортсменки высокой квалификации могут в ука­занные периоды успешно выступать на соревнованиях и тренироваться. Среди спортсменок высшего уровня мастерства постоянно трени­руются в стрессовые фазы ОМЦ 34%, тренируются периодически — 54%, не тренируются никогда — 12%.

В период специального микроцикла рекомендуется снижать общий объем нагрузок, применять упражнения на гибкость, на расслабление мышц, на развитие скоростных возможностей, на совершенствование спортивной техники. Следует использовать на­грузки преимущественно на мышцы рук. Противопоказаны гло­бальные статические нагрузки, силовые упражнения с натуживанием, прыжки, статические и динамические нагрузки на мышцы диаф­рагмы, таза и живота. С пловчихами рекомендуется проводить заня­тия на суше, избегать переохлаждений в воде. Общий объем нагрузок рекомендуют распределять по фазам ОМЦ следующим образом:

в I фазу—12 %,

в II фазу —30%,

в III фазу —10%,

в ІVфазу —35%,

в V фазу-13%.

Ведение дневника гинекологического самоконтроля помогает тре­неру и спортсменке ориентироваться в вопросах режима занятий и отдыха, способствует индивидуализации тренировочного процесса. При отсутствии нарушений в течении ОМЦ и хорошем самочув­ствии спортсменки могут продолжать занятия спортом и в менстру­альную фазу.

Следует также отметить особенности тренировочных занятий в связи с беременностью и родами. Считают, что в первые 3 месяца беременности спортсменки могут продолжать тренироваться, в последующие 3 месяца необходимо снизить нагрузку, ввести ог­раничения в выполняемые упражнения, а в последние 3 месяца — прекратить тренировки. Возобновление интенсивных тренировок после родов рекомендуется по прекращении кормления ребенка грудью.

 

Билет 31

2 Двигательное умение высшего порядка: определение понятий, характерные признаки 37

Двигательное умение высшего порядка (умение 2-го порядка) – автоматизированное выполнение действия в меняющейся обстановке и при концентрации внимания на условиях его выполнения. Оно - результат дальнейшего совершенствования техники. Умение высшего порядка является конечной целью обучения и заключается в умении применять изученные действия в реальной жизни или в спортивной борьбе. Умение высшего порядка у индивидуума может проявляться при использовании одного навыка, а также 2-х или нескольких навыков одновременно (марш- бросок с боевой стрельбой и метанием гранаты: бег, метание), параллельно или последовательно (бег 3000 м с преодолением препятствий).

Умение второго порядка отличается повышенной ролью сознания: необходимостью оперативно проанализировать сложившуюся ситуацию в условиях дефицита времени.

Отличительные особенности умения 2-го порядка:

1) наличие тактического мышления;

2) вариативность техники выполнения двигательного действия.

На данной ступени обучения действию, занимающийся приобретает индивидуальную технику.

Эти умения связаны с самостоятельным решением новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности. Например, в спортивных играх и единоборствах они теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью занимающихся. Чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать, ориентироваться, разгадывать намерения противника, быстро находить решения и др. По существу, именно умения высшего порядка и являются конечной целью обучения. Деление на три уровня владения двигательным действием является условным, не имеет стабильных границ разделения, но чрезвычайно полезно при определении образовательных задач.

 


Просмотров 867

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!