Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Классификация физических качеств 50



Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития фи­зических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, по­лучающая свое полное проявление в целесообразной двигатель­ной деятельности [4]. К основным физическим качествам отно­сят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и лов­кость.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направ­ленное воздействие на рост показателей физического качества.

В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяю­щие уровень двигательных возможностей человека (В. И. Лях, 1996).

Основу двигательных способностей человека составляют физичес­кие качества, а форму проявления - двигательные умения и на­выки. К двигательным способностям относят силовые, скорост­ные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способ­ности, общую и специфическую выносливость. Необходимо по­мнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстро­ты, под этим следует понимать процесс развития соответствую­щих силовых или скоростных способностей.

У того или иного человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерар­хия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков (В. И. Лях, 1996):

- анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов - сила, подвижность, урав­новешенность, строение коры головного мозга, степень функци­ональной зрелости ее отдельных областей и др.);



- физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем -- максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);

- биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечно­го сокращения и др.);

- телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);

- хромосомные (генные).

На развитие двигательных способностей влияют также психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).

 

 

Урок физической культуры- основная форма учебной работы в школе (требования к уроку, структура урока, постановка задач, подготовка учителя к уроку, организация урока, мотивация и активизация деятельности учащихся 2-25

Требования к уроку.Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований его организации и проведению. К основным из них относятся следующие.

1. Четкость постановки целей и задач. Урок решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. В ходе организации учебной деятельности на уроке преподаватель обеспечи­вает не только овладение двигательными умениями и навыками, развитие основных физических качеств, усвоение обязательного минимума знаний по физической культуре, но и содействует вос­питанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчивость, коллективизм и т.д.).



2. Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач. Внепрограммный материал может использоваться лишь с целью индивидуализации обучения.

3. Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока. Ни одна дидактическая цель или задача не может быть успешно решена без заранее обдуман­ного отбора учебного материала с учетом конкретных особеннос­тей темы, с одной стороны, и достигнутого уровня подготовлен­ности, возрастно-половых особенностей учащихся, с другой.

4. Тесная связь уроков с предыдущими и последующими. Каждый урок имеет преемственную связь по направленности педагогичес­ких задач, содержанию учебного материала, объемам и интенсив­ности нагрузок с последующими и предыдущими уроками.

5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Учебный процесс становится эффективным только при условии учета индивидуальных особенностей занимающихся и учебного материала.

6. Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения урока способствует формированию интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями и побуждает их к активной деятельности.

7. Обеспечение травмобезопасности урока.

8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной дея­тельности учащихся. На каждом уроке обеспечивается оператив­ное управление деятельностью учащихся. Оно осуществляется на основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занима­ющихся.

Структура урока и характеристика его частей.Каждый урок физи­ческой культуры состоит из трех функционально связанных со­ставных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изме­нения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок.

1. Подготовительная часть урока. Основная ее цель - подгото­вить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из этого в подготовительной части решаются следующие методические задачи:

- обеспечение первоначальной организации занимающихся и психического настроя на занятие;

- активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;

- обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);

- обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений).

Общая продолжительность подготовительной части составляет 10-20% от общего времени урока и зависит от продолжительно­сти занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.

2. Основная часть урока. Цель основной части - решение наи­более значимых оздоровительных, образовательных и воспитатель­ных задач, предусмотренных учебной программой и планом дан­ного урока.

В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование ус­военных ранее навыков проводится в середине или конце основ­ной части урока. Упражнения, требующие проявления скорост­ных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движении, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, свя­занные с силой и выносливостью, - в конце.

Продолжительность основной части урока зависит от продол­жительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др. В рамках школьного урока физиче­ской культуры она обычно длится 25-30 мин.

3. Заключительная часть урока. Цель заключительной части уро­ка - постепенное снижение функциональной активности орга­низма занимающихся и приведение его в относительно спокой­ное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методи­ческих задач:

- снижение физиологического возбуждения и излишнего на­пряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление самомассаж);

-регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);

- подведение итогов урока с оценкой преподавателем резуль­татов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмот­реть дальнейшее стимулирование сознательной активности зани­мающихся на последующих уроках);

- сообщение домашнего задания для самостоятельных заня­тий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест».

Постановка задач.Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи. В методике физического воспитания все задачи принято делить на три группы: образовательные, оздоровительные и воспитательные. Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физичес­кие упражнения.

В теории и практике проведения урока приняты следующие правила постановки и формулировки задач.

При обучении двигательным действиям задачи урока форму­лируются следующим образом:

1) при ознакомлении с двигательным действием: «Ознакомле­ние с техникой...» (и далее указывается то упражнение или отдельный его элемент, которое осваивается);

2) при разучивании двигательного действия: «Разучивание техники выполнения...»;

3) при совершенствовании двигательного действия: «Совершенствование техники выполнения...».

Первой на уроке решается задача ознакомления с техникой того или иного двигательного действия, второй - разучивания, третьей - совершенствования.

Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возмож­ного в определенном возрасте физического развития и физичес­кой подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния уп­ражнений на организм занимающихся.

Формулирование оздоровительных задач осуществляется сле­дующим образом: «формирование правильной осанки, добиваясь свободного ненапряженного положения туловища во время ходь­бы и бега», «развитие общей выносливости, используя кроссовый бег» и т.д.

При решении задач воспитания физических качеств рекомен­дуются формулировки с краткой терминологической записью, например: «Воспитание быстроты движений в беге на короткие дистанции», «Воспитание скоростно-силовых качеств при выпол­нении прыжка в длину с разбега» и т.д.

Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.

При решении задач воспитания личности формулировки конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и спецификой содержания учебного материала, например: «Воспитание смелости при соскоке с гимнастического козла», «Воспитание чувства выдержки в лыжных гонках на дис­танции 5 км» и т.д.


Просмотров 1937

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!