Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Методика формирования личностных качеств на уроках физического воспитания. 48



 

В возрастном развитии человека очень важная роль принадле­жит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и ре­альным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами вос­питания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

Взаимосвязь физического воспитания с умственным.Она прояв­ляется непосредственно и опосредованно.

Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физи­ческого воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладе­нием приемами практических действий и пр. (как выполнить дви­жения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распреде­лить силы на дистанции, в соревнованиях и др.).

Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогаще­нию и способствуют развитию умственных способностей, позво­ляют более эффективно использовать средства физического вос­питания в спортивной деятельности, жизни.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания со­ставляют необходимое условие для нормального умственного раз­вития детей.

В результате осуществления оздоровительных задач физическо­го воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.

Взаимосвязь физического воспитания с нравственным.С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание спо­собствует формированию положительных черт морального обли­ка человека. В процессе сложной и напряженной тренировочно-соревновательной деятельности проверяются и формируются мо­ральные качества молодежи, крепнет и закаляется воля, приоб­ретается опыт нравственного поведения.



С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию (например, результативность уроков физической культуры в общеобразовательной школе, средних спе­циальных учебных заведениях и др.).

На нравственной основе осуществляется воспитание спортив­ного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, силь­ной воли и других личностных качеств.

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим.Занятия фи­зическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм тело­сложения, воспитывается понимание красоты и изящества дви­жений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмо­ций, жизнерадостности, оптимизма.

Эстетическое воспитание развивает человека духовно, позво­ляет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стре­миться к нему.

Взаимосвязь физического воспитания с трудовым.Систематичес­кие занятия физическими упражнениями формируют организо­ванность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспи­тывают трудолюбие. Кроме того, выполнение занимающимися различных поручений педагога по самообслуживанию, ремонту спортивного инвентаря, оборудованию простейших спортивных площадок и пр. содействует формированию элементарных трудо­вых навыков.



Наиболее действенными методами воспитанияявляются:

- традиционно принятые - убеждение, упражнение, поощ­рение, принуждение и пример;

- инновационно-деятельностные (обусловлены внедрениями новых воспитательных технологий) - модельно-целевой подход, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;

- неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых людей, авторитетных из числа друзей и близ­ких);

- тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуаль­ным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и дей­ствий в специально заданных условиях) - социально-психологи­ческие тренинги, деловые игры и др.;

-рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной дей­ствительности).

Педагог должен найти правильный подход к каждому спорт­смену, уметь поддержать и развить в нем хорошие качества и за­датки, заботиться не только о спортивных результатах своего вос­питанника, но и о его отношении к учебе, его поведении, куль­турном росте.

Эффективность воспитательной деятельности педагога по физи­ческой культуре и спорту достигается:

- организацией целостного деятельностно-воспитательного процесса в соответствии с требованием законов, научными реко­мендациями и реальными потребностями;

- достижением социально-ценностной целевой и содержа­тельной направленностью воспитания, оптимальной его орга­низацией;

- обеспечением положительной мотивации в процессе заня­тий физическими упражнениями и спортом, раскрытием и задей­ствованием сущностного потенциала каждого занимающегося;

- достижением сплоченности спортивного коллектива (ко­манды);

- личным отношением к выполнению обязанностей на высокопрофессиональном, творческом уровне;

- всесторонним обеспечением воспитательного процесса.

Требования к личности преподавателя (тренера) как воспита­теля.От преподавателя во многом зависит формирование лич­ности его учеников. Критерии педагогического мастерства скла­дываются из совокупности деловых и личных качеств препода­вателя.

Обязательными деловыми качествами преподавателя физичес­кого воспитания (тренера по виду спорта) должны быть: понима­ние идейных основ воспитания в нашей стране, знание своего дела, умение обучать движениям и воспитывать физические каче­ства, умение организовывать коллектив занимающихся и нахо­дить важный подход к ученикам, умение наблюдать и учитывать результаты учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим предметом, быть культурным.

К основным личным качествам, которыми должен обладать преподаватель (тренер), относятся: творческая активность, гиб­кость ума, трудолюбие, честность, бескорыстие, принципиаль­ность, выдержка, требовательность, скромность, культура.

 


Просмотров 1120

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!