Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Психологическая характеристика видов спорта. Психологическая систематика видов спорта 2-28



Проблема психологической специфики вида спорта, соревновательного упражнения, спортивного амплуа становится все более актуальной поскольку резервы человеческой психики - одна из надежд на дальнейшее повышение спортивных достижений и снижение продолжительности сроков подготовки высококвалифицированных атлетов.

До сих пор нет общепринятой психологической классификации видов спорта, не говоря уже о специфике соревновательных упражнений или спортивных амплуа. Отечественные и зарубежные классификации, как правило, не охватывают и половины существующих видов спорта, а до соревновательных упражнений и амплуа вообще дело не доходит.

В спортивной психологии еще не сложилось однозначного подхода к решению проблемы психологической характеристики (классификации) видов спорта. Среди используемых до сих пор подходов можно выделить два основных: эмпирический и теоретический.

Эмпирический подход широко принят в американской и западноевропейской психологии спорта; не отказываются от него и отечественные специалисты. Он предполагает выделение (фиксацию) наиболее устойчивых характеристик личности, присущих представителям того или иного вида спорта. К числу таких характеристик обычно относят мотивацию, активацию, агрессию, тревожность, общительность, эмоциональную выразительность и устойчивость, интеллект, антиципацию, уровень притязаний.

Определенный профиль личности, построенный на таких характеристиках, должен, по мнению исследователей, отличаться от профиля неспецифической выборки, а сами характеристики должны иметь тенденцию к развитию по мере занятий данным видом спорта.

Специалистам также хорошо известны факты психических различий между представителями различных видов спорта или разных амплуа в одном и том же виде спорта, встречающиеся гораздо чаще, чем различия между спортсменами конкретного вида спорта и лицами, не занимающимися спортом. К тому же выборки высококвалифицированных спортсменов невелики, что снижает ценность их сопоставления с многочисленными неспецифическими выборками.



Представляется, что развитие любого из перечисленных выше качеств личности и их сочетания может быть достигнуто и в сфере деятельности, не связанной со спортом.

Еще один аргумент против эмпирического подхода в развитии науки выразил знаменитый физик А. Эйнштейн: "На опыте можно проверять теорию, но нет пути от опыта к теории".

Теоретический подход к построению психологической характеристики (классификации) видов спорта обычно сопряжен с установлением некоторого небольшого (от 2 до 6) числа факторов, позволяющих сопоставлять, ранжировать виды спорта по степени необходимости преодоления этих психических преград в ходе занятий данным видом спорта. Эти факторы имеют характер объективных требований к психике спортсмена. В качестве таких факторов обычно выступают: быстрота действий в малопрогнозируемых ситуациях, вероятность травмы, косвенный или непосредственный контакт с соперником.

Такого рода классификация предложена нашим соотечественником Т.Т. Джамгаровым 1979. В ней учитывается характер противоборства (непосредственный или опосредованный), характер контакта с противником (жесткий физический, физический, условный физический, отсутствие физического контакта), а также характер взаимодействия с партнерами и соперниками (совместные взаимодействия, индивидуальные действия, совместно-синергичные действия).

В основе рассмотренных выше классификаций лежат факторы, вызывающие стресс в том или ином виде спорта. По мнению специалистов (в том числе и самих их авторов), такие классификации охватывают далеко не все виды спорта и не затрагивают область спортивных амплуа. Кроме того, вне данных теоретических моделей остаются весьма значимые для результата, но не стрессирующие факторы: эмоциональная выразительность, интеллект, сложность координации движений, эргономические особенности, цикличность.



 

Современный спорт многообразен. Многообразие его выража­ется: 1) в большом количестве видов спорта; 2) в большом числе соревновательных упражнений, входящих в отдельные виды спорта; 3) в исключительном разнообразии содержательной и процессу­альной стороны спортивной деятельности (биомеханические, энер­гетические, средовые и психологические особенности).

Для организации психологического анализа спортивной дея­тельности принято группировать все виды спорта и соревнова­тельных упражнений.

Наиболее рациональна систематика видов и соревновательных упражнений в спорте, разработанная Т.Т.Джамгаровым.

Исследова­ния показали, что конкретные формы взаимодействия спортсме­нов зависят от особенностей вида спорта, и это определяет, глав­ным образом, психологическую специфику. Существует две основные формы взаимодействия: 1) по отношению к противни­ку — противоборство; 2) по отношению к партнерам — взаи­модействие.

Противоборство характеризуется наличием прямого или косвен­ного психологического (может быть, и физического) контакта меж­ду спортсменами и отличается конфликтностью взаимоотношений. Оно может иметь различную степень остроты, которая зависит от особенностей спорта, значимости соревнований и индивидуально-психологических особенностей спортсменов-участников.

Взаимодействие партнеров протекает как сотрудничество, вза­имная помощь, поддержка, согласование и координация совмест­ных усилий.

Эффективность взаимодействия зависит от умений и навыков взаимодействия, сплоченности, психологического климата коман­ды, совместимости и др.

В результате разработки систематики многообразие видов спорта было сведено до девяти групп (см. схему 3). Виды спорта, отнесен­ные к одной группе, действительно имеют много общего в психо­логическом отношении, несмотря на различия по другим показа­телям. Например, для видов спорта девятой группы характерна однонаправленная психическая активность. Психическая структу­ра соревновательной деятельности гимнаста, прыгуна с трампли­на на лыжах и слаломиста включает в себя: максимальную кон­центрацию внимания, настройку перед выходом на старт, при­емы самоконтроля за ключевыми составляющими техники, умение противостоять сбивающим факторам

Систематика видов спорта

1. 1. Футбол, хоккей, регби, ручной мяч, баскетбол, водное поло.

2. 2. Бокс, борьба, фехтование.

3. 3. Волейбол, теннис и бадминтон, (парный разряд)

4. 4. теннис, бадминтон (одиночный разряд

5. 5. Гребля, (кроме одиночек), батут (синхронные прыжки.

6. 6. Легкая атлетика, лыжи, плавание (эстафеты)

7. 7. Бег, ходьба, лыжные гонки, велогонки (индивидуальные гонки)

8. 8. Фигурное катание (парное), акробатика (парное)

9. 9.Спортивная гимнастика, акробатика, тяжелая атлетика.

 

 

 


Билет 19


Просмотров 2390

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!