Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Педагогический (Психологический) анализ урока физической культуры как фактор повышения качества учебно-воспитательного процесса по физической культуре. 45



Деятельность учителя физической культуры носит педагогический характер. Решение любой педагогической задачи всегда проходит ряд этапов: анализ ситуации, выдвижение гипотез и прогнозирование способов ее решения, выбор оптимальных условий для решения, наконец, реализация задуманного плана. Все это требует определенных умений.

Чтобы сформировать у учителя умение успешно решать педагогические задачи на уроке, рекомендуется использовать специально разработанную систему самостоятельного психологического анализа урока. Эта система условно делится на три направления: 1) воспитательное – развитие личности ученика, формирование его нравственности, мировоззрения; 2) методическое – разбор урока (обоснование целей и задач, содержания и организации в соответствии с уровнем подготовленности школьников, их интеллектуального развития, с возрастными и индивидуальными особенностями); 3) проблемное, представляющее современный взгляд на урок, т.е. на совместную деятельность с двумя адресатами: учеником (что дает ему данный урок в плане развития) и учителем (урок является инструментом совершенствования собственных профессиональных умений, качеств личности).

Психологический анализ урока имеет свои этапы:

1) предваряющий (подготовка к уроку);

2) текущий (непосредственное проведение урока);

3) ретроспективный (аналитический разбор и опенка проведенного урока).

Предваряющий этап. Составление плана предстоящего урока. При этом учитываются: содержание учебного материала, цель и задачи урока, методы и средства обучения, уровень профессиональной подготовленности, личностные качества учителя, возрастные и индивидуально-психологические особенности школьников (их умственное развитие, склонности и интересы, особенности эмоциональной и волевой сфер, отношение к учебной деятельности и к данному учителю. Значение имеют и способности учеников к усвоению учебного материала). Кроме того, следует учитывать наличие необходимого спортивного оборудования, инвентаря, степень пригодности мест, планируемых для проведения урока.



Текущий этап. Здесь учитель должен уметь: видеть уровень готовности учеников к уроку, наблюдать за дисциплиной в течение всего урока, замечать психофизическое состояние школьников, правильно воспринимать реакцию воспитанников на свои вопросы, замечания, распоряжения, приказы и просьбы; внимательно слушать и понимать ответы и вопросы учащихся; постоянно держать в поле зрения весь класс; организовывать наблюдение учеников как за учебным материалом, так и за действиями их товарищей; воспринимать реакцию детей на собственные объяснения; определять темп работы класса в целом, затруднения, глубину усвоения изучаемого материала, типичные ошибки; учитывать особенности учебной деятельности отдельных групп школьников (сильные, средние, слабые) и существующие особенности в своей работе, действиях отдельных учеников; контролировать свое поведение и речь, соблюдать взаимосвязь деятельности школьников и собственной деятельности.

Ретроспективный этап. Сравнительный анализ информации, полученной в ходе проектирования урока и его реализации. Проводится оценка правильности задач, методов и средств, выбранных для объяснений и обоснований теоретических высказываний и проведенных на уроке практических действий. Учитель должен выявить достоинства и недостатки проведенного урока. Наметить пути для устранения слабых сторон.

Психолого-педагогический анализ урока физической культуры



Наблюдая за проведением урока по физической культуре, выделить особенности взаимодействия учителя и учеников, какие при этом проявились их личностные качества и способности и к каким результатам (образовательным, воспитательным и развивающим) это взаимодействие привело. В процессе психологического анализа урока следует больше обращать внимание на стиль, особенности педагогического общения, реакции педагога и учеников (в мимике, жестах, действиях, словах); на средства и методы, применяемые на уроке, его построение и организацию; всё подкреплять примерами. С целью более полной характеристики урока необходимо опираться на предложенные ниже позиции в динамике урока (в подготовительной, основной и заключительной частях)

Написание анализа урока рекомендуется выполнять в форме рассказа, опираясь на представленную структуру.

Структура психолого-педагогического анализа урока по физической культуре

1.Особенности деятельности и личности учителя

- Отношение учителя к своему делу, детям (как это проявилось?).

- Какие профессиональные и личностные качества (способности) проявил учитель на уроке (где и как это было выражено?).

Профессионально-педагогические качества: педагогическая эрудиция, педагогическое мышление (практическое и диагностическое), педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость и др.

Педагогические способности: экспрессивные, дидактические, организаторские, перцептивные, психомоторные, мажорные, гностически и др.

Личностные качества учителя: внимательность, справедливость, доброта, отзывчивость, доброжелательность, принципиальность, эмоциональность, тактичность, инициативность, требовательность, выдержка и мн. др.

- Направленность личности учителя (на результат или на развитие. Почему сделаны такие выводы?).

2. Особенности проявления учеников на уроке

- отношение (позитивное или негативное) учащегося (учащихся) к уроку, настроение и другие психические состояния (стресс, напряжённость и.т.д.) в динамике урока; анализ причин.

- реакции на задания, оценку, замечания, шутки учителя (радостные, нейтральные или недовольные реакции; проявляются ли в дальнейшей активности, интересе к деятельности и др.).

- Вопросы, задаваемые учителю. Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока.

-интеллектуальная активность, внимательность.

3.Особенности взаимодействия учителя и учеников

- стиль педагогического общения (авторитарный, демократический, либеральный).

- проявление учеников как субъектов или объектов образовательной деятельности на уроке (обосновать).

- психологический климат в классе (благоприятный или неблагоприятный – в чём это проявилось. Как поддерживает учитель атмосферу радостного, искреннего общения ребят с ним и с друг другом, форма, манера обращения детей друг к другу и др.).

4. Организация обучения на уроке

-Рассказ учителя: доступность, последовательность изложения, его конкретность или абстрактность, выделение главного, прослеживание логической связи и т.п., характер изложения (эмоциональное или монотонное и т.п.: в чём проявилось).

- Темп работы. Достаточность повторений для решения поставленных образовательных задач.

- Какие приёмы активизации учащихся использовались на уроке? Было ли проблемное обучение? (обосновать).

- Принятие, отвержение или использование ответов, высказываний ученика. Педагог выявляет, дополняет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений школьника, связывает с учебной ситуацией или нет.

- Какие познавательные психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение) и как развивались на уроке?

- Осуществление оценивания (форма: балльная, в виде высказывания, объяснение, почему поставлен тот или иной балл, содержательное или общее оценивание, указание на прошлые заслуги и недостатки ученика, отсутствие объяснений).

- Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода (где и как проявилось?).

- Являлось ли обучение на уроке развивающим и почему (как вывод).

5. Воспитательное значение урока

- Выделить присутствие похвалы, одобрения или порицания, критики ответа или действий школьника, его поведения(не смешивать с оценкой!). По каким признакам Вы это определили (одобрительное покачивание головой, слова «Так…», «Продолжай», «Правильно» или противоположные действия и слова и др. – как часто, насколько своевременно).

- Какие педагогические приёмы способствовали формированию предпосылок для воспитания каких качеств личности учеников: нравственных (по отношению к другим людям), этических (связанных с правилами поведения), эстетических (связанных с восприятием прекрасного), волевых (целеустремлённость, настойчивость, смелость, инициативность и др.).

- Распоряжения, указания, приказы. Форма. Необходимость и своевременность. Ваши предложения.

- Влияние заданий на уроке на формирование самооценки школьника (создание «ситуации успеха» и др.)?

6.Психическая нагрузка на уроке

Можно охарактеризовать проявления интеллектуальной, эмоциональной, волевой нагрузки. Выделить степень оптимальности нагрузки в динамике урока, её влияние на выполнение учениками физических упражнений.

7.Предложения по оптимизации построения урока с психолого-педагогической точки зрения

Сформулировать рекомендации по оптимизации организационной, воспитательной деятельности педагога.

 

2. Комплексный контроль в процессе тренировки. 46

Комплексный контроль- это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, пси­хологические, биологические, социометрические, спортивно-ме­дицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регист­рируются три группы показателей:

1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2) показатели функционального состояния и подготовленнос­ти спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

3) показатели состояния внешней среды.
Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тес­тах. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.). В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой груп­пы, является основой для оценки физического состояния спорт­смена.

Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (напри­мер, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специ­фическая особенность этих тестов заключается в выполнении не­предельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение мак­симально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, био­химических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов -- необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, разли­чают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль - это контроль за оперативным состоя­нием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению оче­редной попытки, очередного упражнения, к проведению схват­ки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спорт­смена на тренировочные или соревновательные нагрузки, каче­ство исполнения технических приемов и комбинаций в целом.

Текущий контроль - это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его тех­ники и тактики.

Этапный контроль - это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально орга­низованных условиях.

На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и сла­бые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса.

Основное содержание комплексного контроля и его разновидности

 

 

 

 

 

 

 

 

Разновид­ности ком-   Направления контроля  
       
плексного Контроль за соревновательными Контрольза состоянием Контрольза состоянием
контроля и тренировочными воздействиями и подготовленностью спортсменов внешней среды
Контроль соревновательной Контрольтренировочной
  деятельности (СД) деятельности (ТД)    
Этапный а) измерение и оценка а) построение и анализ Измерение и оценка по- За климатическими
  различных показателей на динамики нагрузки на казателей контроля в факторами (температура,
  соревнованиях, этапе подготовки специально организо- ачажность, ветер.
  завершающих определен- б) суммирование нагрузок ванных условиях в конце солнечная радиация).
  ный этап подготовки по всем показателям за этап этапа подготовки за качеством инвентаря,
  6) анализ динамики и определение их   оборудования, покрытий
  показателей СД на всех соревнованиях этапа соотношения   спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и трениров­ки, скольжением.
Текущий Измерение и оценка а) построение и анализ Регистрация и анализ
  показателей на динамики нагрузки в повседневных измерений поведением зрителей и объективностью судейства
  соревновании, микроцикле тренировки подготовленности спорт-
  завершающем макроцикл б) суммирование нагрузок сменов, вызванных сис- на соревнованиях и их
  тренировки (если она по всем характеристикам за тематическими трениро- влиянием на результаты в
  предусматривается планом) микроцикл и определение их содержания вочными занятиями спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях
Оператив- Измерение и оценка Измерение и оценка фи- Измерение и анализ по-
ный показателей на любом зических и физиологиче- казателей, информативно  
  соревновании ских характеристик на­грузки упражнений, серии упражнений, тренировоч­ного занятия отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий  

 

 


Просмотров 3873

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!