Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Гигиенические требования к спортивным сооружениям. 2-21



 

Спортивное сооружение - это специальное сооружение, обеспечивающее проведение занятий массовой оздоровительной физической культуры, учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

Спортивные сооружения подразделяются на основные, вспомогательные и сооружения для зрителей. Основные сооружения предназначаются непосредственно для занятий физической культурой и спортом, вспомогательные - для обслуживания занимающихся и участников соревнований (гардеробы, душевые, массажные, бани, судейские комнаты, помещения для размещения административных, хозяйственных, инженерно-технических служб).

Сооружения для зрителей включает: трибуны, павильоны, фойе, буфеты, санузлы.

В зависимости от функционального назначения выделяют отдельные (для одного вида спорта) и комплексные сооружения (несколько сооружений, объединенных территориально). В зависимости от масштаба спортивные сооружения в городе подразделяются на микрорайонные, районные, межрайонные, общегородские, республиканские и центральные.

Состав отдельных спортивных сооружений и их комплексов, а также количество в них мест для зрителей устанавливаются в зависимости от численности населения, проживающего в конкретном населенном пункте, значение спортивного сооружения в физкультурно-спортивном обслуживании населения.

Основным элементом структуры стадиона служит спортивное ядро (футбольное поле с трибунами для зрителей, беговая дорожка и секторы для занятий легкой атлетикой). К комплексным сооружениям относятся и школьная спортивная площадка, также имеющая в своем составе школьное спортивное ядро со скамейками для зрителей.

Спортивные сооружения должны отвечать определенным гигиеническим требованиям, обеспечивающим оптимальные условия лицам, занимающимся физической культурой и спортом. Эти требования регламентируются соответствующими строительными и санитарными нормами и правилами Министерства здравоохранения, отраслевыми нормативно-методическими документами Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму.



Гигиенические требования ко всем спортивным сооружениям независимо от их типа нормируют следующие элементы:

-место расположения спортивных сооружений в черте населенного пункта;

- ориентацию спортивных сооружений;

-транспортную доступность;

-планировку;

-состояние окружающей среды (воздуха, воды, почвы);

-характер озеленения и площадь зеленных насаждений;

-уровень интенсивности шума;

- микроклимат спортивных сооружений (относительная температура и влажность, скорость движения воздуха).

Спортивные сооружения строятся с наветренной стороны (с учетом розы ветров) от промышленных предприятий и жилищно-бытовых объектов, загрязняющихся воздух (промышленных предприятий, крупных автомагистралей, свалок) на расстоянии, установленном для каждого объекта, загрязняющего воздух (санитарно-защитная зона).

Особое внимание при строительстве спортивных сооружений уделяется выбору участка застройки, оценки характера почвы на нем. Загрязнение почвы не должно превышать степени, при которой теряется ее способность к самоочищению и минерализации содержащихся в ней органических веществ.

К строительным материалам, применяемым при строительстве спортивных сооружений, предъявляются следующие гигиенические требования:

низкая теплопроводимость;

низкая звукопроводимость;

малая гигроскопичность;

достаточная воздухопроводимость.

При строительстве спортивных сооружений наиболее широко используются железобетон и кирпич, для отделки и облицовки помещений - полимерные материалы. Их выбор обусловлен тем, что они обладают хорошим звуко- и термоизоляционными свойствами, удобны для уборки.



Для полов в спортивных залах применяются деревянные покрытия, в раздевалках, гардеробах, буфетных, массажных комнатах, коридорах - линолеум, обладающий хорошими теплоизоляционными качествами. Такое покрытие позволяет систематически проводить влажную уборку полов при помощи уборочных машин. Допускается применение линолеума и в спортивных залах. В помещениях, требующих хорошей гидроизоляции (душевых, туалетах, ванных), пол покрывается керамической плиткой.

Выбор конкретных отдельных материалов, применяемых при строительстве спортивных сооружений, строится на основе следующих основных гигиенических требований. Они должны быть:

безвредными для здоровья человека;

достаточно долговечными;

с высокими тепло- , звуко- и гидроизоляционными свойствами;

удобными при уборке.

Транспортная доступность спортивных сооружений. К ним должны вести удобные подъездные пути, а расстояние до остановки общественного транспорта не должны превышать 500 м.

. В соответствии с гигиеническими нормами и правилами ширина зеленых насаждений по периметру земельного участка должны быть не менее 10 м. При этом используется такие виды деревьев и кустарников, которые обладают хорошей пылезащитной способностью.

Ориентация спортивных сооружений. При строительстве спортивных сооружений обязательно учитывается их ориентация по сторонам света. От этого зависит величина солнечной радиации, поступающей через окна в отдельные помещения спортивных сооружений.

Гигиенически оптимальной считается ориентация окон спортивных сооружений на юг и юго-восток, расположение длительной оси крытого спортивного сооружения с востока на запад или с северо-востока на юго-запад.

. Поэтому площадки для спортивных игр, а также спортивное ядро стадиона ориентируются по продольным осям в направлении север-юг с допустимым отклонением не выше 20°. Места для толкания ядра, метания диска, молота, копья ориентируются на север, северо-восток или восток.

В спортивных сооружениях применяется естественное и искусственное освещение. Освещение спортивных сооружений должно отвечать следующим основным гигиеническим требованиям, а именно:

-достаточным по уровню, равномерным, без блескости;

-спектр искусственного освещения должен приближаться к дневному свету;

- искусственное освещение должно быть равномерным, немерцающим.

Прямое естественное освещение должно иметь спортивные залы, залы ванн бассейнов, крытые катки, кабинеты врача, служебные помещения.

Естественное освещение спортивных сооружений. Его источник - солнечные лучи. Уровень естественного освещения спортивных сооружений зависит от их ориентации, устройства и площади окон, качества и чистоты оконного стекла. Оптимальной высотой верхнего края окон от потолка помещения, обеспечивающей наиболее глубокое проникновение солнечного света в спортивное помещение, считается расстояние 15-30 см. Подоконники должны располагаться не ниже 0,75 - 0,9 м от пола помещения. В спортивных залах оконные проемы размещаются в продольных стенах, с подоконниками на уровне не ниже 2 м от пола. В спортивных залах предусматривается боковое освещение только в одной из стен, при этом не допускается его западная и юго-западная ориентация.

Искусственное освещение спортивных сооружений. Для этого используются люминесцентные лампы.

В сравнении с лампами накаливания люминесцентной лампы имеют следующие основные преимущества:

-их световой спектр значительно ближе к солнечному, чем у ламп накаливания;

- они дают наиболее "мягкий", рассеянный и равномерный свет с почти полным отсутствием теней и бликов на освещаемой поверхности;

-их яркость во много раз меньше, чем у ламп накаливания (это позволяет применять их в спортивных сооружениях без абажуров).

Освещенность спортивных сооружений оценивается в горизонтальной, а в некоторых спортивных сооружениях и в вертикальной плоскостях. Минимальной уровень горизонтальной освещенности спортивных залов, в бассейнах (на поверхности пола зала и поверхности воды бассейна) должен быть соответственно не менее 150 и 50лк, спортивных арен - не меньше 1000лк, трибун для зрителей - 500лк.

Оптимальные микроклиматические условия в крытых спортивных сооружениях создаются с помощью систем отопления и вентиляции.

В спортивных сооружениях применяются, как правило, центральное отопление (водяное, паровое и воздушное).

Основные гигиенические требования к системе отопления спортивных сооружений. Она должна позволять:

- поддерживать в отдельных помещениях нужную равномерную температуру воздуха при любых колебаниях температуры наружного воздуха;

- поддерживать необходимое качество воздушной среды.

Система отопления спортивных сооружений должна обеспечивать в них определенную температуру даже в самую холодную для данной местности погоду. Величина гигиенических оптимальных температур для различных спортивных сооружений зависит и от возможного количества присутствующих зрителей. Например, оптимальная температура воздуха для спортивных залов при отсутствии мест для зрителей составляет 15°С, для крытых катков - 14°С, для огневой зоны крытых тиров - 18°С.

В спортивных залах вместимостью до 800 зрителей температура воздуха для холодного периода года должна быть 18°С и не более 3°С выше этой температуры в теплый период года. В залах вместимостью 800 зрителей расчетная температура в холодный период года составляет 18°С, в теплый - не выше 25°С. Расчетная температура для раздевалок и душевых, санитарных узлов - 25°С, физкультурно-оздоровительных сооружений не менее 18°С.

Микроклиматические условия в спортивных сооружениях во многом зависят и от относительной влажности и подвижности (скорости движения) воздуха. Гигиенически оптимальная относительная влажность воздуха в спортивных сооружениях составляет в холодный период года 40-45%, в теплый - 50-55%. В спортивном сооружении, в зонах нахождения занимающихся, подвижность воздуха должна быть не более 0,3м/с, в спортивных залах для борьбы, настольного тенниса и в крытых катках - не более 0,5 м/с. этим требованиям в наибольшей степени отвечает водяное отопление низкого давления.

В спортивных залах радиаторы отопления должны закрываться защитными решетками, находящимися в одной плоскости со стеной.

В плавательных бассейнах рекомендовано применять воздушное отопление, системами вентиляции, естественной и искусственной.

В соответствии с гигиеническими требованиями в спортивных залах воздушный куб равен 30м2, объем вентиляции - 90м2 на человека в час. Иначе говоря, требуется такая мощность вентиляционных систем, которая бы могла обеспечить не менее чем трехкратный обмен воздуха в них за час. Например, в спортивных залах, в залах ванн крытых бассейнов для воздухообмена предусматривается подача не менее 80м2 наружного воздуха в час на одного занимающегося и 20 м2 - на одно зрительное место.

Для удаления загрязненного воздуха оборудуется сеть вытяжных каналов. Они выводятся в общий коллектор на потолочном перекрытии спортивных сооружений, и уже из него воздух удаляется при помощи мощного вентилятора

Современная и гигиенически наиболее приемлемая система искусственной вентиляции спортивных сооружений - кондиционирование воздуха. Она автоматически поддерживает в течение достаточного времени заданные оптимальные параметры воздушной среды: температуру, относительную влажность, скорость движения (подвижность) и чистоту воздуха.

Постоянная принудительная циркуляция воды в бассейне через различные фильтры, системы обеззараживания воды считается хлорирование. Уровень остаточного хлора в воде искусственного бассейна должен быть не меньше 0,2-0,4 мг/л.

Для обеззараживания воды бассейнов используются и другие средства, например ультрафиолетовое облучение, озонирование, химические средства (медный купорос).

Длина ванн бассейнов может быть 25 м (малые) и 50 м (большие), ширина - 10, 12, 15, 21 и 25 м, ширина дорожки - не меньше 2,25 м.

С внутренней стороны ванна бассейна облицовывается кафельной плиткой. Вдоль стен на уровне поверхности воды оборудуются специальные желоба для слива в канализацию поверхностного загрязненного слоя воды. По периметру оборудуются подогреваемые дорожки шириной 1,5-2 м и температурой 28 - 31° С. трибуны для зрителей отделяют от дорожек специальным барьером.

Температура воды в бассейнах нормируется. Например, для плавания она должна составлять 26 - 27° С; для прыжков в воду и игры в водное поло 28° С.

Нормируется и прозрачность воды бассейна. Уровень прозрачности должен быть таким, чтобы можно было видеть белый диск диаметром 20см в любом месте дна.

Светловой коэффициент зала бассейна должен быть не менее 1/6, уровень искусственного освещения - не менее 150лк, а в бассейнах для прыжков в воду уровень вертикального освещения не может быть меньше 75 лк. Температура воздуха в зале бассейна должна составлять 26-27° С, скорость движения воздуха - до 0,2 м/с; мощность приточно-вытяжной вентиляции в зале бассейна должна обеспечивать не менее 2 - 2,5 - краткую смену воздуха в помещении час. Вспомогательные помещения бассейна должны располагаться в строго определенной последовательности: в начале гардероб для верхней одежды, затем раздевалки с туалетом и только затем - душевые. Перед непосредственным выходом в зал оборудуются ножные ванны.

Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям. Эти сооружения, располагаемые на открытом воздухе, могут быть отдельными или комплексными. Открытые плоскостные спортивные сооружения должны иметь специальное покрытие с ровной и нескользящей поверхностью, не пылящейся в сухое время года и не содержащей механических включений, которые могут привести к травме. Травяное покрытие (зелёный газон), кроме того, должно быть низким, густым, морозостойким, устойчивым к вытаптыванию и частой стрижке, а также к засушливой и дождливой погоде. Покрытие должно иметь уклоны для отвода поверхностных вод. На территории открытых спортивных сооружений необходимо соорудить фонтанчики с питьевой водой (радиус обслуживания не более 75 м). Туалеты должны располагаться на расстоянии не более 150 м от открытых спортивных сооружений. При проектировании системы искусственного освещения на площадках для спортивных игр необходимо обеспечить оптимальную освещённость не только поверхности самой площадки (горизонтальная освещённость), но и пространства в пределах полёта мяча (вертикальная освещённость). Освещение должно быть равномерным.

Основные помещения спортсооружения должны обе­спечить единовременную пропускную способность в смену и иметь соответствующую площадь в расчете на 1 чело­века, отвечающую нормативным требованиям. Размеры специализированных спортивных залов приведены в правилах соревнований по видам спорта и соответ­ствуют размерам спортивной площадки с допусками и забегами. Минимальная пропускная способность залов по видам спорта: акробатика — 32 спортсмена, бад­минтон — 8, баскетбол — 18, бокс — 17, борьба — 30, волейбол — 24, гандбол — 22, гимнастика — 50, худо­жественная гимнастика — 10, теннис—12, тяжелая атлетика — 16, фехтование — 18, футбол — 60. При больших размерах залов их пропускная способность увеличивается (ВСН 46—86).

Нормы для санитарных узлов при женских раздевальнях — 1 унитаз на 30 занимаю­щихся в смену, а при мужских — 1 унитаз и 1 писсуар на 50 занимающихся в смену. При командных разде­вальнях предусматривается не менее 1 унитаза и 1 пис­суара в каждой.

Размеры помещений для обслуживания и эксплуа­тации спортивного сооружения также связаны с их пропускной способностью. На одно место должно при­ходиться 0,15 м2 площади вестибюля, 1 м2 раздевалки, 2,5 м2 площади комнат для тренеров.

Места для зрителей должны располагаться за пре­делами полосы забегов и зон безопасности. Перед пер­вым рядом мест для зрителей сооружается барьер вы­сотой 0,8 м; ширина одного сиденья должна быть не менее 45 см, ширина прохода между рядами — 80— 85 см. Трибуны должны иметь ограждения высотой не менее 1,2 м по верху и торцам.

Жилые комнаты для размещения спортсменов должны иметь площадь не менее 6 м2 на 1 человека, причем желательно, чтобы в одной комнате размещалось не более 2 спортсменов; устройство проходных спальных комнат не допускается.

 

 

Билет 13

 

1 Двигательное умение: определение понятия, характерные признаки 13

Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбиваю­щих факторов и нестабильностью итогов.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере даль­нейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышле­нии в процессе построения новой системы движений.

Для двигательного умения характерно постоянное совершен­ствование способа выполнения действия при осмысленном под­ходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущ­ность двигательного умения.

Под двигательным умениемпонимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбиваю­щих факторов и нестабильностью итогов.

Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигатель­ного действия. В других случаях двигательные умения вырабатыва­ются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случа­ев материал школьной программы по физической культуре дол­жен быть усвоен именно на уровне умения.

Двигательные умения имеют большую образовательную цен­ность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

2 Общая и профессиональная культура педагога. Профессионально обусловленные требования, предъявляемые к его личности и уровню профессиональной компетентности (на примере получаемой профессии) 14

Учитель физической культуры или тренер призваны решать задачи по всестороннему развитию личности воспитываемых.

Воспитательные функции такого специалиста не исчерпываются ру­ководством физическим образованием и развитием физических спо­собностей. Чтобы успешно осуществлять процессы воспитания, обучения и развития, ему необходимо знать как присущие человеку со­циально обусловленные черты, так и свойства личности учеников.

Обязательными деловыми качествами учителя физической культуры и тренера по спорту должны быть: знание своего дела, умение обучать движениям и воспитывать физические качества, умение организовы­вать коллектив заниматься и находить важный подход к ученикам, уме­ние наблюдать и учитывать результаты учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим предметом.

Профессиональное мастерство учителя физической культуры во многом определяется его способностями, которые влияют на формиро­вание личности ученика:

1. Дидактические способности - это способности передавать учеб­ный материал, делая его доступным. Учитель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной группы учащихся, выдавая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность в учебной деятельности.

2. Перцептивные способности — это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьников и его психическо­го состояния.

3. Речевые способности - это способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересован­ность в том, что он говорит.

4. Организаторские способности — это умение организовать учени­ков, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность.

5. Авторитарные способности — это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авто­ритета.

6. Коммуникативные способности - это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношение, целесообразны для осуществления педагогической деятельности.

7. Педагогическое воображение — это способность предвидеть пос­ледствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у учеников.

8. Аттенционные способности — это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания.

Требования к личности учителя, тренера как воспитателя. Общие педагогические требования:

1. высокий уровень нравственного самосознания;

2. педагогическое образование;

3. широкий идейно-политический кругозор;

4. высокий общий культурный уровень;

5. умение обучать движениям и воспитывать физические качества;

6. умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников;

7. умение воспитывать своим предметом.
Специальные требования к тренерской деятельности:

1. знания теоретических и методических основ физического воспи­тания;

2. умение владеть технико-тактическими навыками и знание совре­менных научно-методических достижений по своему виду спорта;

3. умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно зани­маться спортом;

4. способность подготовить спортсмена к достижению высоких ре­зультатов на соревнованиях.

 


Просмотров 3260

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!