Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Расписание уроков физической культуры



 

Уроки Время Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
               
               
               
               
               
               

 

Объяснительная записка

Рабочий план преподавания предмета «Физическая культура» состав­лен на II четверть для V класса на основе официальной программы по предмету для общеобразовательной школы. Рабочим планом предусмат­ривается решение во II четверти следующих главных задач физического воспитания:

1) дальнейшее укрепление здоровья и повышение физической подго­товленности учащихся V класса посредством всестороннего воздействия физическими упражнениями на развитие важнейших функциональных систем их организма, воспитание основных физических качеств;

2) обучение базовым умениям по разделу программы «Гимнастика с основами акробатики» и первоначальное ознакомление с техникой спор­тивной игры «Баскетбол».

В соответствии с указанными задачами в рабочем плане представле­ны поурочно на II четверть следующие виды учебного материала:

1) основные знания по практическим видам, запланированным на данную четверть;

2) строевые упражнения;

3) общеразвивающие физические упражнения;

4) опорные гимнастические прыжки;

5) основы акробатики;

6) упражнения в равновесии на бревне (девочки);

7) упражнения на разновысоких брусьях (девочки);

8) упражнения на низких брусьях (мальчики);

9) упражнения на перекладине (мальчики);

10) игры и специальные упражнения для развития физических ка­честв.

Уроки, проводимые во II четверти, носят комплексный характер и включают кроме основного гимнастического материала упражнения в беге, подвижные игры, эстафеты и элементы баскетбола.



На всех уроках в содержание разминки включается непродолжитель­ный бег, при этом обращается внимание на технику бега. При наличии в ней недостатков преподавателем вносятся поправки. В целях обеспе­чения преемственности в направленности тренировочных средств на воспитание общей выносливости в I четверти (легкая атлетика - бего­вые нагрузки) и III четверти (лыжная подготовка) в ряде уроков дан­ной четверти в конце основной части занятий специально планируется продолжительный бег (беговая тренировка), а также подвижные игры и эстафеты.

Настоящим рабочим планом предусмотрена сдача текущих зачетов по выполнению ряда гимнастических комбинаций: упражнений на бревне (девочки), акробатических упражнений (мальчики и девочки), упражнение, включающее прыжок в упор присев на козла и соскок прогнувшись (мальчики и девочки), лазание по канату в два приема. К концу четверти учащиеся также должны быть подготовлены к сдаче норматива по подтягиванию - мальчики из положения виса на пере­кладине, девочки из положения виса лежа хватом за низкую перекла­дину. Зачетные комбинации приводятся в рабочем плане на II чет­верть.

Содержание уроков Урок 1.

1.Беседа «Правила поведения на занятиях по гимнастике и меры бе­зопасности при упражнениях на снарядах».



2. Построение в колонну по одному, ознакомление с понятием «дис­танция».

3. Разучивание строевого шага и поворота в движении.

4. Разучивание комплекса упражнений утренней гимнастики.

5. Выполнение подскоков на гимнастическом мостике, наскок в упор на колени (на гимнастического козла).

6. Соскок из упора присев прогнувшись на точность приземления.

7. Кувырки вперед.

8. Перекаты назад.

9. Гимнастическое бревно: ходьба, ходьба с хлопками под ногой, соскок прогнувшись.

10. Передвижение в упоре на низких брусьях.

11.Сгибание и разгибание рук в горизонтальном упоре на брусьях, ноги врозь.

12. Прыжки через скакалку за 30 с.

13. Упражнения для мышц брюшного пресса и спины на гимнастических матах.

Урок 2.

1.Беседа «Виды гимнастики в школьной программе и их значение».

2. Повторение понятия «дистанция».

3. Ходьба строевым шагом.

4. Повороты на месте и в движении.

5. Повторение комплекса утренней гимнастики.

6. Подскоки на гимнастическом мостике, наскок в упор присев на гимнастического козла.

7. Соскок из упора присев на устойчивость приземления, с поворо­тами — налево, направо.

8. Два кувырка вперед подряд (слитно).

9. Перекаты назад.

10. Гимнастическое бревно: ходьба, ходьба приставными шагами, со­скок прогнувшись.

11. Передвижение в упоре на низких брусьях.

12. Разучивание техники размахивания.

13. Прыжки через скакалку на количество раз за 30 с.

14. Подтягивание: 1) из виса лежа на низкой перекладине (девочки); 2) в висе на высокой перекладине (мальчики).

Содержание рабочего плана на II четверть

 

№ п/п Разделы содержания учебного процесса Количество повторений в четверти Задачи обучения и воспитания
Основные знания по практическим видам программы   1. Сообщение элементарных знаний о гимнастике как виде ОФП школьной программы 2. Сообщение знаний о мерах предупреждения травм на занятиях гимнастикой 3. Сообщение знаний о технике гимнастических упражнений
Строевые упражнения   1. Разучивание строевого шага, ознакомление с понятием «дистанция» 2. Закрепление ранее изученных строевых приемов и перестроений
Общеразвивающие физи­ческие упражнения   Функциональная подготовка организма и подготовка опорно-двигательного аппарата к нагрузкам в основной части урока
Опорные гимнастические прыжки   1. Обучение прыжку в упор присев на козла и соскоку прогнувшись 2. Воспитание координационных и волевых способностей
Основы акробатики   1. Обучение кувырку вперед, назад, стойке на лопатках, стойке на голове и руках, «мосту» из положения стоя с помощью 2. Повышение вестибулярной устойчивости
Упражнения в равновесии на бревне (девочки)   1. Обучение упражнениям: ходьбе приставными шагами, повороту на носках, приседанию, соскоку прогнувшись 2. Воспитание координационных способностей
Упражнения на разновы­соких брусьях(девочки)   1. Ознакомление с техникой размахивания в висе, упражнения в висе присев и лежа 2. Воспитание ловкости, силы (подтягивание в висе лежа)
Упражнения на низких брусьях (мальчики)   1. Ознакомление с техникой размахивания в упоре 2. Воспитание силы, координационных способностей
Упражнения на низкой и высокой перекладинах   1. Обучение на низкой перекладине вису согнувшись, прогнувшись, перевороту махом одной ногой, толчком другой 2. Воспитание силы (подтягивание в висе на высокой перекладине)
Игры, эстафеты и спе­циальные упражнения для развития физических качеств   1. Комплексное воспитание основных физических качеств средствами подвижных игр, эстафет и др. 2. Обучение лазанию по канату в два приема

 

План-конспект урока

План-конспект является документом планирования педаго­гического процесса по физическому воспитанию на каждое за­нятие (урок). Это самый детализированный план занятия, необ­ходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом.

Эффективность любого занятия связана прежде всего с чет­кой, правильной постановкой его задач, отражаемых в плане-конспекте.

При постановке задач следует исходить из содержания поуроч­ного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимаю­щихся, их подготовленность, условия места занятия.

Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии. В плане-конспекте урока формули­руются главные задачи, решаемые в основной части урока, и ча­стные. Частные задачи должны быть сформулированы по отдель­ным упражнениям в каждой части урока и указаны в специальной графе плана-конспекта. Педагогические задачи необходимо фор­мулировать возможно конкретнее, чтобы их можно было решить в рамках одного или нескольких занятий.

Содержание уроков по физической культуре определяется государственными программами и поурочным рабочим планом на четверть.

При разработке содержания урока физической культуры необ­ходимо:

1) определить средства и методы решения каждой из задач урока;

2) уточнить необходимый инвентарь для урока;

3) разработать методы организации деятельности занимающихся при решении каждой из задач;

4) определить критерии оценки деятельности учащихся на уроке.

Первоначально при составлении плана-конспекта опреде­ляется содержание основной части урока, а затем в соответ­ствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.

В практике существуют разные формы составления плана-кон­спекта

Представленная форма является развернутой формой плана-конспекта урока. Преподаватели, имеющие достаточный опыт педагогической работы и хорошие профессиональные знания, пользуются различными вариантами сокращенной формы плана-конспекта занятия.

План-конспект
урока физической культуры № для учащихся класса

Задача урока

1.__________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________________________

Место проведения _____________________ Дата проведения

Части урока Частные задачи Содержание урока Дозировка нагрузки Организационно-методические указания
1 ...мин        
2 ...мин        
...мин        
           

Необходимый инвентарь_____________Время проведения___________________

Примечания:

1. В первой графе конспекта «Части урока» указываются цифрами ча­сти урока (1 — подготовительная; 2 — основная; 3 — заключительная) и их продолжительность (в мин).

2. В графе «Частные задачи» записываются задачи по обучению и со­вершенствованию осваиваемого двигательного действия, а также не­большие по своему содержанию дополнительные задачи, решаемые парал­лельно с прохождением основного материала урока. Решение тех или иных частных задач предусматривается во всех трех частях урока.

Примеры частных задач. Подготовительная часть урока: а) сообщить задачи урока; б) разучить отдельные строевые приемы; в) содействовать формированию правильной осанки и т.п. Основная часть урока: а) со­здать у занимающихся представление об изучаемом двигательном дей­ствии; б) разучить отдельные элементы двигательного действия (напри­мер, разбег и отталкивание от мостика при опорном прыжке); в) до­биться мягкого и устойчивого приземления при опорных прыжках; г) оз­накомить с основными правилами подвижной (спортивной) игры и т.п.

3. В графе «Содержание урока» последовательно указываются по час­тям занятия все предусмотренные для проведения физические упражне­ния. При записи общеразвивающих упражнений, выполняемых на нес­колько счетов, обязательно надо записать исходное положение (и.п.) и Действия на каждый счет. Если в основной части урока используется груп­повой метод, то в конспекте записывается содержание упражнений для каждого отделения и указывается порядок смены видов упражнений. Отдельно записываются упражнения для мальчиков и девочек при плани­ровании на уроке разного для них учебного материала.

4. В графе «Дозировка нагрузки» указываются количество повторений Упражнений, затраты времени на выполнение упражнения (в мин), ве­личина преодолеваемого расстояния и т.д.

5. В графе «Организационно-методические указания» указываются спо­собы организации занимающихся, методы выполнения упражнений, тре­бования к их выполнению, а также делаются записи типа: «сообщить об ошибках», «обеспечить страховку», «напомнить правила игры» и т.п.

 

Примерный план-конспект урока физической культуры в I классе

(Iчетверть — вторая половина)

Основные задачи

1.Разучивание упражнений с бросанием и ловлей малого мяча, развитие координационных способностей.

2.Обучение прыжкам в глубину. Место проведения: спортзал школы. Дата

Необходимое оборудование и инвентарь: гимнастические скамейки — 3—4 шт., малые мячи (по количеству учеников класса).

 

Частные задачи Содержание урока Дозировка нагрузки Организационно-методические указания    
   
  Подготовительная часть (8 мин)      
Сообщение задач урока Воспитывать пра­вильную осанку при строевых приемах Построение в шеренгу. Выполнение команд: «Смирно!», «Вольно!». Повороты направо, налево Ходьба в обход, ходьба на полусогнутых ногах, обычная ходьба, медленный бег. Построение в одну шеренгу Два круга Следить за правильным выполнением упражнений всеми учениками    
  Основная часть(32 мин)      
  Построение «врассыпную» Упражнения с малым мячом 1. И.п.— основная стойка, мяч в правой руке. На счет 1—2 — руки через стороны вверх, переложить мяч в левую, на 3—4 — опустить руки через стороны вниз. То же, переложить мяч из левой руки в правую 2. И.п.— стоя ноги на ширине плеч. Ударить мячом о пол, пойматьдвумя руками после отскока 12 мин 4 мин 6—8 раз По команде на счет «раз» все разбега­ются по залу, «два» — прекращают движение, «три» — поворачиваются лицом к учителю    
  3. И.п.— основная стойка, мяч в правой (левой) руке — поочередно. Бросить мяч вверх, поймать после отскока от пола 4. Свободная игра с мячом. Ходьба на месте. Построение в шеренгу 4—6 раз    
Обучать мягкому Прыжки в глубину с гимнастической скамейки 10 мин Приземление производится на носки,  
приземлению 1. Встать иа скамейку, слегка присесть и, отведя   ноги немного согнуты в коленях, пятки  
  руки назад, спрыгнуть со скамейки, руки вперед   соединены, руки вытянуты вперед, ту-  
  2. То же, но прыгнуть с хлопком в ладоши   ловище прямо. Спрыгивать не дальше,  
  З.То же, с двумя хлопками   чем на 50 см от скамейки. Границу приземления обозначить чертой (мелом). До начала игры надо выучить речитатив  
Посредством игры Подвижная игра с бегом 'Мы веселые ребята» 10 мин    
воспитывать На обеих сторонах зала, на расстоянии 3—4 м от      
быстроту действий. стены, проводится мелом по одной линии. Дети      
ловкость, сообра- выстраиваются на линии и хором говорят: «Мы,      
зительность (где. веселые ребята, любим бегать и играть. Ну,      
с какой стороны попробуй нас догнать!» Водящий, стоящий      
лучше пробежать на посередине зала, считает: «Раз, два, три». Все      
другую сторону). отвечают: «Лови» — и бегут на другую сторону зала.      
Повышение эмоцио- Водящий старается коснуться рукой перебегаю-      
нального состояния щих. «Запятнанные» обязаны остановиться.      
детей посредством Учитель отмечает пойманных и допускает их к игре.      
подвижной игры Выигрывают те, кто не был ни разу пойман      
  Заключительная часть(5мин)  
  Спокойная ходьба в обход. Итоги, замечания по уроку 1—2 круга    
                 

 

 

Основные понятия теории и методика физического воспитания и спорта, представленные в школьной программе по физической культуре 6

 

Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начина­ется с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий.

Понятие - это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина и выражающая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).

К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие: 1) «физическое воспитание»; 2) «физическая подготовка»; 3) «физическое развитие»; 4) «физическое совершенство»; 5) «спорт»

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование - системное освоение человеком рациональных спо­собов управления своими движениями, приобретение таким пу­тем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важ­ными для жизни или спорта двигательными действиями, занима­ющиеся приобретают умения рационально и полноценно прояв­лять свои физические качества. Одновременно с этим они позна­ют закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника двигательного действия мо­жет выполняться в двух формах - в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обуче­ние движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

Воспитание физических качеств является не менее существен­ной стороной физического воспитания. Целенаправленное управ­ление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливос­ти, ловкости, гибкости затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо разви­вать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический ха­рактер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание фи­зических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широ­кий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содер­жания. Знания делают процесс занятий физическими упражнения­ми более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания явля­ется то, что оно обеспечивает системное формирование двига­тельных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере опре­деляет его физическую дееспособность.

Физическая подготовка. Термин «физическая подготовка» под­черкивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка - специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализирован­ные требования к двигательным способностям человека. Резуль­татом физической подготовки является физическая подготовлен­ность, отражающая достигнутую работоспособность в сформи­рованных двигательных умениях и навыках, способствующих эф­фективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1.Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложе­ния и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологи­ческие и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделе­ния, механизмов терморегуляции и др.

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и рос­та) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45- 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на опреде­ленном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональ­ная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения ука­занных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если изве­стны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, бла­гоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека.

Процесс физического развития подчиняется также закону воз­растной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического раз­вития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в раз­личные возрастные периоды: в период становления и роста, в пе­риод наивысшего развития его форм и функций, в период старе­ния.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зави­сит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и измене­ние форм и функций организма. Известное влияние на физичес­кое развитие оказывает и географическая среда.

Физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершен­ного человека современности являются:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том чис­ле и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2) высокая общая физическая работоспособность, позволяю­щая добиться значительной специальной работоспособности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осан­ка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

5) владение рациональной техникой основных жизненно важ­ных движений, а также способность быстро осваивать новые дви­гательные действия;

6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными крите­риями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчело­веческие отношения и нормы, ей присущие.

Характерной особенностью спорта является соревнователь­ная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопостав­лять человеческие возможности на основе четкой регламента­ции взаимодействий соревнующихся, унификации состава дей­ствий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки

Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную деятельность, спе­цифической формой которой является система соревнований, ис­торически сложившаяся в области физической культуры как спе­циальная сфера выявления и унифицированного сравнения чело­веческих возможностей (Л.П.Матвеев, 1977).

Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной де­ятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обще­стве.

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

 


Просмотров 858

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!