Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Специфические принципы физического воспитания



Принцип непрерывности процесса физического воспитания

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий

Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок

Принцип циклического построения занятий

Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания

 

3. Физиологическая характеристика циклических движений. Мощность и длительность работы в циклических движениях. 2-5

 

С т а н д а р т н ы е ц и к л и ч е с к и е у п р а ж н е н и яотличаются повторением одних и тех же двигательных актов (1-2-1-2-1-2 и т.д.). По предельной длительности работы они подразделяются на 4 зоны относительной мощности – максимальную, субмаксимальную, большую и умеренную.

Р а б о т а м а к с и м а л ь н о й м о щ н о с т и продолжается до 20-30с (например, спринтерский бег на 60, 100 и 200м; плавание на 25 и 50м; велогонки на треке – гиты на 200 и 500 м и т.п.)

Такая работа относится к анаэробным алактатным нагрузкам, т.е. выполняется на 90-95% за счет энергии фосфагенной системы – АТФ и КрФ. Единичные энерготраты предельные– достигают 4 ккал · с-1, зато суммарные – минимальны (около 80 ккал). Огромный кислородный запрос (порядка 8 или в пересчете на 1 мин – 40л) во время работы удовлетворяется крайне незначительно (менее 0,1), но кислородный долг не успевает достичь большой величины из-за кратковременности нагрузки. Короткий рабочий период недостаточен для заметных сдвигов в системах дыхания и кровообращения. Однако, в силу высокого уровня предстартового возбуждения ЧСС достигает высокого уровня – до 200 уд · мин-1. В результате активного выхода из печени углеводов в крови обнаруживается повышенное содержание глюкозы – гипергликемия.

Ведущими системами организма при работе в зоне максимальной мощности являются центральная нервная система и двигательный аппарат, так как требуется высокий уровень возбудимости и лабильности нервных центров и скелетных мышц, хорошая подвижность нервных процессов, способность к быстрому расслаблению мышечных волокон и достаточные запасы в них креатинфосфата.



Р а б о т а с у б м а к с и м а л ь н о й м о щ н о с т и продолжается от 20-30с до 3-5 мин (например, бег на средние дистанции – 400, 800, 1000 и 1500м; плавание на дистанции 100, 200 и 400м; скоростной бег на коньках на 500, 1000, 1500 и 3000м; велогонки – гиты на 1000м; гребля – 500, 1000м и др.).

Сюда относятся нагрузки анаэробно-аэробного характера. С увеличением дистанции скорость локомоций в этой зоне резко падает, и, соответственно, быстро снижаются единичные энерготраты (от 1,5 до 0,6 ккал · с-1), зато суммарные энерготраты возрастают (от 150 до 450 ккал). Покрытие энерготрат преимущественно за счет анаэробных реакций гликолиза приводит к предельному нарастанию концентрации лактата в крови (до 20-25мМоль. л-1), которая увеличивается по сравнению с уровнем покоя в 25 раз. В этих условиях рН крови снижается до 7.0 (в покое pH 7,35-7,45.) и менее. Длительность работы достаточна для максимального усиления функций дыхания и кровообращения, в результате достигается МПК. ЧСС находится на уровне 180 уд . мин-1. Несмотря на это, потребление кислорода удовлетворяет на дистанции лишь 1/3 очень высокого кислородного запроса ( до 8,5л . мин-1), а кислородный долг, составляющий 50-80% от запроса, возрастает у высококвалифицированных спортсменов до предельной величины – порядка 20-22л. В связи с этим стабилизация потребления кислорода и показателей кардиореспираторной системы, достигаемая к концу дистанции, получила название кажущегося или ложного устойчивого состояния.



Ведущими физиологическими системами обеспечения работы в зоне субмаксимальной мощности являются кислороднотранспортные системы – кровь, кровообращение и дыхание, а также центральная нервная система, роль которой еще очень велика, так как она должна управлять движениями, осуществляемыми с очень высокой скоростью, в условиях недостаточного кислородного снабжения самих неравных центров.

Р а б о т а б о л ь ш о й м о щ н о с т и продолжается от 5-6 мин до 20-30 мин. Сюда относятся циклические упражнения с преодолением длинных дистанций – бег на 3000, 5000, 10000м; плавание на 800, 1500м; бег на коньках – 5000, 10000м; лыжные гонки – 5,10км; гребля – 1,5-2 км и др. Работа в этой зоне мощности характеризуется как аэробно-анаэробная. Особенное значение здесь, наряду с гликолитическим энергообразованием, имеют реакции окисления углеводов (глюкозы). Максимальное усиление функций кардиореспираторной системы обеспечивает достижение организмом спортсмена МПК. Однако кислородный долг, составляя 10-30% от запроса, при большой длительности работы достигает к концу дистанции большой величины (12-15л). Этим объясняется высокая концентрация лактата в крови (около 10мМоль . л-1) и заметное снижение рН крови.

На протяжении дистанции наблюдается стабилизация показателей потребления кислорода, дыхания и кровообращения, хотя полного удовлетворения потребления кислорода во время работы не происходит, т.е. устанавливается кажущееся устойчивое состояние. ЧСС сохраняется достаточно постоянно на оптимальном рабочем уровне – 180 уд . мин-1. Единичные энерготраты – невысоки (0,5-0,4 ккакл . с-1), но суммарные энерготраты достигают 750-900 ккал.

Ведущее значение в этой зоне большой мощности имеют функции кардиореспираторной системы, а также системы терморегуляции желез внутренней секреции.

Р а б о т а у м е р е н н о й м о щ н о с т и продолжается от 30-40 мин до нескольких часов. Сюда входят сверхдлинные беговые дистанции – 20, 30 км, марафон 42195м, шоссейные велогонки – 100 км и более, лыжные гонки – 15,30,50 км и более, спортивная ходьба на дистанциях от 10 до 50 км, гребля на байдарках и каноэ – 10000м, сверхдлинные заплывы и пр.

Энергообеспечение осуществляется почти исключительно аэробным путем, причем по мере расходования глюкозы происходит переход на окисление жиров. Единичные энерготраты – незначительны (до 0,3 ккал . с-1), зато суммарные энерготраты огромны – до 2-3 тыс.ккал и более. Потребление кислорода в этой зоне мощности составляет около 70-80% МПК и практически покрывает кислородный запрос во время работы, так что кислородный долг к концу дистанции составляет менее 4л, а концентрация лактата не превышает нормы (около 4мМоль . л-1). Сдвиги показателей дыхания и кровообращения ниже максимальных. ЧСС держится на уровне 160-180 уд . мин –1. Несмотря на переключение окислительных процессов на утилизацию жиров (происходящую, например, у марафонцев после пробегания начальных 30 км пути), на дистанции продолжается расход углеводов. Это приводит к уменьшению почти в 2 раза содержания в крови глюкозы – явлению гипогликемии. Это резко нарушает функции ЦНС, координацию движений, ориентацию в пространстве, а в тяжелых случаях вызывает потерю сознания. К тому же длительная монотонная работа приводит также к запредельному торможению в ЦНС, называемому еще охранительным торможением, так как оно снижая темп движения или прекращая работу, предохраняет организм спортсмена, в первую очередь нервные клетки, от разрушения и гибели.

Ведущее значение в зоне умеренной мощности имеют большие запасы углеводов, предотвращающие гипогликемию, и функциональная устойчивость ЦНС к монотонии, противостоящая развитию запредельного торможения.

По структуре движения все физические упражнения делятся на циклические и ациклические.

Циклические упражнения - где движения стереотипно повторяются —ходьба, бег, плавание, лыжи, коньки. Ациклические упражнения - где нет стереотипно повторяющихся движений, это борьба, бокс, прыжки, мета­ния. Каждый из указанных классов физических упражнений делится на подклассы и группы (табл.2).

Классификация физических упражнений (по А.Н.Крестовникову)

Физические упражнения с преимущественным проявлением быстроты по мощности
циклические с преимущественным проявлением выносливости субмаксимальная мощность умереннная мощность
ациклические с преимущественным проявлением скоростно-силовых качеств максимальная мощность
  с преимущественным проявлением ловкости  

.

Для практики воспитания выносливости большое значение имеет классификация цик­лических упражнений по их интенсивности или мощности:

а) максимальная мощность — предельное время работы меньше 20 сек, а у школьников младшего возрастало 10 сек;

б) субмаксимальная мощность - от20 сек до 3-5 мин, а у школьников младшего возраста от 9 сек до 1,5 мин;

г) большая мощность - от 5мин до 30 мин, а младших школьников от1,5 до 25мин.

в) умеренная мощность - более 20-30 мин, а у младших школьников - 25мин;

Такая физиологическая характеристика физических упражнений раз­ной интенсивности, была разработана В.С.Фарфелем в 1949г. на основе анализа зависимости «скорость-время» по результатам мировых рекордов в беге. В дальнейшем более полная характеристика упражнений с уточне­нием соотношения степеней нагрузки по ее интенсивности была разрабо­тана Н.И.Волковым (1968).

 

Билет 11

1. Основные документы планирования деятельности учителя физической культуры 5

 

Педагогическая технология - это систематичное и последова­тельное воплощение на практике заранее спроектированного учеб­но-воспитательного процесса.

В структуру педагогической технологии входит разработка основ­ных документов планирования по физическому воспитанию:

1) об­щего плана работы по физическому воспитанию;

2) годового пла­на-графика учебного процесса;

3) поурочного рабочего (темати­ческого) плана на четверть;

4) плана-конспекта урока.

Указан­ные документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, болев частного характера документ разрабатывается в соответствий предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную фун­кцию.

 

Общий план работы по физическому воспитанию

Общий план физического воспитания является составной частью плана работы образовательного учреждения. Его составляет учитель физической культуры при участии заместителей директора, врача школы, преподавателя-организатора курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). План включает в себя следующие раз­делы:

1) организационная работа;

2) учебная работа;

3) физкультур­но-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

4) физ­культурно-массовая и спортивная работа во внеурочное время;

5) агитационно-пропагандистская работа;

6) врачебный контроль и медико-санитарный надзор;

7) хозяйственная работа..

Общешкольный план физического воспитания согласовывает­ся с администрацией школы, чтобы запланированные мероприя­тия не совмещались в одно и то же время с другой деятельностью школьников.

План утверждает директор школы и доводит до сведения всех Учителей.

Годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию

Главное назначение плана-графика заключается в том, чтобы наиболее целесообразно, эффективно распределить программный материал на учебный год.

Составляя план-график, необходимо руководствоваться учебном планом (где приводится и расчет часов) и программой школьногокурса физического воспитания.

Планом-графиком учебного процесса по физическому воспитанию образовательной школы устанавливается последовательность Похождения материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года с учетом сезонно-климатических условий про­дления занятий в каждую школьную четверть. Учитывается также наличие материально-спортивной базы школы.

различные условия сезонов года для занятий обусловлива­ют необходимость при планировании выделять следующие эта­пы учебного процесса:

1) осенний (I четверть), 2) осенне-зимний (II четверть), 3) зимний (III четверть), 4) весенне-летний (IV чет­верть).

Годовой план-график может быть двух видов: с составлением круп­ных блоков, включающих основные разделы программы по физи­ческому воспитанию, и с распределением программного материала по урокам на весь учебный год.

Разрабатывая план-график на предстоящий учебный год, следует учитывать недостатки, которые были выявлены при реализации плана текущего года.

 

Примерный общий план работы по физическому воспитанию на учебный год в общеобразовательной школе

 

Основные разделы и содержание работы Сроки Ответственные за выполнение
п/п   проведения  
1. Организационная работа    
Составить и утвердить документы планирования по физическому воспитанию:   Учитель физической культуры
  а) годовой план-график б) поурочные планы на: Август  
- I четверть Август-  
  II четверть Октябрь  
  III четверть Декабрь  
  IV четверть Март  
Обсудить на педсовете порядок проведения гимнастики до занятий. Август Администрация, учитель
  физкультминуток, подвижных игр на переменах   физической культуры
Провести семинар для учителей начальных классов по вопросам орга- Август Учитель физической культуры
  низации оздоровительных мероприятий в режиме дня, планирования и   и заместитель директора по на-
  проведения внеклассной работы с младшими школьниками   чальной школе
Определить каждому классу места для проведения гимнастики до занятий и подвижных игр на переменах Август Учитель физической культуры
Провести беседы в классах о режиме дня школьника, о порядке проведения До 10 сен- Классные руководители
  гимнастики до занятий, подвижных игр на переменах и физкультминуток тября  
Составить расписание занятий секций До 10 сен­тября Учитель физической культуры
2. Учебная работа    
Проведение уроков физкультуры 2 раза в неделю Учитель физической культуры
3. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня  
Проведение гимнастики до занятий Ежедневно И нструкторы-обшественники  
Проведение подвижных игр и занятий физическими упражнениями на больших переменах Ежедневно То же  
Проведение физкультминуток на общеобразовательных урока в I—XI классах Ежедневно Учителя и инструкторы-общественники  
Проведение занятий физическими упражнениями и игр в группах продленного дня Ежедневно Воспитатель  
4. Физкультурно-массовая и спортивная работа Вов неурочное время  
Проведение физкультурного праздника, посвященного началу учебного года Сентябрь Администрация и учитель физической культуры  
Проведение занятий в спортивных секциях и кружках В течение года Учитель физической культуры  
Проведение внутришкольной спартакиады учащихся В течение года Учитель физической культуры, классный руководитель, адми­нистрация  
Участие в городской спартакиаде и соревнованиях по отдельным видам спорта Согласно календарю соревнований Учительфизической культуры  
Проведение туристского слета и соревнований по спортивному ориентированию Июнь Учитель физической культуры, администрация  
5. Агитационно-пропагандистская бота  
Оформление уголка физической культуры, стенда с призами, вымпелами, грамотами, стенда с рекордами школы, стенда «Лучшие спортсмены школы» Сентябрь Учитель физической культуры  
Проведение спортивных вечеров, спортивных викторин, спортивного КВН Декабрь, май Администрация и учитель физической культуры  
           

 

 


Поурочный рабочий (тематический) план на четверть

Этот план составляется на основе годового плана-графика учебного процесса для параллелей классов на каждую четверть (он и другое название - «четвертной»). В нем в более конкрети­зированном виде, чем в графике учебного процесса, представле­ны используемые средства и отражена методика обучения двига­тельным действиям и воспитания физических качеств.

Школьный рабочий план имеет две части: объяснительную за­писку к плану и само содержание плана.

В объяснительной записке должны быть четко определены и сформулированы задачи учебной работы на четверть с данной па­раллелью классов; указаны объемы изучения нового основного ма­териала и повторения ранее пройденного материала, включенного в порядке повторения для закрепления и совершенствования уме­ний и навыков; отмечены особенности организации и методики занятий в данной четверти; приведены контрольные упражнения, учебные нормативы и требования на четверть. Непосредственно в рабочем плане приводятся основные изучаемые упражнения разде­лов программы, распределенные в порядке преемственности и по­степенного усложнения по занятиям (поурочно).

Физические нагрузки (по объему и интенсивности) на заняти­ях должны также постепенно возрастать.

Рабочие планы составляют в графической и текстовой формах. Графический план имеет упрощенный характер. В нем пре­дусматривают следующие графы: «Разделы и содержание занятий» (перечень упражнений по разделам); «Количество часов на про­хождение материала раздела» и «Распределение изучаемых упраж­нений по учебным неделям года» (отмечается знаком «+»).

Текстовой план предпочтительнее, поскольку в нем рас­крываются не только содержание, но и методика обучения в сис­теме занятий, планируемые тренировочные нагрузки и их после­довательное повышение.

В рабочих планах, как правило, отражают содержание основ­ной части урока, материал же подготовительной и заключитель­ной частей указывается в планах-конспектах занятий.

Наиболее распространенная текстуальная форма рабочего пла­на включает: номер урока, формулировку основных задач урока, краткую запись о содержании обучения и тренировки с указани­ем нагрузок по объему и интенсивности дифференцированно для занимающихся мужского и женского пола.

 

Вариант 1 Рабочий план на I четверть для VI класса(по И.И.Должикову, 1997)

 

Учебный материал Номера уроков
 
Основы знаний Правила безопасности на полосе препятствий +                                  
Содержание нового комплекса по утренней гииенической гимнастике (УГГ) + +                                
Строй Повторение упражнений IV класса + + + + + + + + + + + + + + + +    
Строевой шаг                                 + +
ОРУ Специальные беговые + + +                              
Специальные прыжковые       + + +                        
Линейные эстафеты с этапом до 50 м     + +                            
Преодоление полосы препятствий (4—5 препятствий)             + +                    
В парах на сопротивление                 + +                
С гимнастическими скакалками                     + + +          
С набивными мячами (гантелями)                           + + +    
Типа зарядки                                 + +
Легкая атлетика Старт с опорой на одну руку (повторение) С С                                
Низкий старт Р С У                            
Бег 60 м с низкого старта         У                          
Прыжки в длину с разбега     Р С У                        
Метание мяча 150 г с четырех-пяти шагов       Р С У                      
Бег в умеренном темпе (мин) У                    
Баскетбол Ловля и передачи мяча                 С С С                
Передачи мяча со сменой мест в тройке                 С С С                
Ведение мяча шагом и бегом (прямо)                       Р С          
Броски мяча по кольцу после ведения                       Р С          
Учебные игры 3 хЗ, 4x4 по упрощенным правилам                           + + +      
Игры Эстафеты с преодолением препятствий + +                                  
Эстафеты с предметами                   + +                
Эстафеты с элементами баскетбола                 + + + + +            
«Перестрелка»                                 + +  
Контроль двигательной подготовленности Бег 30 м с высокого старта   У                                  
Прыжки в длину с места     У                                
Подтягивание на перекладине                             р с У  
Контрольные упражнения Бег 60 м Мальчики Девочки  
9,8-10,4-11,1 с 10,3-10,6-11,2 с  
Метание мяча 150 г с разбега 36-29-21 м 23-18-15 м  
Прыжки в длину с разбега 360-330-270 см 330-280-230 см  
Бег 1500 м 7.30-7.50-8.10 мин 8.00-8.20-8.40 мин  
Подтягивание на перекладине: иальчики — высокая, девочки — низкая 7—5—4 раза 17—14—9 раз  
                                       
                                                                   

Условные обозначения:

знак «+» указывает на использование этого материала в уроке;

Р — разучивание двигательного действия под непосредственным контролем учителя;

3 — закрепление двигательного действия;

С — совершенствование двигательного действия;

У — учет знаний, умений и навыков, показателей в контрольных тестах или других упражнениях учебной программы.

Вариант 2

Преподавание предмета «Физическая культура»

Утверждаю
«____________________________________________________ » 200_г.

Рабочий план на II четверть для V класса


Просмотров 1066

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!