Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Методы исследования в физическом воспитании и спорте



Анализ научно-методической литературы.Подготовка дипломной работы, как и любая научно-исследовательская работа, немысли­ма без изучения специальной литературы. Необходимо помнить, что исследовательская работа — это прежде всего обобщение уже имеющейся информации. Изучение литературы должно начинать­ся еще в процессе выбора темы дипломной работы. Студенту по литературным источникам необходимо ясно себе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: ее постановку, историю, степень разработанности, применяемые методы иссле­дования и т. д. Особую направленность эта работа приобретает после выбора темы и установления конкретных задач исследования.

Основными хранилищами научно-технической информации яв­ляются библиотеки нашей страны.

Большую помощь для це­ленаправленной работы в этом плане могут оказать соответствую­щие каталоги, которые подразделяются на три основных вида: алфавитный, систематический и предметный.

Изучение литературы необходимо для более четкого представ­ления методологии исследования и определения общих теорети­ческих позиций, а также выявления степени научной разработан­ности данной проблемы. Всегда важно установить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специаль­ных работах по данному вопросу, отражающих результаты соот­ветствующих исследований. Студент при этом узнает, какие сто­роны уже достаточно хорошо разработаны, по каким вопросам ведутся научные споры, сталкиваются разные научные концеп­ции и идеи, что уже устарело, какие вопросы не решены, и на основе этого определяет область своего исследования. Кроме того, проработанная по теме литература служит основой для написания главы дипломной работы «Анализ литературных источников по теме исследования», которая предшествует изложению собствен­но теоретического материала.

Анализ документальных и архивных материалов.Другим мето­дом сбора фактических данных является изучение педагогической документации и архивных материалов: планов и дневников тре­нировок, протоколов соревнований, руководящих материалов и сводных отчетов спортивных организаций, материалов инспекти­рования, учебных планов и программ, журналов учета успеваемо­сти и посещаемости, личных дел и медицинских карточек, стати­стических материалов и т. п. В этих документах фиксируются мно­гие объективные данные, помогающие установить ряд характери­стик, причинные связи, выявить некоторые зависимости и т. д.



Большинство необходимых документов сконцентрировано в го­сударственных архивах. В нашей стране имеются центральные ар­хивы федерального значения, республиканские, краевые и обла­стные архивы. Свои архивы имеет также ряд научных и учебных заведений и организаций.

Работа в архиве — важное звено многих научных и научно-методических исследований.

Педагогическое наблюдение.Педагогическое наблюдение как ме­тод исследования представляет собой целенаправленное восприя­тие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными. В области физического воспитания и спорта цель проведения педагогического наблюдения — изучение разнообраз­ных вопросов учебно-тренировочного процесса, к одним из кото­рых можно отнести следующее:

-задачи обучения и воспитания;

-средства физического воспитания, их место в занятиях;

-методы обучения и воспитания;

-поведение занимающихся и преподавателя, тренера;

-характер и величина тренировочной нагрузки;



-некоторые элементы техники выполнения движений;

-тактические действия;

-величина пространственных, временных и силовых характери­стик;

-количественная сторона процесса: количество бросков в бас­кетболе, количество падений со снарядов у гимнастов и т. д.

Объектами наблюдений могут быть отдельные учащиеся, спорт­смены, тренеры и преподаватели, различные классы в школе, отделения ДЮСШ, группы спортсменов различной подготовлен­ности (новички, разрядники, сборный коллектив), разного воз­раста и пола, а также условия занятий (в зале или на воздухе), сроки занятий (продолжительность, периоды тренировочного про­цесса) и т.д.

Содержание каждого наблюдения определяется задачами ис­следования, для решения которых собираются конкретные фак­ты, например: построение тренировочного цикла, объем нагруз­ки, интенсивность занятий

В качестве задач наблюдения можно выдвинуть изучение общей и специальной физической подготовки спортсменов, технической, тактической, моральной и волевой подготовки и др.

Виды педагогических наблюдений. В методике проведения педа­гогических исследований могут использоваться различные виды наблюдений.

Непосредственнымсчитается такое наблюдение, когда исследо­ватель сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления. При этом он может быть или в роли свидетеля, т. е. нейтрального лица по отношению к педагогическому процессу, или его участником или руководителем, организатором этого процесса.

Весьма интересны наблюдения, проводимые изнутри, т. е. в слу­чае, когда исследователь из пассивного наблюдателя превращает­ся в непосредственного участника учебно-тренировочного про­цесса

Открытымисчитаются такие наблюдения, при которых зани­мающиеся и преподаватели знают, что за ними ведется наблюде­ние. При проведении же скрытогонаблюдения все обстоит наобо­рот, т.е. предполагается, что ни занимающиеся, ни преподава­тель об этом не знают. По этой причине скрытое наблюдение, с точки зрения получения более достоверных фактов, имеет боль­шее преимущество, так как поведение занимающихся и препода­вателя в данном случае остается естественным. Одним из основ­ных условий организации скрытого наблюдения является одно­сторонность, т. е. исследователь видит и слышит испытуемых, а они его нет.

По времени проведения любые наблюдения могут подразде­ляться на непрерывные и дискретные. Наблюдение считается не­прерывным, если оно отражает явление в законченном виде, т. е. если просматриваются его начало, развитие и завершение.

По длительности такие наблюдения могут оказаться самыми различными: продолжаться в течение нескольких секунд, минут или даже месяцев, а может, и лет. Продолжительность наблюде­ний в этом случае зависит от задач исследований и от того педаго­гического явления, за которым ведется наблюдение

В зависимости от поставленных задач наблюдением может быть охвачено сразу несколько в разной степени взаимосвязанных яв­лений, составляющих в сумме одно из определяющих направле­ний или минимум, когда вычленяется одно из таких явлений в его собственных границах. В первом случае можно говорить о монографическом, а во втором — об узкоспециальномнаблюдении. При монографическом наблюдении предоставляется возможность про­следить за развитием ряда явлений, установить их отношения и характер взаимного воздействия на основной исследуемый про­цесс. Поэтому такие наблюдения ведутся по многим показателям, охватывают большое количество исследуемых, а стало быть, и наблюдателей. Практика показывает, что многоканальное восприятие одновременно протекающих явлений вносит существенную поправку в их научную оценку. Такие наблюдения могут приме­няться в изучении как долговременных, так и кратковременных педагогических явлений (например, обычный анализ урока груп­пой студентов, где каждый из них ведет наблюдение за опреде­ленным явлением). К узкоспециальному наблюдению обращают­ся с целью познания сущности явления, его качественной струк­турной характеристики. Такое наблюдение создает возможности для более глубокого, хотя и локального изучения педагогического явления, поэтому оно более доступно для индивидуальных иссле­дований..

Организация наблюдений. Методика наблюдения, его построе­ние, отбор соответствующих видов, содержание, техника прове­дения зависят от многих обстоятельств и главным образом от су­щества и особенностей изучаемой проблемы, от конечной цели и задач исследования, от характера объекта, подлежащего наблю­дению, от условий, в которых находятся предмет изучения и ис­следователь, от оснащенности вспомогательными средствами, от опыта и других личных качеств ведущего наблюдение и от коли­чества участников исследовательской работы, наконец, от места наблюдения среди других методов в проводимом исследовании. Когда учтены все перечисленные обстоятельства, продуманы оче­видные и вероятные возможности этого метода, отобраны соот­ветствующие виды для проведения собственных исследований, со­ставляется план наблюдений. В плане необходимо предусмотреть задачи, выделить объекты и содержание наблюдения, определить методику анализа собранного материала, примерную продолжи­тельность и время проведения наблюдений.

Для регистрации результатов наблюдений могут использовать­ся самые разнообразные способы и приемы, как с применением технических средств, так и без них. Наиболее простым и доступ­ным можно считать протоколирование, которое обычно ведется на заранее подготовленных бланках.

Наблюдение, проводимое с использованием специальных при­боров и технических средств, позволяет также более точно и объек­тивно определять пространственные и временные параметры и усилия при выполнении физических упражнений. Несмотря на ряд положительных сторон и возможностей мето­да педагогических наблюдений, можно говорить и об известной его ограниченности, так как во многих случаях ему доступны лишь внешние проявления процесса. Мы можем, например, видеть дей­ствия учителя или тренера, ответные действия занимающихся, проследить за системой отношений и расстановкой лиц в той или иной ситуации, но в то же время не можем с помощью наблюде­ния раскрыть мотивы деятельности, эмоциональное состояние участников педагогического процесса, величину испытываемого интеллектуального и физического напряжения, не говоря уже о познании существенных связей, вскрыть которые посредством лишь наблюдения нельзя.

Беседа, интервьюи анкетирование.В исследованиях, проводи­мых в области физического воспитания и спорта, так же, как и в исследованиях по педагогике, психологии и социологии, широ­кой известностью пользуются методы, которые в наиболее общем смысле слова можно назвать опросом. В зависимости от методики проведения такого опроса можно выделить беседу, ин­тервью и анкетирование.

Контрольные испытания.Успешное решение задач физического воспитания и спортивной тренировки во многом зависит от воз­можностей осуществления своевременного и правильного контро­ля за подготовленностью занимающихся. широкое распространение получила методика контрольных испытаний,

Ис­пользование контрольных нормативов и тестов в области физиче­ского воспитания и спорта может решить следующие задачи:

— выявить общую тренированность с помощью комплексных методов тестирования, которые включают оценку функциональ­ного состояния внутренних органов, антропометрические изме­рения, определение уровня развития психических и двигательных качеств;

— выявить специальную тренированность спортсмена с помо­щью комплексных методов тестирования, включающих оценку функционального состояния внутренних органов, определение уровня развития двигательных и психических качеств, а также степени овладения техническими и тактическими навыками;

— выявить динамику развития спортивных результатов в про­цессе тренировки (в том числе и многолетней);

— изучить систему планирования процесса тренировки;

— изучить методы отбора талантливых спортсменов;

— рационализировать существующие системы тренировки;

— воспитывать у спортсменов самостоятельность и сознатель­ность в упражнениях и самоконтроле;

— проверить теоретические положения на практике и подтвер­дить единство и совпадение положений теории и практики;

— установить контрольные нормативы для различных этапов и периодов учебно-тренировочного процесса;

— разработать контрольные нормативы по отдельным видам спорта и для спортсменов различного возраста, пола и квалифи­кации [1, 2, 4, 5, 7].

В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью тестов, можно различить следующие их разновидности:

— тесты для функционального исследования сердечно-сосуди­стой системы;

— антропометрические измерения для определения зависимо­сти спортивных достижений от телосложения;

— тесты для исследования двигательной работоспособности;

— тесты для исследования физических качеств;

— тесты для определения технических и тактических навы­ков;

— тесты для определения психологической и морально-воле­вой подготовленности.

В методике проведения контрольных упражнений и тестов сле­дует руководствоваться следующими общими положениями:

— условия проведения тестирования должны быть одинаковы­ми для всех занимающихся, испытуемых (например, время дня, время приема пищи, объем нагрузок и т.п.);

— контрольные упражнения должны быть доступны для всех исследуемых, независимо от их технической и физической подго­товленности; в сравнительных исследованиях контрольные упражнения должны характеризоваться индифферентностью (независимостью) по отношению к изучаемым педагогическим факторам;

— контрольное упражнение должно измеряться в объективных величинах (во времени, пространстве, числе повторений и т.п.);

— желательно, чтобы контрольные упражнения отличались про­стотой измерения и оценки, наглядностью результатов испыта­ний для исследуемых. Общей рекомендацией следует считать про­ведение контрольных испытаний в сроки, которые зависят от це­лей исследования и задач учебно-тренировочного процесса.

Экспертное оценивание.Большинство педагогических явлений не имеет количественного выражения (качество выполнения гим­настических упражнений, артистизм в фигурном катании, уро­вень воспитанности личности ит.д.). В этом случае используется метод экспертных оценок с привлечением специалистов-экспер­тов. Существует несколько способов проведения экспертных оце­нок.

Хронометрирование.Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического наблюдения. Однако в от­дельных случаях оно может использоваться и как самостоятель­ный метод. Основное содержание хронометрирования — опреде­ление времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо дей­ствий. Графическое изображение распределения времени называ­ется хронографированием. В практике работы наибольшее распро­странение получило хронометрирование различных видов заня­тий физической культурой и спортом для определения общей и моторной (двигательной) плотности.

Педагогический эксперимент.Педагогический эксперимент — это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки. эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведе­ние. Для большей объективности выражения результатов педагогического эксперимента в последние годы при обработке его показателей стали широко использоваться некоторые математические мето­ды, и прежде всего методы математической статистики итеории вероятностей. методы ни в коем случае не долж­ны противоречить общим принципам. Каковы бы ни были резуль­таты экперимента, знания занимающихся, приобретаемые навы­ки иумения, уровень здоровья не должны в итоге исследований снижаться или ухудшаться. Поэтому одним из основных мотивов педагогического эксперимента всегда является введение каких-то усовершенствований в учебно-тренировочный процесс, повыша­ющих его качество.

Необходимость проведения педагогического эксперимента мо­жет возникнуть в следующих случаях:

— когда учеными выдвигаются новые идеи или предположе­ния, требующие проверки;

— когда необходимо научно проверить интересный опыт, пе­дагогические находки практиков, подмеченные и выделенные ис­следователями, дать им обоснованную оценку;

когда нужно проверить разные точки зрения или суждения по поводу одного и того же педагогического явления, уже под­вергшегося проверке;

— когда необходимо найти рациональный и эффективный путь внедрения в практику обязательного и признанного положения.

Виды педагогических экспериментов. вы­делить в первую очередь сравнительный и независимый экспери­мент (абсолютный).

Независимый эксперимент проводится на основе изучения ли­нейной цепи ряда экспериментальный групп, без сравнения их с контрольными, путем накопления и сопоставления данных в об­ласти проверки поставленной гипотезы.

В случае, когда в одной группе работа (обучение, тренировка) проводится с применением новой методики, а в другой — по общепринятой или иной, чем в экспериментальной группе, и ставится задача выявления наибольшей эффективности различ­ных методик, можно говорить о сравнительном эксперименте. Та­кой эксперимент всегда проводится на основе сравнения двух сход­ных параллельных групп, классов, потоков — эксперименталь­ных и контрольных.

. Наиболее простой и до­ступной формой является прямой эксперимент, когда занятия в экспериментальных и контрольных группах проводятся парал­лельно и после проведения серии занятий определяется резуль­тативность изучаемых факторов. В методике проведения такого эксперимента с целью получения объективных и достоверных результатов немаловажное значение приобретают оценка и пра­вильный отбор уравниваемых и варьируемых условий.

. Сравниваемые группы требуют выполнения некоторых условий идентичности:

— они должны иметь полное равенство начальных данных (со­став испытуемых в экспериментальных и контрольных группах примерно одинаковый по количеству, подготовке, разряду, воз­расту, полу и т. п.);

--иметь равенство условий работы (одна и та же смена, исполь­зование одинакового, стандартного инвентаря, типовых залов, ста­дионов, бассейнов ит.д.);

— быть независимыми от личности преподавателя, тренера. При этом допускается, что в экспериментальных и контрольных группах занятия может вести один и тот же преподаватель или разные.

 

В зависимости от условий проведения педагогические экспери­менты можно подразделить на естественные и лабораторные. При этом проведение эксперимента без нарушения хода учебно-тре­нировочного процесса в обычных для занимающихся условиях, с обычным контингентом занимающихся и т. п. можно назвать ес­тественным, т. е. все происходит в естественных, в обыденных ус­ловиях. В лабораторном эксперименте допускается искусственная изоляция одного или нескольких спортсменов, учеников от ос­новной массы, постановка их в особые, специально создаваемые условия, значительно отличающиеся от обычных.

Методика проведения педагогического эксперимента. Организация педагогического эксперимента связана с планированием его про­ведения, которое определяет последовательность всех этапов рабо­ты, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полно­ценное исследование. Сюда входит подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, плани­рование наблюдения, выбор экспериментальных и контрольных групп, оценка всех особенностей экспериментальной базы и т. д.

планирование эксперимента — это весьма сложый и многоступенчатый процесс, включающий в себя ряд обязательных действий экспериментатора, в число которых входят ледующие:

— определение целей и задач эксперимента, обоснование его необходимости;

— формулировка научной гипотезы;

— выбор типа эксперимента;

— выбор и оценка общих условий проведения эксперимента;

-оценка и отбор уравниваемых данных, их показателей в методике сбора этих данных;

— составление общей программы эксперимента, программ ве­дения занятий в экспериментальных и контрольных группах, а
также программы ведения наблюдений.

Одной из труднейших задач при проведении эксперимента яв­ляется подведение его итогов.

В целом при подведении итогов педагогического эксперимента необходимо учитывать следующее:

— соотнесение вывода и результатов с общей и частной гипо­тезой;

— четкое ограничение области, на которую могут быть распро­странены полученные выводы;

высказывание предположений о возможности их распрост­ранения на некоторые пограничные области и указание основных направлений дальнейших исследований в этой и смежных областях;

— оценку степени надежности выводов в зависимости от чис­тоты условий эксперимента;

— оценку роли и места эксперимента в Системе других приме­нявшихся в данном исследовании методов;

— практические предложения о внедрении в практику резуль­татов проведенного исследования.

 

3 . Нормирование физических нагрузок на уроке физической культуры 2-13

Физическая нагрузка- это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки - это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку - значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями.

Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность, и наоборот. По характеру мышечной работы нагрузки могут быть стандартными и переменными.

Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее показатели - частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления учащихся. Градация внешних признаков по степени утомления при физических нагрузках представлена ниже, в таблице.

Внешние признаки утомления

 

Признаки Степень утомления
  легкая значительная очень большая
Цвет кожи лица и туловища Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, появление синюшности губ
Потливость Небольшая, чаще на лице Большая, головы и туловища Очень сильная, выступление соли
Дыхание Учащенное ровное Значительное учащение, периодически через рот Резко учащенное, поверхностное, появление одышки
Движения Не нарушены Неуверенные Покачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей
Внимание Безошибочное Неточность выполнения команд Замедленное выполнение заданий, часто на повторную команду
Самочувствие Жалоб нет Жалобы на усталость, сердцебиение, одышку и т.д. Сильная усталость, боль в ногах, головокружение, одышка, шум в ушах, головная боль, тошнота и др.

 

Все указанные выше показатели в различной степени и различных отношениях отражают величину воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, что позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия.

Теоретико-методическую основу оптимального дозирования нагрузок составляют закономерности адаптации организма к воздействию физических упражнений, развития тренированности. Исходя из этого сформулированы и научно обоснованы следующие методические положения: адекватность нагрузок, (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая развитие функциональных возможностей), систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере учебного времени, а чрезмерные - наносят вред организму.

Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом. По указанной причине постепенное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием.

Наиболее информативным, объективным и широко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина частоты сердечных сокращений (ЧСС).

При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин (при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца). Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд./мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки.

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин (А. А. Виру, 1988, и др.).

Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.).

Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130- 160 уд./мин и большой интенсивности - 161-175 уд./мин.

Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.

Регулирование параметров нагрузки на уроке физической культуры достигается многими разнообразными способами и методическими приемами. Наиболее эффективными и доступными приемами являются:

- изменение количества повторений одного и того же упражнения;

- изменение суммарного количества упражнений;

- изменение скорости выполнения одного и того же упражнения;

- увеличение или уменьшение амплитуды движений;

- варьирование величин внешних отягощений;

- выполнение упражнений в усложненных или облегченных условиях (например, бег в горку и бег под горку или бег по дорожке стадиона и бег по песку и т.д.);

- изменение исходных положений (например, выпрыгивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и
разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т.д.);

- изменение длины дистанций в беге, плавании, лыжах;

- проведение занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);

- варьирование применяемых методов (равномерный, игровой, соревновательный и др.);

- увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением
упражнений.

В каждом конкретном случае преподавателем применяются наиболее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока.

Наряду со сказанным, при нормировании нагрузок рекомендуется учитывать следующие компоненты: 1) продолжительность упражнения;

2) его интенсивность;

3) продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;

4) характер отдыха (активный, пассивный);

5) число повторений упражнений. Анализ и учет всех этих компонентов позволяет, с одной стороны, регулировать интенсивность нагрузок, а с другой, - прогнозировать величину и характер функциональных сдвигов у занимающихся

Одна из задач физиологически обоснованного нормирования нагрузок на уроках физической культуры состоит в том, чтобы затраты энергии, число повторений были оптимальными. Если затраты энергии и число повторений упражнений малы, то эффект занятий будет понижен вследствие недостаточной мобилизации физиологических функций. Если же затраты энергии, число повторений и продолжительность упражнений чрезмерно велики, то эффект упражнений будет также снижен, но в результате ослабления физиологических процессов в связи с истощениями энергоресурсов, ферментов и нарушениями механизмов регуляции функций.

Билет 8

1 Двигательное умение и двигательный навык: определение понятия, характерные признаки, биомеханические показатели. 12.

 

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере даль­нейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышле­нии в процессе построения новой системы движений.

Для двигательного умения характерно постоянное совершен­ствование способа выполнения действия при осмысленном под­ходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущ­ность двигательного умения.

Под двигательным умениемпонимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбиваю­щих факторов и нестабильностью итогов.

Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигатель­ного действия. В других случаях двигательные умения вырабатыва­ются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случа­ев материал школьной программы по физической культуре дол­жен быть усвоен именно на уровне умения.

Двигательные умения имеют большую образовательную цен­ность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

 

Двигательный навык- это оптимальная степень владения тех­никой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так, занимающиеся сосредоточи­вают свое внимание во время бега в основном на контроле за скоростью; при передвижении на лыжах - на изменении рельефа местности, темпе прохождения дистанции и усилиях при оттал­кивании; при метаниях - на выполнении мощного финального усилия, т.е. на решающих компонентах в достижении высокой эф­фективности действия.

Эффективность процесса обучения, продолжительность пере­хода от умения до уровня навыка зависят от: 1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее обра­зуются новые движения); 2) возраста обучающегося (дети осваи­вают движения быстрее, чем взрослые); 3) координационной слож­ности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения); 4) профессионального мас­терства преподавателя; 5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.


Просмотров 4434

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!