Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Характеристика методов обучения в физическом воспитании 2-33



 

Под методами физического воспитания понимают способы исполь­зования средств физического воспитания для решения задач этой дисциплины. Основу физического воспитания составляет двигательная де­ятельность, которую можно организовать в форме строгой регламента­ции действий, либо как подвижную игру, либо как состязание.

Метод (способ воздействия) отличается от методики— совокупности средств, методов и методических приемов.

Методический прием— это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения.

Метод обучения — это система действий: учителя — в процессе препо­давания, ученика при усвоении учебного материала

Общие требования к методам обучения:

1. Научная обоснованность методов.

2. Соответствие поставленной задаче.

3. Обеспечение воспитывающего характера обучения.

4. Базирование на апробированных принципах.

5. Соответствие специфике учебного материала.

6. Соответствие индивидуальной и групповой подготовленности уча­щихся.

7. Соответствие индивидуальным особенностям учителя.

8. Соответствие условиям занятий.

9. Вариативность.
10. Результативность.

Отвечающие общим требованиям методы физического воспитания подразделяются на специфические:

1. метод строго регламентированного упражнения;

2. игровой метод;

3. соревновательный метод и др.;
и не специфические:

1. методы словесного воздействия;

2. методы наглядного восприятия.

Требования к методам словесного воздействия:

—смысловое содержание слова должно соответствовать особеннос­тям ученика и задачам обучения;

—слово должно подчеркивать эффективность изучаемого действия, стимулировать ученика;

—словом следует подчеркивать моменты приложения главных усилий;

—слово должно быть образным.

В методах рассказа, объяснения, описания слово используется как средство передачи знаний.

В методах команды, распоряжения, указания слово воздействует с целью управления действиями учащихся.

В методах разбора, замечания, словесной оценки слово является сред­ством анализа и оценки деятельности учащихся.



Беседа позволяет повысить активность ученика, лучше узнать его, а также подвести итоги занятия (в форме вопросов учителя, в свобод­ном обмене мнениями).

Методы наглядного воздействия классифицируют по характеру ана­лизаторов, участвующих в процессе физического воспитания:

1. Метод зрительной наглядности направлен, главным образом, на овладение пространственными и пространственно-временными харак­теристиками движений;

2. Метод звуковой наглядности позволяет наиболее точно отрабаты­вать и пространственно-временные и ритмические характеристики (темп и ритм) движений;

3. Метод двигательной наглядности дает возможность контролиро­вать правильность выполнения упражнения по получаемым двигатель­ным ощущениям.

Практические методы.

Метод строго регламентированного упражнения.

Деятельность занимающихся регламентируется здесь следующим образом: упражнение выполняется в строго заданной форме, т.е. уста­навливаются порядок движений, их объем, динамика, интервалы отды­ха и т.п. В результате создаются внешние условия, облегчающие управление действиями занимающихся.

Считается, что использование этого метода позволяет обучать двига­тельным действиям любой сложности.

Метод строго регламентированного упражнения при обучении дви­жениям применяют в виде:

—метода разучивания по частям;

—метода разучивания в целом.

Метод разучивания по частям (метод расчленено-конструктивного упражнения) обычно применяется при начальном изучении двигатель­ного действия со сложной структурой.



Преимущества данного метода заключается в том, что при разучива­нии упражнения по частям существенно уменьшаются энергетические затраты по сравнению с повторениями двигательного действия целиком. При разучивании по частям исключается возможность повторения и зак­репления ошибок, которые в предшествующих либо последующих фазах двигательного действия при его многократном повторении целиком.

Недостатком этого метода является то, что в вычлененной из цело­стного акта части, как правило, изменяются ее характеристики, времен­ные и динамические.

При использовании такого метода следует придерживаться двух ос­новных правил: во-первых, расчленять движение так, чтобы вычлененная часть, по возможности, сохраняла свои характеристики; во-вторых, не закреплять владение вычлененной частью до уровня навыка.

Метод разучивания в целом (метод целостного конструктивного уп­ражнения). Двигательное действие разучивается и отрабатывается здесь при многократном его повторении в целом.

Достоинства метода: сохраняется структура упражнения, техника осваивается при постоянном взаимодействии частей.

Недостатки: невозможно исправить сразу все ошибки (если их мно­го), невозможно многократное выполнение задания (из-за утомления).

Этот метод не рекомендуется применять на начальном этапе разучи­вания упражнений со сложной техникой, но именно он предпочтителен при обучении сравнительно простым естественным движениям.

Разновидностью метода строго регламентированного упражнения яв­ляется метод сопряженного воздействия, отличающего тем, что техника двигательного акта совершенствуется в условиях, требующих повышен­ных физических усилий (отягощение, сильный встречный ветер и т.п.).

К методам частично регламентированного упражнения относятся иг­ровой и соревновательный методы. Здесь допускается относительно свободный выбор двигательных действий, не обязывающий к строгому дозированию нагрузки. Игровой и соревновательный методы, существен­но различаясь между собой, имеют общее в одном — в них присутствует элемент соперничества.

Игровой метод направлен на развитие нравственности. Игра в физи­ческом воспитании используется как метод, которым можно решать за­дачи обучения и воспитания. Игра при этом выполняет следующие функции: подготовительную, развлекательную, формирование отноше­ний между людьми, а также воспитание морально-волевых качеств

Методы воспитания физических качеств.Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных пе­рестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) на­грузками.

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организ­ме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и преры­вистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет со­бой непрерывную мышечную деятельность без изменения интен­сивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его раз­новидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементар­ных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения - это, как пра­вило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть раз­личные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адапта­ционных изменений в организме. При этом применяются упражне­ния с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предуп­реждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагруз­кой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.

Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяю­щейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:

а) переменное упражнение в циклических передвижениях (пере­менный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);

б) переменное поточное упражнение - серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.

Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типич­ными разновидностями этого метода являются:

а) прогрессирующее упражнение (например, последователь­ное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами;

б) варьирующее упражнение с переменными интервалами от­дыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется - 60-70-80-70-80-90-50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);

в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке - 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интер­валами отдыха между ними).

Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщен­ного воздействия в форме непрерывного и интервального упраж­нения при круговой тренировке.

Круговой метод представляет собой последовательное выпол­нение специально подобранных физических упражнений, воздей­ствующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каж­дого упражнения определяется место, которое называется «стан­цией». Обычно в круг включается 8-10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз

Данный метод используется для воспитания и совершенство­вания практически всех физических качеств.

 


Билет 5

1. Структура педагогической науки. Её ведущие отрасли. 19

В развитии любой науки можно выделить три этапа. На первом этапе происходит накопление знаний и опыта их практического применение. Научное знание расширяется, пополняясь новыми установленными фактами. Однако структура науки ещё не определена, не выработана методология научного исследования, не выявлены ключевые связи между установленными фактами. Поэтому научное знание со временем становится громоздким, неудобным для практического применения, достоверные сведения в нём соседствуют с ошибочными умозаключениями. Второй этап связан с выявлением закономерностей, формулированием общих законов, принципов, с разработкой научной методологии. Знание общих законов, которым подчиняются исследуемые явления и процессы, позволяет «свёртывать» научное знание, делает науку доступней для понимания и многократно увеличивает возможности её прикладного применения. Например, знание одного общего закона, который объясняет 1000 ранее установленных фактов, не только освобождает от необходимости запоминать все эти факты, но даёт возможность предсказать 1001-й факт, опираясь исключительно на научные знания. Третий этап характеризуется появлением внутри науки отраслей, слиянием их со смежными отраслями других наук или вычленением из неё самостоятельных наук. Этот происходит, когда накоплен огромный объём научного знания и свидетельствует о том, научное знание уже не помещается в ранее установленных рамках данной науки. Современная педагогика находится на третьем этапе своего развития. Сегодня она фактически представляет систему педагогических наук, объединённую общим предметом исследования. Структура педагогической науки представлена на следующем рисунке.

 

 

 


Развитие связей педагогики с другими науками привело к выделению отраслей педагогики – пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой разветвленную систему педагогических наук. Базовой научной дисциплиной в структуре педагогики является общая педагогика, исследующая основные закономерности образования. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела: общие основы педагогики; теория обучения (дидактика), теория воспитания, управление образовательными системами.

В последние десятилетия объем материала по этим разделам настолько увеличился, что их стали выделять как отдельные самостоятельные научные дисциплины. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук.

Особую группу педагогических наук, изучающих возрастную специфику образования как педагогического процесса, объединяет возрастная педагогика. Она включает в себя преддошкольную и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых.

Преддошкольная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия целенаправленного развития детей до трех лет. Значимость ее стремительно возрастает по мере выявления особенностей развития интеллекта, эмоциональной и чувственной сфер личности ребенка, его здоровья. Особенностью ясельной педагогики является ее особо тесное взаимодействие с такими отраслями знаний, как психология, физиология, медицина.

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях целенаправленного развития личности ребенка дошкольного возраста. Существуют дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в различных типах образовательных учреждений, в условиях семьи.

Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к самым развитым отраслям науки об образовании.

Педагогика высшей школы изучает закономерности образовательного процесса в условиях высшего учебного заведения.

Педагогика взрослых (андрагогика) изучает особенности образования взрослых.

Педагогические науки также подразделяются в зависимости от того, какая сторона конкретного вида человеческой деятельности взята за основу классификации: военная, инженерная, спортивная, театральная, музейная, музыкальная, производственная педагогики, педагогика исправительно-трудовых учреждений и т.д.

Каждая из этих педагогик имеет свой предмет. Например, военная педагогика вскрывает закономерности и условия обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

Закономерности обучения работающих, повышения квалификации и переподготовки изучает производственная педагогика.

Педагогика профессионально-технического образования представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

Исправительно-трудовая педагогика изучает закономерности перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

К педагогическим дисциплинам также относятся история педагогики и образования, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия образования (воспитания), социальная педагогика, педагогическая психология, социология образования и др.

История педагогики и образования исследует возникновение и развитие образовательной практики и педагогических теорий в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики необходимо для того, чтобы глубже понимать современные педагогические проблемы.

Сравнительная педагогика занимается анализом, сравнением образовательных систем в разных странах.

Существует также специальная педагогика (дефектология). Она исследует закономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками. В состав дефектологии входят следующие научные дисциплины: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих; тифлопедагогика – слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика –умственно отсталых; логопедия – наука об обучении и воспитании детей с нарушениями речи.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин в различных типах образовательных учреждений.

Такова внутренняя структура педагогической науки, возникновение новых отраслей которой порождается развитием общества и научного знания.

 

 


Просмотров 3903

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!