Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основы формирования двигательного навыка



Овладение двигательным действием осуществляется в следую­щей методической последовательности.

1. Формирование у занимающихся положительной учебной моти­вации.

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением дей­ствия и прослушивания сопровождающего показ комментария,

Элементы двигательного действия и осо­бенности условий, требующие концентрации внимания для ус­пешного выполнения действий, по терминологии М.М.Богена (1985), называются основными опорными точками (ООТ). Сово­купность ООТ, составляющих программу действия, является ори­ентировочной основой действия (ООД).

Создание ООД является ответственным моментом в обучении. Здесь исключительно важен подбор эффективных методов сло­весного и наглядного воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений.

3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ. Эти представления должны включать:

1) зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;

2) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;

3) двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на ос­нове уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подво­дящих упражнений.

4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выпол­нению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представ­ления.

 

Двигательное действие, сформированное путем многократно­го повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двига­тельный навык.

При формировании двигательного навыка в центральной нерв­ной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения).

Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элемен­тов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлече­нием в работу многих мышц. При первых попытках выполнить но­вое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному вы­полнению движения, оно осуществляется закрепощенно.



Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улуч­шением координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосред­ственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние цент­ры как бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформиро­ванном двигательном умении.

Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степе­нью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.

Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса на­выка и др.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка.Навык формирует­ся не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его ста­новления.



2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка.Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами:

а) внутренней, которая характеризуется протеканием незамет­ных приспособительных изменений в организме;

б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.

3. Закон угасания навыка.Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит по­степенно. Однако полностью навык не исче­зает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повто­рений он быстро восстанавливается.


Просмотров 953

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!