Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Этапы многолетней подготовки спортсменов. 34



Билет 1

 

1 : Специфика содержания школьной программы физического воспитания в условиях региональных особенностей Москвы 33

Типовые учебные программы физического воспитания утверждаются Министерством образования Российской Федерации и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются рабочие учебные программы с учетом особенностей регионов и возможности школ, учитывающие возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Региональные особенности школьной программы физ восп. во многом зависят от уровня социально-экономического развития региона, объема финансирования, кадрового обеспечения, доступности качества услуг в сфере физической культуры и спорта. Немаловажным является осознания органами власти и местного самоуправления важностии необходимости акцентировать внимание на повышение физического воспитания подрастающего поколения и создания для этого соответствующих условий.

Состояние здоровья детского населения Москвы вызывает определенные опасения специалистов. Так, 20 % детей 6 - 7 лет не готовы к обучению в школе; у 50 % детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 30 % детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; около 70 % детей страдают от гиподинамии, около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами, около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.
До 80 % юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к военной службе. Из-за слабого здоровья и низкого уровня физических кондиций до 40% молодежи призывного возраста не могут выполнить минимальные нормативы физической подготовленности.
Т.обр. проблема физ.подготовки детей и разработки программ, направленных на улучшение ситуации, как никогда актуальна.

Образовательное пространство города Москвы представляет собой многообразие типов и видов образовательных учреждений, работа которых направлена как на оздоровление учащихся средствами физической культуры, так и развитие видов спорта, формирование олимпийского резерва.



Московский регион отличается высоким уровнем квалифицированных специалистов, однако профессия учителя физической культуры в школе недостаточно мотивирована, утрачен престиж профессии учителя физкультуры.

Спортивная материально-техническая база государственных образовательных учреждений города Москвы в целом позволяет создать необходимые условия для качественного обучения. Общеобразовательные учреждения Москвы существенно лучше обеспечены спортивными объектами для занятий физической культурой и спортом, чем в среднем школы по Российской Федерации.

Практически в каждом общеобразовательном учреждении имеется спортивный зал, универсальная площадка для спортивных игр, физкультурно-спортивный комплекс и пр. Реализация учебных программ проходит в типовых спортивных залах, открытых плоскостных спортивных сооружениях и бассейнах, тирах, а также в приспособленных (переоборудованных) под спортивную деятельность помещениях. В последние годы большое внимание уделяется модернизации спортивной материально-технической базы во всех типах и видах образовательных учреждений. В целях модернизации спортивной базы образовательных учреждениях, построены свыше 140 межшкольных стадиона, оборудованы дополнительные места для организации и проведения третьего урока физической культуры, установлено тренажерное оборудование, введены в эксплуатацию пристройки к основным зданиям образовательных учреждений, для проведения занятий физической культурой и спортом. Выделены дополнительные финансовые средства на комплектование школ современным оборудованием и инвентарем.
Но этого недостаточно.



Только 40% московских школ обеспечены от 80 до 100% всеми основными видами современных условий. Около 10% общеобразовательных учреждений города Москвы (преимущественно в его центральной части) - малокомплектные, в которых практически отсутствует территория для физкультурно - спортивной деятельности. Оснащенность образовательного процесса по физической культуре спортивным инвентарем и оборудованием происходит не равномерно, так для реализации в полном объеме всех разделов учебной программы по предметной дисциплине "Физическая культура" в городе Москве полностью оснащены около 35% общеобразовательных учреждений. Около 60% образовательных учреждений полностью оснащены инвентарем и оборудованием для обучения спортивным играм: волейбол, баскетбол, футбол, гандбол это - волейбольные стойки, баскетбольные фермы, футбольные и гандбольные ворота, мячи соответственно каждому виду спорта.

Гимнастическое оборудование: параллельные брусья, разновысотные брусья, гимнастический конь, козел, подкидные мостики, стандартные перекладины и прочее оборудование для освоения базового раздела учебной программы "гимнастика" - имеются в полном объеме от 45 до 50 процентов образовательных учреждений.

Практически отсутствует необходимое снаряжение и территория для проведения занятий по "лыжной подготовке". Всего 10% общеобразовательных учреждений имеют свою лыжную базу с необходимым снаряжением.



Недостаточное оснащение отмечается и для освоения раздела учебной программы "Легкая атлетика". Кроме мест проведения занятий: беговые дорожки, секторов для прыжков в длину и высоту, сектора для метания, соответствующих техническим требованиям и нормативам безопасности, необходим инвентарь - мячи для метания, гранаты от 350-700гр., беговые барьеры, мишени для метания в цель и многое другое, которые практически отсутствуют или имеются в недостаточном количестве.

На протяжении многих лет с 1991 по 2005 года на территории Москвы шло сокращение сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. За эти годы их число уменьшилось почти на 20 процентов. Ряд стадионов и других спортивных объектов использовались не по назначению. Не в полной мере реализовывались нормы застройки города спортивными сооружениями.

В настоящее время столичная система образования по физическому воспитанию находится в стадии модернизации и внедрения в систему передовых методик и опыта федераций по видам спорта. Школы испытывают потребность в комплектации спортивных баз образовательных учреждений не только специфическим каждому виду спорта инвентарем, но и в создании соответствующих условий для оптимальной организации занятий.

В общеобразовательных учреждениях наряду с традиционными учебными программами: «Примерная программа по физической культуре для учащихся I-XI классов» (А.П.Матвеев, Т.В.Петрова), «Комплексная программа физического воспитания. 1-11 классы» (В.И.Лях, А.А.Зданевич) в рамках совершенствования учебного процесса по физической культуре в городе Москве увеличилось количество инновационных учебных программ, основанных на одном из видов спорта, рекомендованных экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации:

· Программа «Интегративный курс физического воспитания для обучающихся начальной школы на основе футбола» (М.А.Грибачева, В.А.Круглыхин).;

· Рабочая программа «Физическая культура. Гимнастика. 1-4 классы» (И.А.Винер, Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганкова, др.);

· Примерная образовательная программа и методическое пособие «Раздел самбо» для учащихся 2-11 классов (Автор - Р.В Алексеев.);

· Программа «Физическая культура для обучающихся 8 – 11 классов на основе фитнес-аэробики» (Авторы - О.С. Слуцкер, Т.Г. Полухина, В.С. Козырев);

· «Примерная программа по бадминтону для общеобразовательных учреждений» (В.Г. Турманидзе и др.);

· «Программа интегративного курса физического воспитания для обучающихся общеобразовательных учреждений на основе регби» (Авторы – Бесполов Д.В., Кулешов А.В., Федотова Е.Н., Иванов В.А, Латышев А.И., Антонов Е.И.).

Кроме инновационных программ общеобразовательными учреждениями используется около 200 авторских методик и учебных модулей по физическому воспитанию.

Использование многообразия программ по физической культуре, успешного опыта спортивных федераций Москвы дает новый импульс в развитии и популяризации данных видов спорта в школьной среде и значительном увеличении суммарной двигательной активности.

При разработке примерных образовательных программ по физической культуре, а также рекомендаций по внедрению инновационного опыта преподавания используется наиболее успешный опыт спортивных федераций Москвы, по применению эффективных методик изучения технических элементов и развития физических качеств, обучающихся и воспитанников, их суммарной двигательной активности через конкретные виды спорта.
Дополнительное образование физкультурно-оздоровительного направления в общеобразовательных учреждениях столицы осуществляется организованными занятиями в секциях по видам спорта во внеучебное время и является логическим продолжением учебной работы. Программное обеспечение дополнительного физкультурного образования представлено образовательными программами по различным видам спорта.

В пяти спортивных школах Департамента образования культивируются 13 видов спорта, в том числе 8 олимпийских - плавание, футбол, гандбол, художественная гимнастика, стрельба пулевая, стрельба стендовая, регби и хоккей на траве,

В системе Департамента образования города Москвы проводятся Спартакиады для различных возрастных групп и типов и видов учреждений:

Спартакиада проводится ежегодно с 1 сентября по 30 июля и состоит из четырех этапов. На каждом этапе в соревнованиях участвуют воспитанники и обучающиеся образовательных учреждений, победители предыдущих этапов.
1 этап – соревнования в образовательных учреждениях.
2 этап – соревнования в муниципальных районах города Москвы;

3 этап – соревнования в учебных округах города Москвы;

4 этап – финальные городские соревнования.

Таким образом, в соответствии с современными концепциями развития физического воспитания, учителям предоставляется право самостоятельно вносить коррективы в существующие программные документы по планированию и организации учебно-воспитательного процесса. Эта самостоятельность, однако, не должна выходить за рамки научно разработанных ограничений. Эти рамки в настоящее время условно принято называть базовым компонентом подготовленности школьников. Вариативный компонент позволяет учителям проявить профессиональную грамотность, открывает широкие возможности для творчества.

В тесной зависимости от вышесказанного находятся и факторы содержания обучения, развития и воспитания. На первый план выступает задача разработки базового и вариативного содержания учебного материала. На основании изложенного можно сделать некоторый вывод: в разных регионах необходимы свои специфические системы физического воспитания, подкрепленные программным содержанием.

 

Этапы многолетней подготовки спортсменов. 34

Многолетняя подготовка юных спортсменов включает 4 этапа, каждый из которых требует решения определенных задач.

Этап предварительной спортивной подготовки начинается в млад­шем школьном возрасте и переходит в следующий этап вместе с выбо­ром предмета спортивной специализации. Занятия в основном строятся по типу общей подготовки с предельно широким использованием дос­тупных средств физического воспитания.

На этом этапе в тренировочных занятиях решаются следующие задачи:

1. освоение занимающимися доступных знаний в области физичес­кой культуры и спорта;

2. формирование необходимого основного фонда двигательных уме­ний и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершен­ствование их;

3. содействие гармоничному формированию растущего организма,укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств,преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, об­щей выносливости.

Начинающий спортсмен пробует свои силы в различных спортив­ных упражнениях, выявляя под руководством тренера наиболее соотве­тствующие его способностям предмет будущей специализации.

Этап начальной спортивной специализации совпадает с подростко­вым возрастом. Сроки начала спортивной специализации зависят от вида спорта и возрастных возможностей организма Главной задачей этого этапа является обеспечение разностороннего развития организма, путём повышения общего уровня его функцио­нальных умений и навыков с использованием общеразвивающих уп­ражнений, овладение рациональной спортивной техникой создания благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта. Продолжительности занятий, частота повторений упражнений и компоненты нагрузки должны повышаться постепенно, по мере роста тренированности и уве­личения возраста детей.

Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирова­ние всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспо­собность и резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный процесс приобретает ярко выраженную спе­цифичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возраста­ет за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовленных и соревновательных упражнений.

На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспечить со­вершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложнен­ных условиях, ее индивидуализацию, развить те физические и волевые качества, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства спортсмена.

Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоп­риятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом эта­пе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапа­ми тренировка приобретает еще более специализированную направлен­ность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наи­высших результатов в соревнованиях. Объем и интенсивность трениро­вочных нагрузок достигают высокого уровня. Все чаще используются тренировочные занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10-15 и более. Тренировочный про­цесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности.

 

 

3. Двигательный навык: определение понятия, характерные признаки 2 -17

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере даль­нейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.

Двигательный навык- это оптимальная степень владения тех­никой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так, занимающиеся сосредоточи­вают свое внимание во время бега в основном на контроле за скоростью; при передвижении на лыжах - на изменении рельефа местности, темпе прохождения дистанции и усилиях при оттал­кивании; при метаниях - на выполнении мощного финального усилия, т.е. на решающих компонентах в достижении высокой эф­фективности действия.

Эффективность процесса обучения, продолжительность пере­хода от умения до уровня навыка зависят от: 1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее обра­зуются новые движения); 2) возраста обучающегося (дети осваи­вают движения быстрее, чем взрослые); 3) координационной слож­ности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения); 4) профессионального мас­терства преподавателя; 5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.


Просмотров 4150

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!