Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Роль и место государственного земельного кадастра в области инвестиционной политики



39. Основные этапы развития земельных отношений на территорий Казахстана.

Несмотря на «видимый» конституционный суверенитет бывших Союзных республик, они не имели независимую национальную правовую базу, регулирующую земельные отношения с учетом местных природно – социально – экономических условий. Принятие 13 декабря 1968 года «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» закрепило единую правовую базу распределения, владения и использования земельных ресурсов по всему пространству Союза. Земля, являясь исключительной собственностью государства, может находиться в его распоряжении через уполномоченные органы власти и управления.
«Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле» от 28 февраля 1990 года несколько изменили положение о государственном суверенитете Республики Казахстан на право землепользования. Но этот закон не дал возможности развития различных форм собственности на землю.

Обретение Казахстаном государственной независимости привело к разработке самостоятельных правовых основ регулирования земельных отношений с учетом менталитета, национального признака и природно-экономических условий. Введение и функционирование институтов частной собственности обеспечивалось, в первую очередь, за счет развития института частной собственности на землю, а также создания такой юридической системы, которая защищает права собственности и выполнение контрактов. В связи с этим вопросы земельных преобразований, совершенствование земельного законодательства и укрепление законности в сфере земельных отношений становились все более актуальными.

Нормы национального земельного законодательства были направлены на охрану и рациональное использование земельных ресурсов. Земля, являясь объектом естественной природы, служила основным средством жизни граждан и фактором национальной безопасности.
Земельная реформа и перестройка государственного социально-экономического управления происходила на основе развития независимости и демократизации земельных отношений, расширения прав собственников земли и землепользователей, устранения командно-административного метода организации землепользования и землеустройства. Развитие национального земельного законодательства дало возможность реализации различных форм собственности и хозяйствования на земле. Изменился весь спектр распределения, владения, использования и аренды земли.
Так, например, согласно ст. 3 Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года земельное пространство республики перешло в исключительную собственность Республики Казахстан. Это положение было закреплено в ст. 6 пункт 3 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. Но земля, в отличие от недр, воды, растительного и животного мира могла быть предметом частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законодательством.



Одним из важнейших законодательных актов в сфере земельных правоотношений стал Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона «О земле» от 22 декабря 1995 года, согласно которому, частная собственность на землю была признана официально. Была признана возможной передача в частную собственность граждан республики земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства дачи и жилого дома. Кроме того, также была признана возможность передачи в частную собственность земельных участков негосударственным юридическим лицам, в том числе, иностранцам, для целей строительства. Согласно данному указу, земли сельскохозяйственного назначения, как и земли оборонного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемые территории, земельные участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, рекреационное и лечебно-оздоровительное назначение, общего пользования в населенных пунктах, не могли находиться в частном владении. Временное пользование землей хозяйствующими субъектами, не имеющими фиксированные и защищенные законом границы земель, не может обеспечить привлечения долгосрочных инвестиций, особенно в сельскохозяйственный сектор. Кроме того, необходимо было стимулировать привлечение долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики. При частной собственности на землю экономика приобретает недостающий механизм ипотечного кредитования. Передача земельных участков в частную собственность привело к включению земли в свободный рыночный оборот. Ключевой целью выбора нового хозяина земли является повышение эффективности землепользования. На плечи собственника земли ложились серьезные проблемы – самостоятельное ведение производства, успешность которого зависит от умения собственника не только владеть, но и пользоваться, и распоряжаться землей. Новые собственники земли должны были быть достаточно подготовленными менеджерами, качественно организующими производственный процесс, предполагающий рациональное использование земельных ресурсов. Государство, в свою очередь, для введения частной собственности на землю должно было создать соответствующие институты (службы регистрации земельных собственников, организация и методика определения цены земельных участков и др.).



«Реальная собственность» на землю означала нахождение земельного участка во владении, пользовании и распоряжении одного лица или нескольких лиц. Она давала возможность собственнику производить гражданско-правовую сделку с земельным участком, т.е. куплю-продажу, передачу другому лицу, мену и залог без государственных ограничений. Здесь, во все времена и во всех случаях государственного строительства, государству отводится роль «регулятора», который был в праве ограничивать, запрещать и приостанавливать деятельность собственников земли для обеспечения государственной и общественной безопасности с целью охраны и рационального использования земельных ресурсов.

40. Этапы развития земельной реформы.

Первый этап: 1989-1993 г.г.

Законы:

«О крестьянском хозяйстве» (1990 г.); «Земельный кодекс РК» (1991 г.);

«О земельной реформе в РК» (1991 г.);

«О земельном налоге» (1991 г.).

Действие их на практике обеспечило передачу земель в ведение местной административной власти в соответствии с их компетенцией, определенной республиканским законодательством. Было положено начало перераспределению сельскохозяйственного земельного фонда республики в процессе формирования разнообразных форм хозяйствования, для которых создали необходимые организационные, экономические и социальные условия.

Земельный кодекс провозгласил все земли государственной собственностью республики. Новыми положениями в нем были введение права пожизненного наследуемого владения земельными участками, предоставленными для организации крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, дачного строительства и т.д.

Землевладельцы и землепользователи, производящие сельскохозяйственную продукцию, наделены правами самостоятельного хозяйствования на земле.

Закон «О земельном налоге» создал законодательную базу для введения платы за землю в форме земельного налога, базовые ставки которого установлены в зависимости от качества, местоположения, водообеспеченности земельного участка, но не зависят от результатов хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Второй этап: 1994-1995 г.г.

Указы Президента РК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» и «О дальнейшем совершенствовании земельных отношений» (апрель 1994 г.)

Данные указы Президента РК поддержали фактический передел и юридическое оформление прав на землевладение, и аренду земли.

В республике впервые был введен институт купли-продажи права землепользования, тем самым земля была вовлечена в рыночные отношения.

Положительным моментом развития земельных отношений на втором этапе является то, что роль земельных паев в формировании собственности усилилась: расширялись права по распоряжению ими.

За анализируемый период выявились и негативные моменты в развитии земельных отношений – были разрушены сложившиеся на протяжении многих лет системы севооборотов, отсутствие материально-технической базы привело к появлению неиспользуемых и нерационально используемых земель.

Третий этап: Указ Президента РК, имеющий силу закона, «О земле» (декабрь 1995 г.)

Указ решил одну из острейших проблем, препятствовавших проведению активной инвестиционной политики в производство. Он определил пределы и условия передачи земель в частную собственность граждан и юридических лиц и открыл дорогу к земельному рынку.

В рамках предприятий происходит концентрация участков в одних или немногих руках. В значительной части хозяйств более половины земельных долей переходит к руководителям.

С 1996 по 2000 год рынок земли формировался недостаточно, в рыночный оборот не вошла большая часть земельного фонда, государство не получало достаточных отчислений в бюджет от земельного налога, арендных платежей, пошлин при операциях с землей, платежей при предоставлении земли во владение и пользование. Это свидетельствует о недоработках в законодательстве и нормативных документах, регулирующие земельные отношения.

В целях систематизации инструментов регулирования земельных отношений выделяют следующие аспекты:

экономический – рента, дивиденды, аренда, земельный оборот (рынок), залог, налог;

правовой – владение, пользование, распоряжение;

экологический – порча, загрязнение, потеря плодородия, засоление, эрозия;

землеустроительный – размещение и размеры участков земель, рекультивация, меры по борьбе с эрозией и потерей плодородия;

административный – штрафы, предупреждения, санкции, изъятия.

Четвертый этап: Закон «О земле РК» (24 января 2001 г.)

Самыми «достижениями» этого закона были: замена постоянного сельскохозяйственного землепользования на временное на условиях аренды; сокращение срока землепользования с 99 до 49 лет.

За короткий период земельной реформы сделано очень много. Прежде всего, обеспечен свободный доступ крестьян к земле, в значительной мере устранена государственная монополия на земельные участки, а право землепользования наделено атрибутами частного землепользования, т.е. разрешен рыночный оборот этого права. Эволюция земельных отношений соответствует зрелости рыночного самосознания общества.

Оборот земли – важный источник повышения производительности сельского хозяйства, так как он, благодаря функционированию земельного рынка, т.е. осуществлению сделок с землей, включая ее куплю-продажу, различные формы краткосрочной и долгосрочной аренды и субаренды, обеспечивает перемещение ресурсов к более эффективным производителям.

Пятый этап: Земельный Кодекс РК (20 июня 2003 г.)

Кодекс полноценно регламентирует отношение собственности на землю: государства, граждан,

государственных и негосударственных лиц.

Он определяет объекты частного землевладения земли сельскохозяйственного назначения, и наделять ими граждан для развития домашнего личного хозяйства, садоводства, дачного строительства, а также физических и юридических лиц для товарного сельскохозяйственного производства, научных и учебных целей. Собственником земельного участка, предназначенного для товарного сельскохозяйственного производства, физическое или юридическое лицо может стать только после его выкупа по цене, составляющей 10% от оценочной стоимости земельного участка. Разрешается выкуп в рассрочку до 10 лет. В течении этого периода земельный участок будет находиться только на праве владения и пользования. Право распоряжения наступит только через 5 лет после выкупа земельного участка.

Важнейшим дополнительным источником финансирования сельского хозяйства является развитие залоговых отношений. Кодекс дополнен статьей о порядке залога земельных участков и прав землепользования.

Наиболее распространенными залогодержателями земли являются не банки, а крупные зерновые, финансовые компании, корпорации, перерабатывающие предприятия, располагающие финансовыми источниками и заинтересованные в обороте. Отсутствие законодательных ограничительных мер позволило им сосредоточить под своим управлением значительные площади обрабатываемых земель обанкротившихся предприятий. Они помогали крестьянам приобретать горюче-смазочные материалы, семена, запасные части. Таким образом, они стали интеграторами сельскохозяйственных предприятий, что в цивилизованном рынке является нормой.

41. Государственный контроль за использованием и охраной земель.

Задачами государственного контроля за использованием и охраной земель является обеспечение соблюдения земельного законодательства Республики Казахстан государственными органами, физическими, юридическими и должностными лицами, выявления и устранения нарушений законодательства Республики Казахстан, восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц, соблюдения правил пользования земельными участками, правильности ведения земельного кадастра и землеустройства и выполнения мероприятий по рациональному использованию и охране земель. Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства производится путем проверок, которые подразделяются на плановые и внеплановые (назначаемые в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы жизни и здоровью физических лиц, окружающей среде, общественному порядку, национальной безопасности, по фактам, изложенным в обращениях и иной информации о нарушениях прав и законных интересов физических и юридических лиц, непосредственным выявлением признаков нарушений законодательства Республики Казахстан, а также в целях контроля исполнения требований об устранении выявленных нарушений в результате плановой проверки). Государственный контроль также осуществляется при проведении инвентаризации, обследовании земель, разработке схем и проектов, связанных с использованием земель, ведении государственных кадастров и мониторинга земель. Процедура осуществления государственного контроля производится на основании издаваемого государственным органом акта о назначении проверки и карточки учета проверок деятельности субъектов частного предпринимательства, которые до начала проверки регистрируются в государственном органе, осуществляющем в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов. Отдел и территориальные органы Агентства, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, организуют и проводят государственный контроль за:

1) соблюдением государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами земельного законодательства Республики Казахстан, установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;

2) недопущением самовольного занятия земельных участков;

3) соблюдением прав собственников земельных участков и землепользователей;

4) своевременным и правильным проведением собственниками земельных участков и землепользователями комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических противоэрозионных мероприятий по восстановлению и сохранению плодородия почв;

5) своевременным предоставлением в государственные органы собственниками земельных участков и землепользователями сведений о наличии, состоянии и использовании земель;

6) проектированием, размещением и строительством жилых и производственных объектов, оказывающих влияние на состояние земель;

7) своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель;

 

8) соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении им земельных участков;

9) сохранностью межевых знаков;

10) своевременным возвратом земель, предоставленных местными исполнительными органами во временное землепользование;

11) рекультивацией нарушенных земель;

12) снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;

13) осуществлением проектов землеустройства и других проектов по использованию и охране земель;

14) законностью принятых решений уполномоченных органов областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) по обращениям физических и юридических лиц.


Просмотров 754

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!