Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Раздел 5. Сертификация систем качества и производства



Любая продукция от создания и до полного использования проходит стадии, на которых она существует в различном виде или состоянии: от проекта в виде конструкторской документации до полного израсходования своего ресурса и утилизации. Период существования продукции называют «жизненнымциклом», который представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния при ее создании и использовании. Деление на отдельные этапы несколько условно и определяется спецификой работ на этом этапе и конечными результатами. Неразрывность этапов жизненного цикла и переход из одного в другой обусловили его условное изображение в виде замкнутой окружности (Рисунок 13):

Рисунок 13. Основные этапы жизненного цикла продукции

Очевидно, что на каждом этапе необходимо выполнение некоторых требований, которые прямо сказываются на качестве продукции. Ясно, что некачественный проект, несоответствующие материалы, неверные технологические процессы и т.п. не могут обеспечить конечный качественный продукт. Требуется обеспечивать требуемые качественные показатели на каждом этапе жизненного цикла. А это предполагает системное (т.е. регулярное, непрерывное, по определенному механизму и т.п.) управление качеством, что и осуществляется в системах качества.

Система качества (СК) – совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (ИСО 8402).

Организационная структура СК ‒ распределение прав, обязанностей и функций подразделений предприятия и персонала.

Метод – установленный способ осуществления деятельности.

Ресурсы – персонал, средства обслуживания, оборудование, технология.

Процесс – совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которые преобразуют входящие элементы и выходящие.

Качество продукции в связи с меняющимися потребностями потребителей, влиянием конкуренции нуждается в управлении (менеджменте). Поэтому сейчас используют термин не просто система качества, а системаменеджментакачества (СМК). Сущность, цели, задачи и принципы создания и функционирования СМК, определены МС ИСО серии 9000. Основные стандарты этой серии приняты в России «методом обложки». ГОСТ Р 9000-2001 определяет основные положения и терминологию СМК. В частности:



- система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;

- менеджмент – скоординированная деятельность руководству и управлению организаций;

- качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям.

Таким образом, СМК – система менеджмента по руководству и управлению организацией применительно к качеству. То есть, СМК является лишь одним элементом из общего менеджмента. СМК предназначена для решения следующих задач:

- создание и поддержание качества продукции на уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворение требований потребителя при оптимальных затратах на ее разработку;

- обеспечение потребителю гарантий соответствия продукции требованиям стандартов, ТУ и договорам на поставку, а также уверенности и возможности выпуска продукции предприятием в необходимых объемах и в заданные сроки.

При создании СМК реализуются следующие основные принципы:

- приоритетность требований потребителя;

- предупреждение проблем качества;

- комплексное решение задач обеспечения качества продукции на всех стадиях жизненного цикла;

- личная ответственность высшего руководства за разработку, внедрение СМК и контроль за ее функционированием;



- обеспечение проводимых работ необходимыми ресурсами;

- ответственность, самоконтроль и стимулирование персонала за качество;

- использование экономических методов обеспечения качества с целью реализации оптимального соотношения между затратами на качество и получаемым эффектом.


Нормативная база СМК

Обобщая опыт национальных организаций по управлению качеством, ИСО разработала серию стандартов за номером 9000, принятую большинством стран, с том числе и Россией:

ГОСТ Р ИСО 9000-2001. СМК. Основные положения и словарь.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001. СМК. Требования.

ГОСТ Р ИСО 9004-2001. СМК. Рекомендации по улучшению деятельности.

Все стандарты связаны между собой. ГОСТ Р ИСО 9000 определяет единую терминологию для единообразного восприятия сущности информации. ГОСТ Р ИСО 9001 определяет требования, которые организация должна реализовать при создании СМК. ГОСТ Р ИСО 9004 определяет основные направления улучшения деятельности созданной СМК.

Официальное признание существования СМК в организации осуществляется посредством сертификации системы качества. В РФ разработан и введен в действие 40 комплекс стандартов: Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества:

ГОСТ Р 40.001-2000. Правила по проведению сертификации систем качества в РФ.

ГОСТ Р 40.002-2000. Основные положения.

ГОСТ Р 40.003-2000. Порядок проведения сертификации систем качества и сертификации производств.

ГОСТ Р 40.005-95. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами.

Таким образом, в РФ создана необходимая НД по практической организации сертификации систем качества.


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

 


ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА ДВФУ

 

 


Просмотров 385

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!