Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 2.2 Сущность стандартизации



Объект стандартизации ‒ продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации (рис. 6).

 

Рисунок 6. Классификация объектов стандартизации

 

В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации, измерение параметров технологических операций, контроль готовой продукции, упаковывание поставляемой продукции и т.д. Существуют различные варианты решения этих задач. Цель стандартизации ‒ выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большого числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.

На примере модели конкретного объекта рассмотрим механизм стандартизации (рис. 7). Можно выделить следующие четыре этапа работ по стандартизации [7, 28].

Рисунок 7-1

 

1. Отбор объектов стандартизации.

Существует определенная совокупность объектов и действий с ними: А; Б; В; Г; Д; Ж; 3; И; К...

Допустим, в учреждении используется определенный набор типов организационно-распорядительных документов ‒ приказов, докладных записок и т.д. Некоторые из них составляются систематически, другие ‒ в разовом порядке: А; Б; В; Г; Б; Д; А; Ж; Б; 3; А; Б; Б...

Объектом стандартизации становятся повторяющиеся объекты ‒ Б и А, в нашем примере ‒ отдельные типы документов.

2. Моделирование объекта стандартизации (например, объекта Б).

Рисунок 7-2

Нужно учесть, что процессу стандартизации подвергаются не сами объекты как материальные предметы, а информация о них, отображающая их существенные стороны (признаки, свойства), т.е. абстрактная модель реального объекта. Например, для организационно-распорядительного документа такими признаками являются: состав реквизитов (наименование организации ‒ 1, наименование документа ‒ 2, юридический адрес ‒ 3); оформление реквизитов (форма ‒ 1, содержание ‒ 2, месторасположение ‒ 3); требования (к учету ‒ 1, к содержанию ‒ 2, к корректировке действующего стандарта ‒ 3).



Рисунок 7-3. Механизм стандартизации

 

3. Оптимизация модели (Бопт).

В разных организациях варианты исполнения объекта, т.е. документа Б, могут быть разными: Б,, Б2, Б3, ..., Бп. В частности, возможны разный состав реквизитов, различное их оформление, использование разных бланков и т.д. Задача стандартизаторов ‒ унифицировать документ, отобрав наилучший вариант состава реквизитов, необходимый уровень оформления, оптимальный формат бланка. Оптимальное решение достигается общенаучными методами и методами стандартизации (симплификация, типизация и пр.). В результате преобразования получается оптимальная модель стандартизируемого объекта.

4. Стандартизация модели (Бстан).

На заключительном этапе осуществляется собственно стандартизация ‒ разработка нормативного документа (НД) на базе унифицированной модели.

Рассмотренный процесс упорядочения информации в последнее время связывают с системой структуризации и формализации знаний ‒ кодификацией. В связи с этим заслуживает внимания точка зрения представителя международной организации (ИСО) В. Рейнхарда [29] на процесс разработки стандартов: «эксперты заметили парадоксальную ситуацию, складывающуюся в современной экономике: рост информационного потенциала, с одной стороны, с другой ‒ ограниченность его потенциала в реальном секторе экономики. Объем невостребованных знаний достигает 400 млрд. долл.».



Кодификация знаний ‒ особый вид систематизации результатов научно-технической деятельности, отражающих уровень их применимости для решения практических задач по обеспечению государственных нужд в производстве конкурентоспособной продукции.

По его мнению, разработка стандартов ‒ процесс переговоров между заинтересованными сторонами относительно кодификации знаний. В этом процессе могут быть созданы новые знания, жизнестойкость которых проверяется, а существующие или альтернативные знания могут быть отвергнуты в пользу других. В результате происходит объединение знаний.

На рис. 8 представлена простая трехуровневая модель создания знания. Вертикальная стрелка показывает динамическую последовательность от нестабильного еще знания через процесс объединения к стабилизированному и кодифицированному знанию, тогда как горизонтальная стрелка относится к динамическому изменению от обособленного и обусловленного конкретного знания через процесс обобщения в направлении глобально используемого знания.

Рисунок 8. Модель создания знания (с учетом работы (29))

 

Из рассмотренного механизма становится понятна сущность стандартизации, которая отражена в следующем стандартизированном определении.

Стандартизация ‒ деятельность по установлению правил и характеристик в целях добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг (1).

Принцип добровольности стандартов реализуется только при выборе решения о применении (или неприменении) стандарта или его разделов.

Положительное решение о применении независимо от формы (договор, ссылка в техническом документе) обязывает субъект хозяйственной деятельности выполнять требования в принятом объеме (целиком стандарт или его отдельные разделы). Здесь уместна аналогия с военной службой по контракту: заключивший контракт, добровольно приняв установленные «правила игры», обязан строго им следовать (неукоснительно выполнять устав, приказы командиров и пр.).

Непосредственным результатом стандартизации является, прежде всего, нормативный документ. Применение НД является способом упорядочения в определенной области. Отсюда НД ‒ средство стандартизации.

Система стандартизации ‒ совокупность правил выполнения работ по стандартизации, состава ее участников, правил функционирования системы в целом.

Из определения очевидно, что система стандартизации, как и любая управленческая система (система качества, система сертификации), состоит из субъекта и объекта. В роли субъектов выступают участники работ по стандартизации, ключевыми из которых являются органы и службы стандартизации, а в качестве объектов ‒ документы по стандартизации как носители правил процедур ее осуществления.

В России «сосуществуют» две системы стандартизации:

1. Национальная система, которая действует в общероссийском масштабе;

2. Локальная система, которая действует в рамках организации (отрасли, компании, объединения, учреждения, предприятия).

В ФЗ о техническом регулировании дано определение национальной системы стандартизации: «Участники работ по стандартизации, а также национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономичес­кой и социальной информации, правила их разработки и применения, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил образуют национальную систему стандартизации».

Локальная система стандартизации базируется на стандартах организации (СТО), технических условиях (ТУ). Основными участниками работ являются подразделения (службы) стандартизации министерств, компаний, предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских организаций.

Нормативный документ ‒ документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (9).

Термин «нормативный документ» является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации ‒ правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, общероссийские классификаторы.

Стандарт ‒ документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг (1).

Определение термина «стандарт», данное в ФЗ о техническом регулировании (впрочем, как и в международном стандарте), очень пространно, так как распространяется на очень широкий объект. В более краткой форме стандарт ‒ это документ, в котором в целях его добровольного использования устанавливаются требования к продукции, процессам или услугам.

Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. В табл. 1 сравниваются стандарт и технический регламент на идентичные объекты.

Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, национальный стандарт (прежнее название ‒ государственный стандарт РФ (ГОСТ Р)), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт организации.

Национальный стандарт ‒ стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации (1).

Регламент ‒ документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти (4).

Классификатор ‒ нормативный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации (ПР 50-733—93).

Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации ‒ нормативный документ, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, видами и др.) и являющийся обязательным для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Правила (нормы) по стандартизации ‒ нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих национальных стандартов и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации (4).

Рекомендации по стандартизации ‒ документ, содержащий советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте (4).

Норма ‒ положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены (5).

Примерами норм являются такие, как: 1) «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» (письмо Комитета РФ по торговле от 15.03.1993 №1-427/32-11); 2) Нормы радиационной безопасности. Госсанэпиднадзор РФ. М., 1996.

Свод правил (СП) ‒ документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе (1).

Определение свода правил, данное ФЗ о техническом регулировании, не является четким. Как и стандарт, своды правил являются документами добровольного применения, но распространяется на специфические объекты и аспекты деятельности: строительство, безопасность процессов жизненного цикла продукции (например, пищевой продукции), безопасность условий деятельности человека (жизни вообще, труда и учебы в частности). В отличие от национальных стандартов, утверждаемых национальным органом по стандартизации (Ростехрегулирование), своды правил принимаются иными федеральными органами исполнительной власти, но эти правила действуют в общероссийском (по аналогии с общероссийскими классификаторами) масштабе.

К СП относятся давно известные в стране документы: строительные нормы и правила (СНиПы), нормы пожарной безопасности (НПБ), Санитарные правила и нормы (СанПиНы) и пр.

В странах ближнего и дальнего зарубежья этот свод правил известен как Кодекс установившейся практики. Кодексы предусмотрены законодательными актами таких стран СНГ, как Украина, Беларусь, Казахстан.

Например, в Республике Беларусь действуют девять технических кодексов установившейся практики, регламентирующих порядок сертификации различных видов услуг.

 

Примером этого документа является рекомендация международных организаций по стандартизации ‒ ИСО и МЭК ‒ Кодекс правил ИСО/МЭК практической деятельности по оценке соответствия (ИСО/МЭК: 1994). Важнейшим документом, которым должны руководствоваться страны, вступающие в ВТО, является Кодекс добросовестной практики применительно к подготовке и утверждению и применению стандартов (далее ‒ Кодекс по стандартам).

Свод правил, как и национальные стандарты, используется в качестве доказательной базы для обеспечения требований ТР.

Как нам всем известно, что с 01.07.2003 г. начал действовать закон «О техническом регулировании». Закон дает нам возможность сделать Россию полноправным участником международных экономических отношений, дает мощные импульсы к развитию производственных сил. Он принят именно в связи с предстоящим вступлением РФ во Всемирную торговую организацию.

Понятие качество неразрывно связано с такими понятиями как стандартизация, сертификация и метрология. С понятием стандартизация вы сталкиваетесь в повседневной жизни постоянно. Например, приходя в магазин и покупая хлеб, вы предпочитаете его хорошо пропеченный, с хрустящей корочкой, чтобы он соответствовал всем ожиданиям. Все требования к качеству данного вида продукта содержаться в нормативном документе ГОСТе. Вот как раз и стандартизация занимается установлением этих требований к продукции в нормативном документе.

Первый государственный стандарт на продовольственное сырье появился впервые в нашей стране в 1936г. Эти стандарты имели статус обязательный. В 1927г было принято постановление «О стандартизации экспортируемых товаров». В 1925г были созданы: Комитет по стандартизации, который затем путем реорганизации стал Госстандартом РФ.

ВНИИ технической информации и кодирования, ВНИИС

В дальнейшем основным направлением развития стандартизации являлось повышение эффективности стандартов как средства управления качеством продукции за счет:

1) Совершенствования структуры фонда.

2) Совершенствования структуры НД.

3) Развития комплексной стандартизации.

Помимо качества продукции и методов их контроля объектом стандартизации явились правила по проведению работ в разных сферах деятельности предприятий. Сейчас на совершенном этапе проводится работа по гармонизации национальных стандартов с международными.

Качество неразрывно связано с такими понятиями: как стандартизация, сертификация и метрология.

Стандартизация (В соответствии с законом «О стандартизации») ‒ это деятельность по установлению норм и правил, характеристик в целях обеспечения:

- безопасности жизни, здоровья, имущества;

- технической и информационной совместимости;

- качества продукции

- единства измерений.

Основное понятие по стандартизации закреплено и в стандарте ГОСТ
Р 1.0, согласно которому стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядоченности в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования.

Цель стандартизации: разработка норм, требований, правил, обеспечивающих безопасность продукции, работ и услуг, здоровья, окружающей среды, качество продукции.

Объектами стандартизации ‒ обычно называют продукцию, услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры либо объекта в целом, либо её отдельных составляющих (характеристик).

Область стандартизации – совокупность взаимно связанных объектов стандартизации (машиностроение – область, объект – технический процесс, тип двигателя…).

Основными документами в области стандартизации являются:

- технические регламенты;

- нормативные стандарты;

- правила, нормы по рекомендации

- своды правил

- стандарты продукции

Нормативный документ – это документ, содержащий правила, принципы, характеристики, которые относятся к определенному виду деятельности или результатам.

Стандарт – это нормативный документ по стандартизации, разработанный при участии всех заинтересованных сторон (разработчиков, потребителей, на основе согласия, в котором могут быть установлены общие принципы, правила выполнения, требования к качеству и т.д.).

Различают следующие категории стандартов:

- международный ГОСТ (стандарт принятый международным органом по стандартизации).

- государственный или национальный ГОСТ Р (принятый государственным органом).

- стандарт предприятия.

Виды стандартов:

- Основополагающие:

- стандарты на продукцию и услуги.

- на методы контроля (испытания, измерения, анализа)

На услуги потребовались новые виды:

- требования к персоналу ( ГОСТ Р 50935 общие и требования которые служат персоналу и торговли ).

- Классификация предприятий (ГОСТ Р 50762-95 «ОП. Классификация предприятий»).

Основополагающие стандарты:

Содержат общие положения для определенной области, или общие требования, обеспечивающие технологическое единство.

Стандарты на продукцию или услугу:

Устанавливает требования (к группам однородных услуг продукции или к конкретной услуге).

Например:

Требования к классификации продукции, требования охраны окружающей среды, требования к приемке, маркировке, упаковке при оказании требования к транспортировке.

Стандарты на методы контроля:

Устанавливают методы (способы, проведения испытаний, измерений, анализа продукции при её создании, сертификации, использовании, оценке качества продукции и услуг).

В сфере услуг действуют разнообразные документы:

∙ международные стандарты (Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов, Конвенции о дорожном движении…);

∙ законодательные акты РФ, создание требования качества («Закон о безопасности дорожного движения», «Об основах туристической деятельности», «О качестве и безопасности продукции и услуг», «О защите прав потребителей»);

∙ Федеральные правила (правила бытового обслуживания, правила оказания услуг ОП).

В широком смысле стандартизацию надо рассматривать как

1) Практическую деятельность (т.е. специалистами в сфере материального производства, науки, экономики приходится решать систематически повторяющиеся задачи. Примеров, например, на производстве может быть составление технической документации, измерение параметров, технологического процесса, разработка методов оценки и контроля качества готовой продукции и т.д.

Целью в том случае является выявление наиболее правильного эффективного безопасного варианта. Данный вариант рекомендуется к всеобщему исполнению) и используется в виде стандарта.

Исходя из этого можно сформулировать понятие стандартизации (по международной стандартизации):

Стандартизация это работа по установлению и применению правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон.

2) Как наука стандартизация занимается вопросами о методах и средствах стандартизации. Важнейшие направления деятельности: 1) теория упорядочения объектов стандартизации 2) теория оптимизации объектов 3) теория нормирования требований к объектам стандартизации.

Стандартизация всегда основывается на достижениях науки и техники и определяет основу для объяснения качества продукции, повышения его уровня. Вследствие этого целью стандартизации является:

- защита интересов потребителей по вопросам номенклатуры и качества продукции;

- Повышение качества продукции;

- Обеспечение взаимозаменяемости и совместимости продукции;

- Содействие экономии материальных, людских и энергетических ресурсов;

- Устранение технических барьеров в торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции.

Основными задачами стандартизации является:

1) Установление рациональной номенклатуры выпускаемой продукции

2) Установление единых требований к качеству продукции, методам и средствам контроля и испытаний, уровню безопасности изделий для жизни, здоровья и т.д.

3) Согласование требований к качеству продукции с требованиями элементов, сырья и материалов.

4) Установление требований к технологическим процессам

5) Создание единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации.

6) Создание системы каталогизации продукции для информирования населения о номенклатуре продукции и качеству продукции.

Основные принципы и методы стандартизации

Принцип – основное, исходное положение какой-то теории, учения; внутреннее состояние человека, взгляд на вещи.

Сущность принципов не зависит от объекта стандартизации, но может отражаться в них.

Основные принципы стандартизации были отражены в ГОСТ 1.0-92:

1) Разработка стандартов должна выполняться с учетом согласованности мнений всей заинтересованных сторон по вопросам номенклатуры продукции требований к качеству, совместимости и взаимозаменяемости.

2) Целесообразность разработки стандартов с точки зрения социальной, экономической и технической необходимости и приемлемости при испытании. т.е. в первую очередь разрабатываются стандарты, которые способствуют обеспечению безопасности жизни, здоровья людей, имущества и охраны окружающей среды.

3) Разработка стандартов должна выполняться в комплексе, т.е. разрабатываются стандарты на все комплектующие элементы объекта стандартизации.

4) Все стандарты должны соответствовать законодательным актам и правилам, установленным государственными организациями по надзору за стандартами.

5) Стандарты должны содержать оптимальное количество требований к качеству продукции. Также как требования безопасности, маркировке и методам контроля.

6) Необходимо оперативно проводить замену устаревших требований к качеству.

7) Однозначность требований стандартов – стандартизации должно быть четкими, краткими, точными, логически последовательными.

Метод – способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни.

К основным методам стандартизации можно отнести:

а) Классификацию, кодирование и каталогизацию.

б) Упорядочение (систематизация, селекция, симплификация, типизация, оптимизация)

в) Унификация

г) агрегатирование

Рассмотрим каждый из них.

а) Классификация – это разделение множества на подмножества по их сходству и различию в соответствии с принятыми методами. Объектами классификации может быть продукция, услуги и т.д. (т.е. элементы классификации ряда)

Кодирование – это образование и присвоение кода классификации субъекту или объекту стандартизации.

Код – знак для обозначения.

Различают несколько документов, содержащих свод наименований и кодов классификации группировок – классификаторы: ОК 005-93 ОКП, ОН 002-93-ОКУН

Классификаторы созданы для решения задач:

- Развития и совершения стандартизации

- Осуществление сертификации с целью обеспечения безопасности жизни, здоровья.

- Повышения эффективности средств технического оснащения

- Изучение спроса и т.д.

ОКП содержит около 20 миллионов наименований продукции.

Каталогизация – одна из форм информационных технологий, которые базируются на классификации, кодировании и идентификации.

б) Систематизация – это деятельность по отбору объектов стандартизации, нецелесообразных для дальнейшего производства и применения.

Оба метода способствуют – своевременному обновлению ассортимента продукции и созданию конкурентоспособной продукции.

Типизация – это работа по созданию образцовых (типовых) объектов стандартизации (тип конструкции. Технического решения, формы документов).

Оптимизация – нахождение оптимальных основных задач (параметров, объектов стандартизации)

в) Унификация – это выбор оптимального числа разновидностей продукции, значений их параметров и размеров. Итоги: альбомы унифицированных конструкций деталей, узлов, рецептура …

г) Агрегатирование – это создание изделий за счет пространственного сочетания агрегатов, их сборки из ограниченного числа стандартизованных или унифицированы деталей.


Просмотров 571

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!