Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Задачи и функции закупочной логистики



Различают следующие функции закупочной логистики:

- определение потребности в материальных ресурсах;

- получение и оценка предложений;

-выбор поставщиков;

-согласование цены и заключение договоров;

-формирование заказов;

-контроль количества и сроков поставок;

-входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе;

-управление запасами и контроль.

Схемы организации материально-технического обеспечения предприятий делятся укрупненно на следующие группы[14, с.297]:

-традиционная, предусматривающая организацию системы складов предприятий-поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых предприятий, их основной недостаток состоит в значительных капитальных затратах, административных издержках и затратах труда;

-логистическая, основанная на системе постоянных договоров с фирмами-посредниками, главное достоинство - это возможность отказаться от собственной системы складов с высвобождением капитала, замороженного в собственных запасах.

К числу достоинств следует также отнести возможность организации срочных поставок, ориентированная на конкретную потребность производства.

Логистическая система закупок представлена рядом методов снабжения, таких как:

- метод "Канбан"(разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает конечную потребность в деталях);

- система MRP с модификациями, охватывающаяпланированиена трех уровнях программного планирования, распределения материалов и управления закупками;

- метод "Точно в срок", с помощью которого в результате дробных поставок резко сокращаются накопленные запасы;

- система запросов, в соответствии с которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения.

Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо составить план закупок, решающий следующие задачи:

-определение потребности в материалах;

-определение метода закупок;



-согласование цены и заключение договора;

-установление мониторинга и контроля за количеством, качеством и сроками поставок;

-организация размещения товаров на складе.

Последовательность процедур поставкиобычно следующая:

-установление потребности;

-подготовка заказной спецификации;

-выбор и определение поставщика;

-оценка поставщика;

-проведение переговоров;

-подготовка и подписание необходимых соглашений;

-организация и управление взаимодействием;

-контроль за поставками [20, с.167].

Наиболее распространенными и эффективными схемамивыбора поставщикаявляются:

-конкурсные торги;

-письменные переговоры между поставщиком и потребителем.

В качестве критериев оценки поставщикапринимают:

-приемлемость цены;

-качество поставляемой продукции;

-качество обслуживания потребителей;

-гибкость поставок;

-наличие ограничений по размеру заказа;

-дороги;

-удаленность от потребителя;

-кредитная история;

-текущее финансовое положение;

-психологический климат в коллективе [16, с.145].

Для сравнения вариантов поставщиков используют:

- «Балльный метод». Выбирают систему баллов и шкалу наиболее значимых критериев оценки поставщиков (в долях единицы). Предпочтение отдается поставщику, набравшему наибольшую сумму баллов;

- Систему "Идеального поставщика". Определяют характеристики идеального поставщика и затем каждого реального претендента сравнивают с "идеалом";



- Систему "Расстановки приоритетов". По результатам прошлой деятельности поставщиков выбирают наиболее важные критерии оценки, метод измерения показателей деятельности, определяют относительную важность каждого параметра, определяют частные итоги (по каждому показателю), а затем суммируют, например, в баллах или очках [11, с.134].

Ведение закупочных операций требует знания основ хозяйственного права, касающихся заключения контракта как основы закупок, поставки товаров и их оплаты.

Основной показатель для принятия решения надежность поставок, оцениваемая по формуле:

Р = 1 –Ротказа

где Ротказа - вероятность отказа в удовлетворении заявки.

В общем случае надежность поставок определяют, используя следующий алгоритм:

- сопоставление плановой и фактической дат поставки;

- определение времени опоздания;

- сопоставление планового и фактического объема поставок. Фиксация случаев недопоставок;

- определение объема недопоставок продукции ∆Q = Qфакт* Qплан;

- определение удельной величины опоздания tоп= ∆Q/q,где ∆Q- величина недопоставки; q- средний дневной расход;

- определение общей величины опозданий Топ= tоп1+ tоп;

- определение количества случаев отказа;

- определение наработки на отказ Т0= (Т * ∑Топ)/ n, где Т - общее число дней в периоде;

- определение интенсивности отказов π = 1 / Топ;

- определение коэффициента готовности поставок Кгп= (Т * ∑Топ) / Т;

- определение надежности поставок Р = Кгпх е, где е - коэффициент надежности поставок (чем коэффициент выше, тем поставки надежнее)

[15, с.112].

Основные вопросы, на которые следует ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой

снабжения:

- что закупить;

- сколько закупить;

- у кого закупить;

- на каких условиях закупить.

К традиционному перечню логистика добавляет свои вопросы:

- как системно увязать закупки с производством и сбытом;

- как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками.

Обозначенный круг вопросов закупочной логистики определяет состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ.

В закупочной логистике к задаче типа «сделать или купить» относится принятие одного из двух альтернативных решений:

- самостоятельно формировать ассортимент, закупая ресурсы

непосредственно у изготовителя;

- закупать товарные ресурсы у посредника, который специализируется на разукрупнении производственных партий, формировании широкого ассортимента и поставках его потребителям в скомплектованном виде.

Рассмотрим возможные причины, по которым закупка у посредника может оказаться более выгодной, чем непосредственно у изготовителя.

1. Закупая товарные ресурсы у посредника, предприятие, как правило, имеет возможность приобрести широкий ассортимент небольшими партиями. В результате сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента.

2. Цена товара у посредника может оказаться ниже, чем у изготовителя.

3. Изготовитель товара может располагаться территориально на более отдаленном расстоянии, чем посредник. Дополнительные транспортные расходы в этом случае могут превысить разницу в ценах изготовителя и посредника.

Одной из основных проблем, возникающих при закупке товара, является выбор поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковых товаров, но, главным образом, тем, что поставщик должен быть надежным партнером фирмы в реализации ее логистической стратегии.

Рассмотрим основные этапы выбора поставщика:

- определение и оценка требований покупателей к количеству, качеству, срокам поставки и сервису, прилагаемому к товару;

- определение типа закупок: установившиеся (постоянные) закупки, модифицированные закупки (в которых меняется поставщик или параметры закупаемых товаров), новые закупки (закупки, связанные с изменением конъюнктуры рынка);

- анализ поведения рынка, поставщик может функционировать в различной рыночной среде и типе рынка: монополистическом, олигополистическом, высококонкурентном, знание и анализ рынка поставщиков помогают логистическому персоналу фирмы определить количество возможных поставщиков, позицию на рынке, профессионализм и другие факторы, позволяющие правильно организовать закупки;

- идентификация всех возможных поставщиков и их предварительная оценка;

- после отбора наиболее подходящих поставщиков продукции происходит окончательный выбор поставщика, при этом используется метод многокритериальной оценки, включающий такие показатели как уровень цены, надежность поставок, качество сопутствующего сервиса и др.;

- реализация процесса поставок конкретной номенклатуры товаров от поставщика посреднической фирме: оформление договорных отношений, передача прав собственности на продукцию, транспортировка, грузопереработка, хранение, складирование и т.п.;

- контроль и оценка выполнения закупок, после завершения процесса

доставки должен быть организован входной контроль качества продукции. Эффективность управления закупками оценивается в результате

непрерывного контроля и аудита выполнения условий договоров по срокам, ценам, параметрам поставок, качеству продукции и сервиса.

Понимание задач и функций закупочной логистики позволяет определить системы управления поставками в этой логистической подсистеме.


Просмотров 626

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!