Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В.И. ВЕРНАДСКОГО

 

Факультет управления

 

 

Кафедра менеджмента внешнеэкономической деятельности

 

Работа

по дисциплине «Управление экспортно-импортными операциями»

на тему:

«Анализ экспорта и импорта натурального и растворимого кофе в мире и Украине»

Выполнила:

студентка 5 курса

группы 501-В

Дроженко Е.А.

Проверила:

к.э.н., доцент Вязовик С.М.

 

Симферополь

 

1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ РЫНКА КОФЕ В МИРЕ И УКРАИНЕ.

1.1. Мировой рынок кофе. Производство кофе в мире.

Самым крупным экспортером кофе является Бразилия. В 2011 году эта страна подтвердила свой лидерский статус, обеспечив поставками 34% мирового рынка. Так, по данным национального Совета экспортеров кофе, бразильцам принадлежит 46% мирового рынка ценного сорта кофе арабика. Около 14% поставок ароматных зерен на мировой рынок в прошлом году обеспечил Вьетнам, на третьем месте Колумбия, на которую пришлось 9% мирового кофейного экспорта. Мировые лидеры по производству кофе представлены в процентном соотношении на рис. 1

Рис. 1 Мировые лидеры по производству кофе

В 2011 году Бразилия продала на внешних рынках около 30 млн. мешков кофе, обеспечив выручку в размере $4,6–4,8 млрд. Между тем, дефицит кофе на мировых рынках в течение этого года продолжает расти на фоне сокращения производства, вызванного низкой урожайностью в ключевых странах-экспортерах из-за неблагоприятных погодных условий на протяжении последних месяцев. Согласно прогнозу обнародованному Международной организацией кофе (International Coffee Organization) в ходе 15-ой конференции Asia International Coffee Conference, объем поставок кофе на мировые рынки в течение подотчетных 12 месяцев (1 октября 2011 года – 30 сентября 2012 года) составил от 123 до 125 млн мешков (1 мешок – 60 кг). В то же время уровень мирового потребления за этот период оценивается в 132 млн мешков. Баланс мирового рынка кофе отражен на рис. 2



Страна Производство, млн. мешков
Бразилия 39,47 48,10 43,15
Вьетнам 18,20 18,50 17,50
Индонезия 11,38 8,86 9,20
Колумбия 8,10 8,52 8,50
Эфиопия - 7,50 8,30
Мировое производство   123,07   133,31   128,50
Мировое потребление   130,87   134,01   133,10
Соотношение производства к потреблению, %   94,04   99,48   96,54
         

Рис. 2 Баланс мирового рынка кофе

Главной причиной падения поставок кофе исполнительный директор МОК назвал переменчивые погодные условия. Так, проливные дожди в трех из четырех странах-экспортерах – Бразилии, Вьетнаме и Колумбии – привели к неурожаю [1].

За последние 10 лет Восточная Европа и развивающиеся страны увеличили потребление кофе на 33,5%.
Согласно прогнозам Международной Организации Кофе (ICO на английском) в предстоящем 2013 году потребление кофе будет превосходить его производство и запасы (производство упадет на 2.9 миллиона мешков по отношению к 2012г). Большой спрос и низкий объем продукции приведут к увеличению цен [2].



По прогнозам ведущих мировых аналитиков, цены на какао-бобы вырастут в среднем на 10-12%. Причем стабилизации мирового рынка кофе в обозримом будущем ожидать не приходится – всему виной глобальное потепление. Исследования, проводимые Международной ассоциацией кофе (ICO), позволяют сделать вывод об изменении климата в странах, являющихся основными экспортерами кофе-бобов. За последнюю четверть века средняя температура в этих странах поднялась на полградуса Цельсия, что в пять раз превышает аналогичный показатель за предыдущие 25 лет. Более прохладные горные участки, пригодные для выращивания кофе, стремительно растут в цене, что в итоге отразится на стоимости конечного продукта.

Еще одним поводом для беспокойства может стать снижение уровня производства кофе в Латинской Америке в первые три месяца нынешнего года. Основная причина – неурожаи в Колумбии и Бразилии, засуха в Мексике. Азиатские экспортеры также не могут похвастаться выдающимися показателями: статистика свидетельствует о снижении производства кофе в этом регионе. Несмотря на легкий спад биржевых котировок на основные сорта кофе, в настоящий момент очень велика вероятность того, что арабика (наиболее популярный сорт высококачественного кофе) станет фаворитом сырьевого рынка в 2013 году [3].

 

1.2 Рынок кофе в Украине. Производство кофе в Украине.

Кофейный рынок в Украине один из быстро растущих и развивающихся – ежегодный рост составляет 10 – 15% (2003 г. – 167 млн долл., 2004 г. – 190 млн долл., 2005 г. – 225 млн долл., 2006 г. – 270 млн долл.). Положительная динамика прослеживается как в количественном, так и в качественном выражении – это проявляется в увеличении частоты потребления кофе и в стремлении приобретать более качественный напиток и соответственно более дорогой.

Объем «черного» рынка кофе в Украине составляет приблизительно 35 – 40 %, наиболее ярко он выражен в приграничных областях. Здесь большинство импорта составляет растворимый кофе. При этом в 2005 г. прослеживалась тенденция к его легализации, однако в 2006 г. «черные» поставки возобновились в прежних размерах. Так как потребление кофе в Украине зависит от импорта, экспорт этого продукта достаточно мал [5].

В Украине 85% потребляемого кофе – растворимый, 15% – натуральный. В свою очередь он делится на молотый (80% всего потребления) и кофе в зернах (20%). Считается, что кофейные предпочтения свидетельствуют об уровне развития страны. Так, в африканских странах, где выращивают продукт, уровень потребления кофе instant (растворимого) доходит до 99%. Впрочем, растворимый кофе изобрели не только для удешевления продукта, но и для удобства.

Как и во всем мире, в нашей стране существуют два основных сегмента потребления кофе. Первый, около 70% рынка — ритейл, то есть продажи напитка в магазинах для дальнейшего домашнего потребления. Здесь львиная доля продукта приходится на растворимый кофе, на 80% представленный крупнейшими транснациональными корпорациями.

Второй главный сегмент рынка кофе, 25—30%, специалисты называют HoReCa (hotel, restoran, cafe). То есть это кофе, который клиент потребляет не на собственной кухне, а в публичных местах. Здесь львиную долю составляет растворимый кофе. Еще есть так называемое «офисное потребление», 2—3% рынка, а также специальные кофейные автоматы, продажи в которых – менее одного процента.

Крупнейшим производителем натурального и растворимого кофе в Украине по итогам І полугодия 2011 г. является СП ООО «Галка Лтд», на долю которого пришлось более 50% общего объёма произведённого натурального кофе на территории нашей страны. Вторым по величине производства данного вида продукции является ООО «Виденська кава». Таким образом, г. Львов можно назвать центром производства натурального кофе в Украине. Доля остальных украинских компаний не столь значительна, так, «ОдесПищеКомбинат» занимает порядка 1-2% рынка среди украинских производителей, работая в основном в южных регионах страны, а продукция Днепропетровского комбината пищевых концентратов ориентирована на потребителя восточных областей Украины(ООО «Мономах»). Недавно на рынок вышел новый производитель натурального кофе ООО «Укркофе», производственные мощности которого расположены в Ильичевске Одесской области (инвестиции составили 120 млн. гривен). Несмотря на заявленные маркетинговые планы в 5-8% рынка реальная доля «Укркофе» составила 2%. Структура производства натурального кофе в Украине в разрезе отечественных производителей показана в виде графика на рис. 3

Рис. 3 Структура производства натурального кофе в Украине в разрезе отечественных производителей

Украинским производителям, безусловно, крайне сложно конкурировать с такими представителями кофейной индустрии, как Nestle, Kraft Foods и Strauss Group. По мнению экспертов, для того чтобы украинская компания смогла конкурировать с международными производителями, она должна уйти в низкий ценовой сегмент и инвестировать значительные средства в рекламную и маркетинговую кампанию.

В целом отечественный рынок кофе, кофейных смесей и напитков оценивается в 45 тыс. тонн в год, объем выпуска натурального кофе составляет до 2000 тонн в год. Это в основном ввезенные и затем обработанные сырые зерна. Экспорт кофе из Украины находится на очень низком уровне, основными покупателями кофе и кофейных смесей из Украины являются трейдеры из Молдовы, Беларуси, Грузии, Литвы и Армении. Украинские операторы напрямую зависят от импорта, а значит, несут риски, связанные с колебанием курса валют, размера пошлины и изменений в законодательстве [3].

Динамика объемов производства натурального кофе в Украине отражена на рис. 4

Рис 4. Динамика объемов производства натурального кофе в Украине

Как мы видим, в период с 2006 по 2010 гг. объём производства натурального кофе в Украине возрос практически вдвое. Так, если в 2006 г. было произведено 1037 тонн данного вида продукции, то в 2010 г. объём производства достиг 1834 тонн. Наибольший темп прироста объёма производства продукта наблюдался в 2008 г. по отношению к 2007 г. (33%). Существенный прирост данного показателя имел место также и в 2010 г. по сравнению с 2009 г. (22%) [4].

 

2. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ОБЪЕМА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА НАТУРАЛЬНОГО И РАСТВОРИМОГО КОФЕ (С ПРИЛОЖЕННЫМИ ГРАФИКАМИ И ОПИСАНИЕМ К НИМ).

2.1 Структура и динамика объема мирового экспорта кофе.

Самым крупным производителем кофе долгое время остается Бразилия, эта страна также является одним из крупнейших экспортеров кофе. Далее следует Вьетнам, Индонезия, Колумбия и Эфиопия, у которой сравнительно небольшой процент на долю мирового экспорта кофе. Структура мирового экспорта кофе за 2011 г. показана на рис. 5 в виде диаграммы.

По данным ICO мировой экспорт кофе в сентябре 2012 г. вырос на 2,6% в годовом выражении до 7,9 млн.мешков. Экспорт кофе в сезоне 2011-12 вырос на 3% к сезону 2010-11 до 107,8 млн.мешков. Рост экспорта произошел за счет роста экспорта кофе сорта робуста до 41,8 млн.мешков, что составляет 38,8% от всего мирового экспорта. Экспорт кофе сорта арабика снизился на 2,6% к сезону 2011-12 до 66 млн.мешков. При этом наблюдается тенденция сокращения экспорта из стран Южной Америки и Африки, и тенденция роста экспорта из стран Центральной Америки и Азии [8].

Рис. 5 Структура мирового экспорта кофе за 2011 г.

Экспорт кофе из Бразилии в октябре 2012 г. (первом месяце сезона 2012-13) составил 2,87 млн.мешков, что на 7% ниже, чем в октябре 2011 г. Общий экспорт кофе в сезоне 2011-12 составил 27,81 млн.мешков.

Экспорт кофе из Вьетнама в октябре 2012 г. (первом месяце сезона 2011-12) составил 1,7 млн.мешков, что в 3,2 раза выше чем в октябре 2011 г.

Экспорт кофе из Индонезии в октябре 2012 г. составил 34 тыс.тонн, что в 4,7 раза выше экспорта в октябре 2011 г. Урожай сезона 2012-13 оценивается в 700 тыс.тонн, что на 17% выше, чем в 2011 г. Экспорт по оценкам останется неизменным на уровне 2011 г. - 350 тыс.тонн. Внутреннее потребление в Индонезии растет на 3-5% в год и оценивается в 200-220 тыс.тонн [8].

 

2.2. Структура и динамика объема мирового импорта кофе.

Одними из крупнейших импортеров на мировом рынке являются такие страны как США — 22,9 млн мешков кофе (30%), Германия — 16,3 млн мешков (20%), Япония и Италия — по 6,9 млн мешков (11%). Американцы потребляют одну треть мирового импорта кофе.

Также свою нишу в мировом импорте кофе заняли такие страны как Франция — 3,7 млн мешков, Канада — 2,4 млн мешков, Эфиопия — 2 млн мешков и завершает десятку лидеров Индонезия — 1,8 млн мешков [8].

Структура объема мирового импорта за 2011 г. представлена в виде диаграммы на рис. 6

По данным Международной организации кофе (ICO), импорт кофе в Европу и страны СНГ за шесть месяцев до апреля 2012 г. в целом остался на уровне годичной давности. Однако в наиболее пострадавших от кризиса странах он снизился: в Испании – на 6,6%, в Италии – на 2,9%. По данным ICO, более 50% выращенного в мире кофе поставляется в Европу, она лидирует по потреблению этого напитка на душу населения.

Рис.6 Структура мирового импорта кофе за 2011 г.

Следует, что крупнейшими импортерами в мире являются: США и многие страны Европы. Растет спрос в Индии и Китае, высок прирост потребления кофе в Бразилии (+1,5-2 процента) и эта страна стремится в мировые лидеры по потреблению кофе [9].

 

2.3. Структура и динамика объема импорта кофе в Украину

За «кофейный стол» Украины отвечают несколько крупных транснациональных игроков – ООО Nestle-Ukraine, ЗАО Craft Foods Ukraine, Strauss Group, и несколько украинских операторов - СП ООО «Галка Лтд», ООО «Виденська кава», «ОдесПищеКомбинат», Днепропетровский пищекомбинат, к которым в последнее время присоединился ООО «Укркофе». Впрочем, основная конкуренция за украинского потребителя разворачивается среди международных компаний.

Больше всего кофе в Украину поступает из Европы. В последние годы большую роль в поставках кофе играют Польша, Россия, Чехия, где размещены производственные площадки транснациональных брендов. Ведущие компании-поставщики первично обрабатывают и пакуют кофе на собственных мощностях и затем отправляют его в Украину. Обжарка и фасовка на территории Украины дают значительные преимущества – возможность экономить на таможенных тарифах и дешевой рабочей силе. Но создавать в Украине фабрики полного цикла производства растворимого кофе, по мнению экспертов, не имеет смысла в связи с неполной загруженностью уже существующих в мире предприятий (из-за снижения спроса в Западной Европе).

Компании ЗАО Craft Foods Ukraine (ТМ Jacobs, CarteNoire) и ООО Nestle Ukraine (ТМ Nescafe) обеспечивают потребности украинского рынка поставками из стран ЕС и дальнего зарубежья. Компании предпринимают ряд действий, которые позволяют обеспечить кофейной продукцией рынок Украины, инвестируя в производства, расположенные на территории рынков сбыта. Так, компания Nestle установила линию по упаковке кофе Nescafe на львовской фабрике «Свиточ», которая, по словам представителей фабрики, позволяет производителю удержать оптимальную для потребителя цену, несмотря на рост мировых цен на сырье. Успешным для компании Nestle оказался вывод на рынок новых продуктов в сегменте кофейных смесей (Nescafe«3 в 1» XtraStrong), и в премиум-сегменте (Nescafe Green Blend), в результате общий прирост прибыли для компании в категории «кофе и напитки» составил 18% и достиг 1,27 млрд. грн. Доля третьего крупного оператора рынка компании Strauss Group по итогам прошлого года составила 21%. Компания проводит активную деятельность по завоеванию широкого спектра позиций на кофейном рынке, приобретая известные кофейные бренды. На сегодняшний день в арсенале компании ТМ «Черная карта», Fort, Elite, Roberto Totti и Ambassador, который стал собственностью компании в 2011 году. Сейчас Strauss наращивает долю в премиальном сегменте — в этом году продажи компании выросли на 60%, а в HoReCa — на 13%.

Динамика объема импорта кофе на территорию Украину представлена в виде диаграммы на рис. 7

Основными импортёрами натурального кофе в Украину являются Швейцария и Россия. Несколько меньший объём поставляют Польша и Германия. Другими поставщиками данного продукта являются США, Италия, Болгария, Австрия и прочие страны [4].

Рис. 7 Динамика объема импорта кофе на территорию Украину

Импорт натурального кофе на территорию Украины в 2006 г. составил 15,7 тыс. тонн. В 2007 и 2008 гг. этот показатель сократился по отношению к 2006 г. на 5%. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. наблюдается существенный прирост импорта натурального кофе, темп которого составил 20%. Что же касается 2010 г., здесь мы снова наблюдаем незначительное снижение данного показателя по отношению к предыдущему году [3].

Анализ динамики рынка натурального кофе в Украине за период с 2005 по 2010 гг. показал, что максимальный рост объёма импорта кофе в натуральных единицах наблюдался в 2008 году по сравнению с 2007 годом (20%). Максимальное снижение объёмов импортируемого кофе имело место в 2006 году и составило 5%. Объём импорта данного вида продукции в 2010 г. возрос по отношению к 2009 г. практически на 13% [3]. Структура импорта натурального кофе в Украину показана на рис. 8

Основная доля импорта натурального кофе на территорию Украины принадлежит Германии. За І полугодие 2011 г. импорт продукта из этой страны составил 23% общего объёма ввезённого натурального кофе. Значительный удельный вес в объёме импорта принадлежит также России, Польше и Италии. Доля импорта продукции из Финляндии, Болгарии и Португалии составила от 5% до 11%.

Рис. 8 Структура импорта натурального кофе в Украину

На остальные страны-импортёры приходится менее 5% объёма импорта натурального кофе на территорию Украины. Среди них необходимо выделить Швейцарию, Индию, Австрию, Бразилию и Португалию [3].

Около 90% поставок натурального кофе в 2011 г. составлял молотый кофе. Около 15% обжаренного кофе занимали преимущественно дорогие сорта кофе (ТМ Blaser Gaffe, Ionia, Esse Gaffe, Illy, Kimbo, Poll, и др.), импортируемые в Украину итальянскими, австрийскими, французскими, швейцарскими и другими производителями, при этом как для розничных и мелкооптовых продаж, так и для продаж в сети кофеен.

Основными поставщиками натурального кофе в сегменте HoReCa являются в основном итальянские компании – Ionia, Lavazza, Kimbo, Illy и швейцарская Blaser.

География поставок обжаренного кофе в Украину достаточно широка, но основными импортерами являются страны с хорошо развитой индустрией обжарки и фасовки кофе, среди которых в последние годы большую роль играют Польша, Россия, Чехия. В этих странах известные транснациональные бренды разместили свои производственные площадки. Причем при стабильности доли Австрии, укрепляются позиции поставок кофе, произведенного в Польше (под ТМ Tchibo, Elite) и России (ТМ "Жокей"). Стоит отметить, что пятерка лидеров по поставкам, в которую также входила и Италия, контролировала около 90% импорта в 2010 г.

Кофе в зернах и молотый подразделяются лишь по форме подачи – весу единицы товара и типу упаковки (обычная или вакуумная). В этом сегменте рынка безоговорочным лидером является компания Elite с одноименной торговой маркой, занимающей, по различным оценкам, от 36 до 42% рынка. Далее идут такие крупные поставщики, как компания Kraft Foods Ukraine с торговыми марками Jacobs и Maxwel House, а также национальный производитель Galka. За ними следуют поставщики молотого кофе и кофе в зернах Orimi Trade, Tchibo и "Черная карта" [5].

 

2.4. Структура и динамика объема экспорта кофе в Украине

Украина экспортирует натуральный кофе буквально в несколько стран. Основным импортёром украинского кофе является Беларусь. От 5% до 15% в общем объёме экспорта натурального кофе из Украины приходится на Молдову и Грузию. Совокупная доля других стран не превышает 5%. Структура экспорта кофе за пределы Украины отражена на рис. 9

В 2006 г. Украина экспортировала незначительный по сравнению с последующими годами объём натурального кофе в другие страны (всего 59 тонн). В 2007 г. этот показатель увеличился практически в 3 раза. На протяжении 2008-2009 гг. наблюдается прирост экспорта продукта в пределах 30-40%. В 2010 г. по отношению к предыдущему году Украина сократила объём экспорта натурального кофе на 12%.

В 2007 году наряду с уменьшением импорта кофе наблюдается максимальный за исследуемый период рост экспорта данного продукта за пределы Украины, который составил 2,8 раза по сравнению с 2006 годом. В 2008 и 2009 гг. тенденция к увеличению экспорта натурального кофе сохранилась (26% и 38% соответственно), а в 2010 году наблюдается существенное снижение экспорта по сравнению с 2009 годом (на 12%). В 2010 г. темп прироста экспорта кофе достиг 46%. Динамика объема экспорта кофе показана в виде графика на рис. 10

Рис. 9 Структура экспорта кофе за пределы Украины

Рис. 10 Динамика объема экспорта кофе

Основными операторами и экспортерами рынка кофе в Украине, как уже говорилось ранее, остаются следующие компании:

- ООО «Nestle -Украина» (ТМ Nestle). Корпорация «Nestle» является одной из крупнейших в сфере производства продуктов питания и владеет более 500 фабриками и предприятиями в 86 странах. В Украине «Nestle» реализует продукцию под торговыми марками «Nescafe», «Nesquik», «Coffe-mate»;

- ЗАО «Крафт Фудз Украина» предприятие, входящее в группу компаний «Крафт Фудз Инк». Группа является одной из крупнейших в мире по изготовлению продуктов питания и напитков. На украинском рынке ЗАО «Крафт Фудз Украина» имеет 4 завода различных направлений, продукция компании представлена такими торговыми марками как «Jacobs», «Maxwell House», «Carte Noire»;

- СП «Галка»: британско-украинское совместное предприятие, на котором осуществляется полный цикл производства растворимого кофе; за год на предприятии было изготовлено и поставлено на зарубежный рынок более 2300 тонн продукции. Около 500 тонн натурального молотого кофе, 1800 тонн - растворимого кофе и кофейных напитков;

- Tchibo GmbH: предприятие входит в состав Tchibo Holding AG и занимает пятое место среди крупнейших компаний - производителей кофе. С появлением Tchibo в кофейном бизнесе началось формирование сегмента дорогих сортов кофе. На украинском рынке компания Tchibo работает с 1996 года и представлена предприятием «Tchibo-Ukraine»;
Кроме того, жареный, зерновой и молотый кофе в Украине производят около 10 предприятий, такие как: «Панорама», ООО «Юникаф», СП «ООО «Виденська кава», ООО «Р.Э.Й.В.», «Gemini», «Roastmaster», «Краина кавы» и другие [6].

 

2.5 Динамика экспорта, импорта и производства натурального кофе 1 полугодия 2011 г. по отношению к 1 полугодию 2010 г. отражена в виде диаграммы на рис. 11

Рис. 11 Динамика экспорта, импорта и производства натурального кофе 1 полугодия 2011 г. по отношению к 1 полугодию 2010 г.

Исходя из данных указанных в диаграмме, можно отметить, что динамика импорта 1 полугодия 2010г. в сравнении с 1 полугодием 2011 г. положительная и ее рост ярко выражен. Что касается динамика экспорта, он также положительный, но темпы его роста, не так сильно выражены, как в динамике импорта. Производство растет, следовательно, это приводит к хорошим прогнозам на будущее.

 

2.6 Темпы прироста импорта, экспорта и производства за период 2006-2011 гг. отражены в виде таблицы на рис. 12

Показатели Темп прироста по отношению к предыдущему году, %
Импорт -4,9 4,8 19,9 -1,0   12,5
Экспорт 180,6 26,5 37,7 -12,1   45,6
Производство 2,8 32,9 6,3 21,8   32,8

Рис. 12 Темпы прироста импорта, экспорта и производства за период 2006-2011 гг.

Объём производства натурального кофе в 2007-2011 гг. характеризовался постоянным ростом, который в 2007 и 2008 гг. был достаточно умеренным (3% и 6% соответственно). Максимальный рост отмечается в 2009 году по сравнению с 2008 годом, а также в 2011 году по отношению к 2010 году (33%) и достаточно заметный (22%) – в 2010 году по сравнению с 2009 годом.

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. потребление украинцами натурального кофе в натуральных единицах возросло всего на 1%. Темп прироста данного показателя в 2011 г. по отношению к 2010 г. составил 14%.

За І полугодие 2011 г. объём производства натурального кофе на территории Украины составил 1159 тонн, что на 37% превышает значение данного показателя за аналогичный период 2010 г. По другим показателям, характеризующим рынок натурального кофе Украины, также наблюдается заметный рост по сравнению с І полугодием 2010 г. Так, темп прироста импорта составил 10%, а экспорта – достиг 21% [3].

 

ВЫВОД

География стран, экспортирующих кофе, постоянно меняется, но в последние годы наблюдается снижение их объёма. В связи с неблагоприятными погодными условиями в крупных странах-экспортерах кофе, наблюдается снижение его производства. И как было раннее сказано, по прогнозам различных организаций спрос, в конце концов, превысит предложение, что повлечет за собой кризис на кофейном рынке. Но у данных стран есть не менее сильные конкуренты, которые уже сейчас наращивают объем производства натурального и растворимого кофе. Следовательно, кризис наиболее сильно повлияет на те страны, которые столкнулись с проблемой неблагоприятных погодных условий.

Кризис также отразиться на ценах на натуральное кофе, прогнозируют их повышение до 10-12% на мировом рынке.

Но, несмотря на все прогнозы, наблюдается ежегодный рост импорта натурального и растворимого кофе в Украину, касательного экспорта кофе, он будет находиться на прежнем уровне. Что примечательно, цены на импортное кофе и цены на кофе национального производителя практически одинаковы. Это связано с тем, что расфасовка импортного кофе происходит на территории Украины, т.к. поступает к нам как сырье, а не готовая продукция.

Уже сейчас в нашей стране наблюдается наибольшее предпочтение в сторону растворимого кофе, которое по ценовой политике дешевле, чем натуральное кофе. Это, в частности, вызвано сокращением реальных доходов населения Украины. В связи с этим ожидается продолжение процесса перемещения спроса в сторону более дешевых сортов кофе, и его уменьшение на натуральное кофе.

По данным Kraft Jacobs Suchard и Nestle, общий годовой объем потребления кофе в Украине оценивается в 45-50 тысяч тонн, из них на долю растворимого кофе приходится 82-84%.

Как уже было отмечено, импорт натурального и растворимого кофе с каждым растет, но, не смотря на это, укрепляются рыночные позиции отечественных производственных производителей кофе.

Причины увеличения доли рынка отечественных производителей в следующем:

· резкое сокращение объемов импорта из-за финансового кризиса;

· улучшение качества;

· более низкие цены.

В результате проведенного исследования (работы) можно прогнозировать перспективы развития рынка кофе в Украине уже в 2013 г.:

· отечественные производители выйдут на лидирующие позиции;

· наиболее вероятное направление развития – растворимый и ароматизированный кофе;

· расширение доли рынка дешевого низкокачественного кофе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баланс мирового рынка кофе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.profi-forex.org/novosti-mira/smi/entry1008136464.html

2. Обзор рынка кофе в Украине [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rb.com.ua/rus/marketing/tendency/8487/

3. Анализ рынка кофе в Украине [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.souz-inform.com.ua/index.php?language=rus&menu=schedule/0901000000_kofe-naturalnyi

4. Аналитическая статья «Потребление кофе в Украине зависит от импорта» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.brutto.com.ua/?page=journal&journal_id=47&article_id=331

5. Обзор мирового рынка кофе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.credit-rating.ua/ru/analytics/analytical-articles/12626/

6. Обзор рынка кофе в Украине 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alexgroupe.com/granitor-kofe-stati.php?id=27

7. Перспективы развития рынка кофе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/vsunu/2011_11_1/Golubeva.pdf

8. Обзор мирового рынка какао-бобов и кофе за 2012 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chemico-group.com/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=172&Itemid=185

9. Обзор рынка натурального кофе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://espressoitaliano.ru/news/detail/?item_id=4746

 


Просмотров 331

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!