Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Государственная регистрация кредитных организаций



Процедура государственной регистрации кредитных организацийосуществляется следующим образом.

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом N 129-ФЗ с учетом установленного Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (в ред. от 21 марта 2002 г.) специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 уполномоченным регистрирующим органом является МНС РФ (его территориальные органы - инспекции, ИМНС). В рамках данной деятельности ИМНС осуществляют строго определенные функции: ведут Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), присваивают основной государственный регистрационный номер (ОГРН), оформляют соответствующие свидетельства о государственной регистрации, выполняют иные связанные с регистрацией функции.

Вместе с тем Банк России принимает решение о государственной регистрации и осуществляет иные функции, связанные с регистрацией. Кроме того, Банк России осуществляет функции по выдаче и отзыву лицензий.

Письмом МНС РФ N БГ-16-09/86 и Банка России N 01-33/2202 от 26 июня 2002 г. утвержден Регламент взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Центрального банка Российской Федерации по вопросам государственной регистрации кредитных организаций.

Первоначально все необходимые для государственной регистрации документы подаются в Банк России, который принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Из этого следует, что Банк России, принимая решение о регистрации, разрешает таким образом регистрацию кредитной организации в качестве юридического лица. Кроме того, Банк России вправе отказать в регистрации или реорганизации кредитной организации по основаниям, установленным законом.

Приняв решение о регистрации, Банк России направляет документы в уполномоченный регистрирующий орган - ИМНС, который в течение 5 дней с момента получения документов из Банка России вносит соответствующую запись (о создании, реорганизации или ликвидации кредитной организации) в Единый государственный реестр юридических лиц и уведомляет об этом Банк России. Таким образом, осуществить регистрацию кредитной организации, минуя Банк России, невозможно.



Кредитные организации контактируют только с Банком России, который самостоятельно направляет в ИМНС документы на регистрацию.

После получения документов кредитной организации из ИМНС Банк России не позднее 3 рабочих дней со дня получения от ИМНС информации о внесенной в ЕГРЮЛ записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей путем направления с почтовым подтверждением оригинала свидетельства ИМНС о внесении в ЕГРЮЛ записи о кредитной организации.

Следует обратить внимание на следующее: на титульном листе каждого из представленных учредительных документов кредитной организации Банк России проставляет оттиск штампа с указанием даты государственной регистрации кредитной организации и государственного регистрационного номера. Проставление штампов ИМНС при государственной регистрации кредитных организаций нормативными актами не предусмотрено. Таким образом, кредитные организации получают комплект зарегистрированных учредительных и согласованных иных документов по почте из Банка России.

Добавим также, что кредитная организация считается созданной после внесения соответствующей записи ИМНС в ЕГРЮЛ. Документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в Реестр, выдает учредителям кредитной организации Банк России. Такими документами являются: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г. Формы свидетельств утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.



Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы. Кроме того, кредитная организация обязана информировать Банк России об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ (за исключением сведений о полученных лицензиях), в течение 3 дней с момента таких изменений. Банк России не позднее 1 рабочего дня со дня поступления соответствующей информации от кредитной организации сообщает об этом в ИМНС, который вносит в ЕГРЮЛ запись об изменении сведений о кредитной организации.

Реорганизация и ликвидация кредитной организации происходят в аналогичном порядке. В случае банкротства кредитной организации решение о банкротстве направляется арбитражным судом как в Банк России, так и в ИМНС, которая вносит соответствующую запись в Реестр о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации. По завершении конкурсного производства Банк России направляет в ИМНС документы кредитной организации для внесения записи о ликвидации кредитной организации.

При государственной регистрации следует обратить внимание на изменение требований к документам, представляемым в Банк России в соответствии с Инструкцией Банка России N 75-И (в ред. указаний Банка России от 5 июля 2002 г. N 1177-У).

Прежде всего это касается количества и вида учредительных и иных документов кредитной организации. Учредительные документы создаваемой кредитной организации представляются в Банк России в 4 экземплярах. Анкеты на должности руководителя, главного бухгалтера (его заместителя) заполняются кандидатом собственноручно. Список учредителей кредитной организации представляется только в электронном виде. Таким же способом представляются и некоторые иные данные, например, список участников кредитной организации при уменьшении уставного капитала (п. 17.10 Инструкции N 75-И).

В Банк России представляется документ об уплате госпошлины, бизнес - план, а при создании расчетной небанковской кредитной организации также положение, регламентирующее порядок проведения расчетов.

При расширении деятельности кредитной организации путем получения дополнительных лицензий кредитная организация помимо установленных ранее требований должна обеспечить прозрачность структуры участников (акционеров) и их групп, а также выполнять требования Банка России, предъявляемые к деловой репутации членов совета директоров (наблюдательного совета) (п. 13.1 Инструкции N 75-И).

Исходя из содержания абз. 10 п. 6.10 Инструкции N 75-И представляется, что Банк России самостоятельно определяет соответствие деловой репутации членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям.

Изменения коснулись и порядка представления документов при внесении изменений в устав кредитной организации, изменения величины уставного капитала, открытии и закрытии филиалов кредитных организаций, определены требования к принятию необходимых решений органов управления кредитной организации при изменении величины своего уставного капитала[12].

Не следует также забывать об установленных законодательством РФ случаях предварительного согласования сделок по покупке акций (долей) кредитных организаций с антимонопольными органами.

Об изменении состава своих участников кредитная организация уведомляет Банк России в порядке, установленном нормативными актами Банка России и гл. 18 Инструкции N 75-И. Определены новый перечень сведений об изменении в составе участников кредитной организации, порядок и сроки их предоставления.

В Инструкции N 75-И определен иной порядок согласования изменений в составе руководителей кредитной организации, а также ужесточены требования к кандидатам, а именно:

- кандидаты должны соответствовать требованиям, предъявляемым к деловой репутации. К сожалению, порядок определения понятия «деловая репутация» и соответствия ей кандидатов не совсем ясен;

- в случае избрания органами управления кредитной организации лица, не соответствующего требованиям к деловой репутации, или назначения на должность руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера лица, в отношении которого было выдано заключение о его несоответствии установленным квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, к кредитной организации могут быть применены меры воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)», в т.ч. в отношении члена совета директоров (наблюдательного совета).

Следует отметить, что письмо Банка России о согласовании кандидатов на соответствующие должности имеет ограниченный срок действия - в течение 6 месяцев с момента его направления в кредитную организацию (п. 22.4 Инструкции N 75-И).

В новой редакции главы 22 Инструкции N 75-И содержатся ограничения на занятие руководителем (единоличным исполнительным органом, членами коллегиального исполнительного органа), главным бухгалтером, руководителем филиала кредитной организации каких-либо должностей в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными по отношению к кредитной организации, за исключением случая, когда указанные лица являются членами совета директоров (наблюдательного совета) в указанных организациях.

Отдельно следует сказать об указании Банка России «О бизнес - планах кредитных организаций» от 5 июля 2002 г. N 1176-У. В этом нормативном акте сформулированы основные требования к бизнес - планам кредитных организаций и утверждены формы отчетных документов, включая типовую структуру бизнес - плана, титульный лист, определенные формы: расчетного баланса, расшифровки его отдельных статей, плана доходов, расходов и прибыли, а также расшифровки его отдельных статей, обязательных нормативов, допущений, принятых в бизнес - планах, общей информации о кредитной организации.

Наличие бизнес - плана для регистрации кредитных организаций было и раньше необходимым требованием, однако теперь соответствие бизнес - плана указанию N 1176-У является необходимым условием для принятия решения Банком России о государственной регистрации создаваемой кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, а также действующей кредитной организации о расширении ее деятельности, изменении вида или реорганизации.

Бизнес - план является документом на ближайшие 2 календарных года, вместе с тем кредитная организация по своему усмотрению может приводить соответствующие показатели на более длительную перспективу и более подробно, чем установлено в указании N 1176-У.

В соответствующих разделах бизнес - планов кредитных организаций должны быть отражены новые сведения: SWOT - анализ в обязательном порядке (п. 3.3 указания), результаты маркетинговых исследований, кадровая политика, внутренние документы, касающиеся корпоративной структуры и перспективы ее развития, система стимулирования труда (п. 3.3.11 указания).

Заметим, что в бизнес - план необходимо включать информацию о финансовом положении и хозяйственной деятельности учредителей (участников) - юридических лиц кредитной организации. При этом должна быть обеспечена прозрачность структуры учредителей (участников) и их групп, позволяющая однозначно идентифицировать лиц (в т.ч. не являющихся учредителями (участниками) кредитной организации, но имеющих возможность прямо или опосредованно оказывать существенное влияние на принятие решений органами управления кредитной организации), что установлено в п. 3.3.10 указания N 1176-У.

Таким образом, часто используемые ранее схемы с одними и теми же лицами, по цепочке становившимися учредителями общества, которое в дальнейшем становится учредителем кредитной организации, необходимо будет раскрывать для Банка России.

При создании кредитной организации уплачиваются: государственная пошлина за регистрацию кредитной организации, а также лицензионный сбор за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии.

С 1 июля 2002 г. государственная пошлина за государственную регистрацию юридических лиц, в т.ч. за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, взимается в размере 2000 рублей (Федеральным законом «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 21 марта 2002 N 31-ФЗ внесены изменения в Закон «О государственной пошлине»).

За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала кредитной организации, что установлено ст. 12 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (в ред. от 21 марта 2002 г.). В случае отказа в выдаче лицензии лицензионный сбор не возвращается.

В результате установления нового порядка государственной регистрации и новых требований к документам кредитные организации получили, несомненно, более четкие инструкции к действию, а насколько новый порядок упростил или, наоборот, усложнил жизнь кредитным организациям, покажет практика.

 


Просмотров 704

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!