Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Немного об истории прыжков на лыжах с трамплина



Этот увлекательный вид спорта появился в Норвегии, в небольшой провинции Телемарк. Там в середине XIX века на склоне горы поклонники лыж соорудили специальное возвышение и назвали его трамплин. Оно позволяло хотя бы на некоторое время воплотить мечту каждого – летать! Вначале после полета смельчаки приземлялись на ровное место, а затем – для того, чтобы длина прыжка была больше – место приземления стали делать наклонным.

Официальная регистрация дальности полетов началась в 1868 году. Первый рекордный полет составил 19 метров! Начиная с 1906 года, лыжники стали проводить соревнования, которые включали скоростной спуск на лыжах с гор и гонки по пересеченной местности. Постепенно сформировалось несколько самостоятельных зимних видов спорта – лыжные гонки, слалом и прыжки на лыжах с трамплина.

В 1901 году появились международные соревнования – Северные игры, в программы которых входили состязания по лыжным видам спорта. Затем по инициативе Международной федерации (ФИС) с 1920 года стали регулярно проводятся всемирные соревнования по всем лыжным видам спорта, включая и прыжки на лыжах с трамплина. С 1924 с интервалом в 4 года стали проводиться зимние Олимпийские игры. Однако вскоре FIS (Международная Лыжная Федерация) посчитав, что перерыв между зимними Олимпийскими играми в 4 года многоват, предложила ежегодно проводить первенство мира по лыжным видам спорта. В дальнейшем эта система совершенствовалась, и в настоящее время, начиная с 1950 года, первенство мира по лыжным гонкам, двоеборью и прыжкам на лыжах с трамплина проводится один раз в два года, как и зимние Олимпийские игры.

Развитие прыжков на лыжах с трамплина это история постепенного поиска наиболее эффективной техники прыжка. Долгое время траектория полета спортсменов была глубинной, как говорили «баллистической». Но даже при такой несовершенной технике прыжка спортсмены умудрялись улетать за стометровую отметку. Лидерство в прыжках на лыжах с трамплина долгое время удерживали спортсмены из Норвегии. Они удивляли оригинальной манерой исполнения прыжка, при которой спортсмены, делая наклон, туловища вперед, а руки в стороны, как бы ложились на образуемую воздушную подушку. Такой стиль стали называть «аэродинамическим».



Дальнейшее совершенствование этого стиля полета шло за счет мягкого крепления лыж, более сильного наклона туловища к лыжам и отказа маховых движений рук в воздухе. Первыми применившими новшества в технике прыжка стали спортсмены из Финляндии. Они первыми нарушили гегемонию норвежских прыгунов с трамплина. Они сохраняли лидерство до 1952 года. Однако вскоре на пьедестал почета крупных международных соревнований стали подниматься спортсмены не только Финляндии, но и Норвегии, ГДР, Австрии, Швейцарии, СССР, Польши, Японии и других стран.

В 1989 годы в прыжках с трамплина произошла настоящая революция. Швед Ян Боклев применил новую технику прыжка, при которой в полете он стал разводить носки лыж в стороны. Эта новизна за счет большего аэродинамического эффекта позволила увеличить дальность полета на 10-20%. В настоящее время такой V- образный стиль полета освоили все сильнейшие прыгуны на лыжах. Новинка позволила уже в 1995 году норвежцу Э.Бредесену приземлиться на отметке 209 метров. Через десять лет на чемпионате мира по полетам на лыжах в Словенском городке Планица норвежский спортсмен Бьерн Раморен праздновал победу, пролетев 239 метров! Анализ показывает, что росту рекордных достижений спортсменов способствует как улучшение техники полета, так и идущее одновременно с ней усовершенствование конструкции трамплинов, прыжковых лыж, экипировки спортсменов. С годами совершенствуются и правила проведения и судейства соревнований. Вот несколько примеров. Много лет соревнования проводились на одном трамплине средней мощности (70 метров) в один день. В 1962 году программу были включены прыжки с большого 90-метрового трамплина. Спустя 20 лет к индивидуальным соревнованиям на большом трамплине добавились командные. Соревнования стали более интересными и захватывающими. В 90-е годы до 90 и 120 метров увеличились расчетные мощности среднего и большого трамплинов. В настоящее время кроме этих трамплинов построены так называемые «полетные» трамплины, которые позволяют совершать прыжки – полеты длиной более 240 метров. Такие трамплины построены в Планице (Словения), Викерсунде (Норвегия), Оберстдорфе (Германия) и Кульме (Австрия). Начиная с 1972 года под эгидой FIS проводятся чемпионаты мира по полетам на лыжах, разыгрывается Кубок мира.



В официальных соревнованиях участвуют только мужчины. Однако представительницы слабой половины человечества тоже попробовали свои силы на трамплине. Шведская 17-ти летняя школьница совершила прыжок на 42 метра, а норвежка Анита Волд, которая была допущена к международным соревнованиям по прыжкам с большого Олимпийского трамплина в Саппоро улетела на 97,5 метра.

Первые любители прыжков на лыжах с трамплина в России появились в начала XX века. В 1906 году лыжники клуба «Полярная звезда» построили под Петербургом первый деревянный трамплин, с которого прыгали на 10-12 метров. Позднее там же был построен трамплин с искусственной горой разгона, расчетная дальность которого составила 20 метров. С каждым годом популярность нового вида зимнего спорта стала расти, но при этом состязания носили развлекательный характер. Первые официальные соревнования в России состоялись в 1912 году в местечке Юкки под Петербургом. Постепенно результаты российских прыгунов с трамплина стали приближаться к достижениям лучших икаров мира. В 1926 году чемпион СССр В.Воронов показал результат 18,5 метра. Через два года советский спортсмен К Крылов, выступая на Международной спартакиаде в Швеции, занял второе место. Заметную роль в развитии и популяризации прыжков на лыжах с трамплина сыграло включение в 1932 году этого вида спорта в программу комплекса ГТО. Началось строительство простых и спортивных трамплинов во многих городах страны. В 1933 году рекорд страны по прыжкам на лыжах с трамплина установил горьковчанин В.Глассон. Он приземлился на отметке 35 метров. В 1934 году в Свердловске был проведен первый международный праздник. Среди прыгунов на лыжах с трамплина были спортсмены Чехословакии, Норвегии, Швеции и Швейцарии. Победу с новым рекордом страны – 44,5 метра – одержал москвич Н. Хорьков. В 1935 вступил в строй новый трамплин под Ленинградом. В 1939 году на нем ленинградец Т. Паппинен установил рекорд СССР – 60,5 метра. В 1940году на берегу Енисея в Красноярске вырос новый большой трамплин. Выступая на нем в чемпионате страны, Р.Беляков внес новую поправку в таблицу рекордов СССР. Он приземлился на отметке 73 метра. Однако уже через неделю, 17-тилетний москвич К. Кудряшов приставил к рекордному достижению девять метров. Его рекорд держался 18 лет! Он был улучшен горьковчанином Ю.Князевым, который на новом трамплине К-80 в Горьком в 1958 году совершил прыжок на 87,5 метра. Росту достижений советских спортсменов во многом способствовала постройка новых трамплинов во многих городах. Так в 1950 году вступил в строй 70-метровый трамплин в Бакуриани. В 1951 году – такой же трамплин в Кирове. Через два года в Москве появился 60- метровый трамплин, а еще через три года – в Кавголово под Ленинградом. Настоящим праздником стало открытие 80-метрового трамплина в Горьком. Оно состоялось 19 января 1958 года. Победителем соревнований стал горьковчанин Н.Долгов. В этом же году вступил в строй и 50метровый трамплин с синтетическими щетками, введение которого позволило прыгать с него круглый год. Создание благоприятных условий для тренировок и соревнований способствовало появлению плеяды талантливых горьковских спортсменов. Среди них Ю.Князев, О.Щербаков, В.Китаев, С.Нестеров, Н.Каменский, Н.Долгов, Д.Шипелев, В.Жарков, В.Анисифоров, С.Солдатов, Ю.Кажаков, Ю.Червяков и другие. Начиная с 1958 года в Горьком ежегодно стали проводиться соревнования на призы А.М.Горького. Участвовать в них считали за честь многие отечественные и зарубежные спортсмены. Кстати, первые международные соревнования на горьковском трамплине состоялись в 1958 году. В них побудил ленинградец Ю.Самсонов, который установил рекорд трамплина, приземлившись на отметке 93 метра. Позднее рекорд горьковского трамплина постоянно улучшался: В.Рябинкин – 100м., В.Китаев – 104м., В.Клепацкий – 105м, М.Веретенников – 108м., в настоящее время рекорд трамплина 126 метров – принадлежит спортсмену из Уфы Д.Васильеву.

Популярность нашего вида спорта в Горьковской области способствовала постройке учебных трамплинов в Сормово, городах Павлово и Бор. На этих трамплинах начинали прыгать будущие мастера спорта Б.Федосеев, Н.Макаров, В.Мохов, А.Крячков, А.Батраков. К слову, на трамплинах в городе Бор начиналась спортивная карьера рекордсменов страны – мастера спорта Ю.Князева. Спортивная закалка во многом помогла ему в последующем стать директором Борского стекольного завода.

Об истории развития прыжков на лыжах с трамплина можно рассказывать долго. Однако, как и в любом деле, важно вовремя остановиться и дать возможность продолжить эту тему спортивным журналистам.

 


Просмотров 784

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!