Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Люди, испытывающие затруднения в речи



Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, пото­му что понять их в ваших интересах.

Не перебивайте и не поправляйте человека, который ис­пытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тог­да, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.

Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договоритесь о другом, более свободном времени.


Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуаль­ный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.

Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта человека.

Если человека с затрудненной речью сопровождает дру­гой человек, не адресуйте ваши вопросы, комментарии или просьбы компаньону.

Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Повторите то, как вы поняли, и реакция собеседника вам поможет. Не стесняйтесь переспросить то, что вы не поня­ли. Если вам снова не удалось понять, попросите произне­сти слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего. Не думайте, что человек, испыты­вающий затруднения в речи, не может понять вас.

Не играйте с чужими голосовыми приспособлениями, по­скольку они — личная принадлежность человека.

Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ — написать, напечатать.

Люди с гиперкинезами (спастикой)

Гиперкинезы — непроизвольные движения тела или ко­нечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП). Непроизвольные движе­ния могут возникать также у людей с повреждением спин­ного мозга.

Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует яв­но обращать внимание на него.

При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные дви­жения собеседника, потому что невольно можете пропустить



Приложение


 


 


что-то важное, и тогда вы оба окажетесь в неловком поло­жении.

Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеоб­щего внимания.

Перед тем как сесть за стол с человеком с гиперкинезами, поинтересуйтесь, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или, наоборот, мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и т. д.



Если в магазине человек с гиперкинезами попросил вас до­стать его кошелек и расплатиться или положить покупки ему в сумку, не бойтесь выполнить эту просьбу. При этом не нуж­но расплачиваться за него. То же самое, если вас попросили набрать телефонный номер — при этом совершенно необяза­тельно вставлять в аппарат свою телефонную карту.

В транспорте: при входе в автобус (троллейбус, трамвай), прежде чем предложить свою помощь, спросите, нужно ли это. Некоторым людям помощь посторонних только мешает. Уступая место, не настаивайте, если человек отказался.

Если вы покупаете билеты в кино или театр для человека или людей с гиперкинезами, выбирайте такие места, где они не будут мешать другим зрителям непроизвольными движениями. Если таких мест нет, нужно договориться с ад­министрацией о дополнительных местах в проходе.

Не бойтесь противоречить человеку с гиперкинезами, бо­ясь его разволновать. Позиция «только не волнуйся», «лад­но» приведет к потере времени и нервов. Спокойно излагай­те свои аргументы, даже если видите, что ваш собеседник

нервничает.

При гиперкинезах встречаются также затруднения в ре­чи. В данном случае советуем прислушаться к рекоменда­циям, изложенным в разделе «Люди, испытывающие за­труднения в речи».


 

 


Приложения

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

1. В чем заключаются особенности потребностей пожилых людей?

Для того чтобы эффективно оказывать социальную по­мощь пожилому человеку, необходимо опираться на знание некоторых его индивидуально-психологических особенно­стей, в том числе и особенностей мотивационно-потребностной сферы.

Чтобы было более понятным представление потребностей пожилых людей, рассмотрим иерархию потребностей, пред­ложенную А. Маслоу1. По его мысли, существует опреде­ленная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:



физиологические, базовые потребности — пища, вода, сон и т. п.;

потребность в безопасности, защите — стабильность, порядок;

потребность в любви и принадлежности — семья, дружба, социальная сеть;

1 Абрахам Маслоу (1908-1970) — ведущий представитель гу­манистической психологии, возникшей в середине XX века. Од­ним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого чело­века.


Практикум для работы с пожилыми людьми

потребность в уважении — самоидентификация, самоуважение, признание;

потребность в самоактуализации, в свершении жизни — развитие способностей.

Согласно этой иерархии, прежде чем говорить о личност­ном развитии кого-либо, нужно удовлетворить его базовые витальные) потребности, и человек должен осознавать удовлетворенность своих основных нужд. Для того чтобы добиваться личностных свершений, надо иметь кров и стол, большинство проблем пожилых людей связаны с основной потребностью выживания — многие из них живут в бедности, плохих жилищных условиях, испытывают трудности приобретении одежды и других вещей, теряют социальные связи (умирают ровесники, друзья). Если нет защищенности, затруднена идентификация, проблематична самоценна, труднее почувствовать удовлетворенность от свершений.

Однако потребности не находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии. Нельзя говорить о том, что более высокие потребности возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Известны случаи, когда потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека, несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали их удовлет­ворению. Впоследствии сам Маслоу отказался от столь жест­кой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).

Говоря о пожилых людях, следует помнить, что суще­ствуют некоторые особенности их мотивационно-потребностной сферы. Своеобразие личности пожилого человека обусловлено не столько изменениями содержания его потребностей, сколько спецификой их иерархии.

Ведущая группа потребностей включает в себя потреб­ность в избегании страданий, в спасении, в постоянстве (при-



Приложение


ктикум для работы с пожилыми людьми



 


вязанность человека к определенным людям, предметам) в стремлении избегать новых, неожиданных ситуаций и кон­тактов.

Средняя группа — потребность в автономии, выступа­ющая в идее собственной независимости, свободы, стрем­лении идти по жизни своим путем, сопротивляться при­нуждению. Упрямство и неприятие чужого мнения также являются проявлением потребности в автономии. Это путь защиты собственной независимости. В эту же группу вхо­дят:

- потребность в защите: имеется в виду потребность в защите своего Я от постороннего вмешательства, не­желание раскрываться, стремление сохранить свой внутренний мир;

- потребность в заботе о других, которая существен­но значимее преобладает у женщин;

- потребность во власти.

Третья группа — «подчиненные потребности»: потреб­ность в любви, эротике, в отталкивании (враждебное, пре­зрительное отношение к другим людям), потребность в твор­честве.

Сам комплекс потребностей, характерных для пожилого человека, не представляет собой ничего специфического. Специфика заключается в том, что эти потребности смеще­ны в определенном направлении. Такие потребности, как потребность в любви, творчестве, т. е. весьма значимые, обычно играющие решающую роль в жизни человека, ска­жем, среднего или молодого возраста, оттеснены и имеют меньшее значение в более позднем возрасте. Потребность в избегании страданий и защищенности занимает ведущее положение в иерархии. Проведенные опросы пожилых лю­дей в нашей стране показывают, что для пожилых людей, особенно проживших трудную жизнь, ведущей мотиваци-ей действительно является потребность в безопасности.


2. Как учитывать потребности пожилых людей в социальной работе?

Изучение мотивации пожилых людей помогает, во-первых, ответить на вопрос: почему некоторые пожилые ведут наполненную, активную жизнь, продуктивны и удовлетворены жизнью, в то время как другие чувствуют скуку, депрессию, бесполезность? При этом можно подходить к проблеме мотивации пожилых людей с точки зрения базовых потребностей, а можно ведущую роль приписывать другим факторам — социальным, средовым.

Кроме того, если потребностные факторы заложить в основу оказания социальной помощи пожилым, то каждая организация должна ответить на вопрос: какого рода потребности ваша служба готова удовлетворить?

Каждая организация в системе социального обслуживания удовлетворяет определенное (часто ограниченное) количество потребностей пожилых людей. Потребности можно представить в виде своеобразного айсберга. На поверхности видна только их часть, которую можно удовлетворить какой-то момент. Это

- потребность в медицинском уходе;

- потребности, связанные с жилищем;

- эмоциональные потребности;

- социальные потребности и т. д.

Большинство служб удовлетворяют потребности в медицинском обслуживании, а они определяют и социальные потребности, которые составляют большую часть потребностей пожилых людей, но не всегда удовлетворяются Социальной службой. Поэтому важно определить, какие «участки» нужд намерена удовлетворить каждая конкретная организация социальной службы. Это позволит «айсбергу Потребностей» таять, уменьшать значимость потребностей по мере их удовлетворения. Тогда граница станет ниже,



Приложение


актикум для работы с пожилыми людьми



 


а следовательно, у клиентов — пожилых людей станет мень­ше неудовлетворенных потребностей.

Поэтому любой организации, работающей с пожилыми требуется ответить на следующие вопросы:

- Как потребности отдельного человека связаны между собой?

- Как учитывается чувство защищенности и безопасно­сти пожилых?

- Возможно ли работать по решению проблем депрессии пожилых? по преодолению ими горя?

- Не вызвано ли негативное самочувствие пожилых от­сутствием необходимого окружения?

После этого следует обсудить самый важный вопрос: как вы представляете перемены в своей организации по улуч­шению социального обслуживания пожилых людей? Имен­но ответы на эти вопросы помогут реально решать задачи по оказанию помощи людям.

3. Что такое «приобретения» и «потери» пожилых людей?

«Приобретения» и «потери» пожилых людей рассматри­ваются как источники (причины) внутренней мотивации. Очень важно определить относительную важность «приоб­ретений» и «потерь» как функцию предшествующего опы­та и настоящей ситуации пожилого человека.

При этом каждая «потеря» представляет собой уменьше­ние или ограничение личной свободы и автономности как индивидуальной функциональной способности, а «приоб­ретение» — увеличение параметров свободы и автономно­сти. Когда потери накапливаются и увеличиваются по ка­честву и объему, возможны две основные стратегии поведе­ния пожилых. Первой стратегии следуют те пожилые люди,


которые надеются повлиять на свою ситуацию (обладающие интернальным локусом контроля), изменяя свое социальное окружение и поведение. Другая стратегия характерна ля тех, которые считают, что они сами ничего не могут сделать (обладают экстернальным локусом контроля), и становятся менее мотивированными на активную жизнь, более пассивными. И тогда организациям, работающим в системе социальной службы, следует определять свои шаги, согласуясь со стратегиями пожилых для достижения наибольшей эффективности своих действий.

4. Назовите права пожилых людей

Фундаментальные основы прав пожилых людей на уход описаны в издании Министерства здравоохранения Великобритании «Дома для того, чтобы в них жить» (1989 года). Это учебник, модель для инспекторов, проводящих осмотры домов-интернатов для пожилых людей (далее стационары). Права, записанные в этой книге и перечисленные ниже, подходят не только пожилым, проживающим в домах для престарелых, но и всем людям. Это общая методология отношения к пожилым людям, которая может быть применима и в российских условиях.

Безопасность — окружающая обстановка и структура поддержки, которые обеспечивают покой, помощь, предоставляемую с готовностью в нужное время, и разумную защиту от опасности.

Право принадлежать самому себе — право быть оставленным в покое или свободным от вмешательства, публичного внимания к своей жизни.

Достоинство — признание внутренней ценности людей, выраженное в уважении к их уникальности и личным нуждам, независимо от сложившихся обстоятельств.



Приложение


ктикум для работы с пожилыми людьми



 


Независимость — возможность мыслить и действовать без ссылки на другого человека, включая готовность при­нять на себя определенный риск.

Права — сохранение всех прав, связанных с граждан­ством.

Право выбора — возможность самостоятельного выбора из ряда вариантов.

Удовлетворенность достигнутым — воплощение лич­ных устремлений и способностей во всех аспектах повсед­невной жизни.

В указанной книге сформулированы принципы ухода за престарелыми в стационарах, на которых основан процесс инспектирования и оценки, а также принципы стационар­ного ухода в виде модели для оценки качества предоставля­емого ухода и качества проживания в домах для престаре­лых.

5. Что такое эйджизм?

Социальные работники могут быть подвержены влиянию эйджизма и иногда не обладают социально-психологической компетентностью, которая требуется для работы с пожилы­ми людьми и инвалидами.

Дискриминация по возрасту, или эйджизм, означает от­рицательное или унижающее отношение к человеку из-за его возраста, пренебрежение и негативное отношение к лю­бой возрастной группе, хотя чаще всего речь идет именно об отношении к пожилым и старым людям. Эйджизм часто со­относится именно с ними, т. е. общественным сознанием по­жилые люди наделяются негативными характеристиками, например считаются «бременем для государства». Иногда случаи жестокого отношения к пожилым людям можно пря­мо связать с распространением эйджизма: пожилые люди становятся уважаемы меньше, чем остальные, поэтому с -


ними обходятся, как с людьми, не заслуживающими равных прав.

Часто сотрудники тех организаций, которые оказывают услуги пожилым людям, так же восприимчивы к эйджизму, как и все общество. Многим социальным работникам свойственны эйджистские тенденции. Например, отсутствие социально-психологической компетентности социальных работников и, как следствие, увеличение трудностей в общении с пожилыми, приобретение навыков манипулирования пожилыми, усиление агрессивности и враждебности по мере увеличения стажа работы показывают направленность их деятельности, которая, во-первых, нарушает право пожилого на достоинство и уважение (основной принцип социальной работы), и, во-вторых, ориентирована на достижение скрытой (от пожилого) цели, не совпадающей с открыто декларируемой целью.

Социальные работники, являясь обычными людьми, не выходят за круг эйджистского поведения и предубеждения. В российском обществе понимание незрелой и несовершенной природы «новой» профессии социального работника и некоторых эйджистских допущений и приписываний — императив для социальной работы. В научной литературе встречаются такие цифры: 86% слушателей факультета переподготовки социальных педагогов разделяют негативные стереотипы, связанные с восприятием позднего времени жизни.

Кроме социальных работников, непосредственно работающих с пожилыми людьми, есть еще и специалисты по социальной работе, которых готовят высшие учебные заведения и которые работают не в таком тесном контакте с пожилыми клиентами (иногда таких контактов не бывает вовсе), как социальные работники, обслуживающие пожилых на дому или в стационарах. Эти специалисты относительно далеки от индивидуальных пользователей социальных услуг, т. е. инвалидов и пожилых людей, и с «полным основанием» используют эйджистские стереотипы и представления.



Приложение


ктикум для работы с пожилыми людьми 285


 


6. Что такое жестокое отношение к пожилым людям и какие виды жестокости можно выделить?

Жестокое отношение к пожилым людям, которое может быть как со стороны тех, кто их обслуживает, так и со сто­роны членов семьи пожилого человека, является важной проблемой.

Попытка описать феномен жестокого обращения с пожи­лыми людьми сталкивается с необходимостью определить и идентифицировать это понятие. Данный термин часто по­нимается по-разному: «плохое отношение к пожилым», «пренебрежение», «эксплуатация», «экономическая жесто­кость», «оскорбление действием», «физическая жестокость» и др. Эти определения имеют разное содержание и исполь­зуются в разных контекстах.

Можно предложить следующую классификацию жесто­кости.

Физическая жестокость: рукоприкладство; побои; угро­за физическим насилием; сексуальное насилие; ограниче­ние движений; стеснение свободы; умышленное телесное повреждение, вызывающее смерть; убийство.

Психологическая жестокость: словесное оскорбление; обзывание; продуцирование страха возможным плохим об­ращением или помещением в дом престарелых; угрозы, изо­ляция; вымогательство; вызывающее поведение, влекущее за собой грубость со стороны пожилого человека; поведение, подрывающее личность пожилого; поведение или отноше­ние, которые вызывают у пожилого чувство отчаяния, без­надежности; безжалостность; бессердечие.

Эксплуатация экономическая жестокость: финан­совая эксплуатация; отказ в доходе, заработке, пенсии; во­ровство денег; использование силы или юридических мер для нанесения ущерба пожилым.

Нарушение прав: нарушение законов, гарантирующих всем гражданам равные права.


Пренебрежение (активное): игнорирование; поведение, в результате которого остается брошенным слабый, выведенный из строя или умственно неполноценный человек, не способный заботиться о себе; помещение семьей людей, имеющих физические или умственные недостатки, в дом-интернат; нарушение долга или договора (принятых на себя обязательств), выражающееся в нанесении вреда, обиды или ущемлении прав.

Пренебрежение (пассивное): непреднамеренное, неумышленное пренебрежение, которое тем не менее приводит к психологическому или физическому дискомфорту пожилого человека.

Общепризнанна тяжелейшей проблема определения психологической жестокости. Ученые считают, что такие проявления неизбежны со стороны социальных или медицинских работников, которые не прошли соответствующую психологическую подготовку, поэтому есть опасность недооценки субъективного фактора.

7. Кто может быть «жертвой» и «преступником» в ситуации взаимодействия специалиста и пожилого человека?

Под «жертвами» и «преступниками» понимаются соответственно люди, пострадавшие в результате жестокого обращения со стороны тех, кто о них заботится, и члены семьи или помощники, ухаживающие за ними. В некоторых случаях они могут меняться местами, и тогда «жертвой» становится помощник или член семьи, а в качестве «преступника» выступает пожилой человек.

Особой проблемой является отсутствие специального обучения специалистов, предупреждающего жестокое отношение к пожилым людям. Чаще всего в программах обучения ля социальных работников встречаются только юридические



Приложение

меры для защиты умственно неполноценных людей, которые представляют собой перечень льгот и благо­приятных условий, необходимых для этих людей. Должна быть четкая, направленная программа решения этой про­блемы.

Необходим общий методологический подход к сбору ста­тистики и анализу данных по изучаемой тематике, включая информацию о характере «жертв» и «преступников»; необходимо изучать социальную, психологическую и эко­номическую ситуацию там, где допускается жестокость.

В этом случае социальных работников нужно обучать сбору информации, ее регистрации и определению типов же­стокости. Такой сбор информации поможет развивать пси­хосоциальный и медико-терапевтический подходы для обеих групп — «жертв» и «преступников» — и с помощью, превентивных мер предотвращать случаи жестокости.

Бывает, что тот, кто выступает как «преступник», на са­мом деле является «жертвой» обстоятельств и «жертвой» общества, которое вовремя не распознало проблему, не ока­зало необходимую поддержку.

Ухаживающий за пожилым человеком может сам дли­тельное время находиться в состоянии стресса, достигнув некоего предела, порога. Поэтому важно вовремя определить уровень этого порога для ухаживающих. Жестокое отношение может быть вызвано чрезмерными требованиями пожилых людей.

Список типичных ситуаций, вызывающих стрессы у по­мощников: зависимость от членов семьи, недостаток общения, внезапное изменение образа жизни, ролевая перестановка, травмы, повреждения, апатия, депрессия, неудовлет­ворительные жилищные условия, изоляция. Кроме того, жестокость может возникать в результате употребления ал­коголя или наркотиков.

Пожилые люди легкоуязвимы, поэтому их обычно запи­сывают в «непосредственные жертвы». Однако известны и


 

практикум для работы с пожилыми людьми

такие ситуации, когда в качестве агрессора выступал пожилой человек, а социальный работник становился жертвой.

Жестокость может стать долговременной характерной особенностью отношений между пожилым человеком и тем, кто за ним ухаживает. Поэтому внимание должно быть сосредоточено не на степени зависимости пожилого от кого- либо, а на характере их отношений.

8. Что относится к факторам риска, провоцирующего жестокое отношение к пожилым людям и инвалидам?

К факторам риска относятся следующие:

- ситуации, в которых жестокость выступает как реакция «преступников» на стресс;

- реакция пожилых людей на свою зависимость и ухудшение состояния или ухода за ними;

- психологические проблемы и личностные черты социальных работников;

- социальная изоляция;

- негативные социальные процессы и аттитюды к пожи­лым людям, включающие возрастную сегрегацию;

- отсутствие или недостаток коммуникативной компе­тентности.

Необходимо принимать во внимание недостатки существующей системы ухода, так как это помогает выявить неудовлетворительные формы ухода за пожилыми людьми, К этим недостаткам относятся:

- отсутствие необходимого оборудования для немощных пожилых в местах их проживания;

- отсутствие необходимых институтов социального


______________________________________________ Приложение

содействия и проверок, касающихся выполнения социальными работниками своих обязанностей по отношению к пожилым;

  • недостаточная координация действий между работни­ками социального обслуживания и семьей (что часто приводит к решениям, принимаемым против желания пожилых);
  • неровное распределение обязанностей в обслужива­нии;
  • недостаточное обучение (или его полное отсутствие) по уходу за пожилыми.

9. В чем заключается стратегия преодоления жестокости?

В любой социокультурной среде существуют определен­ные факторы, которые провоцируют жестокость или зло­употребление силой. Во многих странах наблюдается мар­гинализация пожилых людей. Это следствие урбанизации, индустриализации и модернизации общества, которое не имеет позитивной и реалистичной модели старения.

Поэтому стратегия предотвращения жестокости должна включать преодоление негативного отношения к пожилым людям. Часто используют образовательные программы, ко­торые с помощью средств массовой информации повышают общественную сенситивность к пожилым, формируют по­зитивное представление о роли пожилых людей. Главная цель таких программ — расширить участие пожилых лю­дей в общественной жизни, повысить их социальную инте­грацию в общество и понизить их маргинальность.

Общественные организации могут внести свой вклад в по­вышение роли пожилых людей в обществе. Защитить по­жилых от жестокого отношения может, например, помощь добровольцев по телефону 24 часа в сутки — услуга, кото­рая признается во многих странах эффективным методом

практикум для работы с пожилыми людьми

предотвращения жестокости по отношению к пожилым и средством их поддержки. Другим действенным способом является обеспечение социальными службами пожилых людей информацией об их правах и создание центров для психологического консультирования.

 

10. Как можно преодолевать уязвимость социальным работникам и тем, кто работает с инвалидами и пожилыми людьми?

Работа с инвалидами и пожилыми людьми порождает огромное число проблем для тех, кто ею занимается. Как и многие другие виды предубеждения, распространенные негативные представления, влекущие за собой эйджизм или жестокое отношение, обычно полезно обсудить с коллегами, чтобы полностью осознать свои собственные чувства и представления, которые могут быть негативными.

Одни люди с детства выносят негативный опыт общения со своими прародителями, а другие — позитивный.

Часто опыт общения с пожилыми людьми вне своей работы ограничен. Например, много ли социальных работников общается с «нормальными» пожилыми людьми? Если мы не имеем позитивного опыта общения с пожилыми людьми в повседневной жизни, то увеличивается риск видеть всех пожилых в одинаковом свете, а именно в том, в каком мы видим их на своей работе. А видим мы их как инвалидов, беспомощных, имеющих много проблем. Более того, социальные работники обычно контактируют с пожилыми людьми и их семьями в то время, когда они находятся


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!