Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Цельность мудрости в христианстве



 

Идеал христианства наиболее кратко выражен в 48 стихе 5-ой главы Евангелия от Матфея: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный». В достижении этого совершенства необходимо преодолеть бес-численное множество ступеней. Совершить такой подвиг невозможно без приобретения верующим цельности души через освобождение от разрушающих душу и тело пагубных страстей. В христианской традиции с целомудрием связана не только «победа над естеством», преодоление плотского влечения и «комплекса плоти». Например, по мнению епископа Иеремии Затворника: «Целомудренный есть тот, кто и во сне не ощущает в теле своем ни малейшего движения. Целомудренный всегдашнюю и совершенную снискал не-чувствительность к прелести и красоте телесной. Но есть еще иная, высшая степень чистоты». Слово «целомудрие» заключает в себе понятие целостного разумения, неповрежденного мудрования, благоразумного восприятия окружающего мира, не нарушающего в повседневной жизни телесной чистоты и непорочности человека. Целомудрие обеспечивает нравственную правильность мышления, честность принимаемых решений

 

и совершаемых поступков. Жить по образу Иисуса Христа, уподобиться ему во всем, чтобы через это уподобление Человеку-Христу достигнуть уподобления Богу как последней цели и высшему смыслу бытия человека – вот цель истинного христианина. К понятию «целомудрие» близко, но не тождественно понятие «девство». Так, в порядке словоупотребления при постриге, лицами, пришедшими к монашеству после брака или после внебрачного общения, дается обет целомудрия, т. е. дальнейшего полного воздер-жания; для лиц же, не познавших акта общения с другим телом, он становится обетом девства. В своём полном осуществлении подвиг целомудрия восстанавливает девственное состояние человека по духу, не изменяя факта потери девства по телу. Нерастленность по плоти, отсутствие физической близости – не есть ещё девство. Грешные поползновения мысли и мечтаний, страсти и непотребные образы уже способны серьезно навредить девственному состоянию христианина.



По церковному представлению – есть три степени духовного состояния человека: вышеестественное, естественное и, наконец, ниже- или противоестественное. К первому относятся девство и монашеское целомудрие, понимаемые как дар благодати; вторым – является благословенный брак; всякая же иная форма плотской жизни духовно будет более низкой или даже противоестественной. Святые отцы Церкви определяют подлинное девство как вышеестественное состояние, в своей совер-шенной форме понимаемое как непрерывное пребывание в Божественной любви, как осуществление заповеди Христа – любить Бога «всем сердцем, всем умом, всей душой, всей крепостью». Угодить Господу в большей степени способны христиане, помыслами полностью обращенные к Богу. Задача всякого христианина – «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, обновиться духом ума и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 22-24). Следует до крови подвизаться, сражаясь против греха (Евр. 12, 4). Христос пришел обновить «растлевшее грехом естество наше» и через христианский образ жизни способствовать созданию «новой твари», нового неба и земли. А когда это произойдет, то будет видно, что там «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22, 30).

Примечательно, что в первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость, быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так» (7:25-26). «А я хочу, чтоб вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разница между замужней и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтоб наложить на вас узы, но чтоб вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет, – не согрешит; пусть таковыя выходят замуж» (7: 32-35). В написанной в 249 году книге «Об одежде девственниц» святой Киприан Карфагенский так говорит о достоинстве девства: «Девы-цветок церковного ростка; слава и украшение благодати духовной… хвалы и чести непорочное и неповрежденное творенье; образ Божий, соответствующий святости Господа; светлейшая часть стада Христова… и чем больше изобилует девство в числе своем, тем больше радость матери (Церкви) умножается».



Святой Феофан Затворник объясняет, что тот, кто, сохранив чистоту, посвящает себя Богу с ранних лет, тот:

«1) делает самое угодное Богу, приносит Ему жертву самую приятную: а) потому что Богу, вообще, по закону оправданий, угоднее всего первое: начатки плодов, первенцы людей, животных и, следовательно, первые лета юности; б) потому что приносится жертва чистая – непорочная юность, что главным образом и требовалось от всякой жертвы; в) потому что совершают это с преодолением немалых препятствий и в себе и извне – с отречением от удовольствий, к каким, особенно в это время, чувствуют позыв;

2) совершает дело самое благоразумное… что за жертва Богу – больная, истощенная, поврежденная в членах, не целая?...»

Письменным творением первых веков христианства (предположительно III века), сум-мирующим взгляды Церкви на девство, является труд святого Мефодия Олимпийского под названием «Пир десяти дев», в котором говорится о девстве, как о деле «чрезвычайно великом», как о таинстве. В первом из двух «Посланий о девстве» (гл. 8), приписываемых св. Клименту Римскому, говорится: «Утроба святого девства носила Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и в тело, которое воспринял Господь наш и в котором совершил Свою борьбу в этом мире, Он облекся от Святой Девы. Познай же в этом величие и славу девства. Хочешь быть христианином? – Подражай Христу во всем. Иоанн был Ангелом, посланным пред лицем Господа, и в рожденных женами не восставал больший его, и сей святый Ангел Господа был девственником…». Святой Григорий Нисский в своем слове «О девстве» (гл. 4) говорит так: «Подвиг девства есть некое искусство и сила божественной жизни, научающая живущих во плоти уподобляться бесплотному естеству». В поучениях новоафонского монаха старца Силуана, об Отце Иоанне Кронштадском говорится: «Великий подвиг – жить с молодой женой и не прикасаться к ней. Это могут только те, которые ощутимо носят в себе Духа Святого. Он сладкий и побеждает любовь милой жены. Многие Святые боялись близости жен, а Отец Иоанн и среди жен имел Духа Святого, сладость которого превышает любовь плотскую».

Святой Иоанн Златоуст был убежден: «Проводить жизнь в целомудрии легко, если захотим, если будем удаляться от того, что вредит. И вообще ничто не трудно при нашем хотении, равно как ничто не легко при нашем нехотении… Не узнавший блуда не будет знать и прелюбодеяния; а осквернившийся с блудницами скоро дойдёт и до прелюбодеяния».

Среди известных светских мужчин Европы, игнорировавших половую близость и до конца лет своих оставшихся девственниками – немецкий философ Эммануил Кант и сэр Исаак Ньютон.

 

Глава II


Просмотров 344

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!