Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






По содержанию индивидуальных правил поведения



- Управомочивающие (содержат СЮП для конкретного субъекта)

- Обязывающие (содержат указание на активные обязанности субъекта)

- Запрещающие (содержат указания на пассивные обязанности)

 

126. Основні стадії застосування юридичних норм.

1) Установление фактических обстоятельств дела и выбор нормы, подлежащий применению.

2) Анализ юридической нормы, подлежащий применению.

3) Вынесение решения по делу и его оформление.

1 стадия:

1) подстадия – установление фактической основы дела - правоприменитель должен:

А) Установить все факты, имеющие значение для дела (установить юридические факты)

Б) Собрать все доказательства об установленных юридических фактах.(Доказательствами могут быть: вещи, документы, показания свидетелей, заключение экспертов)

В) При установлении фактов и сборе доказательств правоприменитель должен соблюдать процедуру, установленную законом.

2) подстадия - выбор нормы, подлежащей применению.

А) На основании установленных фактов установить предмет правового регулирования

Б) На основании установленного предмета правового регулирования определить соответствующую отрасль права и институт права

В) Сравнить установленные факты с гипотезами норм данного института права и выбрать конкретную норму, гипотеза которой совпадает с установленными фактами.

 

В конце первой стадии правоприменитель должен осуществить юридическую квалификацию фактов (дать им юридическое название)

 

Юридическая квалификация – правовая оценка фактов, которая состоит в сопоставлении фактов с гипотезой нормы и установлении их соответствия

 

Субъектом ЮК является только правоприменители

Основания – гипотеза норм

Объект – установленные факты

Содержание – сравнение, сопоставление гипотезы нормы с фактическими обстоятельствами

Результатом юридической квалификации является правовая оценка фактов, которая фиксируется в правоприменительном акте.

 

ІІ Стадия: Анализ

Правоприменитель должен:

1) Проверить подлинность текста НПА, в котором содержится норма (является ли данный текс официальным с учетом всех изменений и дополнений на день рассмотрения дела)



2) Правоприменитель должен проверить правомерность:

А) Кем принята

Б) Была ли норма принята в пределах компетенции

В) Соответствует ли норма закону (на законность проверяются все подзаконные НПА)

3) Установить пределы действия нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц.

4) Уяснить смысл нормы к данной конкретной жизненной ситуации.

5) Правоприменитель должен проверить наличие или отсутствие официального толкования данной нормы и, если есть официальное толкование, то правоприменитель должен его использовать (решения КСУ разъяснения ВССУ, решения ВСУ по применению норм материального права к аналогичным ситуациям)

Если дело касается конвенции 50го года, тогда правоприменитель должен найти решение Европейского суда по правам человека.

 

ІІІ стадия:

На основе установленных фактов и выбранной нормы права правоприменитель выносит решение по делу. Вынесение решения по делу с точки зрения логики представляет собой силлогизм:

Большая Посылка ЮН (юридическая норма)

 

Малая Посылка Факты


Умозаключения = решения

 

С юридической точки зрения вынесение решения по делу представляет собой установление индивидуального обязательного правила поведения для конкретных субъектов.

 

Это правило поведения закрепляется в правоприменительном акте. Если правоприменительный акт установленный в письменной форме, тогда он должен быть документально оформлен:



А) с соблюдением структуры данного акта: вводная часть, описательная часть, мотивировочная часть и резолютивная часть.

Б) с соблюдением всех реквизитов данного акта

 

127. Юридичні колізії, їхпоняття, види та засоби подолання у процесі правозастосування.

Юридическая коллизия – противоречие между юридическими нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

Виды коллизий:

1) иерархические – это противоречие между юр нормами обладающими разной юридической силой. Для преодоления иерархических коллизий необходимо использовать норму более высокой юрид силой.

2) темпоральные – это противоречие между нормами обладающими одинаковой юр силой но принятые в разное время. Для преодоления темпоральных коллизий следует применять норму которая была принята позднее.

3) содержательные коллизии – это противоречие между общими и специальными нормами. Для преодоления содержательных коллизий нужно использовать специальную норму.

4) существуют также противоречие между нормами национального права и международного права. Если государство признает международные договоры частью национального законодательства то приоритет имеют нормы международного договора. Для устранения коллизий необходимо отменить одну из противоречащих норм в порядке правотворчества.

 

128. Поняття та види прогалин у законодавстві. Способиїхподолання у процесізастосуванняюридичних норм.

Пробел в НПА - это отсутствие правовой регламентации определенной группы общественных отношений наход в сфере правового регулирования с точки зрения принципов права

Виды:

1) первоначальные пробелы – они существуют с момента принятия НПА и их появление связано с недостатками правотворческой работы компетентного субъекта (непрофессионализм нормодателя, неправильное использование средств юр техники). Первоначальные пробелы возникают по субъективным причинам.

2) последующие пробелы – возникают силу развития общественных отношений которое не мог предвидеть нормодатель в момент принятия НПА. Возникает по объективным причинам.

Пробелы могут устранить

 

В правоприменительной деятельности существуют 2 способа преодоления пробелов:

1) аналогия закона – это решение юр дела на основе нормы права регулирующей сходные общественные отношения

2) аналогия права – это решение юр дела при наличие пробела и отсутствия аналогической нормы на основе отраслевых принципов или же принципов права в целом.

Аналогия права и закона запрещена в уголовном праве и законодательстве об административной ответственности.

 

129. Поняття, необхідність та значення тлумачення юридичних норм, його основні риси.

Толкование юр норм – это деятельность по уяснению или разъяснению содержания юр норм с целью их правильного применения и реализации. Необходимость толкование юр норм вызвано такими причинами:

1) общим и абстрактным юр нормы и необходим ее применение к конкретной жизненной ситуации.

2) языковой формой выражения содержания юр норм, поскольку термины могут иметь разное значение

3) системностью ОЮП, то есть взаимосвязью и взаимодействием юр норм.

Основные черты:

1. Толкование, может осуществляться любыми субъектами, как официальными так и не официальными.

2. Объектом толкования может выступать норма права в целом, ее элементы , а также отдельные термины.

3. Содержание этой деятельности является установление смысла юридической нормы.

4. Толкование осуществляется с помощью способов толкования.

5. Результатом понимания является понианиеинтерпритатором смысла норм

6. Целью толкования является обеспечение правильного применения и реализауции норм

 

В зависимости от целей толкования, следует различать:

1) Толкование – уяснение (норма толкуется для собственных потребностей субъекта)

2) Толкование - разъяснение (толкование для других субъектов

 

130. Поняття та видитлумачення - уяснення (з’ясування) юридичних норм.

Толкование уяснениеинтеллектуальная деятельность по установлению смысла нормы права, результатом которой является понимание этой нормы самим интерпретатором.

 

Для толкования уяснения используются такие способы:

1) Текстовый (языковой) – уяснение смысла нормы путем анализа ее текста с использованием правил соответствующего языка (правил морфологии, синтаксиса, семантики)

2) Системныйт(систематический) –уяснение смысла нормы путем установления связей между нормообразующими предписаниями и нормообслуживающими предписания (необходимо использовать знания о системе права. Необходимо использовать знания о структуре юридической нормы, использовать знания о НПП)

3) Целевой (телеологический)наука о целях – уяснение смысла нормы путем установления ее целей. (на основе анализа предписаний цели, предписаний принципов.

4) Исторический– уяснение смысла номы на основе анализа конкретно исторических условий ее принятия. (Для этого нужно проанализировать сопроводительные документы принятия нормы. (концепция закона, пояснительные записки)

5) Функциональныйуяснение смысла нормы на основании анализа конкретных условий действия нормы(особенно в таком толковании нуждаются нормы с оценочными понятиями)

Виды толкования уяснений: (они различаются в зависимости от соотношения между текстом нормы и ее действительным смыслом)

1) Буквальное толкование – текст нормы соответствует ее смыслу.

2) Ограничительное толкованиеозначает что текст нормы является более широким чем ее смысл

3) Расширительное толкование – текст нормы является более узким по сравнению с ее действительным смыслом.

 

 

131. Основні способи тлумачення-з`ясування юридичних норм.

Способы – совокупность приёмов и правил установления содержания ЮН.

Для толкования уяснения используются такие способы:

1) Текстовый (языковой) – уяснение смысла нормы путем анализа ее текста с использованием правил соответствующего языка (правил морфологии, синтаксиса, семантики)

2) Системныйт(систематический) –уяснение смысла нормы путем установления связей между нормообразующими предписаниями и нормообслуживающими предписания (необходимо использовать знания о системе права. Необходимо использовать знания о структуре юридической нормы, использовать знания о НПП)

3) Целевой (телеологический)наука о целях – уяснение смысла нормы путем установления ее целей. (на основе анализа предписаний цели, предписаний принципов.

4) Исторический– уяснение смысла номы на основе анализа конкретно исторических условий ее принятия. (Для этого нужно проанализировать сопроводительные документы принятия нормы. (концепция закона, пояснительные записки)

5) Функциональныйуяснение смысла нормы на основании анализа конкретных условий действия нормы(особенно в таком толковании нуждаются нормы с оценочными понятиями)

Виды толкования уяснений: (они различаются в зависимости от соотношения между текстом нормы и ее действительным смыслом)

1. Буквальное толкование – текст нормы соответствует ее смыслу.

2. Ограничительное толкованиеозначает что текст нормы является более широким чем ее смысл

3. Расширительное толкование – текст нормы является более узким по сравнению с ее действительным смыслом

132. Тлумачення-роз’яснення юридичних норм: поняття, призначення, види.

Толкование-разъяснения –установление смысла нормы и его изложение в какой-либо форме.

Виды:

· В зависимости от субъекта и юридического значения толкования:

1) Официальное (разъяснение смысла нормы компетентным субъектом, результаты которого являются обязательными)

А) Аутентическое (собственное) – осуществляется правотворческим субъектом, который установил данную норму. (ВРУ не имеет права толковать собственные законы)

Б) Легальное (делегированное) – норму толкует не ее автор, а другой уполномоченный субъект (ВРУ принимает законы, а толкует Конституционный суд)

Основные требования официального толкования :

-Принцип законности (толкование должно осуществляться компетентным субъектом в пределах его компетенции, а акты толкования не должны устанавливать новых норм, отменять или изменять действующие нормы)

-Принцип гуманизма (верховенство права)- субъект при толковании нормы не должен ограничивать, сужать объем и содержание прав человека.

-Принцип справедливости – означает что норма права не должна толковаться в интересах каких либо социальных групп или лиц. Толкование должно быть беспристрастным.

-Принцип единообразия– означает, что норма права должна толковаться одинаково ко всем аналогичным жизненным ситуациям.

 

2) Неофициальное толкование – разъяснение смысла нормы, которое дается неуполномоченным субъектом и не является обязательным.

Виды:

А) Профессионально-практическое – разъяснение норм, осуществляемое юристами-практиками. (Адвокатами, юрисконсультами, нотариусами)

Б) Профессионально-научна (доктринальное) – разъяснение, осуществляемое учеными юристами.

В) Обыденное толкование – толкование гражданами закона.

 

  • По сфере действия толкования:

1) Нормативное – разъяснение смысла нормы, которое распространяется на все случаи ее применения и реализации. Такое толкование дает КСУ.

2) Казуальное– разъяснение смысла нормы, которое распространяет свое действие только на конкретный случай. Такое толкование чаще всего осуществляется судьями в процессе рассмотрения конкретного юридического дела.

 

В Украине субъектами официального толкования являются:

1) КСУ

2) Пленумы Высших Специализированных Судов Украины (дают разъяснение судам по вопросам применения норм права, но их разъяснения – рекомендации)

3) ВСУ дает толкования смысла нормы, применительно к конкретной жизненной ситуации, если данная норма материального права применялась судами по-разному в аналогичных ситуациях. ВСУ устанавливает прецеденты толкования прав.

Судебный прецедент толкование права – разъяснение содержания нормы судом, применительно к конкретной жизненной ситуации, которые становятся обязательным при решении всех аналогичных дел

4)Генпрокурор дает указания прокурорам по вопросам применения норм.

133. Інтерпретаційно-правові акти: поняття, юридичні властивості, види.

ИПА – юридический акт, содержащий формально-обязательные правила понимания смысла нормы, которые устанавливаются компетентным субъектом.

Юридические свойства (признаки) ИПА:

1) Это юридические акты, которые устанавливаются компетентными субъектами.

2) Они содержат правила понимания смысла нормы

3) ИПА могут быть общеобязательными или индивидуально-обязательными.

4) ИПА могут иметь устную или письменную формы внешнего выражения.

5) ИПА устанавливаются с целью единообразного применения и реализации юридических норм. (ИПА являются вспомогательными актами и действуют до тех пор, пока действует НПА)

 

Виды ИПА:

1) По отраслевой принадлежности толкуемой нормы: акты толкования уголовного, гражданского…

2) По элементам толкуемой нормы: акты толкования гипотезы, диспозиции, санкции

3) По авторству толкуемой нормы: аутентические и делегированные.

4) По сфере действия: нормативные акты, индивидуальные (обязательны только для конкретных субъектов.

5) По форме внешнего выражения: письменные и устные.

 

134.Законність і правопорядок: поняття, значення та співвідношення.

Законность - требование неуклонного соблюдения, точного и единообразного исполнения и правильного применения органами гос. власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами законов и подзаконных НПА.

Принципами законности выступают следующие требования:

§ она должна быть единой для всех;

§ должна гарантировать основные права и свободы граждан;

§ должна обеспечивать неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;

§ не должна противостоять целесообразности;

§ должна быть взаимосвязана с воспитанием правовой культуры.

Правопорядок – состояние правовой урегулированности и согласованности системы общественных отношений, складывающееся в условиях реализации законности.

КУ: правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.

Правовой порядок - цель и результат существования права.

Без правовых норм не существует законности, но без законности эти нормы не могут воплощаться в конкретное поведение людей. Таким образом, нормы права и законность являются предпосылками правопорядка и средствами его достижения. Правопорядок возникает тогда, когда участники регулируемых нравом общественных отношений сообразуют свое поведение с субъективными правами и юридическими обязанностями. Иными словами, правопорядок характеризует такое состояние общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным.

Правопорядок — часть общественного порядка.

Общественный порядок - определенное качество (состояние) системы общественных отношений, заключающееся в таком построении социальных связей, которое обеспечивает согласованность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их основных интересов, общественное и личное спокойствие.

Правопорядок обеспечивается, поддерживается и восстанавливается специальными органами государства, которые называют правоохранительными.

 

135. Принципи законності.

Законность является требованием неуклонного соблюдения, точного и единообразного исполнения и правильного применения органами гос. власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами законов и подзаконных НПА.

Принципами законности выступают следующие требования:

§ она должна быть единой для всех;

§ должна гарантировать основные права и свободы граждан;

§ должна обеспечивать неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;

§ не должна противостоять целесообразности;

§ должна быть взаимосвязана с воспитанием правовой культуры.

§ Следовательно, принцип законности реализуется в отношениях между гос. органами и гражданами по поводу осуществления гос. власти. Поэтому субъектами соблюдения законности являются прежде всего органы гос. власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, ведь нельзя считать равноценными для общества правонарушения со стороны лиц, наделенных государственно-властными полномочиями, и рядовых граждан.

§ Содержание принципа законности можно рассмотреть и через систему более конкретных требований: высшую юридическую силу закона в системе НПА, обязательность законов и иных НПА для всех, на кого они распространяются, единообразие требований закона ко всем участникам общественных отношений, соблюдения закона в деятельности органов гос. власти и должностных лиц, недопустимость противопоставления законности и целесообразности в деятельности гос. органов, неотвратимость наказания за совершение правонарушения.

§ Квалификация прав человека как высших критериев правового характера содержания закона предусматривает акцентирование на определенных аспектах принципа верховенства права в отношении его различных субъектов. Когда для рядовых граждан правомерным может считаться любое поведение в рамках «разрешено все, что не запрещено законом» («верховенство права»), то в отношении гос. органов и должностных лиц действует общеограничивающий подход «разрешено лишь то, что записано в законе» ( «законность»).

136.Поняття гарантій законності, їх види та значення.

Гарантии законности - это комплекс взаимосвязанных объективных условий и субъективных факторов и специальных средств, обеспечивающих режим законности. Структурно гарантии законности классифицируют на общие и специальные.

Общими являются объективные условия общественного общежития, в рамках которых осуществляется правовое регулирование и функционирует правовая система (экономические, политические, идеологические, социальные).

Специальные условия обеспечения законности определяются как совокупность юридических и организационных средств, созданных специально для обеспечения законности.

Юридические гарантии включают:

- Конституционное закрепление принципа законности и средств по его обеспечению;

- Эффективные средства юридической ответственности и защиты прав и свобод субъектов;

- Качественную работу правоохранительных органов, а также органов судебной защиты;

- Средства контроля и надзора за реализацией нормативно-правовых актов;

- Развитое правосознание и правовую культуру населения и общества в целом.

Особенность - они специально создаются для обеспечения и охраны законности и всегда получают правовое закрепление. Они разрабатываются, охраняются и гарантируются государством.

Организационные гарантии основываются на создании оптимальной структуры гос. аппарата, реализации принципа разделения властей и организации работы специальных органов. Относятся:

- Четкая определенность и нормативная фиксация полномочий государственных органов;

- Функциональное разделение деятельности властных структур;

- Подбор и расстановка гос. кадров;

- Наличие органов, осуществляющих контроль и надзор за законностью;

- Наличие системы сдержек и противовесов в деятельности государственных органов властного характера.

 

137. Поняття та види юридичних гарантій законності.

Юридические гарантии -обусловленная уровнем развития общества система средств, которые закреплены в действующем законодательстве, имеют юридический характер и нацелены непосредственно на обеспечение законности.

Они включают:

- Конституционное закрепление принципа законности и средств по его обеспечению;

- Совершенствование действующего законодательства;

- Средства проявления нарушений законности;

- Средства предотвращения правонарушений;

- Эффективные средства юридической ответственности и защиты прав и свобод субъектов;

- Качественную работу правоохранительных органов, а также органов судебной защиты;

- Средства контроля и надзора за реализацией нормативно-правовых актов;

- Средства профилактики нарушения законности;

- Развитую правосознание и правовую культуру населения и общества в целом.Юридические гарантии включают:

Особенность - они специально создаются для обеспечения и охраны законности и всегда получают правовое закрепление. Они разрабатываются, охраняются и гарантируются государством.

 

138. Правопорушення: поняття, ознаки, склад.

Правонарушение – это виновное противоправное деяние деликтоспособного субъекта, которое является вредным или опасным для общества или личности.

1) Правонарушение – противоправное деяние, то есть действие или бездействие, которое противоречит требованию юридических норм.

2) Они являются вредными или опасными для общества или личности, то есть они причиняют вред обществу или личности, или становятся опасными, угрожают безопасности общества.

3) Они осуществляются деликтоспособными субъектами, то есть лицами, способными с достижением определенного возраста, контролировать свое поведение и нести юридическую ответственность.

4) Правонарушение всегда являются виновными деяниями, без вины нет правонарушения и нет юридической ответственности.

Состав правонарушения (элементы):

1) Объект правонарушения – ценности и благо, которым противоправными деяниями причинен вред.

2) Объективная сторона правонарушении- противоправные деяния (действия или бездействие), отрицательные последствия этого деяния (наличие вреда) и причинно следственная связь между ними.

3) Субъект правонарушения – деликтоспособное лицо, которое совершило правонарушение (индивиды и организации).

4) Субъективная сторона – совокупность признаков, характеризующих вину правонарушителя

 

Вина физического лица – его психическое отношение к своему противоправному поведению и его отрицательных последствий.

Вина юридического лица (коллективного субъекта) – непринятие лицом всех возможных мер для исполнения своей обязанности.

 

Види правопорушень.

1) Дисциплинарные правонарушения – нарушение трудовой, учебной, воинской дисциплины.

2) Административные правонарушения – противоправные виновные деяния, запрещенные административным законодательством.

3) Гражданские правонарушения - причинение вреда личности или имуществу, в следствии невыполнения гражданско-правовых обязанностей.

4) Материальное правонарушение – причинение вреда предприятию, учреждению, его работникам в следствии невыполнения им своих трудовых обязанностей.

5) Уголовные правонарушения (преступления) – общественно опасные виовные противоправные деяния, запрещенные уголовным законом.

6) Конституционные

7) Процессуальные

8) Финансовые

9) Экологические

По вредности или опасности:

1) Преступления – опасные правонарушения

2) Проступки – вредные правонарушения (Административные, гражданские, материальные…)

 

140. Поняття та види причин правопорушень. Причини правопорушень в сучасних умовах України та шляхи їх усунення.

Причины правонарушений – явления, которые порождают правонарушения

Виды причин правонарушений:

1) По сферам общественной жизни:

А) Экономические причины – безработица, низкие зарплаты, пособия, пенсии.

Б) Политические причины – политическая нестабильность, недостатки в управлении обществом.

В) Социальные причины – неравенство различных социальных групп, большое имущественное расслоение.

Г) Духовные – низкий уровень культуры населения, отсутствие ценностей.

Д) Юридические причины – наличие пробелов в НПА, коллизий в НПА, отсутствие гарантий.

 

2) по отношению к конкретному правонарушителю.

А) Объективные – не зависят от субъекта: наличие безработицы,

Б) Субъективные – зависят о субъекта: нежелание работать.

 

141. Юридична відповідальність: поняття та основні риси.

Юридическая ответственность – применение к правонарушителю мер государственного принуждения, которое состоит в лишении его благ и ценностей, ему принадлежащих.

Признаки:

1)Это вид государственного принуждения. Другими видами государственного принуждения являются меры государственного принуждения, меры защиты прав.

2)Она наступает только за правонарушения

3)она является новой дополнительной обязанностью, которой у правонарушителя до совершения правонарушения не было.

4)она предусмотрена нормами права и является реализацией штрафных, карательных санкций.

5)ЮО всегда состоит в лишении правонарушителя опред. прав и ценностей.

6)негативная оценка (осуждение) со стороны общ-а и го-ва в форме выражения в виде офиц-го правоприм-го акта уполном-го лица от имени гос-ва.

7)Юридические основания – закрепеленные закон-но правовые нормы

8)Осуществляется уполном-ми госуд-м компетентыми органами

9)Особый процессуальный порядок (например, УПК)

 

142. Види юридичної відповідальності.

Виды юридической ответственности:

1) Уголовно-правовая (за совершение преступления)

2) Административно-правовая (за совершение админ. правонарушения)

3) Гражданско-правовая

4) Материальная (в трудовых отношениях)

5) Дисциплинарная (в трудовых)

6) Конституционная ответственность (импичмент президенту, роспуск парламента)

7) Процессуальная (привод, денежное взыскание за нарушение порядка в судебном заседании)

8) Международно-правовая ответственность.

Некоторые ученые выделяют например ещё семейную, экологическую, финансовую, но фактически таких видов нет и они являются одним из видов выще указанных(т.е. например экологическая может быть как админ, так и уголовная).

 

143. Підстави, принципи та функції юридичної відповідальності.

Основания юр-й ответственности - совокупность обстоятельств, при наличии которых она возможна и необходимой(надлежащей). В науке делят на фактические и юридические.

Фактическое основание – наличие состава реально соверш-го правонарушения, в отношении которого вся необходимая совокупность предусмотренных законом элементов является доказанной и за совершение которого в законе пред-ны конкретные санкции (средства государственного принуждения). Намерения и мысли –НЕ факт-е основания.

Юридические основания – нарушения конкретных правовых норм. Правовые предписания включают в себя необходимые объективные и субъективные показатели признаков поведения, которое они позволяют квалифицировать как противоправное, неправомерное.

1) Правонарушения

2) Юридические нормы

3) Правоприменительный акт (решение суда, приговор суда)

Цели ЮО:

1) Наказание

2) Перевоспитание

Функции ЮО:

1) штрафная – применения наказании

2) Превентивная – предупреждение субъектов о необходимости соблюдать нормы.

3) Сигнализационная – ЮО информирует общество о существующих недостатках.

Принципы ЮО:

1) Принцип законности – только за правонарушения, только на основании закона, только компетентным органом, в предусмотренном процессуальном порядке.

2) Принцип обоснованности – факт правонарушения должен был установлен абсолютно точно, ЮО должна применятся только к тем правонарушениям, на которые она предусмотрена.

3) Принцип справедливости – мера ответственности должна соответствовать тяжести правонарушения, за одно правонарушение должна применятся одна мера ответственности. Закон, отягчающий ответственность не имеет обратного действия.

4) Принцип необратимости ответственности – каждое правонарушение должно быть наказано.

144. Поняття та компоненти правової системи.

Правовая система- комплекс правовых явлений взаимосвязь и взаимодействие которых обеспечивает достижение правопорядка общества. Цель: установление правопорядка.

Компоненты:

Институциональный - включает всех субъектов правоотношений(физ.лица, гос., органы гос.).

Функциональный - включает всю совокупность правоотношений в которые вступают субъекты для получения определенных благ, а также все виды юр. деятельности которые осуществляет субъект(правотворчество, правоприменение, толкование, реализация прав).

Регулятивный - юр. нормы, систему права, формы права, правоприменительные акты, акты толкования, правореализационные акты, правосознание(знание, оценка права и правовые установки) - как внутренний регулятор поведения субъекта.

 

145. Тип правової системи: поняття та види.

Тип правовой системы - совокупность существенных признаков присущих определенной группе правовых систем.

Критериями выделения типов правовых систем являются особенности институционального, функционального и регулятивного компонентов определенных группы правовых систем.

Виды типов:

Романо-германский(нормативно-актный) - относятся правовые системы континентальной Европы, основные черты:

- основной формой права является НПА

- строгая иерархичность НПА по их юр. силе(наличие Конституции), верховенство которой обеспечивается органами конституционной юрисдикции

- кодифицированность значительной части законодательства

- официальное признание юр. доктриной деление права на публичное и частное, а также отраслевого деление права

- четкое разграничение правотвореческих и правоприменительных полномочий между органами гос. власти

 

Англо-американский(прецедентный) - основные черты:

- основной формой права является суд. прецедент

- казуистичность норм права, поскольку они создаются судами при решении конкретных дел

- вторичная роль НПА которая состоит в том, что оно применяется субъектами после их применения суд. органами

- некодифицированность значительной части законодательства

- отрицание юридической доктриной, деление права на публичное и частное, и признание деление права на общее право и правосправедливость.

- приоритетная роль норм процессуального права над нормами материального права

- отсутствие четкого разграничения правотворческих и правоприменительных полномочий между органами гос.

 

Религиозно-идеологический - основные черты:

- основной формой права являются религиозные текст(Коран, Сунна, Тора, Толмут, Веды)

- формами права являются толкования религиозных текстов юристами-теологами, источником права является юр. докртина

- НПА принимаются для регулирования некоторых публично-правовых отношений, существование двух систем судов: религиозные и гос. суды.

- принимаемые НПА, а также международные договоры должны соответствовать требониям религии

 

Традиционно-общинный - основные черты:

- основной формой права является правовой обычай

- НПА принимаются только для регулирования публичных отношений

- существует две судебных системы: система общинных судов и система гос. судов

 

Социалистический правовой -состоял из правовых систем Советского Союза и др. стран, которые шли социалистическим путем развития после 2 мировой войны (Польша, ГДР, Чехословакия, Куба, Вьетнам). Для этой группы было характерно установления диктатуры пролетариата, переход от капиталистического общества к коммунистическому, построенного на отсутствие имущественного расслоения и гос. собственности на средства производства.

В процессе глобализации страны заимствуют определенные правовые элементы из различных систем, что ведет к формированию «гибридных» правовых систем, которые сложно однозначно отнести к определенной правовой семье.

Меж-гос. - правовая система Европейского Союза, Совета Европы.

 

146. Загальна характеристика основних типів правової системи.

Тип правовой системы - совокупность существенных признаков присущих определенной группе правовых систем.

Критериями выделения типов правовых систем являются особенности институционального, функционального и регулятивного компонентов определенных группы правовых систем.

Виды типов:

Романо-германский(нормативно-актный) - относятся правовые системы континентальной Европы, основные черты:

- основной формой права является НПА

- строгая иерархичность НПА по их юр. силе(наличие Конституции), верховенство которой обеспечивается органами конституционной юрисдикции

- кодифицированность значительной части законодательства

- официальное признание юр. доктриной деление права на публичное и частное, а также отраслевого деление права

- четкое разграничение правотвореческих и правоприменительных полномочий между органами гос. власти

 

Англо-американский(прецедентный) - основные черты:

- основной формой права является суд. прецедент

- казуистичность норм права, поскольку они создаются судами при решении конкретных дел

- вторичная роль НПА которая состоит в том, что оно применяется субъектами после их применения суд. органами

- некодифицированность значительной части законодательства

- отрицание юридической доктриной, деление права на публичное и частное, и признание деление права на общее право и правосправедливость.

- приоритетная роль норм процессуального права над нормами материального права

- отсутствие четкого разграничения правотворческих и правоприменительных полномочий между органами гос.

 

Религиозно-идеологический - основные черты:

- основной формой права являются религиозные текст(Коран, Сунна, Тора, Толмут, Веды)

- формами права являются толкования религиозных текстов юристами-теологами, источником права является юр. докртина

- НПА принимаются для регулирования некоторых публично-правовых отношений, существование двух систем судов: религиозные и гос. суды.

- принимаемые НПА, а также международные договоры должны соответствовать требониям религии

 

Традиционно-общинный - основные черты:

- основной формой права является правовой обычай

- НПА принимаются только для регулирования публичных отношений

- существует две судебных системы: система общинных судов и система гос. судов

 

Социалистический правовой -состоял из правовых систем Советского Союза и др. стран, которые шли социалистическим путем развития после 2 мировой войны (Польша, ГДР, Чехословакия, Куба, Вьетнам). Для этой группы было характерно установления диктатуры пролетариата, переход от капиталистического общества к коммунистическому, построенного на отсутствие имущественного расслоения и гос. собственности на средства производства.

В процессе глобализации страны заимствуют определенные правовые элементы из различных систем, что ведет к формированию «гибридных» правовых систем, которые сложно однозначно отнести к определенной правовой семье.

Меж-гос. - правовая система Европейского Союза, Совета Европы.

147. Поняття правового регулювання, його сфери та стадії.

Правовое регулирование— юридическое воздействие на общественные отношения с целью их закрепления, развития, охраны и защиты, которое осуществляется с помощью юридических средств.

Юридическими средствами правового регулирования выступают правовые нормы, правоотношения, акты реализации и применения права.

Предмет правового регулирования - общественные отношения, на которые направлено регулирующее воздействие той или иной правовой нормы.

Чтобы поддаваться правовому регулированию, общественные отношения должны:

⁃ иметь многовариантный характер, предоставляя субъектам, наделенным волей и сознанием, возможность свободного выбора;

⁃ подлежать внешнему контролю;

⁃ обладать общезначимой ценностью, важностью с точки зрения государства и общества; допускать возможность применения мер государственного принуждения.

Совокупность общественных отношений, регулируемых правовыми нормами, образует сферу правового регулирования.

Сфера правового регулирования —социальное пространство, на которое распространяется или может распространяться правовое регулирование.

Стадии:

Первая стадия (правотворчество) — создаётся норма права, имеющая общее воздействие на общественные отношения, путём обозначения ориентиров о возможности наступления либо позитивных, либо негативных последствий, которое оказывает влияние на волю и сознание людей. Правовыми средствами являются норма права и источники права.

Вторая стадия (юридический факт + правоотношение) — происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступления юридических фактов, то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являются субъективные права и юридические обязанности.

Третья стадия (реализация права) — правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной и правоохранительной функций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета.

Четвёртая стадия (правоприменение) — деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права. Является факультативной стадией, субъекты прибегают к ней только в случае возникновения такой необходимости, когда реализация правовых предписаний невозможна без вмешательства со стороны компетентных органов (в основном сфере регулятивных и охранительных отношений: регистрация брака, принятие судебного решения). Правовым средством здесь является правоприменительный акт.


Просмотров 332

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!