Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Поняття та види самоврядування народу



Самоуправление - самостоятельное решение населением всей страны или территориальной единицы в вопросах общегосударственного или местного значения непосредственно или через представительные органы.

Виды самоуправления:

1. Местное самоуправление - осуществление власти определенной территориальной общины.

2. Территориальные общины - являются естественными адм-территориальными единицами, в систему местного самоуправления входят: Городские, Сельские, Поселковые местные советы; Городские, Сельские, Поселковые головы; местные референдумы, собрания.

3. Региональное самоуправление - осуществляется населением ИСКУССТВЕННО СОЗДАНЫ АДМ. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫ ЕДИНИЦ, РЕГИОНОВ(областные районные советы; региональные референдумы

59. Права людини: поняття, ознаки, сутність.

Права человека - это его возможности обладать определенными благами необходимыми человеку для его существования и развития.

Признаки прав человека:

1. Права чел. определяются свойствами и потребностями чел. как биологического и соц. существа.

2. Права человека принадлежат ему с момента рождения, являются не отчуждаемыми и равными для всех людей.

3. Права человека формируются объективно в обществе, не зависимо от гос.

4. Объем и содержание прав человека зависит от уровня развития общества в котором живет человека, и от уровня развития человечества в целом.

5. Человек имеет право на достаточный уровень жизни(необходимое). Содержание права человека означает - его качественную характеристику.

6. Права человека необходимые ему для нормального существования и развития данных конкретно-исторических условий.

7. Права человека являются одновременно требованиями другим людям и гос., т.е. они порождают обязанности других людей и обязанности гос. по отношению к человеку, обязанность гос. состоит в гарантии прав человека.

60. Класифікація прав людини.

Виды прав человека:

1. По содержанию потребностей человека:

- физические права(возможности которые необходимы человеку для его существования и развития как био-социального существа, например: право на физ. неприкосновенность, право на свободный выбор места-проживания, право на безопасную экологическую среду).



- личностные права(права необходимые человеку для его становления и развития как личности, например: право на имя, право на родной язык, право на честь и достоинство, право на равенство, право на собственные убеждения).

- культурные права(возможности которые необходимы человеку для выполнения определенной роли в обществе, например: право на образование, право пользоваться достижениями культуры, право на информацию

- экономические права(возможности которые необходимы человеку для удовлетворения его материального положения, например: право на труд, право на отдых, право на собственность, право на предпринимательскую деятельность)

- политические права(права необходимые чел. для его участия в гос. и общественный деятельности, например: право свобода слова, право на участие в полит. партиях)

2. По международным стандартам:

- гражданские права

- культурные права

- социальные права

3. По способу реализации права самим человеком:

- активные права(они реализуются путем совершения активных действий чел., например: право на образование)

- пассивные права(они реализуются пассивным поведением, например: право на равенство, право на честь и достоинство)

По субъектному составу реализации прав:

1. Индивидуальные права (человек сам может реализовать свое право)



2. Коллективные права (право на создание полит. партий, общественные объеденения)

По форме обязанностей других людей направленных на реализацию права:

1. Абсолютные права (обеспечиваются бездействием обязанных людей)

2. Относительные права (обеспечиваются активными действиями обязанных людей)

По форме обязанностей государства на обеспечение прав:

1. Негативные права (обеспечиваются невмешательством государства, бездействием государств)

2. Позитивные права (обеспечиваются активными действиями государства)

 

61. Тенденції розвитку прав людини у сучасний період.

1. Постепенное распространение в общественном сознание идеи ценности прав человека. А в целом верховенство прав человека над властью государством.

2. Постепенное распространение в общественном сознании идеи о правах человека как социальном явлении.

3. Универсализация прав человека и их одновременная регионализация,

Регионализация означает учет особенностей различных цивилизаций в понимании прав человека.

4. Увелечение католога(количество прав человека по мере развития человечества в целом)

5. Признание все большего кол-ва гос. юрисдикций международных институций по защите прав человека.

Поколения прав человека.

Права человека - термин был введен в науку Джоном Лильберно в 17ст.

Первое поколение прав к ним относим: гражданские и политические права были сформулированые в ходе буржуазных революций как отрицание произвола государственной власти по отношению к человеку.

Билль о правах - 1648г. в Англии

Декларация прав человека - 1799г. во Франции

Второе поколение прав - были сформулированы в середине 19ст. в ходе борьбы трудящихся за свое экономическое положение, и были направлены против эксплуатации человека.

Солидарные права(коллективные права):

1. Права народа на мирное существование

2. Права народа на природные богатства

3. Права народа на самоопределение

4. Права женщин и детей.

Третье - были сформированы в ходе борьбы народа за независимость что привело к распаду колониальных империй, 2 половина 20 века.

Четвертое поколение прав человека(конец 20 начало 21века):

1. Право на экологическую безопасность

2. Право на международную защиту

Это группа прав обусловленная глобальными проблемами.

62. Обов’язки людини: поняття та види.

Одним из условий реализаций прав человека является выполнение обязанностей другими людьми.

Основные обязанности человека - необходимое должное поведение человека обусловленное потребностями других людей и направленная на обеспечение их прав.

По содержанию потребностей других людей:

1. Физические обязанности человека(обязанности не посягать на жизнь, здоровье других людей, обязанность беречь природу

2. Личностные обязанности(не посягать на честь, достоинство, равенство людей)

3. Культурные обязанности(беречь достояние национальной и мировой культуры)

4. Экономические обязанности(не посягать на имущество других, платить налоги)

5. Политические обязанности(не препятствовать осуществлению политических прав другими людьми, обязанность людей не разжигать соц. религиозную рознь людей)

По способу реализации:

1. Активные(осущ путем совершения активных действий)

2. Пассивные(путем бездействия)

63.Межі здійснення прав людини у державно – юридичній практиці: поняття, підстави та види правообмежень ( за міжнародними актами та Конституцією України ).

Пределы прав человека - это совокупность явлений которые очерчивают объем и содержание прав человека.

Основания для установления пределов:

1. Материальные и нематериальные факторы которые служат для установления пределов прав человека

Виды оснований:

1. Естественные основания(здоровье человека, возраст, пол, состояние окружающей среды)

2. Экономические основания(уровень экономического развития общества)

3. Политические основания(конституционный строй, территориальная целостность гос., суверенитет гос.)

4. Социальные основания(общественный порядок, мирное сосуществование, равенство социальных групп)

5. Духовные основания(требования общественной морали

Виды пределов:

1. По объему прав человека:

- общие пределы(они устанавливаются для всех видов прав человека)

- специальные пределы(они устанавливаются к определенной группе прав)

- исключительные пределы(они устанавливаются для одного вида права

2. По субъектам установления пределов:

- международные пределы(они устанавливаются в международно-правовых актах)

- национальные пределы(они устанавливаются в законном гос.)

64. Юридичні гарантії прав людини: поняття, види.

Юр. гарантии - рассматриваются как обязанности гос. по обеспечению прав человека или как обязанности международных организаций по обеспечению прав человека. Предусмотренные нормы права специальные средства по обеспечению прав человека.

Виды юр. гарантий:

1. По онтологическому:

- документальные гарантии(юр. акты, документы)

- деятельностные гарантии(различные виды юр. деятельности, например: деятельность по созданию законов, по рассмотрению суд. дел)

2. По непосредственным целям:

- юр. средства реализации прав человека(средства по которым человек осуществляет свои права, например: различные юр. процедуры)

- юр. средства охраны прав человек(средства направленные на предупреждения прав человека)

- юр. средства защиты прав человека(средства направленные на восстановление нарушенного права, например: опровержение лживой информации

3. По субъектам установления гарантий:

- международные(они устанавливаются международными организациями)

- национально-правовые(устанавливаются гос.)

65. Міжнародно – правові гарантії прав людини: поняття, види. Всесвітні та регіональні (зокрема, європейські) міжнародні юридичні гарантії прав людини.

Международные гарантии - предусмотренные нормами международного права спец. средства обеспечения прав человека.

Международно-правовые акты по правам человека.

МПА по сфере их действия:

1. Универсальные МПА:

- всеобщая декларация прав человека ООН (10.12.1948)

- международный пакт о гражданских и политических правах ООН (1966г)

- международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г)

- конвенция ООН о правах ребенка(1989г)

2. МПА региональные:

- европейские - американские - африканские - арабские

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Акт совета Европы(1950г)

Европейская соц. хартия пересмотрена в 1996г. Украина ратифицировала ее в 2006г.

Европейская хартия региональных языков, или языков национальных. Украина ратифицировала ее в 2003г.

Деятельность международных организаций в сфере прав человека

1. Универсальные МО:

- совет ООН по правам человека, был создан 2006г.

- комитет ООН по правам человека

- комитет ООН по права ребенка

- комиссия ООН по правам женщин

- МОД(международная организация труда)

- ЮНЕСКО

- ВОЗ(всемирная организация здравоохранения)

- Верховный комесар ООН по правам человека

2. Региональные:

- Бюро по правам человека

- ОБСЕ

- Совет Европы

- Парламентская ассамблея совета Европы

- Европейский суд по правам человека(состоит из 47 судей которые избераются на 9 лет Парламентской ассамблеей совета Европы):

1. Гражданин гос. имеет право обратиться в суд. если его право было нарушенно котрое предусмотренно конвенцией.

2. Если нарушителем этого права являются органы гос.

3. Если гражданин исчерпал все национальные средства защиты своего нарушенного права

Не позднее 6 месяцев можно обратиться, с момента получения решения последней национальной инстанции.

Жалобы могут рассматриваться:

1. Судьями единолично

2. Комитетами судей(из 3 судей)

3. Палатами судей, и Большой Палатой(из 17 судей)

Решение Европейского суда является обязательным для исполнения государством-ответчиком (контроль за исполнением решений осуществляет комитет министров совета Европы). Европейский суд как правило определяет компенсацию морального и материального вреда, а гос. обязанно выплатить эту компенсацию в течении 3 месяцев после принятия решения, за каждый просроченный день с гос. взыскивается пеня.

66. Імплементація міжнародно – правових принципів та норм щодо прав людини у державно – юридичну практику: поняття, стадії, механізм. Впровадження міжнародних норм з цього питання в юридичну практику України.

Национальная имплементация международно-правовых принципов и норм по правам человека - деятельность гос. по внедрению международно-правовых принципов и норм по правам человека во внутре-гос. юр. практику.

Стадии имплементации:

1. Официальное признание гос. прав человека(путем закрепления прав чел. в нац. законодательстве; путем признания международных актов по правам чел. частью нац. законодательства)

2. Этапизация в зависимости от наличия условий их реализации(гос. групперует права человека по наличию условий их реализации, и на этой основе разрабатывает программу их обеспечения).

3. Создание новых органов гос. или реорганизация существующих органов на которые возлагается задача обеспечивать права человека.

4. Приведение национального законодательства в соответствии с международным правом по правам чел.

5. Определение пределов прав человека и их закрепление в нац. законодательстве.

6. Установление юр. прав и гарантии человека(установление юр. процедур реализации прав человека, установление юр. средств охраны прав человека и установление юр. средств защиты прав человека).

Обеспечение прав человека - система юр. средств по осуществлению прав чел.

67. Поняття та види функцій об’єктивного юридичного права.

Функции ОЮП - основные направления воздействия ОЮП на общественные отношения.

"Мы будем рассматривать ОЮП как средство достижения определенных целей".

Функции ОЮП:

1. Специально-юр. функции:

- Регулятивно-статическая - состоит в том, что право является средством закрепления наиболее важных для личности, общества и гос. общественных отношений, путем установления прав и пассивных обязанностей субъекта(отношения собственности, формы гос., правового статуса личности и тд.)

- Регулятивно-динамическая - означает, что право является средством развития общественных отношений, необходим для личности, общества, гос. путем установления активных обязанностей субъекта.

.Правоохранительная - означает, что право ОЮП является средством охраны общественных отношений путем установления мер по предупреждению, в том числе мер юр. ответственности.

- Вытеснительная - является средством вытеснения нежелательных для личности общества гос. общественных отношений, путем установления запрета.

.Защитная/Право-восстановительная - означает, что право является средством восстановления нарушенных общественных отношений путем установления мер защиты(взыскание ущерба, взыскание алиментов, постановление на работе, принуждения выполнения своей основной обязанности).

2. Обще-соц. функции (они могут выполняться не только ОЮП, но и нормами морали, обычаями):

.Коммуникативная - означает, что право является средством установления связей между субъектами общественных отношений.

- Информационная - состоит в том, что право является средством передачи информации от гос. к субъектам о возможном или должном поведении.

- Оценочная - состоит в том, что право является средством оценки поведения субъектов на предмет их правомерности и неправомерности.

- Ориентационная - является средством в достижении блага, в основном ориентационную функцию выполняют процедуры реализации прав и обязанностей субъекта.

- Воспитательная - состоит в формировании правосознаний и культуры людей.

- Гносеологическая/ Познавательная - состоит в том, что источником знаний о гос. и обществе на том или ином этапе их развития.

(они выполняются только ОЮП)

68. Соціальна цінність об’єктивного юридичного права: суб’єктивні та об’єктивні передумови; поняття та ознаки.

Аксиология - наука о ценностях, т.е. о полезности тех или иных явлений для общества или личности. Для того что-бы установить ценность права для общества необходимо выявить потребности общества, выявить объективные свойства ОЮП благодаря которым оно может удовлетворять потребности общества.

Потребности общества как субъективные предпосылки ОЮП:

1. Потребность общества в организации и в упорядочении общественных отношений для обеспечения целостности и стабильности общества.

2. Потребность общества в развитии, в соц. прогрессе.

3. Потребность любого общества в охране и защите наиболее важных общественных отношений.

Свойства ОЮП как объективны предпосылки его ценностей для общества.

Нормативность - способность ОЮП охватывать своим регулированием широкий круг общественных отношений.

Системность - способность ОЮП регулировать различные виды общественных отношений(эконом., полит., соц. и тд.)

Стабильность - это способность ОЮП на протяжении длительного времени и в одном направлении регулировать общественные отношения.

Динамизм - это способность ОЮП своевременно реагировать на изменение и развитие общественных отношений.

Формальная определенность - это способность ОЮП полно и точно регламентировать поведения субъектов определенной форме.

Принудительность - способность ОЮП быть общеобязательным и при этом в ОЮП четко определяются виды правонарушений.

Соц. ценность ОЮП - его способность организовывать, упорядочивать, развивать, охранять и защищать общественные отношения.

1. Организация и упорядочивание общественных отношений обеспечивается нормативностью, системностью, стабильностью и формальной определенностью ОЮП.

2. Потребность в развитии общества динамизмом, нормативностью и системностью ОЮП.

3. Потребность в охране и защите общественных отношений обеспечивается принудительностью

4. Соц. ценность ОЮП - это его способность регулировать, охранять и защищать общественные отношения для обеспечения целостности, стабильности и безопасности общества.

69. Соціальна норма: загальне поняття, ознаки і види.

ОЮП - является не единственным регулятором поведения субъекта, их поведение регулируется с помощью различных норм, правил поведения, совокупность которых составляет нормативную систему регулирования.

Все нормы поведения делятся на 2 группы:

1. Технические нормы - это правила поведения регулирующие отношения людей к природе и технике(правила обращения с животными с растениями).

2. Социальные нормы - это правила поведения регулирующие отношения между людьми, соц. нормы всегда регулируют субъектные отношения.

Признаки:

- соц. нормы всегда рассчитаны на регулирование определенной группы общественных отношений.

- соц. нормы всегда обращены к неперсонофицированным субъектам, они характеризуются неконкретностью адрсата.

- соц. нормы характерезуются многократностью действия, т.е. рассчитаны на постоянные действия.

- соц. нормы обеспечиваются мерами соц. воздействия(общественным мнением, общественным порицанием).

Виды соц. норм:

1. По способу формирования и обеспечения:

Обычаи - правила поведения которые сложились в обществе в процессе общения между людьми и в силу их многократности их применения вошли в привычку людей.

Нормы морали - это правила поведения которые сложились в обществе на основании представление людей о добре и зле, чести, достоинства.

Религиозные нормы - это правила поведения которые сложились в обществе на основе представления людей о праведной и неправедной жизни.

Юридические нормы - общеобязательные правила поведения людей которые устанавливаются и обеспечиваются государством.

2. По сферам общественной жизни:

Экономические, Политические, Культурные, Экологические, Эстетические нормы и т.д.

70. Ознаки, які відрізняють юридичні норми від інших видів соціальних норм (звичаєвих, моральних, релігійних, корпоративних).

Разграничение юр. норм и морали может быть проведено по следующим критериям.

- По происхождению: нормы морали формируются постепенно, в процессе общ. жизни на основе представлений о добре и зле, справедливости, имеют неофициальный характер и могут передаваться из поколения в поколение, нормы права закрепляют повторяющиеся отношения и идеи, которые признает и защищает государство, и имеют официальный общеобязательный для всех лиц характер.

- По сфере регулирования: моральное регулирование распространяется на отношения, которые не поддаются внешнему контролю(дружба, любовь), нормы права регулируют только те отношения, которые имеют общегражданское значение.

- По форме выражения: нормы морали не имеют официально фиксированных норм выражения и могут находиться в религиозных заповедях, традициях, ритуалах, пословицах и т.п., юр. нормы имеют формальное выражение в нормативных актах и ​​предписаниях, установленных государством, - законах, указах, постановлениях, приказах, инструкциях и др..

- По степени детализации: нормы морали не содержат точных, детализированных правил поведения, юр. нормы явл. детализированными правилами, которые реал-ся через механизм прав. регулирования.

- По средствам обеспечения выполнения и спецификой санкций: соблюдение морали обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, общественным влиянием, социально-психологическими стереотипами, право охраняется и гарантируется принудительной силой.

Религиозные нормырегулируют отношения верующих в Бога, церкви, верующих между собой и к представителям других конфессий, закреплены в священных книгах, отдельные положения имеютпризнаки правовых норм: не убий, не укради. Отличия:

- религиозные нормы базируются на внутреннем авторитете - голосе совести, а правовые - на внешнем, так как они защищены государством.

- по способу установки и закрепления: религиозные нормы возникающие в процессе исторического развития общ-ва и фиксир.в устной или письменной форме, нормы права уст-ся по специально созданной процедуре и получают формальное выражение в н.п а..

- религиозные нормы адресованы верующим соотв.конфессии, а правовые - всем членам общ-ва и имеют признак общеобязательности, независимо от согласия или признания.

- в религиозных нормах приписывается внутреннее поведение, к-е может проявляться и во внешних поступках, а в праве – внешнее.

- исполнение предписаний религиозных норм обеспечивается угрозой применения мер морально воздействия (правонарушитель- грешник перед Богом), правовые нормы содержат точно установлены исчерпывающие виды санкций - штраф, лишение свободы, арест и т.д..

Корпоративные нормы- документы нормативного характера, которые разрабатываются политическими партиями, общественными организациями, профсоюзами, фондами, движениями и другими организованными сообществами с целью реализации интересов своих членов. Отличия:

- По субъекту, которому они адресованы: корпоративные нормы распространяются только на членов данной общины, имеют локальный характер, тогда как правовые характеризуются признаком общеобязательности.

- корпоративные нормы закрепляются в уставах, программах общественных организаций, юр. нормы фиксируются в соответствующих н-п а.

- По специфике санкций: соблюдение требований корпоративных норм гарантируется такими санкциями, как выговор, замечание, предупреждение, исключения из организации; санкции правовых норм включают штраф, исправительные работы, лишение свободы и др.. При этом право не предусматривает возможности отторжения, есть исключения, субъекта правонарушения от общества.

 

71. Правовий статус особи: поняття, склад, види, значення.

Правовой статус личности - признаный гос. комплекс субъективных юр. прав, обязанностей и законных интересов личности.

Элементы:

1. Субъективные юр. права

2. Субъективные юр. обязанности личности

3. Законные интересы личности

Законные интересы личности - это не противоречащие ОЮП и защищаемые гос. стремления лица к определенному благу, для удовлетворения его потребностей.

Правовой статус личности следует отличать от правового положения личности, которое является совокупностью правовых характеристик личности(входит: право-субъектности, гражданство, правовой статус личности, гарантии правового статуса личности).

Виды:

1. Общеправовой статус (это комплекс СЮП и СЮО принадлежащий каждой личности в данном гос.)

2. Специальный правовой статус(это комплекс СЮП и СЮО принадлежащий личности, относящийся к определенной соц. группе)

3. Индивидуальный правовой статус(это комплекс СЮП и СЮО принадлежащий отдельному лицу в данной конкретной жизненной ситуации).

Правовой статус субъектов права - это совокупность всех прав, обязанностей и законных интересов субъектов права. Правовой статус каждого лица явл. индивидуальным. Существует Конституционный (у всех гр-н равный (осн. Права и обяз-ти, свободы)) и специальный (физ. лица которые занимаются определенной деят-ю/опр. должность.) статусы граждан.

72. Правовий статус особи і громадянство, їх взаємозв’язок.

Для того чтобы личность в данном гос. обладало всеми правами и обязанностями в данном обществе она должна быть гражданином.

Гражданство - это предусмотренная ОЮП связь личности с гос, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях.

В зависимости от отношений личности к гос. можно выделить:

1. Правовой статус гражданина

2. Правовой статус иностранца

3. Правовой статус лица без гражданства

73. Тенденції розвитку правового статусу особи у демократичних державах соціальної орієнтації.

Тенденции развития правового статуса личности в ДГСО:

1. Увеличение объема СЮП и СЮО

2. Равенство правовых статусов для одноименных субъектов

3. Увеличение кол-ва материальных и юр. возможностей

74. Особистісна цінність юридичного права: поняття та ознаки.

Понятия и признаки личностной ценности ОЮП.

Человек для того что-бы становится личностью и развиваться как личность нуждается в свободе:

1. Потребность в физ. свободе(физ. неприкосновенность, возможность выбирать место жительства).

2. Потребность в дух. свободе(выбор личностью системы дух. ценностей, ориентиров).

3. Потребность в экономической свободе(потребность трудиться, иметь собственность для удовлетворения своих материальных потребностей).

4. Потребность гарантии свободы.

Признаки личной ценности ОЮП:

1. ОЮП:

а) закрепляет свободу личности в виде совокупности ее прав.

б) нормирует свободу, т.е. устанавливает меру свободы для личности(для того что-бы реализация свободы одной личности не посягала на свободу других).

2. ОЮП закрепляет систему гарантий свободы личности.

3. ОЮП является средством реализации свободы личности(осуществляется через комплекс субъективных юр. прав).

Личностная ценность ОЮП - способность ОЮП закреплять и гарантировать свободу личности в виде совокупности ее прав, как необходимое условие становления и развития личности.

75. Взаємозв’язок об’єктивного юридичного права з економікою і політикою.

Экономика - это сфера деятельности связанная с производством, обменом, распределением и потреблением материальных благ и услуг.

Воздействие экономики на ОЮП:

1. Экономика определяет содержание ОЮП

2. Развитие экономики влияет на развитие ОЮП

3. Экономика обеспечивает реализацию ОЮП, в виде систем экономических гарантий.

4. Экономика воздействует на право опосредованно, через различные соц. явления

Воздействие ОЮП на экономику:

1. ОЮП закрепляет отношения собственности как основы экономического базиса

2. ОЮП закрепляет гос. бюджет

3. ОЮП регулирует трудовые отношения в процессе производства материальных благ и услуг

4. ОЮП закрепляет налоговый и кредитную систему

5. ОЮП устанавливает минимальный размер заработной платы

6. ОЮП устанавливают правила тех. и эко. безопасности

7. ОЮП является средством охраны экономических отношений, путем закрепления мер юр. ответственности

8. ОЮП устанавливает процедуру рассмотрения хоз. споров

Взаимосвязь ОЮП с политикой:

Политика - сфера деятельности связанная с отношениями между соц. группами, нациями, по поводу завоеванию, удержанию и использованию гос. власти.

Гос. политика - это стратегический курс гос., его отношения с обществом и в международных отношениях.

Основные направления внутренней и внешней политики гос. формируют полит. партии пришедшее к гос. власти

Воздействие политики на ОЮП:

1. Гос. политика определяет содержание ОЮП(в ОЮП отражаются направления внешней и внутренней политики гос.)

2. Развитие гос. политики обусловливает политику ОЮП.

3. Гос. политика способствует реализации ОЮП(путем воспитания населения)

Воздействие ОЮП на политику:

1. ОЮП закрепляет внутреннюю и внешнюю политику гос.

2. ОЮП является средством реализации гос. политики

3. ОЮП является средством охраны гос. политики(путем закрепления мер соответствующих правонарушений)

76. Поняття, елементи і види правосвідомості.

Правосознание — знания субъектов о праве (общесоциальном и юридическом), их отношение к юридическому праву и юридически значимому поведению.

Элементы правосознания - это те психологические формы, которые возникают в результате общественных отношений, в частности, правоотношений.

1. Правовая идеология - это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, т.е. оно связано с логическим мышлением, а не с чувственным опытом. Это рациональный компонент структуры правосознания.

2. Правовая психология - совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Это эмоциональный компонент структуры правосознания. Правовая психология также состоит из нескольких элементов:

а) Стойкие компоненты - обычаи, традиции, привычки (отрицательное отношение к преступлениям против личности).

б) Подвижные компоненты - настроения.

Виды правосознания

 

По уровню отражения правовой действительности:

1. Обыденное - присуще основной массе людей, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.

2. Профессиональное юридическое - складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления практической юридической деятельности.

1. Профессионально неюр. - правосознание руководителей ПУО, которые для выполнения своих проф. функций используют действующие законы, соприкасаются с юр. практикой.

4. Теоретическое (научное) - характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

По субъектам:

1. Индивидуальное - совокупность знаний, взглядов, представлений о праве конкретного лица.

2. Групповое - т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ.
3. Массовое - характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).
4. Общественное - правосознание макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи; наций и народностей; общества в целом).

 

77. Взаємодія правосвідомості і об’єктивного юридичного права. Функції правосвідомості.

Воздействие ОЮП на правосознание:

1.ОЮП формирует правосознание

2.ОЮП определяет содержание правосознания (однако на содержание правосознания влияют качество законодательства, отвечает ли оно интересам субъекта; и качество практики его применения).

3.ОЮП способствует развитию правосознания

Воздействие правосознание на ОЮП:

1.Правосознание является идеологическим источником права (именно в правосознании формируются модели будущих юр. норм).

2.Правосознание является средством правильного понимания смысла юр. норм, т.е. средством толкования норм права.

3.Правосознание - средство правильного применения и реализации права.

4.Правосознание – средство решения юр. дел в случае пробелов в праве.

Функции правосознания

1. Гносеологическая (познавательная) –правосознание формирует у субъектов правовые знания, взгляды, представления о праве и юр. практике.

2. Аксеологическая (оценочная) –состоит в том, что правосознание формирует у людей правовые оценки (положительные и отрицательные) действующего права и практики его применения, направлена на формирование самооценки субъектом своего юридически значимого поведения.

3. Регулятивная – состоит в том, что правосознание формирует у людей правовые установки, воздействует на поведение людей через них

4. Правотворческая – состоит в том, что правосознание формирует модели будущих юридических норм.

 

78. Правовий нігілізм і правовий фетишизм як прояви деформації правосвідомості.

Деформация правосознания – его искажение, разрушение позитивных идей, убеждений, установок, чувств. Виды:

1. правовой нигилизм – характеризуется:

- отрицанием ценностей права для личности и общества

- игнорированием требований юр. норм и требований законности

- стремлением нарушить, обойти закон; подменить законность политической целесообразностью.

Последствия: ведет к нарушению прав человека, к нарушению юр. норм и законности.

Формы выражения: издание противоречивых, взаимоисключающих актов; умышленные нарушения действующих НПА; нарушение прав человека; несогласованные действия законодательных и исполнительных органов власти на всех уровнях; массовое несоблюдение и неисполнение юр. предписаний.

2. правовой фетишизм (идеализм) –характеризуется:

- завышенной оценкой ОЮП роли и его возможности

- восприятием ОЮП и законов как главное средство решения всех вопросов гос. или общественной жизни

- стремлением принимать как можно больше законов.

стремлением принимать как можно больше законов

Последствия: ведет к созданию популистских законов, не обеспеченных материальными гарантиями; к принятию декларативных законов, невыполнимых из-за отсутствия механизмов их реализации.

+Существуют ещё виды деформации:

3. правовой инфантилизм – несформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юр. подготовке;

4. правовой дилетантизм – вольное обращение с законами либо оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежности отношения к юридическим ценностям;

5. «перерождение» правосознания – крайняя степень искажения правосознания, включающая преступный умысел, антипод законности.

79. Правова культура особи: поняття, елементи, значення для формування правової держави в Україні.

Правовая культура личности – свойство личности, которое характеризуется его знанием ОЮП, осознанием ценности права и правомерным поведением в любых жизненных ситуациях. Правовая культура зависит от:

1. Уровня развития правового сознания населения.

2.Уровня развития правовой действительности - последняя состоит из теоретической, образовательной и практической деятельности.

3. Уровня развития всей системы юридических актов.

Элементы правовой культуры личности:

1. знание прав

2. положительная оценка права (складывается на основании осознания ценности права для личности)

3. умение и навыки реализации своих прав и обязанностей

4. готовность личности вести себя правомерно (правовая установка на правомерное поведение)

5. правомерное поведение личности в любой конкретной жизненной ситуации

 

Значение правовой культуры: Обладая высокой правовой культурой, гражданин в состоянии свободно себя ориентировать, исходя из признания социальной ценности права и собственного избранного поведения. В наше время это особенно важно, поскольку, с одной стороны, еще существуют многие морально устаревшие, не отвечающие интересам правового государства и гражданского общества юридические правила, а с другой – появилась угроза нарушения закона под прикрытием демагогических рассуждений о демократии.

Профессиональная культура юриста: Культура юриста как специалиста неотделима от правовой культуры общества. Уровень правовой культуры общества существенно зависит от профессиональной культуры юриста. С другой стороны, от профессионального уровня юриста зависит состояние правовой культуры общества и гражданина.

Юрист на своем рабочем месте должен соответствовать своей профессии и соответственно укреплять свой престиж и престиж сообщества юристов. Юрист - личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества.

Профессиональная культура юриста включает:

1. знание законодательства и возможностей юридической науки

2. убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости.

3.умение пользоваться правовым инструментарием - законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности, юридической техникой, достижениями юридической науки и практики.


Просмотров 348

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!