Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Украина - унитарно сложное государство(с АРК)



Новое и новейшее время.

Гуго Гроций обосновал необходимость соотвествия позитивного праву естественному.

Джон Локк, Монтескье - выдвинули идею о разделении властей как гарантию обеспечения законности государств. Во власти должна существовать система сдержек и противовесия.

Ж.Ж. Руссо - народ является учредителем государственной власти путем создания органов государства и принятия конституции.

Кант - обосновал идею о правовом гос. устройстве, которая представляет собой объединение людей подчиненных правовому закону. Правовой закон - должен основываться на категорическом императиве(веди себя так, что-бы твоя свобода была совместима со свободой других людей).

Гегель - определил право как меру свободы людей, которая является царством осуществленной свободы.

Альберт Дайси - выдвинул идею о верховенстве права. Верховенство власти - ограничение произвола гос. власти правами человека.

Кельзен - связанность государства с законом и о принципе законности как необходимом условии осуществления правопорядка.

 

Правовое гос. - это организация публичной власти гражданского общества которая юр. средствами обеспечивает реализацию, охрану и защиту прав человека.

29. Характеристика «змістових» ознак правової держави.

Содержательные признаки правового гос.(они характеризуют сущность правового гос.):

1. Официальное признание властью прав человека.

2. Верховенство права - означает определящию роль прав человека при создании закона(права человека являются источником конституции, а сама конституция официальным реестром существующих прав человека, а также верховенство права понимается как связанность гос. власти правами человека).

3. Регулирования отношений на основе принципа - "дозволено все что не запрещено".

4. Регулирование деятельности органов гос. и должностных лиц на основе принципа - "дозволено только то, что прямо указано в законе", данный принцип позволяет избежать злоупотреблением правом.

5. Взаимная ответственность личности и государств, но и гос. отвечает перед личностью.



 

Ответственность гос перед личностью.:

- обязана возмести моральный и материальный ущерб.

- гос. обязано установить систему гарантий для обеспечения прав человека.

- надлежащий уровень право сознания и культуры населения(должны обладать навыками их реализации, и занием способом защиты их прав).

30. Характеристика «формальних» ознак правової держави.

Формальные признаки правового гос. - они выражают внешние и внутреннее оформление правового гос. и по сути являются организационными и процедурными признаками. Признаки:

 

- верховенство закона(означает определяющие роль закона в системе всех юр. актов, т.е. все другие юр. акты должны не противоречить закону).

 

- организация и функционирование гос. аппарата на основе принципа разделения власти:

1. законодательную, исполнительную, судебную, контрольную и власть главы гос.

 

- в правовом гос. должна быть создана система сдержек и противовеса между ветвями власти, что позволяет избежать узурпации каким либо органом.

 

- независимость судебной власти и доступность правосудия(обесцвечивание юр. и материальных гарантий, существование которых не позволяет вмешивается в правосудия других органов власти).

Доступность правосудия для людей означает:

1. простой, понятный для людей процесс рассмотрения юр. дел;

2. простые формы документов для подачи их в суд;



3. рассмотрение дел в разумные сроки;

4. минимальная сумма денежных расходов на судебный процесс.

 

- юридическая защищенность личности предполагает наличие системы юр. средств реализации, охраны и защиты прав человека, юр. средства реализации означает наличии процедуры реализации прав человека

 

- режим законности, строгая и неуклонная соблюдение всеми субъектами и людьми и гос. законов.

31. Закріплення засад правової держави у Конституції України. Формування правової держави в Україні: стан і перспективи.

Правовое государство предполагает верховенство правового закона, иерархичность законодательства (ст. 8 Конституции), юридическую (конституционную) организацию публичной (государственной и публично-самоуправленческой) власти (ст. 6, 7, 19 Конституции), признание государством неотчуждаемых конституционных прав и свобод человека (ст. 21- 23 Конституции), корреспондирование прав и обязанностей человека и гражданина (ст. 65-68 Конституции), прав и свобод человека и их обеспечения как главной обязанности государства (ст. 3 Конституции).

Признаки демократичности в качестве ориентиров практической деятельности государства, его органов и организаций обусловливают легитимность государственной власти как доверие со стороны народа, населения и готовность граждан реально соучаствовать в осуществлении публичной власти (ст. 5, 38, 69 Конституции).

Процесс формирования украинского правового государства связан с учреждением Конституционного Суда Украины, постепенным приведением украинского законодательства в соответствие с нормами международного права, закрепляющими стандарты в области прав человека, провозглашением нерушимости прав человека и установлением основ юридического механизма, гарантирующего их реализацию, защиту. Однако все это практически только на бумаге, в реальности все обстоит иначе.

Перспективные направления развития:

1) четкое, неукоснительное соблюдение Конституции Украины, законов Украины;

2) приведение нормативно-правовой базы государства, касающейся прав и свобод человека и гражданина, в соответствие с международными стандартами;

3) совершенствование экономических отношений на основе прочной нормативно-правовой базы;

4) интенсификация процесса повышения авторитета правосудия;

5) принятие новых кодексов;

6) совершенствование правоохранительной системы;

7) повышение уровня правовой культуры и правового сознания населения;

8) дальнейшее развитие всех направлений судебно-правовой реформы.

32. Поняття й ознаки соціальної держави, її основні функції. Формування соціальної держави в Україні: стан і перспективи.

Термин социального гос. - в научный оборот ввел немецкий экономист Лоренс Фон Штейн в 1850 году. ПО его мнению гос. призвано восстановить равенство и свободу людей, преодолеть разрыв между бедными и богатыми слоями населения.

 

Организация публичной власти гражданского общества обеспечивающая реализацию экономических, социальных и культурных прав людей, а также сохранение социального мира.

 

Признаки социального государства:

1. СГ признает экономические, социальные и культурные права людей, а также человека высшей соц. ценностью(без обеспечения этих прав достоинство человека является пустой декларацией).

2. СГ обеспечивает права трудоспособного населения, для их самообеспечения материального блага.

3. СГ поддерживает соц. незащищенные слои населения, через систему выплат пенсий, социальных пособий, бесплатную медецину и бесплатное образование

4. СГ создает систему экономических, социальных, организационных, юридических гарантий для реализации данной группы прав.

5. СГ обеспечивает сохранение социального мира.

 

Функции СГ:

1. Социально-активизирующия означает создание условий для трудовой деятельности.

2. Социально-обеспечительная функция означает создание гарантий реализации экономических социальных культур прав людей.

3. Консенсусная создание механизмов, выявление и согласование интересов различных социальных групп.

Либеральная модель основана на принципе индивидуальной ответственности людей за свое благосостояние, за счет частных сбережений, и частного страхования(гос. осуществляет поддержку только соц. незащищенных слоев населения).

Корпоративная модель основана на принципе ответственности предприятии за своих работников, путем отчисления этих предприятии средств на пенсии, соц. страхования…

Общественная модель основана на принципе солидарной ответственности людей, государство распределяет доходы людей.

33. Поняття та елементи форми держави. Основні форми держави ( монократична, сегментарна, полікратична)

Форма гос. - это способ организации и осуществления гос. власти.

Форма гос. состоит из 3 элементов:

1. Форма гос. правления - это способ организации высшей гос. власти(монархии и республики).

2. Форма гос. устройства - это способ деления гос. на составные части и распределение власти между этими частями и гос. в целом(унитарные, федеративные).

3. Гос. режим - это способ осуществления гос. власти.

На форму гос. оказывают влияние различные факторы - социальные, исторические.

Национальные традиции отразились в названии органов гос. власти, названии адм. территориальных едениц.

 

Существует 3 основных формы гос.:

1.Монократическая (единовластная) формаправления в таких гос. основана на принципе единовластия, характеризуется наличием одного органа гос. власти, единоличного или коллегиального, который обладает всей полнотой гос. власти.

По форме устройства: унитарными так и федерациями, однако права частей гос. существенно ограничены, на местах отсутствуют органы местного самоуправления(тоталитарный).

 

2. Сегментарная форма правления основанная на принципе разделения властей, однако из-за отсуствия системы сдержек и противовесов исполнительная власть обладает приоритетом над целью другими властями.

По форме устройства: унитарные, федеративные, однако их составные части ограничены в своих правах.

 

3. Супер-президенские республики и дуалистичяеские монархии.

 

Поликратическая форма - форма правления, основана на принципе разделения властей и системе сдержек и противовесов, сдерживает узурпацию власти.

По форме гос. устройства: унитарные, федеративные, с широкими полномочиями их частей. Гос. режим демократический: парламентарные монархии.

 

34. Поняття та види форм державного правління.

Форма гос. правления - это способ организации, порядок образования и взаимодействия высших органов государственной власти.

Виды: монархия, республика

Монархия - это форма правления при которой гос. власть принадлежит монарху (Парламентарная, Дуалистическая, Абсолютная)

Республика- это форма правления при которой гос. власть делегируется народом выборным, коллегиальным и единоличным органом. (президентская, парламентская, смешанная)

35. Поняття, ознаки та види сучасних монархій.

Монархия - это форма правления при которой гос. власть принадлежит монарху.

Признаки:

1. источником гос. власти является монарх, однако в ряде монархии другим источником власти провозглашается народ;

2. юридическая монарха не зависит от какой-либо другой власти.

3. монарх обладает гос. властью полностью или частично(если источником власти признается народ).

4. власть монарха передается по наследству, хотя существует выборные монархии.

5. монарх не несет юр. ответственности за результат своего правления.

 

Виды:

1. Абсолютная монархия:

- монарх обладает всей полнотой гос. власти;

- в большинстве абсолютных монархий существуют конституции, но дарованные монархом и органом на подобие парламента имеющего совещательную роль.

(Арабские Эмираты, Саудовская Аравия).

2. Дуалистическая монархия:

- монарх является одновременно главой гос. и главой исполнительной власти;

- монарх формирует правительство которое ответственно перед ним;

- монарх имеет право вета на законы парламента и может распустить парламент.

(Мароко, Кувей)

3. Парламентарная монархия:

- монарх является главой гос.;

- парламент обладает законодательной властью;

- парламент формирует правительство, которое ответственно перед ним;

- власть принадлежит правительству которая может быть отправлена в отставку парламентом, при вынесении вотума недоверия.

(Великобритания, Дания, Швеция, Испания).

36. Поняття, ознаки та види сучасних республік. Форма правління сучасної української держави.

Республика- это форма правления при которой гос. власть делегируется народом выборным, коллегиальным и единоличным органом.

Признаки:

1. источником гос. власти является народ и гос. власть юридически принадлежит народу;

2. народ делегирует свою власть выборным, коллегиальным и единоличным органом власти;

3. высшим органом гос. власти несут юр. ответственность за результаты своего правления.

Виды:

1. Президентская республика:

- Президент является главой гос. и главой исполнительной власти, избирается населением.

- Президент формирует правительство, которое ответственно перед Президентом.

- Президент имеет право вето на законы парламента, но не имеет право роспуска парламента.

 

2. Парламентская республика:

- Президент является главой гос. и изберается парламентом;

- Исполнительная власть принадлежит правительству которая может быть отправлена в отставку парламентом.

 

3. Смешенные республики(гибридные):

- Президент является главой гос. и избирается населением.

- Президент имеет право вето, на законы парламента и может распустить парламент в установленных законом случаях.

- Парламент осуществляет законодательную власть и обладает правом импичмента по отношению к Президенту.

- Исполнительная власть принадлежит правительству которая формируется и парламентом и Президентом, потому несет ответственность и перед парламентом, и перед Президентом.

- Парламент может выразить вотум недоверия правительству.

(Франция, Португалия, Россия, Белорусия)

 

Украина:

1990-1991(Парламентская республика);

1991-1995(Парламентско-Президентская республика);

1995-1996 ( Президентская республика);

1996-2004 (Президентско-Парламентская республика);

2004-2010(Парламентско-Президенская);

2010 - по сейчас (Президентско-Парламентская республика).

 

37. Поняття та види форм державного устрою. Державний устрій сучасної української держави.

Виды форм гос. устройства:

Унитарное гос. - это единое гос., составные части которых не обладают всеми признаками гос.

Основные черты:

- составные части гос. не обладают суверенитетом;

- существует единая система высших органов гос. власти;

- существует единая система законодательства;

Унитарные гос. делятся на простые, централизованные.

Децентрализованные - в адм. территориальных единицах существуют лишь органы местного самоуправления.

Бывают Сложные Унитарные гос. - гос. в составе которых существуют автономные образования. Регионалисткое гос. состоящие по большей части из автономных образований.(Италия, Испания).

Федерация - это союзное гос. составные части которого обладают гос. суверенитетом.

Федеративное гос. - обладает гос. суверенитетом, однако его суверенитет является производным от суверенитета субъектов Федерации.

В федеративном гос. существует двойная система высший орган гос. власти: обще-федеральных, система высших органов гос. власти каждого субъекта федерации.

Двойная система законодательств:

- система обефедерального законодательства.

- система законодательства субъектов федерации.

В федеративном гос. существует двойное гражданство, т.е. граждани федерации одновременно, являются гражданами несколькими субъектами федерации.

Виды:

1)По способу образования:

– путем заключения договора между гос-ми

- путем принятия конституции

- договорно-конституцион федерация

2)по принципам формиров-я:

- территориал США

- национальный Бельгия

- национал-территор Россия

Украина - унитарно сложное государство(с АРК)

 

38. Поняття та основні риси унітарної форми державного устрою.

Унитарное гос. - это единое гос., составные части которых не обладают всеми признаками гос-ва.

Основные черты:

- составные части гос. не обладают суверенитетом;

- существует единая система высших органов гос. власти;

- существует единая система законодательства;

Унитарные гос. делятся на простые, централизованные.

Децентрализованные - в адм. территориальных единицах существуют лишь органы местного самоуправления.

Бывают Сложные Унитарные гос. - гос. в составе которых существуют автономные образования. Регионалисткое гос. состоящие по большей части из автономных образований.

(Италия, Испания).

39. Поняття та основні риси федеративної форми державного устрою.

Федерация - это союзное гос. составные части которого обладают гос. суверенитетом.

Федеративное гос.-обладает гос. суверенитетом, однако его суверенитет является производным от суверенитета субъектов Федерации.

В федеративном гос. существует двойная система высший орган гос. власти: обще-федеральных, система высших органов гос. власти каждого субъекта федерации.

Двойная система законодательств:

- система обефедерального законодательства.

- система законодательства субъектов федерации.

В федеративном гос. существует двойное гражданство, т.е. граждани федерации одновременно, являются гражданами несколькими субъектами федерации.

Виды федерации:

- договорные федерации (создаются на основе учередительного договора);

- конституционные федерации (создаются на основе принятия обще-федеральной конституции)

- конституционно-договорные федерации (создаются на основе субъектов договора)

По принципу образования субъектов федерации:

- административно-территориальные (создаются на основе территориального принципа, США);

- национальные (создаются по этническому принципу, СССР, Бельгия);

- смешанные (создаются по территориальному, или этническому, Россия).

40. Конфедерація як форма об`єднання держав.

Конфедерация не является видом формы гос. устройства, а представляет собой определенные объединения. Союз суверенных гос. объединившийся для достижения определенных целей.

Основные черты:

1. Конфедерация не обладает собственной территорией и собственными гражданами.

2. Конфедерация в целом не обладает гос. суверенитетом, суверенитет в полном объеме принадлежит субъектам федерации.

3. Акты конфедерации принимаются на основе консенсуса, и для того чтобы вступить в действие они должны быть ратифицированы участниками конфедерации

Создается при создании или распаде государства.

 

41. Поняття та види державного режиму. Державний режим сучасної української держави.

Гос режим – способ осущ гос власти (демократич, тоталитаный)

Демокатич:

- признание народа источником гос власти

- признание основных прав чел-ка, обеспечение кот явл основным содержанием дея-ти гос-ва.

- равноправие всех участников полит жизни об-ва, наличие как провластных так и оппозиционных партий

- участие населения в формировании представительных органов публичной власти

- четкая регламентация законом полномочий органов гос-ва

- наличие контроля об-ва за деят-тю гос-ва.

Тоталит :

- полный контроль гос-ва над всеми сферами общ жизни

- характерно существенное ограничение, ликвидация основных прав чел-ка

- огосударствление легальных общ организаций и запретоопозиционных

- неопределенность законом полномочий гос органов

- отсут-е контроля об-ва за деят-тю гос-ва

Разновидность тоталитарного – авторитарный.

Современному украинскому государству присущ демократический режим. В Конституции закреплено, что народ является высшей социальной ценностью, признание основних прав и свобод человека и т.д.

 

42. Характерні риси демократичного режиму.

Гос режим – способ осущ гос власти. Выделяют демократич, тоталитарный

Признаки

1. Официальное признание народа источником гос. власти.

2. Юридическое признание основных прав человека.

3. Равноправие субъектов политической жизни.

4. Участие народа в формировании гос. аппарата и осуществление контроля за его деятельностью.

5. Определение полномочий органов гос. на основе принципа - "дозволено только то что прямо указано в законе".

 

43. Характерні риси демократичного режиму.

Гос режим – способ осущ гос власти. Выделяют демократич, тоталитарный

Признаки:

1. Полный контроль гос. над всеми сферами общественной жизни.

2. Огосударствление общественных организаций и запрет оппозиционных.

3. Неопределенность законов, полномочий органов гос.

4. характерно существенное ограничение, ликвидация основных прав чел-ка

5. отсутствие контроля общества за деятельностью гос-ва

Разновидность тоталитарного – авторитарный.

44. Поняття та елементи механізму держави, його призначення.

Механизм государства – совокупность государственных организаций осуществляющие задачи и функции государства.

Основное значение механизма - Гос. организации осуществляющие задачи и функции гос.

Элементы:

1. Гос. предприятия которые создаются для производства материальных благ и услуг, и осуществление экономических функций

2. Гос. учреждения - это гос. организации которые создаются для оказания услуг вне производственной сфере.

3. Гос. организациикоторые создаются для реализации функции охраны правопорядка и функции обороны (армия, милиция), и для осуществления функций гос.

4. Органы гос., которые осуществляют функции гос. путем организации их выполнения.

45. Поняття і призначення апарату держави. Основні моделі державного апарату (моноцефальна, централізовано – сегментарна, монотеократична).

Аппарат гос-ва – часть механизма, призванная организовывать выполнение функций гос-ва

Гос. аппарат- это система органов гос. созданное для выполнения функций гос., аппарат гос. является частью механизма гос.

Существует 3 основные разновидности гос. аппарата:

Моноципальная модель.

Основные черты:

1. Отрицается принцип разделения властей.

2. Признается принцип единовластия.

3. Вся полнота гос. власти принадлежит одному органу(который наделяет полномочиями все другие органы гос.).

4. Вся система органов гос. находится в отношениях подчинения по вертикали.

(СССР, Куба, Китай).

Монотеократическая модель.

Основные черты:

1. Провозглашается официальная религия.

2. Если главою гос. является монарх, то он одновременно является и главой церкви, если главою гос. является президент то на него возлагаются доп. полномочия по охране гос. религии.

3. Все остальные признаки такие как и у моноципального аппарата.

(Иран, Ирак).


Просмотров 236

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!