Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Органы исполнительной власти



Вопрос.

Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее

должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри

страны, символ государственности народа. В разных странах глава государства

в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая

составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его

подписи закон недействителен (монарх в Великобритании, президент в Индии),

либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства

(Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не

входящее в какую-либо ветвь власти (Германия, Италия). Он может быть

символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по

отношению к другим институтам государства, как президент Франции,

единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия).

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае

это монарх или президент, во втором - постоянно действующий орган

парламента, им избираемый. В прошлом это были президиумы высших

представительных органов, постоянные комитеты, государственные советы в

странах тоталитарного социализма - в СССР, Болгарии, Венгрии. Польше и др.

В настоящее время подобным органом является Государственный совет на Кубе,

где нет президента (по конституции глава государства - председатель

Государственного совета). В Китае по конституции главой государства

является избираемый парламентом председатель республики, но многие функции

главы государства он выполняет совместно с Постоянным комитетом парламента,

а некоторые такие функции осуществляет сам Постоянный комитет. В Иране эти

полномочия разделены между Руководителем государства, избираемым особым

образом из высших духовных лиц - мусульман, и президентом республики. В

Швейцарии функции главы государства осуществляет правительство, а президент

избирается парламентом на один год и существенных полномочий не имеет. В

ОАЭ существует «коллективный монарх», в Малайзии - выборный монарх.



Во многих странах британского Содружества (Австралия, Канада и др.)

полномочия главы государства принадлежат британскому монарху, но

осуществляет их генерал-губернатор - его представитель. Он утверждается

монархом по рекомендации местного правительства, а в Папуа - Новой Гвинее

избирается парламентом. После военных переворотов функции главы государства

обычно принадлежат хунте (военному, революционному совету) и избираемому

или назначаемому ею президенту. Так было во многих странах Латинской

Америки, Африки, Азии.

Иногда руководитель хунты сам провозглашает себя президентом. При

коллегиальной форме президентуры основные полномочия главы государства

осуществляются коллегией, а менее значительные, церемониальные (например,

прием верительных грамот иностранных дипломатических представителей) -

председателем коллегии или его заместителем.

Правовой статус главы государства в зарубежных странах.

Общие и специфические черты правового положения главы государства в

зарубежных странах.

Глава государства, независимо от его разновидности, имеет некоторые

общие для всех стран полномочия. В отношении парламента это созыв его

сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда - право вето. Глава

государства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает),

обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать



судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и

ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать

дипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных и др., но

осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от

реального положения главы государства. Кроме того, при любой форме

правления одни полномочия глава государства может реализовывать

самостоятельно, а для осуществления других требуется согласие или

утверждение парламента (например, для назначения послов в США) или даже

правительства (в условиях парламентарной республики). В парламентарных

республике и монархии, а иногда и в полупрезидентских республиках, для того

чтобы некоторые акты президента или монарха действовали, премьер-министр

должен скрепить их своей подписью (так называемая контрассигнатура). Реже

это может быть наряду с подписью премьера также подпись министра,

ответственного за выполнение данного акта президента или монарха. [1]

Классификация глав государства

Монарх.

Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства

и одновременно главой исполнительной власти. На деле, однако, вся полнота

власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. Реально полномочиями

главы государства и главы исполнительной власти он пользуется в

дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы

государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию

правительства.

Как уже говорилось, монарх получает и передает свой пост по

наследству. Существует несколько систем наследования:

1) салическая, когда престол наследуют только мужчины (прежде всего старший

сын), а женщины, в том числе дочери, исключаются из числа наследников

престола (Бельгия, Норвегия, Япония и др.);

2) кастильская, когда женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного

монарха нет сыновей. Если же есть младший сын и старшая

сестра, то сын имеет преимущество (Великобритания, Дания с 1953 г. Испания,

Нидерланды и др.);

3) австрийская (она существовала в прошлом), когда женщины могут

наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет

мужчин (на практике, во всяком случае в последние столетия, женщины по

данной системе пост монарха не занимали);

4) шведская, в соответствии с которой по закону 1980 г. женщины наследуют

престол на равных основаниях с мужчинами. В настоящее время 18-летняя дочь

короля Швеции, у которого есть еще младший сын, является претендентом на

трон и действует как заместитель короля во время его отъездов из страны (до

принятия закона 1980 г. в этом государстве трижды правили королевы: в XIV,

XVII и XVIII вв.);

5) мусульманская, когда трон наследует, по существу, не определенное лицо,

а «благородная» правящая семья (часть династии), которая сама уже решает,

кто именно из ближайших родственников покойного короля (не обязательно сын)

займет освободившийся трон (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.). Эта же

семья при участии высших священнослужителей и мусульманских ученых (уломав)

смещает короля и ставит на его место другого члена семьи (так было,

например, в Саудовской Аравии вследствие обвинения короля в недостаточном

благочестии);

6) племенная, когда король рассматривается как главный вождь племени, а его

наследника определяет племенной совет из числа многочисленных сыновей

покойного. В Свазиленде это делает племенной совет ликоко во главе с

королевой-матерью, в чем сказываются пережитки матриархата. Последний раз

он избирал короля в 1982 г. из числа более 150 сыновей покойного. [2]

Особенности наследования престола существуют в Непале, Бутане и

некоторых других странах, когда трон хотя и наследуется определенной

династией (в некоторых странах это записано в конституции), но король сам

еще при жизни определяет будущего наследника - не обязательно старшего

сына. В Малайзии король не наследственный, а выборный. Он избирается на

пятилетний срок султанами монархических субъектов федерации (есть и

немонархические) и только из их числа.

После наследования престола предусмотрен особый обряд коронации. Этот

торжественный акт происходит в главном соборе страны, в присутствии высшего

духовенства, высших должностных лиц, парламентариев, приближенных монарха,

дворянства (если в государстве не отменены дворянские титулы). В странах

Африки подобный обряд (в том числе для племенных монархов отдельных частей

государства, например в Уганде, имеющей в целом республиканскую форму

правления) совершается в присутствии вождей племен. При коронации

первосвященник государства благословляет монарха на царствование, надевая

ему корону и вручая другие знаки монаршего достоинства - державу, скипетр я

др. В странах Азии и Африки этот обряд имеет свои традиции. Коронация

означает окончательное воцарение монарха.

Если престол наследует малолетний монарх, то до его совершеннолетия один из

ближайших родственников монарха или другое близкое к нему лицо с согласия

семьи и по совету высших должностных лиц, иногда с утверждения парламента

или по назначению правительства, становится регентом. В некоторых случаях

создается регентский совет из нескольких человек. Регент и совет действуют

от имени монарха. Если монархом (королевой) становится женщина, ее муж не

становится королем, он лишь ее супруг и имеет особый высший дворянский

титул.

Монарх - лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к

административной, уголовной ответственности, против него не может быть

обращен гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными

делами политическую ответственность несут его министры. На практике,

однако, во время английской и французской буржуазных революций в XVII и

XVIII вв. казнили королей, в Центральноафриканской Республике судили

свергнутого в результате переворота 1979 г. императора Бокассу- Расправы со

свергнутыми своими родственниками монархами (обычно пожизненное заточение

их в темницу) были нередки в некоторых мусульманских странах. [3]

Монарх имеет право на особый титул - король, султан и т.д. Иногда его

официальный титул очень длинный, так как включает разные владения монарха.

Он имеет право на особое обращение «Ваше Величество», которое не может

использоваться при обращении к другим лицам в данном государстве, кроме

супруги монарха. Монарх обладает государственными регалиями (трон, корона и

др.), имеет свой двор - лиц, занятых обслуживанием его самого и семьи, но

оплачиваемых из государственного бюджета. Для этого парламент ежегодно

выделяет денежные средства - Цивильный лист. Часто монарх наделяется правом

вето по отношению к законам (в отличие от президента он может обладать

правом абсолютного вето, которое парламент не может преодолеть), но во

многих странах его не использует (например, в Великобритании почти три

столетия, в связи с чем сложился конституционный обычай о неприменении вето

монархом). В мусульманских странах монарх вето не использует, так как в

этом нет необходимости: парламент зависит от монарха. Некоторые новые

конституции, например испанская, японская, монарха правом вето не наделяют.

В соответствии с конституцией монарх назначает правительство, но на

деле в парламентарных монархиях он только подписывает соответствующий

документ, состав же правительства обусловливается соотношением различных

сил в парламенте и определяется партией, обладающей парламентским

большинством. Кандидатуры министров подбираются лидером партии. В

дуалистических монархиях монарх сам подбирает и назначает министров,

возглавляя на деле правительство (правда, всегда имеется пост премьер-

министра); в абсолютных монархиях он имеет неограниченную власть, хотя тоже

обычно есть должность премьер-министра и ее занимает, как правило, один из

ближайших родственников монарха.

По традиции или в соответствии с конституцией на монарха возлагаются

некоторые обязанности. Он рассматривается как арбитр в обществе и должен

быть лицом беспартийным. Некоторые конституции требуют от монарха

определенной религиозной принадлежности (быть приверженцем англиканской

протестантской церкви в Великобритании, евангелической веры в Швеции,

ислама - во всех мусульманских странах, буддизма - в Таиланде). Зачастую в

соответствии с конституцией монарху не разрешается покидать страну без

разрешения парламента или правительства. В некоторых странах монарх - глава

государственной церкви. [4]

Фактическая роль монарха в разных странах различна. В дуалистической и

особенно в абсолютной монархии он имеет реальную власть, в парламентарной -

царствует, но не правит. В последнем случае его влияние на политическую

жизнь невелико, а иногда даже ничтожно; он подписывает (и не может

отказаться от этого) все акты, которые ему передают парламент и

правительство. В то же время у монарха есть резервные, «спящие» полномочия,

королевская прерогатива, которая может быть использована в определенных

ситуациях. В 1981 г., используя свои полномочия, испанский король активно

выступил в защиту демократии, против попытки группы офицеров восстановить

реакционные франкистские порядки (в принципе не имеет значения, какими

личными мотивами король руководствовался при этом), но возможны и

противоположные акции: по тексту конституций в парламентарных, а на деле в

дуалистических монархиях (в Марокко, Непале и некоторых других странах)

монархи нередко выступают с крайне антидемократических позиций.

В развитых странах нет сколько-нибудь заметного общественного

движения, выступающего против монархии, за замену ее республикой.

Исключение составляет Австралия, где правящая партия при поддержке

общественности ставит вопрос о провозглашении республики в 2000 г. В

развивающихся странах культивируется преданность населения монарху, что

поддерживается религией, но есть и движения, чаще всего подпольные,

выступающие за республику. Президентура. Существуют две основные формы

президентуры: единоличная (президент) и коллегиальная (Президентский совет,

существовавший ранее в Йемене, Судане, Алжире и некоторых других странах.

Государственный совет на Кубе и др.). В Иране основные полномочия

президентуры разделены между Руководителем государства и президентом, это

«двуглавая президентура». Об особенностях Китая, где есть глава государства

(Председатель республики), но основные полномочия главы государства

выполняет Постоянный комитет парламента, а также Швейцарии, где полномочия

коллегиального главы государства и правительства совмещены, говорилось

выше.

Президент.

Президент может занимать различное положение в системе государственной

власти: быть только главой государства (Германия), одновременно главой

государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и

фактическим руководителем правительства при наличии особой должности

административного премьер-министра (Египет, Франция). Президент избирается

на определенный срок: три года в Латвии, четыре года в США, пять - в

Бразилии, шесть - в Египте, семь - во Франции. Бывали, однако, и

«пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными

путями, чем выборы. [5]

Для избрания на должность президента обычно выдвигаются следующие

условия: гражданство данного государства (в Польше на выборах 1980 г. на

пост президента баллотировалось лицо, имевшее кроме польского еще два

гражданства: канадское и перуанское), наличие полных гражданских и

политических прав, достижение определенного возраста (обычно 35 лет, но в

Никарагуа - 25, в Венесуэле - 30, в Китае - 45, в Италии - 50). Иногда

устанавливается и предельный возраст (например, в Намибии - не старше 65

лет). Многие конституции устанавливают для кандидата определенный срок

проживания в данной стране (в Болгарии - 5 лет, на Украине - 10, в США -

14, в Грузии - 15). В ряде случаев требуется, чтобы кандидат был не

натурализованным гражданином, а уроженцем данной страны или родившимся от

ее граждан. В Нигерии кандидат на должность президента должен иметь среднее

образование, в Турции, Азербайджане - высшее, на Филиппинах он должен уметь

читать и писать. Есть и другие условия.

Кандидат в президенты может быть выдвинут группой избирателей. Во

Франции это 500 граждан, но не рядовых, а являющихся членами парламента,

региональных советов, генеральных советов департаментов (т.е. региональных

органов самоуправления), территориальных собраний заморских территорий,

мэрами городов. На Украине для выдвижения кандидата должно быть созвано

собрание избирателей не менее 500 человек; оно создает инициативную группу,

которая и подает заявку о выдвижении кандидата, но для того, чтобы кандидат

был зарегистрирован, необходимо собрать в его поддержку не менее 100 тыс.

подписей избирателей, причем не менее 1500 в каждом из 2/3 избирательных

округов. Кандидатура президента может быть также выдвинута политическими

партиями, избирательными объединениями, блоками. В Венгрии кандидат

выдвигается не менее чем 50 депутатами парламента, в Египте - 2/3 общей

численности парламента (если кандидат не соберет 2/3, то большинством).

Регистрация кандидата во многих странах обусловлена внесением повышенного

избирательного залога (например, 10-кратного по сравнению с кандидатом в

нижнюю палату парламента Франции). Существуют различные способы избрания

президента:

1. Голосование в парламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и

др.). Для первого тура выборов обычно требуется квалифицированное или

абсолютное большинство голосов, но при множественности кандидатов такой

результат достигается редко, голоса распределяются между разными

кандидатами. В последующих турах требования снижаются, однако из-за

партийной раздробленности обычно проводится много туров. В Турции накануне

принятия конституции 1982 г., снизившей требования, было проведено более

100 туров, в Италии в 1992 г. - 16. Теперь для выборов президента в Турции

в первом туре требуется 2/3 голосов, во втором и третьем достаточно

абсолютного большинства, на четвертый тур выносятся две кандидатуры,

набравшие относительное большинство. Президентом становится получивший

относительное большинство голосов. В Словакии для избрания президента, как

и для смещения его парламентом, необходимы 2/3 голосов. Президент,

избранный парламентом, обычно, хотя и не всегда, «слабый» президент: он

получает свои полномочия не непосредственно от избирателей, а от

представительного органа и не может противопоставлять себя ему.

2. Голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а последние,

не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых

партиями (Аргентина, США, до 90-х годов Финляндия). При этом способе

результаты выборов (имя будущего президента) становятся известны до

голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность:

президентом будет тот, кто имеет за собой большинство выборщиков.

3. Избрание президента специальной избирательной коллегией, о которой

говорилось выше (Федеральное собрание в Германии, состоящее из членов

нижней палаты и такого же числа представителей земель, коллегия, состоящая

из членов обеих палат парламента и делегатов областных советов в Италии,

коллегия из избранных членов обеих палат парламента в Индии и

законодательных собраний штатов).

4. Избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция и др.).

Переизбрание президента на следующий срок во многих странах ничем не

ограничивается (Египет, Франция, Сирия и др.). В Германии, США одно и то же

лицо может быть избрано в президенты только на два срока. В Аргентине можно

избирать дважды, но первый раз - на шесть лет, второй - только на четыре

года. В Мексике установлен только один срок - шесть лет. Конституция

Мексики запрещает под каким-либо видом избирать одно и то же лицо на

должность президента на второй срок: нельзя избирать и временного

президента. Невозможно переизбрание президента также в Боливии, Никарагуа

(с 1995 г.), Эквадоре. Перечисленные ограничения призваны воспрепятствовать

возможному президентскому авторитаризму, ибо президенты, избиравшиеся в

некоторых странах Латинской Америки и Африки на седьмой и даже восьмой

срок, сосредоточивали в своих руках непомерную власть. В настоящее время в

некоторых странах Азии есть президенты, избранные на четвертый и пятый

срок.

В подавляющем большинстве случаев президентами избирались мужчины, но в

последние десятилетия пост президента стали занимать и женщины (Аргентина,

Филиппины). В настоящее время женщины являются президентами в Ирландии,

Исландии, Шри-Ланке.

Нередко президентами провозглашает своих руководителей военная хунта,

захватившая власть. В 1994-1995 гг. в большинстве азиатских

постсоциалистических стран (Туркменистан, Узбекистан и др.) вместо выборов

были проведены референдумы о продлении срока действующего президента до

2000 г. В прошлом в некоторых странах социалистической ориентации

президенты избирались съездом правящей партии (Конго), президенты

провозглашались пожизненными (КНДР, Тунис, Уганда, Экваториальная Гвинея и

др.). Пожизненным президентом был И.Броз Тито в Югославии, в конституции

которой говорилось, что президент избирается, но это правило не

распространяется на Тито. В Иране Руководитель государства (подлинный глава

государства) в отличие от президента избирается не путем всеобщих выборов,

а особой коллегией лиц, преимущественно духовных, которые в свою очередь

избираются населением. Руководитель государства в Иране должен быть высшим

духовным лицом - муфтием. В Швейцарии президент и вице-президент избираются

парламентом (Федеральным собранием) сроком на один год, но вопреки их

титулам они не обладают основными полномочиями главы государства: эти

полномочия принадлежат коллегиальному органу - Федеральному совету.

Полномочия, обязанности и ответственность президента. Согласно многим

конституциям, президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь

к административной ответственности, уголовное наказание возможно только

после отрешения президента от должности (обычно путем импичмента). Однако

президент, добровольно уходящий в отставку, как правило, добивается

принятия закона или соглашения о его неответственности. Во многих странах к

президенту может быть предъявлен гражданский иск. Гражданские иски к

государству также могут быть обращены к президенту как представителю

государства.

Президент имеет определенные привилегии: свою резиденцию (обычно не

одну), особый транспорт, включая самолеты, охрану, свой штандарт - флаг,

являющийся символом президентской власти. Во многих странах существует

особое обращение к президенту - «Ваше превосходительство». Денежное

содержание президенту устанавливается законом парламента и обычно является

наиболее высоким среди должностных лиц.

Вопрос.

Представительные органы государственной власти

К числу представительных государственных органов относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства. Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

При демократическом государственном строе высшим и представительным законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. "Парламент" - это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе (например: Сейм - в Польше, Фолькетинг - в Дании, Альтинг - в Исландии, Конгресс - в США).

Впервые парламент в России был учрежден подписанным царем Николаем II Манифестом от 17 октября 1905 г. Он предусматривал учреждение Государственной Думы в России. Первым законом, который она приняла, было решение об отказе от смертной казни в стране.

Выборы были многостепенными, но не совсем всеобщими. В них не могли участвовать студенты, женщины и малообеспеченные люди, не имеющие собственности. В частности, великий реформатор Сперанский считал, что если человек не имеет собственности, он не может быть ответственен и за судьбу государства. Депутаты не обладали депутатской неприкосновенностью. Например, в Государственной Думе четвертого созыва за выступление против линии правительства депутаты-большевики были арестованы, а затем сосланы в ссылку.

В современных государствах практически во всех парламентах работают женщины. Как следует из нижеприведенной таблицы, в ряде парламентов их доля весьма значительна. Россия к их числу не относится.

С точки зрения исторических свершений, произошедших в Западной Европе, Россия более медленно двигалась к созданию предпосылок гражданского общества. Это отличительная черта и закономерность российского менталитета. Считается, что Россия в свое время запоздала с отменой крепостного права, аграрной реформой, введением парламентаризма. Выдающиеся представители России (Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, Александр I, Сперанский, Новосильцев и другие) справедливо считали, что быстрые преобразования по западным образцам могут привести к хаосу, к распаду общества и краху всей государственной, политической и культурной системы России. Справедливость их точки зрения неоднократно подтверждалась российской историей.

Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат - нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США - это Палата представителей и Сенат, в Австрии - Союзный совет и Национальный совет, в Индии - Народная палата и Совет штатов). В Федеративной Республике Германии законодательные полномочия осуществляет нижняя палата - Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.

Численность парламентов в различных странах неодинакова. Федеральное Собрание России состоит из 450 депутатов Государственной Думы и 176 членов Совета Федерации (по 2 представителя от каждого из 88 субъектов Российской Федерации). В Польше - 460 депутатов. В Италии в нижней палате парламента 630 человек, а в верхней - 315. Например, на парламентских выборах в апреле 2006 г. избирательным правом обладало около 47 миллионов итальянцев. За уклонение от участия в выборах без уважительной причины государство предусмотрело возможность применения штрафных санкций. В большинстве стран (в том числе и в России) участие граждан в выборах является добровольным.

Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это в значительной мере обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).

Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).

При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные и временные), которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность, международные дела, здравоохранение, ведают вопросами социальной политики, борьбы с преступностью, обороны страны и другими. Широкое распространение в законодательных органах власти субъектов Российской Федерации (около 60) получила практика создания молодежных палат (молодежных дум) в качестве совещательного и консультативного органа для формирования политической культуры у молодежи, отстаивания своих интересов (экспертиза законопроектов) и приобретения навыков работы в органах государственной власти.

Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.

Каждый народный избранник, как правило, недорого обходится избирателям налогоплательщикам. Например, в Великобритании эта сумма составляет около трех фунтов стерлингов в год (стоимость двух английских воскресных газет). В то же время годовой оклад депутата английского парламента составляет 57 тыс. фунтов стерлингов. Сверх зарплаты на покрытие служебных расходов он может потратить до 120 тыс. фунтов. Для сравнения: годовая зарплата медсестер в зависимости от стажа и классности колеблется от 17 до 35 тыс. фунтов; полицейского - от 18 до 39 тыс.; преподавателей средней школы - от 18 до 27 тыс.; врача - консультанта - от 67 до 90 тыс.; министров - 129 тыс. 862 фунта; премьер-министра - 178 тыс. 922 фунта.

Несовместимость должностей. Под несовместимостью должностей понимается правило, запрещающее члену парламента в течение срока его полномочий занимать другие государственные или общественные должности. Цель этого правила - не допустить, чтобы парламентарии могли попасть в зависимость от каких-либо государственных органов власти или интересов частных лиц.

Важным фактором в деятельности многих парламентов является оппозиция, включающая депутатов парламентского меньшинства, которые расходятся по определенным вопросам с политикой парламентского большинства и правительства.

Финансовые полномочия парламента. Решение финансовых вопросов, прежде всего рассмотрение проекта государственного бюджета, составляет особую парламентскую прерогативу. Утверждая государственный бюджет, парламент сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяет их важность для экономики и других сфер общественной жизни и, таким образом, делает достаточно эффективным парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства.

Контроль парламента над исполнительной властью. Парламент осуществляет контроль над органами исполнительной власти самыми разнообразными методами. Первый из них заключается в том, что парламент участвует в назначении различных должностных лиц, возглавляющих исполнительную власть.

Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение парламентом главы государства. Такой контроль в полном объеме осуществляется в парламентарных республиках. При президентском правлении, где выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента в формировании главы высшей исполнительной власти номинально. К примеру, Конгресс США занимается лишь подсчетом голосов избирателей при выборах президента. Только в том случае, если один из кандидатов не соберет абсолютного большинства голосов, Палата представителей избирает президента, а Сенат - вице-президента. Во Франции в выборах кандидата на пост главы государства участвуют члены парламента, более того, каждый депутат должен заручиться поддержкой не менее 100 лиц, в числе которых должны быть члены парламента, члены Экономического и социального совета, генеральные советники или выборные мэры. В зависимости от формы государственного правления парламент в той или иной мере участвует в процедуре назначения главы правительства и кабинета и, таким образом, оказывает влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства. В ряде стран главы правительства и члены кабинета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним. Это характерно для тех государств, где действует метод прямых выборов исполнительных органов государственной власти. При такой избирательной системе парламент абсолютным большинством палат (палаты) избирает главу правительства, который затем представляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.

В некоторых странах согласно конституции парламент выражает свою точку зрения на кандидатуру главы правительства до формального акта его назначения. Так, в Японии парламент назначает премьер-министра из числа своих членов, после чего император должен утвердить его назначение. Премьер-министр выдвигается резолюцией каждой из палат парламента. Однако если Палата представителей и Палата советников не могут достичь соглашения в отношении кандидата, то по истечении 10 дней решение Палаты представителей становится решением всего парламента. Премьер-министр назначает государственных министров, которые образуют Кабинет. В соответствии с Конституцией Японии большинство членов Кабинета должны быть избраны из членов парламента.

В государствах с классическим президентским правлением, как известно, полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие. Однако даже в США члены президентского Кабинета назначаются не по прямому усмотрению президента, а "по совету и с согласия" Сената. По такому же принципу осуществляется назначение послов, консулов, судей Верховного суда США.

Законодательная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделенных специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты – законы.

Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием – парламентом России, а на уровне субъектов Федерации – местными парламентами (законодательными собраниями).

Правовой статус и основы организации Федерального Собра­ния регламентируются в Конституции Российской Федерации в разделе «Федеральное Собрание». Федеральное Собрание — пар­ламент представляет собой на федеральном уровне законодатель­ную ветвь власти. Парламент является носителем суверенитета, единственным источником власти в нашей стране и выступает в качестве выразителя воли многонационального российского на­рода. Федеральное Собрание — самостоятельный орган законо­дательной власти, юридически не подчиненный никакому госу­дарственному органу, в том числе Президенту и Правительству. Парламент России занимает влиятельное положение в системе государственных органов и осуществляет законодательную деятель­ность в масштабе всей страны. Характеризуя Федеральное Собра­ние как представительный орган, можно отметить, что оно дей­ствительно представляет народ Российской Федерации — в немпредставлены влиятельные политические силы общества, разные политические программы. Парламент России единственный орган федеральной законодательной власти. Издаваемые им акты — федеральные законы — не могут быть изменены или отменены никаким другим государственным органом. Законодательный ор­ган — парламент России — вместе с тем, не обладает всеобъемлющей компетенцией он не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы полномочий Рос­сийской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъек­ты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти.

Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и со­стоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют «верхней»), но Конституция Рос­сийской Федерации этот термин не использует и Государствен­ной Думы (ее иногда именуют «нижней» палатой). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает следующими основными чертами:

1. самостоятельность палат — каждая палата имеет свои пол­номочия, их функции четко разграничены отсутствует подчи­ненность;

2. неодинаковая компетенция — к их ведению относятся, в
основном, разные вопросы;

3. различный порядок формирования палат.

Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, которая выражает интересы субъектов Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата — Государственная Дума —призвана представлять интересы населения в целом. Обе палаты Федерального Собрания организуют свою работу самостоятельно и заседают, в основном, отдельно. Состав палат определяется Ос­новным законом страны. Совет Федерации состоит из предста­вителей от каждого субъекта Российской Федерации — по два от каждого из субъектов; один от представительного и один от ис­полнительного органов государственной власти. С учетом коли­чества субъектов Федерации — 89 состав Совета Федерации дол­жен насчитывать 178 человек. Количество депутатов Государст­венной Думы установлено в 450 человек.

Депутатом Государственной Думы может быть избран только российский гражданин. Иностранные граждане и лица без граж­данства не могут быть членами Госдумы. Второе требование —достижение установленного возраста. Возрастной ценз для депу­татов Думы составляет 21 год, что объясняется необходимостью наличия жизненного опыта для принятия сложных государствен­ных решений. Конституция Российской Федерации запрещает одновременно нахождение лица в составе обеих палат Федераль­ного Собрания (это вполне понятно, так как обе палаты работают раздельно). В Конституции России определены вопросы исклю­чительного ведения Совета Федерации, то есть те полномочия, которые он осуществляет самостоятельно, его решения не зави­сят от воли других государственных органов.

К компетенции Совета Федерации отнесено утверждение из­менения границ между субъектами Федерации, причем реше­ние по данному вопросу палата вправе принимать только при наличии взаимного согласия самих субъектов об изменении их границ. В исключительном ведении Совета Федерации нахо­дится решение вопроса о возможности использования Воору­женных Сил Российской Федерации за пределами ее террито­рии. Данный вопрос может возникнуть в связи с отражением агрессии против России, а также при выполнении миротворче­ских задач. Совет Федерации принимает также постановление о назначении выборов Президента в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Главы государства (очередные вы­боры) или когда должность Президента освободилась досрочно (внеочередные выборы). К исключительному ведению Совета Федерации отнесено принятие решений по формированию со­става таких федеральных органов, как Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также назначе­ние и освобождение от должности Генерального прокурора Рос­сийской Федерации. По вопросам, отнесенным к ведению Со­вета Федерации, данная палата выносит постановления, кото­рые принимаются абсолютным большинством голосов состава Совета.

К ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы;

• она дает согласие Президенту на назначение Председателя
Правительства — кандидатуру на эту должность в Думе пред­ставляет сам Президент, либо его полномочный представитель;

• решает вопрос о доверии Правительству, которое несет юри­дическую ответственность перед парламентом. Вопрос о дове­рии Правительству может решаться Думой по собственной ини­циативе, либо по просьбе Председателя Правительства;

• назначает на должность и освобождает от должности клю­чевые фигуры в нашем государстве — Председателя Централь­ного банка, который назначается Думой сроком на четыре года,инициатива в подборе данной кандидатуры принадлежит Пре­зиденту. Таким образом, полномочия Государственной Думы по
назначению Председателя Центробанка состоят в принятии или
нет предложений Президента по этому вопросу;

• назначает Уполномоченного по правам человека (деятель­ность которого состоит в своевременной защите личности от злоупотреблений государственных органов и должностных лиц);

• объявляет амнистию — это исключительная компетенция Рос­сийской Федерации в лице Государственной Думы. Субъекты Фе­дерации данный вопрос решать не могут. Амнистия — это пол­ное или частичное освобождение от наказания лиц, которые со­вершили преступление, либо замена наказания на более легкое;

• выдвигает обвинение против Президента для отрешения его
от должности. Только Государственная Дума может выступать ини­циатором процедуры импичмента. По вопросам, отнесенным к
ее ведению Государственная Дума принимает постановления.

 

Вопрос.

Органы исполнительной власти

Важным звеном механизма, через который государство реализует большинство своих функций, являются органы исполнительной власти. Они обладают следующими признаками:

· являются составной частью системы органов государственной власти;

· порядок их образования, реорганизации и ликвидации осуществляется в установленном законом порядке;

· обладают специальным правовым статусом, закрепляемым в установленном порядке нормативным правовым актом;

· обладают определенной организационной структурой, ориентированной на выполнение стоящих перед ними задач;

· для них характерна определенная самостоятельность деятельности;

· всегда действуют от имени государства;

· наделяются специальной компетенцией и властными полномочиями, рассчитанными для обеспечения успешного выполнения возложенных на них задач;

· их деятельность носит исполнительно-распорядительный характер.

Ответственность исполнительной власти перед парламентом. В цивилизованных странах высшие органы исполнительной власти несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это выражается в следующем:

· во-первых, глава государства (в парламентских республиках) или правительства (в президентских республиках) по решению высших представительных органов государственной власти лишается своих полномочий;

· во-вторых, правительство одновременно с главой государства уходит в отставку;

· в-третьих, парламент может лишить мандата отдельных членов правительства и на их место назначить новых;

· в-четвертых, в соответствии с принципами, лежащими в основе парламентарной системы, роспуск парламента по требованию главы государства или правительства сопровождается их ответственностью перед парламентом.

Парламентский контроль предназначен для того, чтобы законодательная власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свободное развитие личности.

В подавляющем большинстве стран носителем высшей исполнительной власти является глава государства. В современных конституционных монархиях формально считается монарх. Однако реализация его полномочий оговаривается рядом условий. Например, в соответствии с Конституцией Японии все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одобрения правительства страны, которое несет за них ответственность.

Согласно действующей Конституции России "Президент Российской Федерации является главой государства" (ст. 80). В большинстве государств с республиканской формой правления наделение президента страны на конституционном уровне полномочиями главы государства стало традиционным. Это позволяет ему занимать особое место в системе органов государственной власти. Не входя ни в одну из ее ветвей, он в то же время оказывает прямое или косвенное воздействие на процесс формирования и характер их действий. В большей степени это относится к федеральным органам исполнительной власти.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, непосредственно осуществляющим полномочия по управлению страной, является правительство. В зависимости от формы государства, существующих традиций и иных факторов в различных странах оно именуется по-разному (кабинет министров, совет министров). Руководство его деятельностью осуществляет глава правительства, именуемый в различных государствах также по разному (премьер-министр, канцлер, председатель совета или кабинета министров, председатель правительства - в России). Членами правительства могут быть: заместители главы правительства, руководители центральных (федеральных) органов исполнительной власти, помощники министров.

В соответствии с действующим законодательством в состав Правительства России входят: Председатель правительства, его заместители и федеральные министры (по занимаемой должности).

Состав правительства может быть коалиционным (состоит из представителей двух или более политических партий) или однопартийным (состоит из представителей одной политической партии).

Перечень названий центральных (федеральных) органов исполнительной власти в различных государствах не отличается единообразием. Общим, объединяющим их фактором является то, что они создаются и наделяются соответствующими полномочиями, направленными на практическую реализацию задач и функций государства. Например, в Израиле (7,5 млн. населения) в мае 2006 г. было сформировано новое правительство, в состав которого вошли 25 министров. В США (на 300 млн. населения) действует четырнадцать федеральных министерств: госдепартамент (по имеющимся полномочиям он выполняет роль министерства иностранных дел), финансов, обороны, юстиции, внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения и социальных служб, жилищного и городского строительства и др. Примерно столько же министерств в Японии (около 120 млн. населения).

В современной России продолжается поиск оптимальной системы государственного управления, осуществляемый во всех ветвях власти, в том числе и в исполнительной ветви власти. Начиная с 2000 г. значительно изменилась система исполнительной власти страны. Например, появился институт полномочных представителей президента по семи федеральным округам. Это повлекло за собой необходимость нормативного закрепления взаимоотношений между новыми и прежними федеральными органами государственной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Принятие новой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации повлекло за собой не только количественные, но и качественные изменения в их прежнем правовом статусе. Их общее количество возросло с 67 до 81. Вместо 24 федеральных министерств осталось 15.

Например, в состав ФСБ России вошли бывшие до этого самостоятельными федеральная пограничная служба и ФАПСИ. В ходе административной реформы структурные изменения произошли и в других федеральных органах исполнительной власти. Для ныне действующей структуры федеральных органов исполнительной власти характерны следующие особенности:

· вместо существовавших ранее министерств и ведомств (государственные комитеты, комитеты, службы, агентства, департаменты) организационно-правовыми формами стали только федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства;

· за исключением МИД России и МЧС России в системы других федеральных министерств входят федеральные службы и федеральные агентства от 1 (МВД России) до 6 (Минтранс России);

· в зависимости от соподчиненности федеральные службы и федеральные агентства делятся на четыре вида: имеющие самостоятельный статус, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации (7); имеющие самостоятельный статус, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации (8); входящие в состав федеральных министерств, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации (8); входящие в состав федеральных министерств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации (42).

Президент Российской Федерации уполномочен определять не только систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, но и непосредственную подчиненность себе министерств и ведомств, деятельность которых играет ведущую роль в государственной и общественной жизни.

Например, в 1997 г. из 67 федеральных органов исполнительной власти непосредственно Президенту Российской Федерации подчинялось 15. В 2003 г. деятельность 18 федеральных органов исполнительной власти (из 59) в соответствии с Конституцией России, федеральными конституционными законами и федеральными законами осуществлял непосредственно Президент России. В частности, к ним были отнесены: МВД России, МЧС России, МИД России, Минобороны России, Минюст России, СВР России, ФСБ России, ФСО России, ФПС России, ФСНП России (до 1 июля 2003 г.), ФАПСИ России и некоторые другие.

В связи с произошедшими в марте 2004 г. очередными изменениями в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти Президент Российской Федерации стал осуществлять непосредственное руководство 20-ю федеральными министерствами и ведомствами (из 76), из них: 5 министерств; 12 федеральных служб>; 3 федеральных агентства.

После официального вступления в должность на второй срок (май 2004 г.) Президента Российской Федерации в структуру федеральных органов исполнительной власти были внесены очередные изменения. Теперь он осуществляет непосредственное руководство 19-ю министерствами и ведомствами из 81 существующих, из них: 5 - федеральные министерства; 12 - федеральные службы; 2 - федеральные агентства. Часть из них, имеющих собственные вооруженные формирования и наделенные властными полномочиями по применению силовых методов воздействия, получили неофициальное название "силовые структуры".

Вопрос.

Одной из ветвей государственной власти является судебная власть. Субъектом, осуществляющим эту власть, может являться лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей и на процессы, происходящие в обществе. Следовательно, судебную власть можно было бы определить как возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы. Среди полномочий судебной власти доминирующую роль играет правосудие, также она включает ряд других полномочий:

-конституционный контроль;

-контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;

-обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

-дача разъяснений по вопросам судебной практики;

-участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Неотъемлемое свойство судебной власти, как сказано выше, заключается в том, что её осуществление доверяется только специально учрежденным государственным органам - судам. Специфика суда состоит в порядке формирования судейского корпуса, а также в том, что для его деятельности установлен особый порядок (процедура). К настоящему времени сложилось несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято именовать видами судопроизводства:

-конституционное судопроизводство;

-гражданское судопроизводство;

-арбитражное судопроизводство;

-уголовное судопроизводство;

-административное судопроизводство.

Судебная система

Судебная система - совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Конституция РФ является основополагающим актом, в общих чертах определяющим суть российской судебной системы. В частности, в статье 118 сказано:

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного производства.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Важное значение имеют также положения статей 125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

В целом структура судебной системы определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и ряда других законодательных актов: Закона о судебной системе, Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых судьях.

В частности, в статье 3 Закона о судебной системе РФ говорится, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:


Просмотров 404

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!