Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






VIII. АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПО ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЯМ



 

Задание 1. Изучить материалы учебников:

Зуева Л.П., Яфаев Р.Х. Эпидемиология. СПб., 2005. С. 29-71;

Беляков В.Д., Яфаев Р.Х. Эпидемиология. М., 1989. С. 121-138;

Лекции.

 

VIII.1. Выделение "групп риска" по возрастному признаку.

Задание 2. Рассчитать среднемноголетние показатели заболеваемости эпидемическим паротитом (отдельно за 8 - 10 и 12 – 14 годы наблюдения) по возрастным группам (на 1000 детей данной возрастной группы): до 1 года; 1-2 года; 3-6 лет; 7-9 лет; 10-14 лет; 15 лет и старше (см. Приложение 1, табл. 2, 4, 5; Приложения 2-8, табл. 3, 5, 6). Полученные данные внести в макет табл. 11.

Задание 3. Рассчитать стандартные ошибки (m) вычисленных показателей (см. задание 2). Полученные данные внести в макет табл. 11.

 

Макет табл. 11.

Уровень и структура заболеваемости эпидемическим паротитом в различных возрастных группах в г."А" с 8-го по 10-й и с 12-го по 14-й годы наблюдения (0/00, %)

Возрастные группы 8 - 10 год наблюдения 12-14 год наблюдения
0/00 + m % + m 0/00 + m % + m
до 1 года        
1-2 года        
3-6 лет        
7-9 лет        
10-14 лет        
15 и более        
Всего в г.А        

 

Задание 4. Выделить возрастные "группы риска" в каждом периоде; для этого сравнить (рассчитать критерий t) показатели заболеваемости по возрастным группам со средним показателем заболеваемости по району за эти же годы.

Задание 5. Рассчитать t-критерий Стьюдента между показателями заболеваемости аналогичных возрастных групп двух анализируемых временных периодов.

Задание 6. Рассчитать удельный вес (долю) абсолютного числа заболевших в каждой возрастной группе в каждом временном периоде (см. Приложение 1, табл. 3, 4; Приложения 2-8, табл.4, 5). Полученные данные внести в макет табл. 11.



Задание 7. Рассчитать стандартные ошибки (m) удельного веса каждой возрастной группы. Полученные данные внести в макет табл. 11.

Задание 8. Оценить статистическую значимость различий (критерий t) удельного веса аналогичных возрастных групп двух анализируемых временных периодов.

Задание 9. Построить диаграмму, отражающую заболеваемость в различных возрастных группах в двух анализируемых временных периодах.

Задание 10. Построить диаграмму, отражающую возрастную структуру заболеваемости в двух анализируемых временных периодах.

Задание 11.Описание. Выделить возрастные "группы риска" в каждом периоде. Сформулировать гипотезы о "факторах риска". Определить, произошли ли изменения в уровне и структуре возрастной заболеваемости, существенны ли статистические различия уровня и структуры заболеваемости в разных периодах. Обосновать причины изменений уровня и структуры заболеваемости в различных возрастных группах.

 

VIII.2. Выделение "групп риска" заболевания эпидемическим паротитом среди детского населения по признаку "организованности".

 

Задание 1. Рассчитать средние показатели (отдельно за 8 - 10 и 12 – 14 годы наблюдения) заболеваемости паротитом детей, посещающих и непосещающих различные типы детских учреждений (см. Приложение 1, табл. 6, 7; Приложения 2-8, табл. 7, 8). Полученные данные внести в макет табл. 12.



Задание 2. Рассчитать стандартные ошибки (m) вычисленных показателей (см. задание 1). Полученные данные внести в макет табл. 12.

 

Таблица 7 (макет табл. 12).

Заболеваемость эпидемическим паротитом среди детей,

посещающих и непосещающих детские учреждения в г. "А" в

8-10-й и 12-14-й годы наблюдения (0/00)

Возрастные группы 8 - 10 год наблюдения 12-14 год наблюдения
0/00 + m 0/00 + m
Детские ясли    
Детские сады    
Детские комбинаты (ясли-сад)    
Дети, посещающие детские учреждения    
Дети, непосещающие детские учреждения    
Школьники    

Задание 3. Рассчитать критерий t для показателей заболеваемости аналогичных социальных групп в двух анализируемых временных периодах.

Задание 4. Построить диаграмму, отражающую заболеваемость в различных социальных группах в двух анализируемых временных периодах.

Задание 5. Описание. Выделить "группы риска" по признаку "организованности" в каждом временном периоде. Определить, произошло ли изменение величины показателей заболеваемости среди детей, посещающих и непосещающих различные типы детских учреждений ; существенны ли статистические различия этих показателей. Сформулировать гипотезы о "факторах риска", обосновать причины изменения величины показателей заболеваемости в изучаемых социальных группах.

 

VIII.3. Выделение "групп риска" заболевания эпидемическим паротитом среди детского населения по признаку «привитости».

Задание 1. Рассчитать средние ошибки показателей заболеваемости привитых и непривитых с 12-го по отчетный годы наблюдения (см. Приложение 1, табл. 8, 10; Приложения 2-8, табл. 9, 11). Полученные данные внести в макет табл. 13.

 

Таблица 8 (макет табл. 13).

Уровень заболеваемости эпидемическим паротитом привитых и непривитых против этой инфекции в г. "А" с 12-го по отчетный годы наблюдения

Годы Привитые Непривитые Охват прививками, % Индекс эффективности (К) Коэффициент эффективности
0/00 + m 0/00 + m
11-й          
12-й          
отчетный          

 

Задание 2. Рассчитать критерий t для показателей заболеваемости привитых и непривитых детей.

Задание 3. Рассчитать уровень привитости (охват прививками) за период с 11-го по отчетный годы наблюдения. Полученные данные внести в макет табл. 13.

Задание 4. Рассчитать индекс эффективности иммунопрофилактики эпидемического паротита для каждого года. Полученные данные внести в макет табл. 13.

Индекс эффективности иммунопрофилактики (К) показывает, во сколько раз заболеваемость привитых ниже заболеваемости непривитых лиц и рассчитывается по формуле:

 

(19) К =

Задание 5. Рассчитать коэффициент эффективности иммунизации против паротита для каждого года. Полученные данные внести в макет табл. 13.

Коэффициент эффективности иммунизации (Е) показывает, какая доля (%) привитых защищена от заболевания данной инфекцией и рассчитывается по формуле:

 

(20) Е = •100

 

Коэффициент эффективности используется при сравнении равнозначных в количественном и качественном отношении групп (опытной и контрольной). При охвате прививками более 80% населения о эффективности иммунизации следует судить по следующим критериям.

Критерии эффективности иммунизации:

- стойкое снижение показателей заболеваемости в постпрививочном периоде;

- увеличение межэпидемических промежутков в многолетней динамике;

- уменьшение интенсивности сезонных подъемов заболеваемости;

- снижение очаговости;

- снижение пораженности "организованных" групп населения;

- изменение возрастной структуры заболеваемости (сдвиг заболеваемости на непрививаемые возрасты);

- уменьшение количества тяжелых форм заболевания (снижение тяжести течения болезни);

- снижение (ликвидация) летальности.

При инфекциях с очень низким уровнем заболеваемости (в настоящее время столбняк, дифтерия) эффективность иммунизации определяется только на основании выборочной проверки состояния иммунитета в контрольных группах привитых (определение защитного титра антител) и длительности его сохранения.

Задание 6. Построить диаграмму, отражающую заболеваемость привитых и непривитых лиц в анализируемые годы. На этой же диаграмме построить линейную диаграмму, отражающую уровень привитости.

Задание 7. Рассчитать корреляционную зависимость между заболеваемостью (см. Приложение 1, табл. 5; Приложения 2-8, табл. 6) и удельным весом восприимчивых лиц (см. Приложение 1, табл. 9; Приложения 2-8, табл. 10) в различных возрастных группах (14-й год наблюдения).

Силу влияния профилактических прививок на заболеваемость следует измерить с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (ρ):

 

(21) ρ = 1 - , где:

d – разность рангов изучаемых признаков,

n – число пар изучаемых признаков.

Пример.

Таблица 9 (макет табл. 14).

Матрица для расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Год Охват прививками (%) Заболеваемость Ранг d (x-y) d2
х у х у
31,7 33,2 5,0 25,00
39,4 13,7 2,5 2,5 6,25
45,5 13,7 2,5 1,5 2,25
60,2 8,4 -1,0 1,00
75,7 7,3 -3,0 9,00
81,9 5,5 -5,0 25,00
ИТОГО           68,50

 

Если в коррелируемых рядах встречаются одинаковые значения, то обоим присваивается ранг равный среднему из суммы номеров последовательных рангов. Подставив данные в формулу 21, получим:

 

ρ = 1 - = –0,96

 

Таким образом, между долей привитых и заболеваемостью установлена сильная обратная зависимость - с увеличением числа лиц охваченных прививками против изучаемой инфекции, заболеваемость этой патологией снижается.

Для подтверждения того, что коэффициент корреляции, вычисленный по данным выборочного исследования, будет соответствовать размеру связи в генеральной совокупности, необходимо определить стандартную ошибку коэффициента корреляции и оценить достоверность полученных результатов.

Расчет стандартной ошибки коэффициента ранговой корреляции (mρ) осуществляется по формуле:

 

(22) mρ = , где:

 

ρ – коэффициент ранговой корреляции,

n – число пар изучаемых признаков.

Оценка достоверности коэффициента ранговой корреляции осуществляется с помощью t-критерия Стьюдента, рассчитываемого по формуле 23, с учетом числа степеней свободы n’ = n – 2 (см. табл. 10):

 

(23) t =

 

В нашем примере: mρ = = 0,14; t = = 6,9 (при расчете знак «минус» в коэффициенте корреляции опускается).

 

Таблица 10.

Значения t-критерия при n<30

n’ Вероятность безошибочного прогноза, % n’ Вероятность безошибочного прогноза, %
95,0 99,0 99,9 95,0 99,0 99,9
12,7 23,7 37,0 2,2 3,2 4,9
4,3 9,9 31,6 2,2 3,1 4,4
3,2 5,8 12,9 2,2 3,1 4,3
2,8 4,6 8,6 2,2 3,0 4,1
2,6 4,0 6,9 14-15 2,1 3,0 4,1
2,4 3,7 6,0 16-17 2,1 2,9 4,0
2,4 3,5 5,3 18-20 2,1 2,9 3,9
2,3 3,4 5,0 21-24 2,1 2,8 3,8
2,3 3,3 4,8 25-30 2,0 2,8 3,7

 

В нашем примере вероятность безошибочного прогноза при числе степеней свободы 4 (6 - 2) и t = 6,9 более 99% (0,01<p<0,001).

Задание 8. Описание. Выделить "группы риска" по признаку привитости (охвата прививками). Сформулировать гипотезы о "факторах риска". Определить, влияют ли профилактические прививки на уровень заболеваемости.

Определить, изменяется ли динамика заболеваемости при изменении уровня привитости. Определить, достаточен ли уровень привитости детского населения и величина иммунной прослойки в анализируемый период для решения задачи региональной ликвидации заболеваний данной нозоформой.

 

VIII.4. Выявление "территорий риска" заболевания детей эпидемическим паротитом.

 

Задание 1. Рассчитать среднемноголетние показатели заболеваемости эпидемическим паротитом (см. Приложение 1, табл. 11; Приложения 2-8, табл. 12) по микроучасткам отдельно для 8-10-го и 12-14-го лет наблюдения. Полученные данные внести в макет табл. 15. В эту же таблицу внести среднерайонные показатели заболеваемости, рассчитанные за аналогичные временные периоды.

Задание 2. Ранжировать микроучастки по показателям заболеваемости.

Задание 3. Описание. Выделить "территории риска" в допрививочный период и период проведения массовых прививок путем сравнения среднерайонного показателя с показателями заболеваемости по микроучасткам. Сформулировать гипотезы о "факторах риска".

 

Таблица 11 (макет табл. 15).

Уровень заболеваемости эпидемическим паротитом на участках в районе "..."

с 8 по 10-й и 12 по 14-й годы наблюдения

Участки 8-10-й год 12-14-й год
0/000 Ранг 0/000 Ранг
№ 1        
       
№ 10        

 


Просмотров 750

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!