Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






III. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ



ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙ СКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КАФЕДРА ЭПИДЕМИОЛОГИИ

 
 

 

 


ОСНОВЫ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

 

Учебно-методическое пособие

для студентов

медико-профилактического факультета

 

ОМСК - 2006

.

Утверждено редакционно-издательским советом ОмГМА

«13» декабря 2005 г.

 

Пособие составлено сотрудниками кафедры эпидемиологии ОмГМА профессором В.В. Далматовым, доцентом Р.Н. Готвальдом, д.м.н. В.Л. Стасенко, д.м.н. И.В. Боровским.

 

Рецензенты:

д.м.н., профессор О.П. Голева

д.м.н., профессор Н.В. Рудаков

к.м.н., старший научный сотрудник А.А.Матущенко

 

В учебно-методическом пособии приведены алгоритм проведения ретроспективного эпидемиологического анализа заболеваемости (на примере эпидемического паротита), методики статистического анализа, задания, позволяющие студентам самостоятельно провести ретроспективный анализ заболеваемости населения.

 

Ó Авторский коллектив, 2006

Ó Издание ОмГМА, 2006

.
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

I. ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................
II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ..........................................................................................
III. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ......................................................
IV. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ....................
V. АНАЛИЗ УРОВНЯ И СТРУКТУРЫ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ...................
  V.1. Анализ заболеваемости по группам инфекций, выделенных по механизму передачи..................................................  
  V.2. Анализ уровня и структуры заболеваемости в группе инфекций дыхательных путей.............................................  
  V.3. Экономическая значимость инфекций...............................................
VI. АНАЛИЗ МНОГОЛЕТНЕЙ ДИНАМИКИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ.........
  VI.1. Оценка многолетней эпидемической тенденции.............................
  VI.2. Определение наличия или отсутствия периодичности (цикличности) течения эпидемического процесса..........................    
  VI.3. Оценка показателя заболеваемости отчетного года и прогнозирование заболеваемости на очередной год....................    
VII. АНАЛИЗ ВНУТРИГОДОВОЙ ДИНАМИКИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ…
VIII. АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПО ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЯМ..........................................................................................  
  VIII.1. Выделение «групп риска» по возрастному признаку...................
  VIII.2. Выделение «групп риска» по признаку «организованности».....
  VIII.3. Выделение «групп риска» по признаку «привитости»…………
  VIII.4. Выделение «территорий риска»…………………….....................
IX. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ...................................................
  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................
  ПРИЛОЖЕНИЕ 1.........................................................................................
  ПРИЛОЖЕНИЕ 2.........................................................................................
  ПРИЛОЖЕНИЕ 3.........................................................................................
  ПРИЛОЖЕНИЕ 4.........................................................................................
  ПРИЛОЖЕНИЕ 5.........................................................................................
  ПРИЛОЖЕНИЕ 6.........................................................................................
  ПРИЛОЖЕНИЕ 7.........................................................................................
  ПРИЛОЖЕНИЕ 8………………………………………………………….

 






I. ВВЕДЕНИЕ

Здравоохранение представляет собой организационную систему, которая функционирует с целью сохранения и улучшения здоровья населения.

Управление здоровьем населения в этой системе реализуется за счет упорядоченной деятельности, которая укладывается в ряд последовательных и логически вытекающих один из другого циклов:

- информационного,

- логико-мыслительного (аналитического),

- организационно-исполнительского.

В международной практике здравоохранения наилучший опыт получен в рамках управления инфекционной заболеваемостью, т.е. в противоэпидемической системе. Информационная и аналитическая деятельность в противоэпидемической системе отработана довольно четко и обозначается как "эпидемиологический надзор" (Epidemiological surveillance). С учетом современных тенденций разработки единой концепции эпидемиологии, как общемедицинской науки (диагностической науки общественного здравоохранения), представляется целесообразным экстраполировать опыт, да и само понятие "эпидемиологический надзор" в распознавании причины и условий, определяющих заболеваемость населения (инфекционную и неинфекционную), а также качество здоровья населения в целом.

Таким образом, речь может идти об эпидемиологическом надзоре (непрерывной мониторинговой информационно-аналитической деятельности) за здоровьем населения. Основу эпидемиологического надзора составляет ретроспективный эпидемиологический анализ: детальное изучение диагностически ценной информации, накопленной за предшествующий период (один год или ряд лет). Ретроспективный эпидемиологический анализ позволяет выделить ведущие проблемы здравоохранения по группам и нозологическим формам болезней, а в разрезе отдельных нозологических форм - территории риска, группы риска и время риска. Этот перечень исследований позволяет сформулировать гипотезы о факторах риска и в последующем обосновать их.

 

II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Усвоить общие положения, цели, задачи и методы проведения ретроспективного эпидемиологического анализа заболеваемости, необходимые для реализации эпидемиологической диагностики на всех уровнях организации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

После изучения темы студент должен знать:

- цель, задачи, методы и этапы ретроспективного анализа;

- организацию информационного обеспечения ретроспективного анализа.

После изучения темы студент должен уметь:

- составить программу планируемого эпидемиологического анализа;

- оценить полноту и достоверность поступающей информации;

- провести первичную разработку и сводку исходных материалов в аналитические таблицы;

- использовать статистические и графические методы при осуществлении эпидемиологического анализа;

- дать оценку эпидемиологической, социальной и экономической значимости отдельных болезней и групп инфекций;

- провести статистический и логический анализ многолетней динамики заболеваемости;

- провести статистический и логический анализ внутригодовой динамики заболеваемости;

- провести анализ заболеваемости по факторам риска, обосновать предполагаемые причинно-следственные связи проявлений эпидемического процесса с биологическими, социальными и природными факторами;

- использовать компьютерную технику для проведения эпидемиологического анализа заболеваемости населения;

- обобщить результаты анализа, дать оценку эпидемической ситуации на обслуживаемой территории и обосновать основные направления профилактических мероприятий.

 

III. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ

1. Ретроспективный анализ как один из видов эпидемиологической диагностики:

1.1. определение понятия, цель, задачи;

1.2. семиотика, диагностическая техника, диагностическое мышление;

2. Этапы проведения ретроспективного анализа:

2.1. составление программы для изучения заболеваемости (смертности, летальности) населения группой инфекций или отдельной нозоформой;

2.2. сбор и первичная обработка информации;

2.3. построение таблиц и диаграмм многолетней динамики заболеваемости. Группировочные признаки. Оценка многолетней тенденции заболеваемости. Формулирование гипотез о факторах, определяющих тенденцию заболеваемости. Определение эпидемиологической и социально-экономической значимости отдельных нозоформ. Определение наличия цикличности течения эпидемического процесса. Прогнозирование заболеваемости;

2.4. построение таблиц и диаграмм внутригодовой динамики заболеваемости. Оценка структуры внутригодовой динамики заболеваемости. Формулирование гипотез о факторах, объясняющих выявленные закономерности внутригодовой динамики заболеваемости ("время риска");

2.5. построение таблиц и диаграмм, отражающих заболеваемость в различных возрастных группах. Группировочные признаки. Оценка уровня и структуры заболеваемости в различном возрасте в допрививочный период и период массовой иммунизации. Формулирование гипотез о "возрасте риска";

2.6. построение таблиц и диаграмм, отражающих заболеваемость детей, посещающих и не посещающих детские учреждения. Группировочные признаки. Оценка уровня и структуры заболеваемости детей, посещающих и не посещающих детские дошкольные учреждения и школы. Формулирование гипотез о "факторах риска";

2.7. построение таблиц и диаграмм, отражающих заболеваемость среди привитых и непривитых. Группировочные признаки. Выделение "групп риска" по признаку «привитости». Формулирование гипотез о "факторах риска";

2.8. построение таблиц и диаграмм, отражающих заболеваемость, на различных территориях. Оценка уровня и структуры заболеваемости в допрививочный период и период массовой иммунизации по территориальному признаку. Формулирование гипотез о "территориях риска".

3. Использование компьютерной техники при проведении ретроспективного эпидемиологического анализа.

4. Формулирование эпидемиологического диагноза по результатам ретроспективного эпидемиологического анализа.

 

IV. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

1. Эпидемиологическая диагностика. Определение понятия. Разделы, содержание и общий алгоритм эпидемиологической диагностики.

2. Ретроспективный эпидемиологический анализ. Определение понятия. Цель, задачи, этапы и направления ретроспективного анализа.

3. Информационное обеспечение ретроспективного анализа:

3.1. информация о заболеваемости, иммунобиологических особенностях популяций людей и микроорганизмов;

3.2. демографические сведения, информация о факторах внешней среды, оказывающих влияние на ход эпидемического процесса;

3.3. оценка полноты и достоверности исходной информации.

4. Методика эпидемиологического анализа.

4.1. Методика анализа уровня и структуры заболеваемости по группам инфекций, выделенных по механизму передачи, и нозологическим формам:

4.1.1. особенности группировки информации, построение таблиц

и графиков уровня и структуры заболеваемости;

4.1.2. принципы оценки эпидемиологической и социально-экономической значимости болезней.

4.2. Методика анализа многолетней динамики заболеваемости:

4.2.1. особенности группировки информации, построение таблиц и графиков многолетней динамики заболеваемости;

4.2.2. оценка многолетней тенденции (метод укрупнения периодов, анализ по аналогичным периодам различных циклов, выравнивание показателей динамического ряда по методу скользящей средней, выравнивание показателей динамического ряда по методу наименьших квадратов, расчет темпов прироста (снижения) показателей;

4.2.3. выделение эпидемических циклов в многолетней динамике;

4.2.4. прогнозирование уровня заболеваемости.

4.3. Методика анализа внутригодовой динамики заболеваемости:

4.3.1. особенности группировки информации, первичная статистическая обработка, построение таблиц и графиков внутригодовой динамики заболеваемости;

4.3.2. определение типовой кривой помесячной динамики заболеваемости и её доверительных границ;

4.3.3. определение дат начала и окончания сезонных подъемов заболеваемости.

4.4. Методика анализа заболеваемости в группах населения, сгруппированных по "факторам риска":

4.4.1. особенности группировки информации, построение таблиц и графиков;

4.4.2. оценка риска заражения и заболевания в группах населения, сгруппированных по факторам риска, обоснование полученных данных.

4.5. Статистические показатели и методы, используемые в ходе эпидемиологического анализа:

4.5.1. интенсивные и экстенсивные показатели;

4.5.2. вариационные ряды;

4.5.3. средние величины;

4.5.4. среднее квадратическое отклонение;

4.5.5. оценка значимости различий статистических показателей;

4.5.6. измерение связи между признаками (линейный коэффициент корреляции, коэффициент корреляции рангов);

4.5.7. выравнивание вариационного ряда по методу наименьших квадратов;

4.5.8. Оценка динамики заболеваемости [темпы прироста (снижения)].

─────────────────

Студенческая группа делится на подгруппы и каждая подгруппа проводит эпидемиологический анализ заболеваемости эпидемическим паротитом по одной из восьми административных единиц (город "А", район "Б", ... район "Ц"). Необходимые для анализа материалы содержатся в "Приложениях 1-8" (город "А" - Приложение 1; район "Б" - Приложение 2; район "К" - Приложение 3; район "Л" - Приложение 4; район "О" - Приложение 5; район "П" - Приложение 6; район "С" – Приложение 7; район "Ц" - Приложение 8).

Для выполнения анализа требуются: ручка, набор цветных карандашей, микрокалькулятор, линейка. В течение первых шести занятий (24 часа) студенты проводят эпидемиологический анализ по учебно-методическому пособию самостоятельно. На 7 и 8-м занятиях (8 часов) студенты знакомятся с алгоритмом проведения анализа с использованием персонального компьютера (пакет MS Office), проверяют свои расчеты, оформляют курсовую работу в печатном виде. На 9-м занятии (4 часа) - отчет о результатах эпидемиологического анализа.


ПРОГРАММА АНАЛИЗА

(задания для самостоятельного исследования)

 


Просмотров 389

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!