Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 13. Философская антропология



Вопросы для обсуждения:

1.Проблема человека в истории философии

2.Сознание как способ жизнедеятельности человека

3.Смысл жизни и предназначение человека

Методические рекомендации для подготовки к теме:

Важно подчеркнуть, что философия в отличие от других наук о человеке (психология, медицина и т. д.) стремится постичь человека как целостное существо. Философия рассматривает человека, взятого в единстве его разнообразных проявлений, как существо многомерное и универсальное.

Данную проблематику нужно рассматривать в историческом аспекте: процесс становления вида homo sapiens стал таким же крупномасштабным планетарным явлением как и появление живой материи из неживой. При этом биологическая эволюция человека синхронно сопровождалась эволюцией социальных отношений (от стадных отношений к родоплеменным и т. д.) При рассмотрении второго вопроса о деятельной сущности человека следует более подробно осветить роль труда не только в развитии человека как высшего природного существа, но и подчеркнуть, что деятельная сущность человека стала тем фундаментом, на котором возникла человеческая цивилизация. Раскрывая биологизаторские и социологизаторские трактовки человека (социал-дарвинизм, мальтузианство, социобиологизаторство и др.) следует подчеркнуть не только их ограниченность и классовую направленность, но и их антигуманный характер, скрытую опасность межнациональных, расовых конфликтов.

Литература:

1. Авсринцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1977. Гл. "Бытие как совершенство – красота как бытие".

2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии. – М., 1986.

3. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М.: Культура и спорт, ЮНИ-ТИ, 1997.

4. Лузгин В.В. Философское учение о материи. Учеб. пособие / Казан, гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева. Казань. Казанский гос. тех. ун-т. 1995.

5. Материя, дух и бытие // Соц.-полит.журн. – 1993,- № 7. – С.68–80.



1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М.: Мысль, 1988.

2. Бессонов Б. И. Человек. М., 1988.

3. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42.

Тема 14. Гносеология

Вопросы для обсуждения:

1.Проблема познания в истории философии

2.Уровни познания

3.Специфика научного познания

Методические рекомендации для подготовки к теме:

Проанализировать научную теорию познания и лежащую в ее основе теорию отражения, согласно которой внешний мир воздействует на наши органы чувств, вызывая ощущения. Познание – это прежде всего человеческая деятельность, направленная на отражение действительности; это сложный противоречивый процесс от простой фиксации явлений к анализу их сущности. Выявить структура процесса познания, представляющую собой единство чувственного и рационального познания. Проанализировав составляющие элементы чувственного и рационального познания, необходимо подчеркнуть роль практики в процессе познания, где познание и практика представляют собой две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса. Надо отметить при этом, что практика в процессе познания играет важную роль всеобщего критерия истины. При изучении данной темы необходимо понять сущность философского подхода к истине как к процессу все более полного и глубоко отражения объективной действительности в сознании человека. Истина есть верное отражение действительности в сознании людей, это соответствие знаний человека внешнему миру, т. е. объективной реальности. Истина является результатом долгого и противоречивого процесса познания; этим и объясняется сложный характер истины. Вам следует проанализировать многогранный характер истины: диалектику абсолютного и относительного в истине, единство объективного и субъективного в ней, конкретность истины. В завершении темы следует подчеркнуть, что практика есть критерий истины. В утверждении истины, как и в ее проверке, необходимо учитывать единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии.



Литература:

1. Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. – М., 1988.

2. Губанов Н.И. Чувственное отражение: анализ проблемы в свете современной науки. – М.: Мысль, 1986.

3. Диалектика познания / Под ред. М.С.Козловой – Л., 1989.

4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Поли собр.соч. Т. 18. с.

5. Ильин В.В. Теория познания. Введение, общие проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 1993

 

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СРС И СРСП

Темы эссе

 

1.Становление философских истин в Древнем мире:

а/ Предфилософия древнеегипетской цивилизации

б/ Великие мыслители Древней Индии (Патанджали, Капила, Бадараяна, Махавира, Гаутама)

в/Совершенный человек в древнекитайской философии

2.Философия в человеческой культуре: Мудрость веков или искренне заблуждение?

3.Буддизм: Спасение человечества или путь в никуда?

4.Космос и человек в даосизме.

5.Сократ и Ницше: два полюса понимания человека

7.Свобода и рок в судьбе человека в представлениях греческих философов

9.Ислам и философия – друзья и соперники.

10.Мистика в исламе: интуиция против разума.

11.Бытие Бога и мира в средневековой христианской философии

12. Поиск истины средневековых философов Запада и Востока (смысл истории и человеческой жизни)

13.Философские и этические идеи Библии

14.Философия и искусство эпохи Возрождения

16.Человек и космос в русском космизме.

18. Эрих Фромм о двух способах индивидуальной жизни.

19. Общение как философская проблема

20. Зигмунд Фрейд: человек в толпе

21.Алхимия как феномен средневековой культуры

22.Две модели происхождения и строения Вселенной: Аристотеля-Птолемея и Коперника-Бруно.

24.Концепция постиндустриального и информационного общества: А.Белл и А.Тоффлер

25.Кризис и революции в научном познании

27.Свобода и ответственность в философии экзистенциализма

28. «Цивилизация есть безумие»: смерть человека в философии структурализма

29.Постмодрен в культуре

30.Случайно ли присутствие человека в мире?

 

Дополнительные темы:

1.Как я понимаю философию: проблемы и перспективы.

3.Философский смысл истин Откровения (на примере Корана и 4.Библии).

5.Много ли человеку нужно? (этический и прагматический аспекты)

6.Современное образование: основные проблемы

8.Держится ли власть на страхе? Критика Гоббсовского понимания власти.

9.Что такое свобода? Разумное ограничение или вседозволенность?

11. Концепция Ч. Дарвина о происхождении человека в свете современных научных представлений.

12.Есть ли место магии и мистики в жизни человека?

13.Проблема насилия в современном мире: причины и пути преодоления.

15. Как менялось Понимание идеального человека в истории философии: «благородный муж» (Конфуций), «совершенный человек» (суфизм), «сверхчеловек» (Ф. Ницше), «универсальный человек» (марксизм)?

17.Наука и религия: союз или конфронтация?

20. Как будет осуществляться эволюция человека в новом тысячелетии?

21.«Если бога нет, то все дозволено…» (Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы»). Нужен ли Бог человеку?

22.Евразийство: история и реальность

 

Темы для индивидуальных презентаций:

 

  1. Мифология как исторический тип мировоззрения.
  2. Современные социальные мифы.
  3. Человек в культуре Древнего Востока.
  4. Загадка Будды.
  5. Теория познания Конфуция.
  6. Лао-Цзы в истории мировой философии.
  7. Сократ и его роль в становлении древнегреческой философии.
  8. «Теория припоминания» Платона.
  9. Апория Зенона и их современное научное значение.
  10. Космологизм пифагорейской школы – 5 в. до н.э.
  11. Этические школы Древней Греции: гедонизм, кинизм.
  12. Метафизика Аристотеля. Учение о материи и форме.
  13. Искусство спора в античной философии.
  14. Средневековая западноевропейская философия о природе и ее развитии. А.Августин в истории средневекового мышления.
  15. Проблема смерти в истории нравственно-религиозной мысли средних веков.
  16. Проблема счастья в философии Аль-Фараби.
  17. Концепция знания в восточном перипатетизме.
  18. Этическая концепция Х.А. Яссауи.
  19. Аль-Газали в культуре средневекового мусульманского Востока.
  20. Теория двойственной истины в философии Ибн-Рушда и ее влияние на западноевропейскую философию.
  21. Арабский Восток глазами Запада.
  22. Проблема человека в философии итальянских гуманистов.
  23. Утопический идеал мыслителей Возрождения.
  24. Идеал общества в утопиях Т.Мора и Т.Кампанеллы.
  25. Классификация наук Ф.Бэкона и учение о причинах.
  26. Научно-философская методология Р.Декарта.
  27. Проблема свободы в философии Б. Спинозы.
  28. Философские взгляды Г.В. Лейбница.
  29. Теория познания Дж.Локка.
  30. Учение Ж.Ж.Руссо об «общественном договоре» и «народном суверенитете».
  31. Механицизм 18 века. Ж.Ламетри «Человек-машина».
  32. Концепция «разумного эгоизма» французских просветителей.
  33. Религия любви Л.Фейербаха.
  34. Проблема свободы в философии И.Г. Фихте.
  35. Этическое учение И.Канта.
  36. Концепция универсального человека по К. Марксу.
  37. Принципы саморазвития и целесообразности в миропонимании Ф.Шеллинга.
  38. Логика В. Гегеля. Учение о саморазвитии абсолютной идеи.
  39. Учение Гегеля об абсолюте и целом. Государство. Нация, человек в его системе.
  40. Историческая философия К.Маркса. Концепция отчуждения.
  41. Л.Фейербах «Сущность христианства». Учение о судьбах и происхождении религии.
  42. К.Маркс и марксизм-ленинизм. Вульгаризация теории К.Маркса.
  43. Русская философия и ее вклад в мировую философию.
  44. Философия В.Соловьева.
  45. Этика Л.Н. Толстого. Учение о смысле жизни и нравственном самоусовершенствовании.
  46. Персоналистская философия Н.Бердяева.
  47. Славянофильское учение о мессианской роли русского народа и соборности.
  48. Русский космизм.
  49. Теория общественного прогресса в философии казахских просветителей.
  50. Поэты эпохи скорби (Шортанбай, Дулат).
  51. Проблема свободы в экзистенциализме.
  52. «Сверхчеловек» в философии Ф.Ницше.
  53. Психоанализ и проблема человека.
  54. Проблема бытия в философии М.Хайдеггера.
  55. «Иметь или быть» Э.Фромм. Учение о двух способах жизни.
  56. К.Ясперс о пограничной ситуации. Проблема вины.
  57. Что делает людей великими? Теория «компенсации» и «сверхкомпенсации» А.Адлера.
  58. К.Г. Юнг об «архетипах бессознательного».
  59. «Закат Европы» О.Шпенглера. Соотношение культуры и цивилизации.
  60. История науки. Структура научных революций (Т.Кун, И.Лакатос).
  61. Философия А.Шопенгауэра: «Мир как воля и представление».
  62. Кант и неокантианство.
  63. Учение С.Кьеркегора о свободе и выборе.
  64. Проблема субстанции в философии.
  65. Категория бытия в истории философии.
  66. Бытие и небытие – два возможных принципа философствования.
  67. Современные представления о движении, пространстве, времени.
  68. Диалектика традиций и новаторства.
  69. Детерминизм в современном естествознании.
  70. Проблема человеческой судьбы и ее предопределения в античной культуре.
  71. Философия человека Тейяра де Шардена.
  72. Человек в будущем и настоящем.
  73. Расизм и проблема соотношения биологического и социального в человеке.
  74. Проблема сознания в философии Востока.
  75. Религия как творчество и форма идеологии.
  76. Сознание и бессознательное.
  77. Массовое сознание: сущность, структура, роль в обществе.
  78. Общественное и индивидуально-личностное содержание сознания, их взаимосвязь.
  79. Роль идеологии в современном мире.
  80. Самосознание и самообман.
  81. Личность и общество.
  82. Личность и ее свобода в зеркале мировых религий.
  83. Диалектика свободы и ответственности на современном этапе развития мировой цивилизации.
  84. Основные направления развития человека как личности.
  85. Специфика понимания личности в различных типах культур.
  86. Религия и личность.

 

 


Просмотров 284

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!