Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Характеристика личностного и интеллектуального развития взрослых людей. Нормативные, профессиональные и биографические кризисы



Билет 44.

Развитие личности во взрослых возрастах.

Ананьев.

Происходит закрепление, стабилизация основных личностных свойств, повышение уровня сознательности + (!!) иерархизация свойств личности, формируется направленность личности.

Структурный компонент (стержень) свойств личности – мировоззрение (определяет направленность личности, иерархизацию свойств личности).

Ярко выражены – индивидуальные особенности личности, которые зависят от характера жизнедеятельности человека.

Мировоззрение и социальная активность начинают интенсивно развиваться в первую половину взрослости (период молодости).

Существуют возрастные и гендерные особенности в жизненных планах (Лисовских):

* места по значимости: Гендерные ос. Возрастные ос.
Планы М Ж 20-25 л. 26-30 л.
Профессионально-образовательные
Материально-бытовые
Личные

С возрастом увеличивается количество интересов в общественной жизни, политической жизни, увеличиваются интересы, связанные с серьезной музыкой, литературой.

+ интересы зависят от уровня образованности человека.

Самооценка уровня притязаний (с возрастом):

–стабилизируется

–повышается адекватность с\оц

–повышается адекватность поведения человека, и т.д.

* здесь есть возрастная изменчивость.

Уровень притязаний зависит не от возраста, а от уровня образованности.

Взрослость=возраст максимальных достижений:

Шевчук – изучал кульминационные точки в разных видах деятельности:

–хореография – 20-25 лет;

–музыкальная и поэтическая деятельность – 30-35 лет;

–научная деятельность, политика – 40-55 лет.

Леман – изучал научное творчество.

В научном творчестве пики достижений:

–химики – до 30 лет;

–математика, физикаЮ программисты – 30-34 года;

–астрономы, геологи – 35-39 лет.

Кульминационные моменты в научной деятельности – 35-40 лет; 40-45 лет.

Многие называют вторую кульминацию в более поздние годы. Она зависит от индивидуальных деятельностей, особенностей.

Существует 2 пика: 1. Середина взрослого возраста. 2. Более поздние годы – возможно, но зависит от индивидуальных возможностей, от вида деятельности.

Интеллектуальное развитие.

Развитие познавательной сферы.

Ананьев.

1. В возрасте от 18 до 25 лет связи между психическими процессами (память, внимание, мышление и т.д.) немногочисленны, а после 25 лет появляются тесные связи.



2. Уровень развития всех психических процессов будет зависеть от участия человека в образовательной деятельности.

Чем больше человек участвует в познавательной деятельности, тем выше уровень всех его (психических) познавательных процессов.

3. Несмотря на то, что в развитии отдельных психических процессов существуют периоды спадов, подъемов, стабильные…, интеллект находится на достаточном уровне во все возраста.

Уровень интеллекта зависит от самообразования человека.

Наш интеллект в разном возрасте опирается на разные процессы, т.е. с возрастом – структура интеллекта будет разная.

Интеллект (интеллектуальное долголетие), его уровень зависит от:

1) Генетической программы – чем более одарен человек, тем больше сохранность интеллекта.

2) Активность – чем дольше используются интеллектуальные способности, тем дольше сохраняется интеллект.

Развитие психических процессов.

ВНИМАНИЕ.

3 этапа:

18–26 лет – период сравнительно невысокого уровня развития внимания (пики 22 и 24 года).

27–33 года – наиболее высокий уровень развития внимания.

34–40 лет – нет единой картины, очень резкие скачки в развитии внимания, уменьшается объем и устойчивость внимания.

В развитии внимания, как и любого другого психического процесса, нет какой-то одной линии развития, есть пики, спады и т.п.

ПАМЯТЬ.

Нет сплошного улучшения или ухудшения. Разнородная динамика.

Развитие памяти продолжается и после созревания мозговых структур (биол. созр.)

18–19 лет – наиболее высокое развитие памяти.

21–22 года – небольшой спад.

23–24 – новый подъем, после него понижение уровня памяти.

29–30 – новый пик.



32–36 – снижение уровня памяти.

37–38 – небольшой подъем.

К 40 годам – спад.

Подъемы и спады чередуются.

Разные стороны памяти развиваются гетерохронно, т.е. нет совпадений в динамике развития вербального и образного вида, кратковременной и долговременной памяти, и т.д.

* Интеллектуальная деятельность способствует развитию памяти.

**Отсутствие активной интеллектуальной деятельности приводит к понижению:

–вербальной долговременной (в большей степени);

–вербальной кратковременной и образной памяти (в меньшей степени).

Противоречия между вербальным сохранением и запечатлением.

Сохранение начинается ухудшаться с 27 лет, а запечатление – с 35 лет.

Т.е. 27–35 лет – хорошо быстро запоминаю, но не храню.

Поскольку непроизвольное запоминание начинает снижаться уже с 20 лет, а произвольное после 25–27 лет, то необходима интеллектуализация процесса памяти.

МЫШЛЕНИЕ.

Пики и общая логика развития практического, образного и логического мышления не совпадают друг с другом.

25, 33, 37 лет – уровень совпадает.

Во все остальные возраста – не совпадет.

18–21 – отставание практического от образного и логического.

22–25 – подъем практического мышления, которое оказывается по уровню развития выше всех других видов мышления.

26–29 – стабилизация всех видов мышления с наибольшим преобладанием практического.

30–40 – ритмическое изменение всех видов.

От 18 до 25 – подъемы и спады мышления сменяются через 1–2 года.

После 25 – через 3-4 года.

На уровень развития мышления влияет интеллектуальная деятельность и умственное напряжение; самообразование, самообучение.

Динамика развития разных психических процессов:

18-25 лет – связи между отдельными видами психических процессов не многочисленны;

после 25 лет – количество связей увеличивается àинтеллект становится целостной системой.

–––

18–19 лет – пик развития интеллекта;

20–24 лет – очень плавное снижение;

после 25 лет – плавное увеличение уровня интеллекта.

29–30 лет – пик интеллекта (очень плавный, невысокий).

Кризисы.

Выделяют несколько типов кризисов:

1. Нормативные/возрастные кризисы – связаны с логикой онтогенетического развития. Это явление абсолютно нормальное, необходимое и закономерное.

Кризисы взрослого человека смещены во времени, границы во времени очень плавные.

Существуют самые разные кризисы.

Всеми авторами выделяются…

…виды нормативных кризисов:

1) Кризис перехода к взрослой жизни (21–22 года) – меняется деятельность: от учебно-профессиональной к трудовой деятельности => очень резкая смена системы ценностей: целей жизни и приоритетов. + изменение режима жизни.

2) Кризис середины жизни (30 – 35-37 лет) – его сущность в переосмыслении (др. назв. = страх смерти – «пол жизни прожито и что?»). Аналогичен подростковому кризису.

3) Кризис 45 лет – переосмысление системы социальных отношений и внутренних связей, жизненных ситуаций.

4) Кризис подготовки к пенсионному возрасту – осмысление себя в непрофессиональной роли.

2. Кризисы, которые связаны с развитием тех социальных систем, в которые входит человек.

1) Кризисы семейной системы – в зависимости от самой семейной структуры, время этих кризисов бывает разное.

Выделяют:

–первые 3 года – адаптационный период. У людей с более подвижной НС сроки меньше; если более благоприятные внешние условия, совместимость внешних и внутренних – также длиться меньше;

–кризис 5–7 лет – связан с тем, что женщина частично начинает освобождаться от рождения и выкармливания ребенка => возрастают личностные потребности, а для мужчины – женщина все еще выполняет семейные функции.

–кризис 10–15 лет – связан с кризисом середины жизни.

–кризис 20–25 лет.

3 основные ценности семейной жизни: –сексуальная; –психологическая; –образовательная (àинтерес общения).

в зависимости от возраста и срока отношений – ценности меняются местами.

2) Профессиональные кризисы – (Зейер «Психология труда»).

3. Биографические кризисы – связаны с логикой индивидуальной жизнедеятельности человека.

Не привязаны к возрастам и частота их проявления будет зависеть от того, как человек сам строит свою жизнь.

Ахмеров: 3 типа кризисов:

1) Кризис нереализованности:

1 причина: возникает тогда, когда социальное окружение не признает достижения данного человека, несмотря на то, что он достигает каких-то достаточно высоких вершин (пр: когда ценности окружающего общества несколько не сходятся с собственными ценностями).

2 причина: когда поставленные ранее цели обесцениваются, или человек понимает, что он их не достиг; человек оценивает свои достижения на минимальном уровне.

Проявление/выражение кризиса: «Жизнь не удалась, потому что я не достиг цели».

2) Кризис опустошенности – возникает в ситуации, когда человек понимает, что он чего-то уже достиг и эти достижения вызывали сильную мобилизацию à после – возникает ощущение того, что полностью исчерпал себя + душевная усталость.

!! Возникает после любых достижений, но может быть выражен в большей или меньшей степени.

3) Кризис бесперспективности – когда у человека настоящее, прошлое и будущее не связаны друг с другом. Когда человек не видит перспектив своего развития.

«Безнадежный застой, гарантированная скука будет продолжаться». Замкнутый круг.

* Ахмеров: сложность этих кризисов состоит в том, что они могут проявляться независимо друг от друга, могут накладываться друг на друга, и т.д. Любой кризис необходимо использовать для позитивного развития себя.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!