Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Предпринимательские ценности



 

 

3.1. Личность предпринимателя, как объект духовного совершенствования.

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Христианское совершенство, будучи жизнью в Боге, есть бесконечное поприще преуспеяния, ибо бесконечен Бог».

 

Православный предприниматель разделяет ключевые ценности предпринимательства, соотнося их с нравственными нормами Православия. Он, в частности, ценит следующие качества личности делового человека:

  • Честность – качество, дающее возможность быть надежным и выгодным деловым партнером, уважаемым работодателем, производителем с хорошей репутацией в глазах потребителя и государства.
  • Предприимчивость – способность находить неудовлетворенную потребность людей в товаре и/или услуге и организовывать соответствующее производство, оптовую и/или розничную торговлю.
  • Трудолюбие – способность к постоянному и напряженному предпринимательскому труду.
  • Рачительность – общее внимательное отношение к делу, забота о его развитии и процветании.
  • Готовность идти на оправданный риск – способность принимать бремя ответственности за решения, которые объективно необходимы, но несут в себе обычные риски предпринимательства.
  • Благоразумность – качество, необходимое для избегания поспешных или непродуманных решений, в результате которых теряются ресурсы предпринимателя.

3.2. Отношение к эффективности и прибыли, как к возможности исполнять закон любви к ближнему.

Эффективность и прибыль принимаются в качестве важных свидетельств надлежащего ведения дела, должного исполнения обязанностей предпринимательского служения. При этом прибыль не рассматривается с индивидуалистичных и стяжательских позиций – как исключительно предназначенная для обогащения, усиления власти и влияния самого предпринимателя.

Прибыль – результат успешного ведения дела и источник его дальнейшего развития. Поэтому прибыльное дело, если оно ведется нравственно, объективно в интересах не только предпринимателя, но и наемных работников, государства, партнеров и других лиц (например, получающих ту или иную пользу от дела через благотворительность или иную поддержку).



Как говорили старцы, в частности, преподобный Амвросий Оптинский, «не прибыль портит людей, а люди портят прибыль». Исходя из этого, прибыль при разумном отношении к ней, понимается как органичный, неотъемлемый элемент надлежаще поставленного дела.

 

3.3. Отношение к собственности

 

Отношение к собственности основывается на ее признании в качестве законного и достойного атрибута человеческой жизни в целом и предпринимательской деятельности в частности. При этом учитывается то, что Церковь не определяет прав людей на собственность, но дает понимание ее места в мировоззрении православного христианина.

 

Право собственности человека не абсолютно, а относительно. Люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими.
Относительность собственности в мировоззренческом контексте проявляется в том, что православный предприниматель рассматривает себя в качестве временного управителя тех благ, в отношении которых он юридически выступает собственником. Как управитель, он признает свою ответственность за вверенное ему имение перед Богом.
Эта ответственность реализуется через восприятие собственности как дара Божия данного во испытание и для использования во благо себе и ближним. Духовная легитимность собственности достигается тогда, когда отношение к собственности основывается на евангельском принципе любви к ближнему.



 

Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается «заботами, богатством и наслаждениями житейскими» (Лк. 8. 14). Материальные блага не могут сделать человека счастливым. Господь Иисус Христос предупреждает: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12. 15). Погоня за богатством пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к полной деградации личности.

В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия. Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу.

 

 

3.4. Отношение к богатству и бедности

 

Богатство (собственность на материальные блага в крупных размерах) выступает объективным и закономерным следствием успешного дела предпринимателя. Богатство как таковое не может служить предлогом для обвинений предпринимателя в стяжательстве и, тем более, в неспасительности его пути.


Преподобный Варсонофий Оптинский: «Можно спастись и в богатстве и бедности. Сама по себе бедность не спасет. Можно обладать и миллионами, но сердце иметь у Бога, и спастись».


Стяжательство, или обольщение богатством, имеет место тогда, когда богатство становится высшей ценностью для человека. В этом случае происходит нарушение заповеди Божией «не сотвори себе кумира». Господь предупреждает об иллюзии силы и свободы в богатстве и власти. Такая иллюзия – слабость перед Богом. В непривязанности к богатству, свободе от всякого пристрастия к нему и служении богатством Богу и людям, предприниматель обретает праведность своего пути.

 

В Священном Писании не содержится порицания богатства как такового. Состоятельными людьми были и Авраам, и ветхозаветные патриархи, праведный Иов, Никодим и Иосиф Аримафейский. Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Божией.

 

В этой связи весьма убедительно говорит блаженный Феодорит Кирский:

"И говорим это, не богатство осуждая, не злом врачуя зло. Ибо если богатство худо, то хула падает на Давшего оное. Напротив того, говорим, что богатство и бедность Самим Творцом предлагаются людям, как некие вещества или орудия, и люди, имея их, как художники, могут или изваять образ добродетели, или слепить кумир порока."

 

"Так будем судить и о богатстве, и о пользующихся богатством: первое освободим от обвинения, а последних, если будут справедливыми его распорядителями, увенчаем великими похвалами, а если, превратив порядок, окажутся рабами богатства, исполняющими всякое его повеление и услуживающими во всяком дурном деле, то составим на них приговор, обвиняющий в худом поведении, потому что поставленные властелинами, нарушили право владычества и господство обменили на рабство".

 

Важно подчеркнуть: «освобождение богатства от обвинения» не означает признания его нравственной предпочтительности перед бедностью. Решающее значение имеет праведность, которая делает достойной жизнь как богатого, так и бедного человека. Неправедное же поведение – обольщение богатством у предпринимателя, лень и нежелание трудиться у бедного - в равной степени достойны порицания.

Поэтому в целом богатство и бедность представляют два полюса имущественного положения, каждый из которых не обладает нравственным преимуществом. Архиепископ Иоанн Сан-францисский (Шаховской) говорит:

 

«По мере своего труда и воли Божией (без коей ничто ни на небе, ни на земле не совершается) христианин достигает того или иного имущественного положения, наиболее для него полезного и спасительного».


Именно спасительность и полезность того или иного материального положения для каждого конкретного человека и является его преимуществом по сравнению с другим. Но это вовсе не отрицает необходимости смягчения имущественного неравенства людей, особенно когда оно приобретает крайние формы. Внося вклад в смягчение такого неравенства, помогая бедным, состоятельные люди укрепляют нравственность и богатых, и бедных.

 

 

Мотивация

 

4.1. Духовная мотивация – в силу бессмертия личности, стремление к спасению по завершении земного пути.

 

Православного предпринимателя, прежде всего, вдохновляет путь служения Богу и людям. На этом пути он руководствуется заповедями о служении, которые и формируют его понимание сути и содержания служения делового сословия.

Предприниматели служат, подражая Христу:

 

Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк., 10,45).

 

С духовной точки зрения, предприниматель приходит в Дело не для того, чтобы организовать служение людей себе. Наоборот, он организует сообщества людей (сотрудников своей компании) для того, чтобы послужить им. На практике это выглядит труднодостижимым и даже нереалистичным. Однако такое служение становится реальным, если предприниматель начинает рассматривать свое Дело как инструмент, посредством которого сотрудники раскрывают свои способности и реализуют свои жизненные цели. В этом предприниматель усматривает и свое служение Богу.

Предприниматель служит, чтобы следовать за Христом:

 

“ Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой(Ин. 12, 26).

Исполняя свое служение Богу, предприниматель следует за Иисусом Христом. Он верит, что по слову Господа через верное служение будет с Ним и в земной жизни, и в Царстве Небесном.

 

4.2. Экономическая мотивация – заинтересованность в прибыли.

 

Православный предприниматель признает, что заинтересованность в прибыли и росте стоимости компании является неотъемлемой частью предпринимательского служения. Из прибыли расширяется дело, что обеспечивает развитие компании и достижение целей служения. Вместе с тем, стремление к получению прибыли не является самодостаточной мотивацией. Важно, чтобы духовные и экономические побуждения соединялись в единую духовно-экономическую мотивацию, в которой прибыль и служение не противостоят друг другу, а гармонично соединяются.

 

4.3. Профессиональная мотивация – стремление достичь совершенства.

 

Православный предприниматель должен быть побужден стремлением достичь совершенства в своем деле.

Движение к совершенству начинается, прежде всего, с нравственного и духовного совершенствования. Достигается по мере исполнения заповедей и смирения. Для предпринимателя актуально соединить нравственную сторону вопроса с профессиональной деятельностью. То есть, опираясь на нравственное и духовное совершенствование, достигать совершенства профессионального. Это профессиональное совершенство может быть выражено в высокой личной компетентности предпринимателя и превосходных характеристиках его дела.

Потому апостол Павел говорит:


И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия. (Кол.3:23-25).

 

На пути к совершенству, которое, как и все на земле, не может быть совершенным абсолютно, нужно не впадать в крайности и не считать, что совершенство достигается только собственными усилиями человека, либо, наоборот, предоставляется Богом без каких либо наших усилий.

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский:

«Нам следует избегать односторонностей: мы не должны оставаться в лености, возложивши всё на Бога, а равно не должны думать мы, что сами собою, без Божией помощи и Его благоволения, можем совершить что-либо доброе. Ибо и Сам Бог всего не совершает, чтобы не оставить нас праздными, и нам не предоставил всё вершить, чтобы мы не превозносились тщеславно».

 

Совершенствуясь в своем служении, православный предприниматель стремится к соединению собственной воли с волей Божией и благословению Богом его дела. И именно под эти углом зрения рассматривает свои деловые перспективы.

 

4.4. Патриотическая мотивация – как призвание любить свое Отечество и своих братьев по вере, живущих по всему миру.

 

Православный христианин призван любить свое Отечество и своих братьев по вере, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам – и становится источником патриотизма. Патриотизм – это любовь к своей стране и вера в ее народ, желание сделать все возможное ради народа и Отечества.

В соответствии со своим выбором предприниматель может иметь патриотическую мотивацию служения – выбирать направления, которые не имеют преимуществ в виде быстрой прибыли или чрезвычайно сложны в реализации, но объективно важны для выживания народа и Отечества.

Одним из таких направлений являются высокотехнологичные, наукоемкие производства и другие направления интеллектоемкой деятельности. Сырьевой потенциал любой страны мира не может быть вечной основой ее благополучия. Природные ресурсы – дар Божий, который является достоянием не только всех ныне живущих на Земле людей, но и будущих поколений. Те природные ресурсы, которые сегодня необходимы человеку, но в будущем не могут быть восстановлены, следует расходовать с расчетом на много веков вперед и, по возможности, заменять восполнимыми ресурсами. Этот потенциал постепенно теряет свое значение и в будущем не сможет принести процветания.

Патриотически-настроенный предприниматель может сознательно идти на значительные трудности и риски ради служения своего народу и стране там, где это особенно сложно, трудно и необходимо делать.

 

4.5. Социальная мотивация – выбор менее прибыльных, но социально значимых отраслей.

 

Еще одним примером нравственной мотивации, выбираемой предпринимателем в соответствии со своей личной позицией, может стать социальная мотивация. В этом случае предприниматель идет в области, где прибыль невысока, но продукция и услуги имеют особо важное значение с точки зрения повседневной жизни населения, его насущных проблем.

Социальная мотивация может, например, привести предпринимателя в сферу сельского хозяйства, где положение сельских жителей может быть крайне тяжелым. В этой сфере даже скромный проект, который даст людям на селе работу, имеет высокую нравственную ценность.

Подобные социальные проекты могут реализовываться в жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере медицинского обслуживания населения, общественного питания, издательском деле и тому подобное. Социально мотивированный предприниматель стремится находить такие проекты и успешно реализовывать их.

 

 


Просмотров 336

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!