Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Глава 3. Организационные формы клинической арт-терапии



Групповые формы работы

В настоящее время в психиатрических учреждениях используется как индивидуальная, так и групповая арт-терапия. Ниже дается краткая характеристика трех основных организационных форм групповой арт-терапии – студийной, тематической и динамической группы. Два последних варианта относятся к общей категории интерактивных арт-терапевтических групп, но при этом различаются по организации работы, стилю ведения групп, а также показаниям к их применению.

Студийный вариант арт-терапии может быть показан пациентам с хроническими психическими заболеваниями, при наличии у них умеренного, либо выраженного снижения эмционально-волевых и коммуникативных возможностей. Динамический вариант групповой арт-терапии, предполагая более важную роль групповых отношений и вербальной обратной связи и неоднократно меняющийся на протяжении занятий характер транзактных процессов, может быть показан пациентам преимущественно с пограничными психическими расстройствами. В свою очередь, тематический вариант построения занятий, благодаря богатым возможностям для регулирования ведущим интенсивности и направленности транзакций, может рассматриваться как имеющий достаточно широкие показания к применению и допускающий участие как пациентов с хронизированными, так и подострыми психотическими состояниями (после купирования психотических симптомов), а также ППР.

Студийная открытая группа

Работа такой группы допускает непостоянство состава участников, а также предполагает свободную, демократичную атмосферу и использование специалистом недирективного подхода. Пациенты могут приходить в студию в установленное время, однако продолжительность пребывания на занятии для каждого из них может варьироваться, что позволяет использовать данную форму групповой арт-терапии в работе с пациентами с самыми разными психическими расстройствами, разным уровнем мотивации, развития художественных навыков, познавательных и коммуникативных возможностей.

При работе в студии в распоряжении пациентов имеются самые разные изобразительные материалы, которые они могут использовать по своему усмотрению. Поскольку с некоторыми материалами и техническими приемами работы с ними больные могут быть не знакомы, ведущий занятий может показывать им некоторые приемы. В то же время, поощряется творческая свобода и допустимость нетрадиционного использования художественных средств.

Во время занятий каждый работает более или менее самостоятельно, затрагивая значимые для себя темы. В некоторых случаях ведущий может использовать организующие воздействия, например, предлагать некоторые темы или приемы работы, главным образом, в тех случаях, когда участники проявляют нерешительность или повышенную тревожность. Время на создание работ варьируется в широком диапазоне. Одни пациенты за одно занятие могут попробовать разные материалы и создать несколько работ. Другие работают над одним произведением подчас в течение нескольких занятий.



В процессе изобразительной деятельности больных ведущий может подходить к участникам, девать им технические советы и оказывать эмоциональную поддержку. Тематические дискуссии для студийной группы не характерны. Групповые отношения и групповая динамика, как правило, не являются предметом анализа и обсуждения. Обсуждения художественной продукции участников хотя и проводятся, но имеют относительно простой характер и не предполагают ее интерпретацию и анализ в контексте проблем и значимых отношений авторов. Во многих случаях в конце каждого занятия или после серии занятий участникам предлагается показать друг другу работы, кратко их прокомментировать и сказать о своих впечатлениях.

Несмотря на то, что вербальный контакт между членами группы в ходе изобразительной работы ограничен, а группа является открытой, через некоторое время в ней формируется определенная культура.

Частота проведения и продолжительность занятий при использовании этой формы групповой арт-терапии может быть различной, также как и ее общая продолжительность. Также может варьироваться продолжительность всего курса занятий в студии. В то же время, как раньше, так и сейчас студийная форма арт-терапии рассчитана в основном на длительное посещение, требует от больных устойчивой мотивации к занятиям изобразительной деятельностью. Чаще всего срок посещения пациентами такой группы заранее не оговаривается. Многое зависит от условий проведения работы (стационар, диспансер, реабилитационный центр, клубный дом и т.д.). Кроме того, с учетом гетерогенного состава многих открытых групп и разной способности их членов к самостоятельной художественной деятельности, по мере достижения тех или иных результатов, они могут постепенно выбывать из группы. Нередки случаи многолетнего посещения пациентами таких групп.



Известны примеры обучения пациентов в студии определенным техникам изобразительной работы и придания их деятельности более выраженной производственной направленности. Так, в некоторых случаях пациенты создают типовые изделия из керамики, работают в технике батика и т. д. В этом случае есть основания рассматривать такую деятельность как форму эрготерапевтической активности, терапии занятостью.

Во многих случаях данная форма работы может быть с успехом использована с теми категориями пациентов, для которых участие в других формах групповой и индивидуальной арт-терапии затруднено или невозможно (например, из-за недостаточных коммуникативных навыков, слабоумия и т. д.).

Поскольку фактор творческой активности при этой форме групповой арт-терапии оказывается ведущим, психотерапевтические эффекты связаны, главным образом, с отвлекающим, седативным, активизирующим или катарсическим воздействием художественного творчества. В тех же случаях, когда члены группы обладают достаточной мотивацией и рефлексивными способностями, они могут приходить к осознанию психологической нагрузки создаваемой изобразительной продукции, пониманию ее связи с собственной личностью и системной отношений. Для того, чтобы помочь пациентам с соответствующими способностями в осмыслении своего творчества, некоторые специалисты чередуют студийные групповые занятия с индивидуальными. Кроме того, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей пациентов, он может уделять им индивидуальное внимание непосредственно в группе, выступая в роли посредника в их «диалоге» с собственной творческой продукцией.

Некоторые авторы убеждены, что терапевтический потенциал студийного варианта групповой арт-терапии еще далеко не исчерпан, и что именно он является основой арт-терапевтической деятельности (P. Allen, S. McNiff) – той средой, в которой пациенты и сами специалисты могут получать полноценный и разносторонний опыт художественной практики. Арт-терапевтическая студия создает значительные возможности для реализации проектов не только лечебной, но и социотерапевтической направленности, расцвета талантов художников-аутсайдеров с последующим продвижением их продукции на арт-рынок.

Зачастую арт-терапевтические студии являют собой яркие примеры творческого союза профессиональных художников и психически больных людей, увлеченно занимающихся изобразительным творчеством. Те и другие совместно реализуют оригинальные творческие проекты, результаты которых предъявляются обществу. Арт-терапевты, художники и пациенты участвует в различных художественных выставках и аукционах, выпускают разную художественно-полиграфическую продукцию, созданную на основе картин пациентов.

Яркими примерами студийной формы групповой арт-терапии в психиатрических учреждениях могут служить продолжающие успешно функционировать такие организации, как «Дом художников» (психиатрический стационар с центром изобразительного творчества художников-аутсайдеров в г. Гуггинге в Австрии, основанный психиатром Лео Навратилом, «Живой музей Нью-Йорка» – художественная мастерская, действующая на базе Криадмурской психиатрической больницы, художественная мастерская «Kunsthaus Kannen» при Алексианеровской психиатрической больнице в г. Мюнстере (Германия), арт-студия («Offenes Atelier»), при психиатрической клинике Шарите в Берлине.

В отличие от первых студий в психиатрической среде, действовавших на базе крупных психиатрических больниц и рассчитанных на пациентов с длительными и практически неограниченными сроками госпитализации, многие современные студии, действующие в амбулаторных условиях, представляют собой такое творческое пространство, которое максимально приближено к жизни пациентов за пределами клиник. В этом случае студия выступает одним из факторов их социальной интеграции и в силу большей открытости социуму и культуре, направленности на включение творческой продукции больных в современный художественный рынок по-своему и подчас весьма эффективно служит делу реабилитации психически больных людей и преодолению их клеймения.

Студийная арт-терапевтическая группа является такой формой организации творческой работы пациентов, которая создает условия для полноценной художественной практики, кооперации арт-терапевтов с художниками и другими представителями мира искусства (художественными критиками, кураторами выставочных проектов), достижения не только терапевтических и реабилитационных эффектов, но и создания качественной изобразительной продукции. Эта продукция может быть предъявлена обществу, стать частью современного культурного ландшафта, служить изменению отношения общества к людям с проблемами психического здоровья.

 

Тематическая группа

Тематическая группа предполагает большую степень организованности хода занятий по сравнению со студийной и динамической группами. Это достигается, главным образом, за счет фокусировки внимания членов группы на какой-либо значимой для них теме или на определенных техниках изобразительного характера. В большинстве случаев тематические группы являются полуоткрытыми. Отдельные участники группы могут прекращать работу на том или ином ее этапе, в то же время, в группу могут включаться новые члены. Это возможно в силу того, что фактору групповой динамики в такой группе не придается столь большого значения, как в динамически-ориентированной группе. В то же время, работа этой группы более интерактивна, чем студийной. Как правило, тематическая группа работает непродолжительное время, ориентируясь на решение тех или иных конкретных проблем ее участников.

Занятия имеют трехчастную структуру с характерной для нее начальной («разогрев»), основной, связанной с созданием изобразительной продукции на определенную тему с последующим осуждением работ в контексте темы, и завершающую фазы с подведением итогов занятия.

В процессе занятий могут быть использованы разные темы, как правило, соответствующие определенным запросам и проблемам пациентов, а также «мишеням» лечебного воздействия, разным тактическим и стратегическим задачам арт-терапии. Темы обычно делятся на несколько групп. Так, например, имеется группа тем, предназначенных для начального знакомства пациентов с возможностями разных изобразительных средств, снятия тревоги, повышения спонтанности творческих проявлений. Данная группа тем также нередко применяется на этапе «разогрева» с целью активизации участников занятия. Группа тем «Восприятие себя» используется для исследования и коррекции системы отношений пациентов, прежде всего, их отношения к себе, и включает создание реалистических или символических автопортретов или гербов, рисование воспоминаний, изображение представлений пациентов о своем прошлом, настоящем и будущем, жизненных целях и т. д.. Имеется группа тем, предназначенных для активизации творческого взаимодействия в группе и служащих основой для парной и общегрупповой активности.

Позиция арт-терапевта при использовании тематического подхода отличается большей директивностью, по сравнению с динамическим и студийным подходами. Он выступает в качестве безусловного лидера, организуя деятельность членов группы, нередко выступая инициатором в выдвижении тех или иных тем и развертывании дискуссий, активно использует собственные комментарии, коррегирует ложные умозаключения членов группы, дает советы, предоставляет им определенную информацию а, в случае необходимости, оказывает также прямую эмоциональную поддержку, использует убеждение, внушение и другие формы психотерапевтического воздействия.

На развитие тематического подхода в групповой арт-терапии оказала влияние теория и практика групповой психотерапии, а также когнитивно-поведенческий и психообразовательный подходы. Немаловажную роль в его распространении сыграло сокращение сроков стационарного лечения, в связи с чем, возникла необходимость в фокусировке на определенных «мишенях» воздействия, проработке конкретных проблем пациентов и их обучении. В последние годы методика проведения тематических групповых занятий продолжает совершенствоваться – в значительной мере под давлением все возрастающих требований к эффективности методов психотерапии.

Достоинствами тематической группы применительно к условиям государственных психиатрических учреждений являются:

· возможность участия пациентов с разными формами психических расстройств, но в любом случае, при сохранных способностях фокусировки на выбранной теме, следовании групповым правилам и участия в групповых дискуссиях;

· полуоткрытый характер группы, позволяющий включать в нее новых пациентов;

· возможность проведения этого вида работы в форме курсов небольшой и средней продолжительности, что позволяет включить его в работу стационаров и дневных стационаров, а также различных программ амбулаторной поддержки и реабилитации психически больных;

· акцент на социальном опыте пациентов, развитии их коммуникативных навыков, удовлетворении потребностей в общении и взаимной поддержке;

· использование широкого набора различных факторов лечебно-реабилитационного воздействия;

· относительно высокая степень организованности работы и директивности ведущего в условиях тематической группы способствуют преодолению тревоги, соответствует ожиданиям большинства пациентов и особенностям институциональной культуры государственного психиатрического учреждения;

· экономичность данного вида работы и возможность его использования даже при весьма ограниченных материальных ресурсах.

К участию в тематической группе пациенты с выраженным слабоумием, находящиеся в острой фазе психического расстройства, сопровождающейся проявлением галлюцинаторно-бредовой симптоматики, маниакальным возбуждением или психомоторной заторможенностью, а также больные с грубыми поведенческими нарушениями обычно не допускаются.

В силу директивности позиции ведущего и при недостаточном внимании с его стороны к текущего состоянию и потребностям пациентов, в процессе реализации этой формы групповой арт-терапии создается определенный риск навязывания группе тех тем и провокации таких переживаний, к работе с которыми участники могут быть еще не готовы. Если пациентам по ходу развития группового процесса не предоставляется возможность проявления все большей инициативы и самостоятельности, то тематическая группа может поддерживать зависимость участников от ведущего. Иногда в таких группах также не уделяется достаточного внимания отношениям членов группы друг с другом и ведущим, вопросам групповой динамики.

В то же время, имеется большое число авторов, которые считают, что при достаточной гибкости и открытости ведущего тематический подход может применяться весьма успешно. Р. Торнтон (Thornton R., 1985), например, пишет, что данный подход может применяться взвешенно – скорее в форме осторожных предложений, чем директив, с полным осознанием психотерапевтом вопросов переноса, для того, чтобы сделать работу группы более интенсивной. По его мнению, без элементов директивности, заложенных в тематическом подходе, работа группы может протекать в слишком замедленном темпе и приводить к неоправданному возрастанию тревожности у некоторых участников.

Х. Гринвуд и Г. Лейтон (Greenwood H. and Layton G., 1987) утверждают, что мягкое структурирование деятельности участников группы, когда темы периодически и осторожно предлагаются психотерапевтом, оказывается весьма продуктивным. Эти авторы считают, что вместо того, чтобы предлагать группе свои темы, ведущий может стимулировать ее к их спонтанному выбору. В то же время, они отмечают, что это иногда может усиливать тревогу и растерянность и вести к нарастанию дезинтеграции у склонных к психотическим переживаниям пациентов.

Содержание занятий тематической группы может определяться не только клинико-нозологическим, но и социодемографическим составом ее участников, их культурным и социальным опытом, актуальной для них психологической проблематикой. Тематическая групповая арт-терапия может применяться в работе с широким кругом клиентов, что связано с большими возможностями варьирования темами, в зависимости от состава группы и задач работы. Данный подход может, в частности, использоваться у пациентов с психозами (при отсутствии острой психотической симптоматики, слабоумия и грубых поведенческих нарушений) на разных этапах лечебно-реабилитационного процесса – не только для проработки имеющихся у них межличностных проблем и преодоления психологических реакций на болезнь и ее последствия, но и с целью развития комплекса жизненных навыков, необходимых для более успешной психосоциальной адаптации.

Использование тематического варианта групповой арт-терапии может дать положительный эффект по мере ослабления психотической симптоматики (под влиянием психофармакотерапии), выхода на первый план психологических проблем и симптомов невротического уровня, в частности, в форме депрессивных реакций, сопровождающихся ощущением тревоги, уныния, скуки и апатии. Подобные реакции в той или иной степени выраженности имеются у значительного числа психотических больных и связаны с личностной дезадаптацией. Тематический подход может способствовать преодолению ощущения пустоты и бессмысленности существования, негативной оценки жизненных перспектив.

Данный подход также может способствовать лучшему пониманию больными особенностей своего состояния, причин и механизмов развития болезни, развитию навыков саморегуляции и эффективных вариантов копинг-поведения, формированию более адекватной, положительной самооценки, осознанию своих возможностей и жизненных целей, развитию коммуникативных навыков, творческих увлечений, совершенствованию способности к принятию самостоятельных решений, формированию устойчивой системы социально-значимых связей.

Элементы тематического подхода, при достаточном внимании к вопросам групповой динамики, могут также с успехом применяться у пациентов с пограничными психическими расстройствами (ППР), аддикциями, а также в рамках различных тренингов преимущественно обучающей, психообразовательной направленности.

Тематическая группа позволяет использовать все три глобальных фактора лечебно-реабилитационного воздействия арт-терапии – фактор художественной экспрессии и импрессии, фактор психотерапевтических и групповых отношений и фактор обратной связи. Немаловажная роль в ее деятельности принадлежит тем терапевтическим механизмам, которые связаны как с непосредственно с изобразительной деятельностью, так и обсуждением ее результатов в группе (актуализация и объективация переживаний и представлений, смыслообразование, рефрейминг значений, организация опыта и т. д.), а также групповым психотерапевтическим факторам, проявляемым в контексте совместной творческой работы.

 

Динамически-ориентированная закрытая группа

Динамически-ориентированная группа является комплексной формой групповой работы, обладающей значительным потенциалом творческого самовыражения и межличностного взаимодействия. Она предполагает, с одной стороны, самостоятельную работу участников с их погружением в свой внутренний мир и выражение ими своих переживаний, представлений и фантазий в творчестве. С другой стороны, динамически-ориентированная группа создает условия для проявления и осознания участниками наиболее характерных для них поведенческих, эмоционально-экспрессивных и познавательных особенностей в межличностном контексте.

Межличностное взаимодействие в такой группе происходит как на вербальном, так и невербальном уровнях, затрагивает осознаваемые и неосознаваемые переживания и установки пациентов. Коммуникация может осуществляться как в рамках групповых дискуссий, так и ходе изобразительной работы и иных видов творческой деятельности членов группы (если при этом используются элементы полимодального, интегративного подхода) – игр, драматических постановок, ролевых диалогов, специальных упражнений.

В отличие от тематической группы, каждое занятие и курс групповой динамически-ориентированной арт-терапии в целом, не имеют какого-либо определенного плана. Процесс работы во многом определяется актуальным состоянием и потребностями участников группы, а также той атмосферой, которая складывается в ней в каждый конкретный момент времени. Для участия в этой форме групповой арт-терапии пациенты должны обладать достаточной мотивацией и рефлексивными навыками, быть способными соблюдать групповые правила, проявлять ответственность и инициативу, а также реагировать на действия, высказывания и изобразительную продукцию других (предоставлять и получать обратную связь).

Все это позволяет признать данную форму групповой арт-терапии рассчитанной преимущественно на пациентов с ППР, а также аффективными расстройствами в стадии ремиссии, аддикциями и непсихотическими психическими расстройствами вследствие органического поражения головного мозга.

Процесс работы такой группы имеет ярко выраженный стадийный характер, сопровождается характерными изменениями в характере межличностного взаимодействия, отношениях пациентов с ведущим и в их художественной экспрессии. Комплексные динамические феномены в такой группе в значительной мере опосредуются и усиливаются изобразительной деятельностью участников, благодаря чему может иметь место эффект «накопления» и трансформации аффектов в изобразительной продукции группы, во многих случаях также – коллективное отреагирование чувств в совместных видах творчества. Все это обусловливает необходимость в «удерживании» чувств участников группы в границах психотерапевтического пространства и соблюдении правил групповой работы.

Использование данной формы групповой арт-терапии требует от ведущего владения методами групповой психотерапии, гибкости и умения использовать широкий репертуар различных приемов. В то же время, динамически-ориентированная арт-терапевтическая группа влияет на ее членов не только через целенаправленные индивидуальные воздействия ведущего, но и через групповой процесс, а потому, видя проявления групповой динамики, психотерапевт должен уметь грамотно использовать этот терапевтический фактор. Как отмечают Д. Рутан и У. Стоун (Rutan J. and Stone W., 2001), динамический психотерапевт следует групповому процессу, а не инициирует его. Он использует свой авторитет для создания границ психотерапевтического пространства и определенной системы правил. Практика работы динамически-ориентированных арт-терапевтических групп допускает различную степень вовлеченности самого психотерапевта в групповые процессы, в том числе, его непосредственное участие в изобразительной деятельности в форме создания индивидуальных или коллективных художественных работ и иных видах творческой деятельности. Во многих случаях это позволяет ему не только сформировать те или иные ролевые модели, но и почувствовать, что происходит в группе и взаимодействовать с ее членами, используя как вербальную обратную связь, так и средства сенсомоторной, проективно-символической и драматической ролевой коммуникации. В работе динамически-ориентированных групп на сегодняшний день используются в основном групп-аналитическая и интерперсональная модели групповой психотерапии.

Семейная арт-терапия

 

В последние годы все больший интерес в нашей стране и за рубежом вызывает семейная арт-терапия. Это, в частности, вызвано тем, что методы лечения и реабилитации, применяемые в работе у пациентов с разными психическими расстройствами, приобретают все более системно-ориентированный характер, включают в процесс оказания помощи родственников больных, учитывают семейный контекст и иные факторы социальной и культурной среды (Эйдемиллер Э.Г., 2005). Семейная арт-терапия сочетает арт-терапию и семейную психотерапию. Она использует изобразительные средства с целью оценки и коррекции семейных отношений у пациентов с разными психическими расстройствами, опирается на теоретико-методологические разработки семейной психотерапии.

Арт-терапия может включаться на любом этапе общей семейной психотерапии, а также может быть выбрана в качестве основного психотерапевтического инструмента. Арт-терапевтические методы и техники включаются в общую методологию психотерапевтического процесса, приобретая его язык, сохраняя общие этапы и основную терапевтическую концепцию, при этом различные средства пластических искусств используются в качестве основного инструмента, либо в качестве посредника в коммуникации между терапевтом и пациентами (членами семьи).

Развитие семейной арт-терапии происходило параллельно с развитием семейной психотерапии. Одновременно несколько специалистов в США (Хана Квятковска, Джудит Рубин, Херриет Вейдсон, Дорис Аррингтон и другие) стали развивать данный подход, акцентируя внимание преимущественно на прикладных, эмпирических аспектах работы. Пионеров семейной арт-терапии привлекала возможность исследования тех аспектов функционирования семьи, которые с трудом поддаются оценке с помощью иных средств (например, опроса). Благодаря использованию средств визуальной экспрессии в ходе работы с семьей ее члены могут перестроить свои отношения и использовать альтернативные способы взаимодействия. Применение таких средств делает для членов семьи более наглядными и понятными многие ранее неосознаваемые или отрицаемые аспекты функционирования семейной системы. Кроме того, применение невербальных средств самовыражения «уравнивает» возможности детей и взрослых, позволяет детям более активно проявлять себя во время сеансов и способствует получению членами семья нового опыта взаимодействия друг с другом.

Семейная арт-терапия ориентирована на решение следующих диагностических и коррекционных (реконструктивных) задач (Ландгартен Х., 2001):

  • исследование детского опыта, связанного с отношениями с родителями и сибсами,
  • изучение родительского влияния,
  • изучение прошлого и текущего опыта семьи,
  • выражение и осознание неосознаваемых переживаний членов семьи,
  • осознание причинно-следственных связей в отношениях и реакциях членов семьи,
  • определение транзакционных конфигураций,
  • выявление и коррекция дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия,
  • диагностика актуальных семейных конфликтов,
  • коррекция родительского поведения,
  • обогащение опыта, связанного с успешным решением семейных проблем,
  • развитие у членов семьи способности к независимому функционированию.

Диагностикав семейной арт-терапии основана на выполнении членами семья различных заданий, в основном, изобразительного характера. Эти задания могут быть также дополнены игровой и постановочной деятельностью, совместным музицированием, а также техниками нарративного и визуально-нарративного подходов, связанных с созданием и восприятием устных и письменных повествований. Диагностика и оценка, как правило, проводятся в ходе первого сеанса семейной арт-терапии. Примерами диагностических техник семейной арт-терапии могут служить:

· рисование семейного герба;

· изображение сцен семейной жизни;

· совместный рисунок, скульптура или фотоколлаж на свободную тему;

· создание каракулей с последующим обсуждением и прорисовыванием образов;

· рисование «семейного портрета» в виде реалистического или метафорического изображения членов семьи;

· изображение дома с расположенными в нем членами семьи, занимающимися каким-либо делом;

· изображение значимых семейных событий – приятных или неприятных (семейных праздников, совместного отдыха и т. д.);

· изображение проблемных ситуаций (семейный конфликт, болезнь одного из членов семьи и т. д.);

· изображение того, что представляется в жизни семьи наиболее важным;

· иллюстрирование различных семейных ситуаций (приятных или неприятных) в процессе их развития путем создания серии рисунков;

· изображение желаемого будущего и целей семьи;

· изображение «жизненного пути» семьи, когда членам семьи предлагается нарисовать основные вехи развития семьи, наиболее важные события в семейной жизни;

· изображение любимых занятий и увлечений;

· создание композиций в песочнице – на свободную или заданную тему.

Некоторые из этих техник связаны с созданием членами семьи индивидуальных работ, другие выполняются совместно. При этом условия совместной деятельности могут варьироваться: в одних случаях членам семьи может быть предложено сначала обсудить, как они представляют себе предмет изображения (например, то, что они считают семейной проблемой) и возможные способы его передачи на рисунке. Ценная информация, касающаяся ролей членов семьи и особенностей их взаимодействия, может быть получена благодаря наблюдению за процессом обсуждения. Иногда членам семьи предлагается сразу же начать рисовать и воздержаться от разговора, что может являться дополнительным фактором, способствующим более яркому проявлению особенностей взаимодействия между членами семьи и перестройке их отношений. В процессе семейной арт-терапии проявляются и оцениваются как слабые (проблемные), так и сильные (ресурсные) аспекты опыта семьи.

Коррекцияв условиях семейной арт-терапии основана на следующих факторах:

· осознании дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия,

· отреагировании и принятии чувств,

· получении нового опыта совместной деятельности и сопереживания,

· освоении и реализации новых позиций и способов взаимодействия,

· обучении адекватным и конструктивным способам выражения чувств и решения конфликтов (в частности, путем поиска компромиссов, согласования действий, выражения интересов и ожиданий и др.).

Ценным источником информации о семье и средством перестройки и развития семейных отношений может служить использование фотографий – техник семейной фототерапии и фото-арт-терапии (Копытин А.И., Свистовская Е.Е. 2009).

Как правило, в ходе семейной психотерапии, продолжительность которой может колебаться от нескольких недель до нескольких лет, выделяют ряд этапов. Выделение этапов позволяет структурировать процесс семейной арт-терапии, обосновывает последовательность применения тех или иных психотерапевтических методик. Длительность семейной арт-терапии обусловливается тяжестью психических расстройств у «носителя симптома», выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений. На каждом из четырех этапов общего процесса семейной психотерапии (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1989) могут использоваться арт-терапевтические средства и методики.

 

Табл. 4

Использование различных арт-терапевтических средств и методик на разных этапах семейной арт-терапии

 

  Этапы семейной психотерапии Арт-терапевтические методики
1. Диагностический (постановка семейного диагноза) · Диагностическая процедура Х. Ландгартен · Методика создания семейного портрета и фрески Джудит Рубин · Семейная оценочная процедура Ханны Квятковской · Семейные пейзажи Дорис Аррингтон
2. Ликвидация семейного конфликта · Парное рисование или выполнение иных творческих проектов в паре (связанных с созданием повествований, фотографий и т д.), с целью нейтрализации триангуляций · Создание индивидуальных рисунков или фотографий с их последующей интеграцией в общий рисунок или фотоальбом (фотоэкспозицию) · Изображение конфликтных ситуаций и путей их преодоления · Выражение чувств, связанных с семейными отношениями, посредством рисования и иных форм творческого самовыражения
3. Реконструктивный · консультирование (инструктирование) родителей, · определение правил поведения, · положительное подкрепление в ходе совместной работы, · техники, ориентированные на актуализацию и осознание семейных ресурсов, например, создание семейных гербов, талисманов, предметных композиций (ассамбляжей) из предметов, ассоциирующихся с семейными ресурсами (семейными ценностями, традициями, верованиями, опытом совместной деятельности и др.).
4. Поддерживающий · Совместная изобразительная работа с положительным подкреплением новых позиций и моделей отношений членов семьи · Визуально-нарративные арт-терапевтические техники

 

Индивидуальная арт-терапия

В индивидуальной арт-терапиипсихотерапевтический процесс протекает в диаде врач – пациент. В организационном отношении индивидуальная арт-терапия отлична от групповой (где инструментом лечебного воздействия выступает в том числе психотерапевтическая группа) и семейной психотерапии.Индивидуальная арт-терапия может использоваться в рамках практически всех концептуальных и методических направлений в психотерапии. Они определяют специфику психотерапевтического процесса, цели и задачи, способы воздействия, методические приемы, тип контакта между пациентом и психотерапевтом, длительность и другие переменные арт-терапии. При этом основным инструментом и основой психотерапевтического взаимодействия выступают визуально-пластические средства.

Важной общей характеристикой индивидуальной арт-терапии является ее этапный характер, определяющий конкретные задачи и способы их решения на каждом этапе (Копытин А.И. 2001, 2002). Индивидуальная арт-терапия представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как пациента, так и психотерапевта, помимо собственно психотерапевтической техники и условий ее реализации.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!