Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






РОЛЬ ВАЛЮТНОГО КУРСА В ДОСТИЖЕНИИ



МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

ВАЛЮТНЫЙ КУРС И МОДЕЛЬ IS—LM-BP.Валютный курс играет важную роль в макроэкономической кор­ректировке и достижении экономикой состояния равновесия внутреннего и внешнего баланса. Под внутренним балансом по­нимается достижение в экономике такого соотношения уровней производства и цен, при котором обеспечивается полная заня­тость (определяемая как 2—3%-ная фрикционная безработица, с учетом смены работниками места работы) и устойчиво низкий уровень инфляции (2—3% в год). Состояние внешнего баланса предполагает равенство платежного баланса нулю или времен­ное нарушение баланса, например, в интересах пополнения ва­лютных резервов за счет положительного сальдо.

Кейнсианская модель коррек­тировки открытой экономики приме­нительно к международной экономике получила развитие в модели IS—LM—ВР, разработанной английским эконо­мистом Дж. Хиксом (1904-1989) и американским экономистом Э. Хансеном (1887—1975). Эта модель по­казывает такое соотношение уров­ня доходов и процентной ставки, при котором обеспечивается одно­временное равновесие в трех секторах— реальном, денежном и внеш­нем (рис. 15.1).

 

Рис. 15.1 Валютный курс модели IS—LM— ВР

Равновесие денежного сектора отражает линия LM (L — liquidity — ликвидность и М — money — деньги).

Равновесие реального сектора отражает линия IS (I — Investments — инвестиции и S — savings — сбережения).

Равновесие внешнего сектора показывает линия ВР (B — balance of payments — платежный баланс).

 

В условиях фиксированного валютного курса все параметры, показывающие утечку средств из системы, считаются эндогенными, т.е. зависящими от уровня дохода, а все параметры, показывающие приток средств, считаются экзогенными, т.е. не зависящими от уровня дохода. В условиях плавающего валютного курса импорт и экспорт так­же зависят от валютного курса IM(Y,E) и Х(Е). Предложение денег считается неизменным и контролируется государством.

Равновесие во всех секторах экономики может быть достигнуто путем отдельного или одновременного использования инструментов государственной экономической политики — бюджетных расходов, регулирования денежной массы и валютного курса.

Линия LM отражает зависимость дохода от процентной ставки и имеет всегда положительный угол наклона. Рост процентной ставки уменьшает спекулятивный спрос на деньги, в результате возрастает предложение денег для трансакций, что может быть только при возра­стающем уровне дохода.



Линия IS показывает, что при снижении процентной ставки рас­тут инвестиции. В результате этого повысится уровень дохода, который позволит обеспечить возрастающий уровень импорта и сбережений и равновесие в реальном секторе экономики. Линия IS всегда имеет отри­цательный угол наклона, и чем ближе она к вертикали, чем больше угол ее наклона, тем выше предельная склонность к сбережению или тем ме­нее чувствителен объем инвестиций к изменению процентной ставки.

Меньший угол наклона линии IS соответствует более низкой предель­ной склонности к сбережению и отражает чувствительность инвестиций к изменению процентной ставки. Для нейтрализации даже несуществен­ного снижения процентной ставки требуется значительное увеличение дохода, чтобы реальный сектор экономики оставался в равновесии.

Линия ВР отражает взаимосвязь национальной и международ­ной экономики. Ее перемещение зависит от таких параметров между­народной экономики, как динамика валютного курса, режим междуна­родного движения капиталов. ВР имеет всегда положительный угол наклона. Чем выше доходы, а значит, и выше импорт, тем выше должна быть процентная ставка, чтобы обеспечить приток иностранного крат­косрочного капитала, чтобы его финансировать.

При плавающем валютном курсе в стране девальвация валюты приведет к росту экспорта и уменьшению импорта. При фиксированном валютном курсе наклон линии ВР зависит от уровня открытости страны, с точки зрения международного движения капитала. В случае, когда вве­дено полное ограничение вывоза-ввоза капитала из страны, линия ВР\ будет вертикальна. Это же означает, что процентная ставка внутри стра­ны отличается от процентной ставки на мировом рынке капиталов. При отсутствии каких-либо ограничений на перемещение капитала линия ВР будет горизонтальной. При повышении внутренней процентной ставки будет происходить приток капитала из-за рубежа до тех пор, пока внутренняя процентная ставка не будет равна среднемировой.



 

 

Корректировка макроэкономических параметров в рамках IS-LM—BP -модели возможна при сочетании инструментов бюджетной; и денежной политики при выборе фиксированного, плавающего или какого-либо промежуточного валютного курса в сочетании с различными типами политики по ограничению движения капитала. В то же время данная модель не предусматривает возможности воздействия на внутренний уровень цен, на инфляцию, которая практически всегда является следствием увеличения бюджетных расходов или роста де­нежной массы. Государственные расходы и предложение денег вместо роста производства могут вызвать рост цен.

 

ВАЛЮТНЫЙ КУРС И ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС.Валютный курс зависит от состояния платежного баланса страны, который отражает баланс внешнеэкономических операций, движения капиталов и доходов за определенный период времени.

В большей степени на состояние валютного курса реагируют те статьи платежного баланса, в которых отражаются текущие операции. Дефицит текущего баланса свидетельствует о низкой конкурентоспо­собности национальных товаров и услуг на мировом рынке и большей привлекательности для граждан данной страны иностранных товаров. В этом случае происходит рост внешней задолженности и возникает тенденция к снижению курса национальной валюты.

Однако очень многое зависит от эластичности цен на экспорт­ные и импортные товары.

Это означает, что при неэластичном спросе на импорт падение курса национальной валюты может ухудшить торговый баланс страны.

Если спрос на импорт растет быстрее, чем предложение экспор­та, то обесценение курса национальной валюты вызовет на некоторый период ухудшение торгового баланса. Изменение торгового баланса (рис. 17.2а) показывает, что падение курса произошло в точке 0, и по­скольку потребители продолжают покупать импортные товары, а про­изводители только готовятся к увеличению производства, торговый баланс ухудшается.

После роста валютного курса, если спрос на импорт неэластичен (рис. 30.2б), то снижение цен на импортные товары вызывает сокраще­ние расходов на импорт. В случае, если экспорт не сократится так же быстро, как импорт, то торговый баланс улучшится.

Однако валютный рынок может оставаться стабильным даже в случае неэластичности экспорта и импорта, поскольку существует большое количество других факторов, формирующих спрос и предло­жение национальной валюты.

Рис. 15.2. Изменение сальдо платежного баланса

 

Активное сальдо торгового баланса страны означает увеличение спроса со стороны иностранных должников на национальную валюту и рост ее курса. На первый взгляд, такая ситуация свидетельствует о бес­перебойном притоке иностранной валюты, которая может быть исполь­зована для покрытия импортных потребностей. На практике активное платежное сальдо далеко не всегда является несомненным благом для страны.

Так, с одной стороны, в силу роста курса валюты таких стран, как ФРГ и Япония, товары которых становятся дороже для потребите­лей других стран, это означает снижение конкурентоспособности по сравнению с товарами других стран. А с другой стороны, их партнерам становится все труднее зарабатывать немецкие марки и японские цены, поэтому они стремятся ограничить ввоз товаров из государств с силь­ной валютой.

Такое положение болезненно отражается в целом на эко­номике ФРГ и Японии, в значительной степени ориентированных на экспорт многих товаров, и заставляет правительства этих стран искать пути для снижения курса своих валют.

 

ВАЛЮТНЫЙ КУРС И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА.Значительный импульс для формирования современного представления о взаимозависимости и взаимовлияния в различных странах валютного курса и денежно-кредитной политики дали исследования видного английского экономиста Джона Флемин­га (1911 — 1976) и известного канадского ученого Роберта Ман­делла (род. в 1932 г.).

Модель Манделла — Флеминга (М — Ф) описывает одновремен­ное использование инструментов денежной, бюджетной и валютной по­литики (прежде всего валютного курса) в рамках IS—LM—ВI -модели. Но модель М — Ф дополнительно учитывает влияние международного движения капиталов при выборе фиксированного или плавающего валютного курса в сочетании с различными типами политики по ограничению движения капитала.

 

 

Такой подход соответствует процессам либерализа­ции перемещения капитала при внедрении Ямайской валютной системы (1976 г.) и углублении степени интеграции стран в мировое хозяйство.

 

МОБИЛЬНОСТЬ КАПИТАЛА.Модель М — Ф макроэкономической корректировки использу­ется при полной мобильности капитала и фиксированном валют­ном курсе развитыми странами, глубоко интегрированными в мировое хозяйство. Она стимулирует рост экономики, сокращение безработицы, подавление инфляции. Эффективная бюджетная политика, маневрируя процентной ставкой, обеспечивает приток иностранного капитала. Изменение валютного курса способству­ет трансформации расходов между национальными и иностран­ными товарами. Кроме того, результативность валютной поли­тики возрастает, если она усилена денежной, в первую очередь стимулированием внутреннего кредита.

В странах, сохраняющих валютные ограничения на мобильность капитала при фиксированном валютном курсе, в целях ускорения эко­номического роста используется экспансионистская бюджетная поли­тика, предусматривающая рост бюджетных расходов, или мягкая де­нежная политика путем увеличения денежной массы. Политика некоторого снижения валютного курса вызовет рост экспорта и сокра­щение импорта. При своевременной поддержке национальной промыш­ленности путем роста внутреннего кредита будут созданы условия для роста экономики. При плавающем валютном курсе в интересах макро­экономической корректировки денежные власти могут преимуществен­но использовать бюджетную и денежную политику. Роль валютной политики как самостоятельного инструмента экономического регули­рования снижается и состоит в наблюдении за плавающим валютным курсом в интересах сдерживания его скачкообразных изменений.

 

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Наиболее значимый и существенный вклад в теорию регулирования ва­лютного курса, без которой невозможно макроэкономическое регулиро­вание, внесли известные ученые-экономисты: канадский Роберт Манделл и английский Джон Флеминг.

Роберт А. Манделл родился в 1932 г. в Канаде. Закончил Универси­тет Британской Колумбии, Лондонскую школу экономики. В 1956 г. защитил диссертацию по международному движению капитала в Массачусетс­ском технологическом институте в Бостоне. В 1956—1957 гг. занимался политэкономией в Чикагском университете. С 1974 г. являлся профессо­ром Колумбийского университета в Нью-Йорке, читал курсы лекций в Станфордcком университете США, в Болонском центре международных иссле­дований им. Джона Гопкинса (Италия).

В 1999 г. Королевская академия наук Швеции присудила ему Нобе­левскую премию в области экономических наук. Предложенные им мето­ды макроэкономической коррекции сделали возможным выход экономи­ки США из кризиса 70-х годов и формирование рейганомики. Р. Манделла по праву считают одним из «отцов» единой европейской валюты. Еще в 1961 г. он теоретически обосновал возможность и целесообразность от­каза стран от национальных денежных знаков в пользу единой валюты. Главным научным достижением Манделла стала теория оптимальной валютной зоны. Еще в условиях действия фиксированных валютных курсов в Бреттон-вудской валютной системе он обосновал необходимость отказа от фиксированных валютных курсов в пользу свободного перелива средств через государственные границы в интересах регулирования платежного баланса. Спустя годы идея Р. Манделла о придании центральным банкам статуса независимой ответственности за стабилизацию цен была реализо­вана в целом ряде стран мира.

Джон Флеминг (1911 —1976) — известный английский экономист, окон­чил в 1934 г. Эдинбургский университет, а затем и Лондонскую школу эко­номики. С 1935 г. работал в секретариате Лиги Наций, с 1954 г. — в МВФ. Так же как и Роберт Манделл исследовал регулирование режима валютного курса в интересах достижения макроэкономического равновесия и обосно­вал необходимость использования плавающего валютного курса для стиму­лирования международного движения капитала. Схожесть взглядов Р. Ман­делла и Дж. Флеминга позволяет говорить о модели Манделла — Флеминга.

 

РЕЖИМЫ ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ

 

Регулирование валютного курса является настолько важной про­блемой, что многие исследователи и аналитики, следуя за М. Фридменом, в первую очередь анализируют именно режим валютного курса, т.е. механизм поддержания соотношения между обменным курсом ва­люты одной страны к валюте другой страны, а не сущности валютного курса как цены денег, в которой выражается покупательная способность одной валюты по сравнению с другой.

Следуя исторической логике развития мирового валютного рын­ка, эволюция режима валютного курса происходила одновременно с изменением роли золота на мировом валютном рынке. Трансформация золотомонетного стандарта в зол ото девизный сразу после Первой ми­ровой войны, который затем, в 1944 г., был закреплен Бреттон-Вудской валютной системой, привела к полному прекращению расчетов между частными участниками внешнеэкономических связей с помощью зо­лота. Ведущее положение в расчетах заняли национальные кредитные деньги (доллары США) со статусом международной резервной валюты. Одновременно был сохранен золотой стандарт.

В соответствии с кейнсианскими идеями, послужившими теоре­тической базой Бреттон-Вудской системы, сторонниками усиления роли государства было признано необходимым использование золота для создания стабильной валютной системы. Это закреплено в Уставе МВФ, в соответствии с которым все страны—члены МВФ должны были выражать паритеты своих национальных валют в определенном коли­честве золота в качестве общего мерила стоимости (статья IV, раздел 1/а). Золото продолжало использоваться как международное платеж­ное средство, и как резервное средство, и как эквивалент доллара.

 

ФИКСИРОВАННЫЙ РЕЖИМ ВАЛЮТНОГО КУРСА.По Бреттон-вудскому соглашению впервые был введен фикси­рованный режим валютных курсов, что допускало отклонение ры­ночных обменных курсов валют от официально заявленных па­ритетов в ту или другую сторону в очень небольших пределах (0,75—1%). Другими словами, впервые был создан механизм фиксированных валютных курсов, просуществовавший почти 30 лет и обеспечивший относительно длительную стабильность обменных курсов валют.

 

Как правило, страны — участницы Бреттон-Вудского соглаше­ния стремились поддерживать выбранный режим валютного курса. Но если наблюдаемое отклонение курса валюты от паритета отражало фундаментальные изменения в условиях обеспечения состояния дол­госрочного равновесия экономики, то корректировалась основа обмен­ного курса валюты, т.е. устанавливался новый паритетный обменный курс валюты.

К способам, с помощью которых правительство могло воздейство­вать на валютный курс в условиях фиксированного обменного курса, относились: во-первых, использование механизма валютных интервен­ций; во-вторых, осуществление девальвации и ревальвации своей ва­люты для поддержания ее паритета.

Фиксированность валютных курсов вовсе не означала их ста­бильность. Практически валюты всех стран были подвержены неожи­данным скачкообразным изменениям в результате официальных де­вальваций и ревальвации.

К достоинствам системы фиксированных валютных курсов от­носится уменьшение риска и неопределенности, связанных с между­народной торговлей и финансами, что способствует расширению объ­емов взаимовыгодной торговли и финансовых операций.

Однако возможность поддержания фиксированного валютного курса зависит от двух взаимосвязанных условий;

1)наличия достаточных резервов;

2)случайного возникновения незначительных по своим разме­рам дефицитов или активов платежного баланса.

Большой и постоянный дефицит может свести на нет золотова­лютные резервы страны. Валютная политика должна осуществляться во взаимосвязи с денежно-кредитной политикой. Поскольку инфля­ция способствует сокращению экспорта и росту импорта, она ведет «расходованию золотовалютных резервов и снижению курса валюты данной страны относительно валют других стран.

 

ПЛАВАЮЩИЙ ВАЛЮТНЫЙ КУРС.Переход от Бреттон-Вудской валютной системы, просущество­вавшей с 1944-го по 1971 г., основанной формально на режиме фиксированных валютных курсов, к системе свободно колеблю­щихся или плавающих валютных курсов был осуществлен в се­редине 70-х годов. С переходом в 1976 г. к Ямайской валютной системе начался период усиления тенденций дерегулирования валютных отношений и ограничения государственного вмеша­тельства в функционирование валютного рынка. Переход к рыночному курсообразованию должен был обеспечить приспособление экономики отдельных стран к постоянно меняющим­ся условиям мирового рынка и автоматически поддерживать равнове­сие платежных балансов. Эта система получила название управляемых плавающих валютных курсов, поскольку государства часто вмешива­лись в функционирование валютных рынков для изменения междуна­родной стоимости своих валют и финансовых активов.

 

 

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПЛАВАЮЩИХ ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ.Сторонники системы гибких валютных курсов считают, что она обладает несомненным достоинством: гибкие валютные курсы ав­томатически корректируются таким образом, что в конечном счете исчезают дефициты платежных балансов.

Однако возможно проявление ряда серьезных проблем.

Во-первых, неопределенность в изменении валютного курса ведет к сокращению торговли и свертыванию внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых, условия торговли страны могут ухудшаться при па­дении международной котировки ее валюты.

В-третьих, свободное колебание валютных курсов может оказы­вать депрессивное воздействие на отрасли, производящие товары на экс­порт. С точки зрения государственного регулирования принятие гибких валютных курсов может затруднить использование налоговой и денеж­ной политики для достижения полной занятости и стабильности цен.

 

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР РЕЖИМА ВАЛЮТНОГО КУРСА.При выборе режима валютного курса принимается во внимание ряд факторов.

Макроэкономического характера — степень конвертируемости национальной валюты, уровень инфляции в стране, состояние ее платежного баланса, размеры золотовалютных резервов, масштабы мигра­ции капиталов, темпы экономического роста, перспективы политиче­ского развития.

Конъюнктурного характерасостояние мирового валютного рынка, динамика цен на товары, являющиеся основными статьями экс­порта данной страны.

 

ВЫБОР РЕЖИМА ВАЛЮТНОГО КУРСА.Измененный в 1978 г. Устав МВФ предоставил странам-членам свободу выбора режима установления валютного курса. Возникли различные модификации систем регулирования обменных курсов. Из 183 стран — членов МВФ (на конец 2001 г.) больше полови­ны стран — 103 государства, на долю которых приходится 75% сово­купного валового продукта, используют плавающие валютные курсы, из них валюта 55 государств находится в самостоятельном свободном плавании (США,Великобритания, Япония, Канада, Швейцария и др.). 48 стран осуществляют регулируемое плавание валют: Венгрия, Китай, Бразилия, некоторые страны СНГ (Армения, Азербайджан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Молдова), Румыния и ряд других стран, к которым после августа 1998 г. присоединилась Россия.

До введения евро (с 1 января 1999 г.) валюты государств—участниц Европейской валютной системы совместно «плавали» относительно других денеж­ных единиц, а взаимные курсовые колебания ограничивались установ­ленными пределами. Некоторые страны используют корректируемый валютный курс, т.е. автоматически изменяемый в соответствии со сме­ной определенного набора экономических параметров, например, при изменении уровня инфляции в данной стране и в стране — торговом партнере (Чили, Эквадор и др.).

 

 

Целый ряд стран использует управляемо плавающий валютный курс,т.е. курс, устанавливаемый и изменяемый центральным банком, а не валютным рынком. При изменении валютного курса принимается во внимание состояние макроэкономических показателен, таких, как состояние платежного баланса, объем международных резервов, тем­пы экономического роста. Управляемое плавание своей валюты исполь­зуют как развитые страны (Норвегия, Швеция), так и развивающиеся (Алжир, Египет, Пакистан и др.), страны с переходной экономикой (Китай, Хорватия, Словения и др.).

В целом, учитывая степень вмешательства государства (в лице центрального банка) в механизм регулирования плавающего валютно­го курса, выделяют:

1) «чистое плавание» — формирование валютного курса в стра­не без вмешательства центрального банка;

1)«грязное плавание» — формирование валютного курса при активном участии центрального банка.

В 80 странах был установлен фиксированный режим денежных единиц. Ряд стран фиксировали свои валюты к одной из иностранных ваяют, например валюты 21 страны привязаны к доллару США (Арген­тина, Барбадос, Либерия и др.). Зафиксирован к доллару курс восточнокарибского доллара, используемого восемью государствами Кариб­ского бассейна: Ангилия, Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Монтсеррат, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия и Сент-Винсент, Грена­дины. У 14 франкоязычных африканских стран курс их валют был за­фиксирован к французскому франку: Бенин, Буркино-Фасо, Камерун и др. У отдельных стран для фиксации валютного курса выбран курс валюты стран, являющихся главными торговыми партнерами, напри­мер у Бутана — индийская рупия, у Лесото и Намибии — южноафри­канский ранд. Некоторые страны фиксировали свои валюты по отно­шению к валютной корзине, например к СДР (Ливия, Мьянма, Сейшельские Острова). 19 стран — к различным валютным корзинам, составленным по усмотрению самих стран: Бангладеш, Бурунди, Кипр, Исландия, Непал, Таиланд, Чехия и др. Как разновидность фиксиро­ванного валютного курса применяется валютное управление (currency board), при котором выпуск национальной валюты полностью обес­печен запасами иностранной валюты. Валютное управление в разные периоды времени с различными модификациями использовало более 70 стран мира: Аргентина, Сингапур, Эстония, Литва и др.

Страна, установившая фиксированный паритет своей валюты, может в любое время вернуться к плавающему курсу.

 

ГИБКИЙ РЕЖИМ ВАЛЮТНОГО КУРСА.Вполне допустимым считается, если фиксация устанавливается в определенных границах, т.е. возникает ограниченно гибкий курс к одной валюте. Например, Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты определяют обменный курс своей национальной валюты как ограниченно гибкий по отноше­нию к доллару США в пределах 7,25%.

 

Разновидностью ограни­ченно гибкого курса является установленная временная целевая зона (target zones), т.е. параметр, к которому необходимо стре­миться. В отдельных случаях правительство может считать це­лесообразным временное поддержание несколько заниженного курса национальной валюты в интересах стимулирования экс­порта и выравнивания диспропорций платежного баланса.

Модификацией стратегии целевой зоны является установление пределов колебания валютного курса, т.е. валютного коридора, кото­рый государство обязуется поддерживать. Такой режим валютного кур­са поддерживался в Чили с 1986-го по 1992 г. по отношению к доллару, в Израиле с 1986 г. — по отношению к корзине валют, состоящей из ва­лют стран — основных торговых партнеров.

При установлении пределов колебаний курса национальной ва­люты учитывается возможность его поддержания. Чем шире валютный коридор, тем больше свобода маневра в макроэкономической сфере и тем реже возникает необходимость изменения его параметров. В слу­чае, если валютный коридор имеет узкие пределы колебания курса, то необходима жесткая государственная политика для его сохранения. Иначе может достаточно часто возникать потребность пересмотра его границ, а это предполагает значительную автономию монетарных вла­стей в области валютного регулирования.

При изменении валютного коридора необязательно пересматриваются оба предела, в отдельных случаях возможна твердая фиксация, как правило, нижней границы, при изменении верхнего предела колебаний. Как это было, например, в Мексике, где нижняя граница была зафиксирована твердо, а верхняя граница ежедневно повышалась на заранее объявленную величину, позволяя мексиканскому песо постепенно удешевляться в интересах экспортеров.

Для регулирования пределов колебаний границ валютного ко­ридора может устанавливаться определенное соотношение между ва­лютным курсом и паритетом покупательной способности, при нару­шении которого центральный банк проводит валютные интервенции для выравнивания курса. В случае сокращения валютных резервов до неприемлемых масштабов проводится изменение границ коридора.

Как правило, введение валютного коридора оправдано, если в стране достигнута стабилизация основных макроэкономических показателей, но уровень инфляции продолжает оставаться высоким и это не позволяет осуществить переход либо к фиксации валютного курса, либо к свободному плавающему валютному курсу. Целью введения валютного коридора является сокращение темпов инфляции либо ста­билизация реального валютного курса и выравнивание платежного баланса.

Иногда валютный коридор устанавливается по отношению к цен­тральному паритету, который может пересматриваться через опреде­ленный период времени в связи с истощением валютных резервов или их увеличением. Поскольку центральный паритет как бы ползет, то такой механизм установления валютного курса называется ползучей фиксацией.

 

Например, в Чили изменение центрального паритета в на­чале 90-х годов XX в. объявлялось ежемесячно, а процент изменения вычислялся как разность темпа инфляции в предыдущем месяце и про­гнозируемой инфляции на ближайший год. Система ползучей фикса­ции валютного курса существовала в 80-е годы в Колумбии.

Ползучая фиксация валютного курса придает валютному рынку некоторую оп­ределенность, позволяет избежать резких спекулятивных атак на ва­лютный курс и вносит элемент дисциплины в денежное хозяйство. Однако эта политика неприемлема, если макроэкономические показа­тели требуют изменений валютного курса, например, в случае необхо­димости оказать поддержку национальным экспортерам. При режиме ограниченно гибкого валютного курса возрастает роль государства в процессе регулирования денежной политики для воздействия на ва­лютный курс в необходимом направлении.

 

РЕЖИМ ВАЛЮТНОГО КУРСА В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ.Для стран с переходной экономикой проблема выбора режи­ма валютного курса должна учитывать необходимость реше­ния внутренних задач. Это такие, например, как стабилизация финансовой системы и подъем национальной экономики в соче­тании с расширением их участия во внешнеэкономических связях. Поэтому возможно изменение режима валютного курса при достижении определенных успехов.

Известный американский экономист Джефри Сакс рекомендует при осуществлении про­граммы стабилизации и либерализации экономики принять ре­жим фиксированного валютного курса, а после того как програм­ма стабилизации начата, перейти к использованию системы плавающего курса.

На фоне валютных кризисов в Мексике в 1995 г., в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., в России в 1998 г., в Турции в 2001 г. и в Ар­гентине в 2002 г. призыв к возврату регулирующего механизма Бреттон-Вудской валютной системы находит свое практическое выражение. Это касается введения фиксированных валютных курсов в Малайзии, Индонезии как мере, способной защитить национальную экономику от возможности негативного внешнего воздействия.

В этих условиях для стран с переходной экономикой выбор ре­жима валютного курса играет двоякую роль. С одной стороны, меха­низм валютного регулирования предполагает поддержание такого режима валютного курса, который будет выполнять роль «номинального якоря» для стабилизации кредитно-денежной политики.

С другой сто­роны, он будет способствовать решению внешнеэкономических задач, таких, как поддержание конкурентоспособности отечественных товаров (чем обычно мотивируется привязка обменного курса к корзине валют основных торговых партнеров), уровня валютных резервов страны.

 

ОГРАНИЧЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВАЛЮТНОГО КУРСА.Вероятность кризисов в мировой финансовой системе заставляет искать способы и формы коллективного регулирования и повы­шения «прозрачности» мировых финансовых рынков, обеспече­ния открытости информации о состоянии валютного регулирова­ния и банковского надзора.

Свобода стран в проведении курсовой политики имеет опреде­ленные ограничения, установленные МВФ. Это выражается в том, что страны — члены МВФ должны избегать такого манипулирования ва­лютными курсами, которое противодействует долгосрочному движе­нию капиталов, и наоборот, должны осуществлять валютную интер­венцию для противодействия дезорганизующим краткосрочным колебаниям стоимости валютной единицы. Страны, осуществляющие интервенции, не должны получать несправедливые конкурентные пре­имущества по отношению к другим странам — членам МВФ. (Устав МВФ, приложение «С».)

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!