Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Предтеория» внешней политики Дж.Розенау



Система факторов внешней политики
1. Индивидуальные факторы (личные качества, таланты, предшествующий опыт политических деятелей), которые отличают их внешнеполитические решения.
2. Ролевые факторы (поведение государственных деятелей, обусловленное исполнением ими политической роли и не зависящее от индивидуальных характеристик).
3. Правительственные факторы.
4. Неправительственные аспекты общения (основные ценности общества, степень его национального единства, степень промышленного развития и т.п.).
5. Внешние факторы (географические реальности, стабильность в странах-объектах внешней политики данного государства и т.п.).

 


Среди наиболее влиятельных научных направлений в западной геополитической мысли конца XX - начала XXI в. выступают течения неомондиализма и неоатлантизма.

Геополитическая концепция неомондиализма[2] в современной политической науке формируется на основе идеи конвергенции (лат. convergere - приближаться, сходиться), одним из авторов которой был амер. ученый русского происхождения Питирим Александрович Сорокин.

Ставшая одной из основных концепций западной социологии и политологии XX в. теория конвергенции (глобальной интеграции) усматривала в развитии цивилизации неизбежную тенденцию к сближению различных социальных систем (напр., социализма и капитализма), с последующим объединением их положительных качеств. В 1970-х гг. эта теория была воспринята в рамках геополитического анализа мировой политики американскими аналитиками, политиками-атлантистами Г.Киссинджером, 3.Бжезинским и др., которые эффективно использовали ее в «холодной войне» с СССР.

С окончанием «холодной войны» расстановка сил на мировой арене кардинально изменилась, а необходимость по-новому осмыслить сложившуюся геополитическую ситуацию и привела к формированию неомондиадистской теории. Ее возникновение связывается с известной работой амер. ученого-футуролога Френсиса Фукуямы«Конец истории и последний человек». Фукуяма, стремясь спрогнозировать характер и направление развития современного мирового политического процесса, мондиалистской модели конвергенции социализма и капитализма (либерализма и коммунизма) противопоставляет модель полного доминирования либеральных (западных) ценностей, реализация которой и приведет, в конечном счете, к «концу истории» - окончанию периода политического и идеологического противостояния, созданию глобальной либерально - демократической цивилизации - концепция «универсальной цивилизации».




Противоположная точка зрения на характер развития мирового политического процесса после окончания «холодной войны» представлена в рамках неоатлантической концепциив работе «Столкновение цивилизаций» ведущего амер. политолога, директора Института стратегических исследований при Гарвардском университете, президента Американской ассоциации политических наук Самуэля Хантингтона.

Хантингтон отмечает, что впервые в истории человечества глобальная политика стала и многополюсной, и полицивилизационной. И хотя основными игроками на поле мировой политики остаются национальные государства, в новом мировом порядке глобальная политика предстает перед нами именно как политика цивилизаций.

Наряду с западной цивилизацией, объединяющей культуру Северной Америки и Западной Европы, Хантингтон выделяет еще восемь цивилизаций:

славяно-православную, индуистскую,
буддийскую, латиноамериканскую,
японскую, африканскую
исламскую, синскую.

Он указывает на смещение баланса влияния между существующими цивилизациями, проявляющееся в снижении общемирового влияния западной цивилизации:



• растет военная и экономическая мощь азиатских цивилизаций,

• незападные цивилизации подтверждают ценность своих культур,

• распространение западных идеалов и норм не приводит ни к возникновению всеобщей цивилизации, ни к вестернизации незападных обществ.

Хантингтон отмечает, что в мире после «холодной войны» наиболее важными различиями между людьми выступают уже не идеологические, политические или экономические, а собственно культурные различия. Т.о. в новом мировом порядке линии «культурных разломов» - границ между цивилизациями - становятся теми важнейшими границами, вдоль которых и возможно возникновение основных конфликтов в глобальной политике, которые Хантингтон и называет «столкновением цивилизаций».

♦ Концепция «золотого миллиарда», согласно которой блага цивилизации смогут достаться только ограниченному числу людей в силу нехватки мировых ресурсов, прогнозирует обострение межгосударственных конфликтов из-за ресурсов и территории, делая при этом акцент на необходимости создания благополучными государствами искусственных препятствий в отношениях с менее развитыми странами.


♦ Концепция всеобщей безопасности
♦ Признание невозможности выживания во всеобщей ядерной войне, а также победы в ней.
♦ В современном перенасыщенном ядерным оружием мире крупные державы не могут позволить себе военных средств разрешения политических конфликтов.
♦ Немедленное кардинальное снижение уровня военного противостояния.
♦ Модель «разумной достаточности» - наиболее разумный способ сдерживания и ограничения гонки вооружений.
♦ Полная международная безопасность не может быть достигнута в одностороннем порядке путем радикального сокращения вооружений одной или двумя странами: необходимы параллельные и совместные действия многих государств.
♦ Ни одна страна не может претендовать на монополию в создании действенной концепции всеобъемлющей и всеобщей безопасности.

Разумеется, ни одна из перечисленных теорий не может претендовать на абсолютную истину. Каждая из них имеет достоинства и недостатки. Итак, международные отношения представляют собой специфический вид общественных отношений.


II.

В современном мире различные уровни политики: макро-, микро- и мегауровни тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга большое влияние.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА - совокупная деятельность государств на международной арене.

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА - система отношений между государствами,их органами, службами и представителями (президент, правительство, парламент,министерство иностранных дел и пр.)

 

НАДНАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - сфера политики, образовавшаяся в результате передачи отдельными государствами части своих суверенных прав наднациональным органам, которые принимают в этой области решения;

 

МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - это влияющая на международные отношения совместная деятельность объединенных политических субъектов из нескольких или многих государств, напр., ОБСЕ, ОАЕ. Субъекты этой политики - национальные государства;

 

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - сфера международной деятельности негосударственных актов или субъектов: партий, профсоюзов, международных неправительственных организаций, а также транснациональных корпораций;

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА- это деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и другими организациями и движениями.

Международная политика составляет ядро международных отношений и направлена на решение вопросов выживания и прогресса человеческого сообщества, выработки механизмов согласования интересов субъектов мировой политики, предотвращения и разрешения глобальных и региональных конфликтов, создания справедливого порядка в мире.


Просмотров 885

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!