Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ



Тема 15

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

1. Основные тенденции развития мирового политического процесса.

2. Международные отношения: характеристика, принципы и методы.

3. Глобальные проблемы современности.

4. Россия в мировом политическом процессе


I.

Международные отношения представляют собой весьма специфическую область мира политики. Их особый облик стал складываться по мере возникновения и развития государств.

В целом специфичность международных политических процессов проявляется прежде всего в том, что в этой области политики не существует единого легитимного центра принуждения, который обладал бы непререкаемым авторитетом для всех участников этих связей и отношений.

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

I.Античность - средние века до Вестфальского мира 1648 г.* - разобщенность народов, «господство физической силы»
II. Заключение Вестфальского договора - Венский конгресс 1815 г. - «политическое равновесие»
III.1 мировая война - 1940 г. Версальско-Вашингтонская система международных отношений - «принцип национальности», дополненный «принципом господства права»
IV.2мир. война –1950-е гг.Ялтинско-Потсдамская система международных отношений -ООН
V.1960-1970-е гг. – «холодная» война между 2-мя мировыми системами
VI.сер. 1970-х гг.– кон. 1980-х гг. -Хельсинский Заключительный акт СБСЕ – политика мирного сосуществования
VII.нач. 1990-х - по н/вр. – америк. эпоха, международные системы регионального характера, транснационализм

* Вестфальский мир 1648 г. после Тридцатилетней войны 1618-48 - большого общеевропейского конфликта, вызванного борьбой между католиками и протестантами, между чехами и немцами, между императором Германии и немецкими князьями. Война велась на территории Германии с необычайным ожесточением и привела к опустошению страны. Договор предоставил территориальный суверенитет субъектам Священной римской империи (герцогствам, княжествам и пр.) и зафиксировал принцип конфессионального паритета в формировании органов управления империей.


ВЕСТФАЛЬСКАЯ МОДЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ(XVII-XVIII вв.) предполагала безопасность, основанную, прежде всего, на вооруженной силе.

Определенные сдвиги в Европе произошли после наполеоновских войн. В результате ВЕНСКОГО КОНГРЕССА 1815 Г. на континенте сложилась система международных отношений, получившая название - «европейский концерн». Пять монархий (Россия, Англия, Австрия, Пруссия, Франция) создали «регулируемую модель» европейской политики, исключавшую возможность перераспределения могущества в пользу любого государства. Наряду с силовыми методами все большую роль в обеспечении безопасности государства стали отводить политико - дипломатическим средствам.



На этот период приходится деятельность таких выдающихся дипломатов, как Шарль Морис Талейран (франц.),Александр Михайлович Горчаков(росс.),Отто фон Бисмарк(герм.), Клемент Венцель Лотар фон Меттерних (австр.).

 

XX век оказался самым кровавым в истории человечества:

В XX веке - до 6 млн. убитых в I мировой войне, около 60 млн. - во второй, а также порядка 20 млн. - в «локальных» конфликтах за годы «холодной войны».

После I мировой войны на смену блоковому противоборству империй (Германия - Австро-Венгрия – Антанта) пришла ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, одобренная державами - победительницами (США, Англия, Франция, Италия, Япония). В центре системы впервые стояла международная организация - Лига Наций, призванная согласовывать интересы стран-участниц, прежде всего, в сфере международной безопасности.




После II мировой войны участники антигитлеровской коалиции создали новую систему международных отношений, гарантирующую безопасность и сотрудничество - ЯЛТИНСКО-ПОТСДАМСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.Свидетельство тому - учреждение в 1945 г. Организации Объединенных Наций, заключение двусторонних договоров о взаимопомощи между СССР и Англии, СССР и Франции.

 

Во 2-й пол. XX в. в мире реально сложилась система, получившая название ПЕРИОД «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ», характерными чертами которого стали:

биполярный мир, раскол Европы, ядерное устрашение, гонка вооружений, блокады и эмбарго,локальные войны при скрытом или явном участии великих держав, психологическая война. .

 

Подписание 1 августа 1975 года в Хельсинки Заключительного акта Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, где были сформулированы принципы современных международных отношений:

 

♦ признание суверенного равенства государств;
♦ нерушимость установленных границ;
♦ принцип неприменения силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях;
♦ признание территориальной целостности государств;
♦ мирное урегулирование споров;
♦ невмешательство во внутренние дела других государств;
♦ уважение прав человека и основных свобод;
♦ равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой;
♦ необходимость сотрудничества между государствами и добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

 

 


Изменение границ в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в связи с распадом мировой системы социализма и СССР существенно видоизменило баланс сил в мире. Выступая от лица «мирового сообщества», западные государства, объединенные в блок НАТО оформили концепцию транснационализма, предусматривающей и оправдывающей их вмешательство в дела суверенных государств не только в случае проведения ими экспансионистской политики, но и нарушения норм и принципов прав человека, применения вооруженной силы против мирного населения внутри страны (Косово, Югославия, Ирак и т.д.).

 

Кроме того, сформировались различные международные системы регионального характера в Юго-Восточной Азии, Африке и др. районах мира. Как правило, в этих международных системах формируются различные конфигурации в отношениях между государствами, не исключающие временных отношений доминирования, равноправия и др.

 

Наличие такого рода международных систем показывает и то, что взаимодействия разнообразных и разнопорядковых субъектов международной политики всегда отличает различная плотность складывающихся отношений, неодинаковая насыщенность политических контактов и связей. Т.о., сфера международных отношений представляет собой область неравновесных и неравномерных политических взаимодействий.

 

Теоретическое исследование международных политических процессов имеет богатую историю.

В качестве первых попыток объяснения сложных взаимоотношений между государствами можно назвать «Историю Пелопоннесской войны» Фукиннида (V в. до н.э.), размышления Цицерона о «справедливых войнах», ведущихся против вторгшегося в страну врага, многочисленные хроники действий различных правителей и т.д.

 

В средние века Августиндобавил к условиям Цицерона справедливости войн - «справедливость намерений» (правовой умысел) ведущего войну, а Ф.Аквинский - наличие «авторизованной компетенции», санкции со стороны государственной власти.

 


Немало обобщений об образе действий правителя, в т.ч. и в международных делах, оставил Н.Макиавелли. В трактате «Государь» он предложил свод правил успешного политического поведения, которые позднее получили развитие в международно-политической теории и практике.

Г.Гроций допускал возможность как войны между суверенными государствами, так и не войны между ними. Тем самым он заложил теоретическую основу для понятиянейтралитета.

Особое внимание привлекает современных международников трактовка роли силы, концепция «войны всех против всех» Т.Гоббса. Его идеи составили философско-правовую и морально-этическую основу позднейших концепций «баланса сил».

 

Яркий след в проблему войны и мира оставили трактаты о «вечном мире» И.Канта и др.

 


В XX в. теоретические дискуссии о природе и специфических характеристиках мировой политики велись в основном между

 

реалистамииидеалистами (в 1920-30-х гг.),

модернистами и традиционалистами(в 1950-60-х гг.),

государственникамииглобалистами (в 1970-80-х гг.)

 

РЕАЛИСТЫ (Дж.Кеннан, Дж.Болл, У.Ростоу, 3.Бжезинский) исходили из того, что основным и естественным стремлением всякого государства служит проявление силы, направленное на достижение собственных интересов. С этих позиций международная политика представляется как поле борьбы суверенных государств, ориентированных на национальные интересы и потому борющихся за достижение тех целей, которые постоянно находятся в сфере их внимания.

 

Теоретическим отцом политического реализма считают амер. ученого Генри Моргентау (1904-1980).

 

Национальные интересы государства Г.Моргентау
♦ Оборона страны, «интересы национальной безопасности».
♦ Внешнеэкономические связи, «национальные экономические интересы».
♦ Упрочение международного авторитета и позиций государства, «интерес в мировом порядке».
Сила -это взаимоотношение двух субъектов мировой политики, когда один из них может оказывать влияние на другого (вплоть до полного уничтожения). Слагаемые силы:
♦Географическое положение. ♦Природные ресурсы. ♦Национальный характер (отношение населения к войне).
♦Промышленный потенциал. ♦Национальная мораль
♦Военная подготовленность. ♦Численность населения. (отношение населения к правительственной политике).
  ♦Качество дипломатии.
 

ИДЕАЛИСТЫ (Д.Перкинс, В.Дин, У.Липпман, Т.Кук, Т.Мюррей и др.), напротив, рассматривали мировую политику с помощью правовых и этических категорий, ориентируясь на создание нормативных моделей мировых отношений. В основе их убеждений лежал отказ от признания силовых и военных средств как важнейших регуляторов межгосударственных отношений. Предпочтение же полностью отдавалось системе и институтам международного права. Вместо баланса сил идеалисты предлагали механизм коллективной безопасности.

В 1918 г. амер. президент Вудро Вильсон сформулировав основные механизмы урегулирования мировых политических отношений (Версальско-Вашингтонская система):

♦ проведение открытых мирных переговоров; ♦ обеспечение гарантий свободы торговли в мирное и военное время; ♦ сокращение национальных вооружений до минимального уровня, достаточного для национальной безопасности; ♦ свободное и основанное на принципе государственного суверенитета беспристрастное разрешение всех споров между странами.

Тогда практически впервые была озвучена идея создания системы коллективной безопасности в мире.

Предполагалось, что арбитром межгосударственных споров станет международный политический орган, наделенный исключительным правом принимать решения о коллективном наказании агрессора. Однако сформированная в то время Лига Наций не смогла предотвратить агрессию Италии против Эфиопии и ряд других военных конфликтов (в т.ч. между СССР и Финляндией). Бессильной оказалась она и в предотвращении Второй мировой войны.


В послевоенное время в науке на первый план вышла дискуссия модернистов и традиционалистов.

МОДЕРНИСТЫ (М.Каплан, Р.Норт, Р.Снайдер, Г.Алиссон) рассматривали национальные государства в качестве самостоятельных властных систем, испытывающих влияние со стороны других субъектов, и основное внимание уделяли моделированию их действий на мировой арене.

В их исследованиях акцент делался

на изучении процедур и механизмов принятия решений,
• на описании поведения различных сегментов правящих элит и правительств,
• разработке технологий и др. компонентов выработки внешней политики государств

В свою очередь,ТРАДИЦИОНАЛИСТЫ (Р.Мейер и др.) акцентировали внимание на необходимости учета влияния тех действующих на внешнюю политику факторов, которые транслируют характерные для конкретных стран традиции и обычаи, выражают особенности личностного поведения политиков, роль массовых и групповых ценностей и т.д.


Так называемыеГОСУДАРСТВЕННИКИ (К.Дойч, К.Уолтц и др.) полагали, что, несмотря на все перемены, государства остались центральными субъектами мировой политики, изменились лишь формы отношения между ними.

В противоположность государственникамГЛОБАЛИСТЫ (Э.Хаас, Д.Пучала, Л.Линдберг и др.), продолжая линию идеализма, настаивали на снижении роли национальных государств в мире.Жизнь показала, что многие проблемы не имеют чисто национальных решений даже для крупных государств, предполагая кооперацию, сотрудничество и объединение ресурсов различных государств. К таким проблемам глобалисты относили проблемы

• охраны окружающей среды, • народонаселения,
• формирования трудовых ресурсов, • использования космоса,
• предотвращения гуманитарных катастроф, • борьбу с терроризмом и др.

 

В рамках этого направления получила развитие ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА.

 

ГЛОБАЛИСТИКА – единая система критериев глобальных проблем современности, в той или иной мере затрагивающих жизненные интересы всего человечества; которыетребуют для своего разрешения коллективных усилий всех государств и народов, всего мирового сообщества.

Политическая глобалистика(Дж.Форрестер, Д.Медоуз, Э.Ласло):

1) исследование политических аспектов общечеловеческих проблем в целом;

2) анализ отдельных планетарных проблем и их взаимосвязей как с системой международных отношений, так и с конкретными направлениями мировой политики;

3) изучение проявлений глобальных проблем в конкретных регионах мира и их влияния на развитие там политической ситуации;

4) формирование теоретико - методологических основ политико-глобалистских исследований.

 


Существенный вклад в развитие теории международных отношений внесли авторы геополитических теорий, которые предложили круг идей, раскрывающих зависимость внешней политики государств от факторов, позволяющих им контролировать определенные географические пространства.

 

Rак самостоятельное направление в теории международных отношений геополитика сложилась лишь в конце XIX – начале XX столетия. В 1900 г. шведский ученый Рудольф Челлен (1864-1922), попытавшийся рассмотреть государство в качестве особого географического организма, сформулировал и сам термин «геополитика». Им стали обозначать ту область исследований, которая описывала государство в качестве «географического организма или феномена пространства».

 

Наиболее заметный вклад в формирование и развитие геополитики в тот период внесли английские, немецкие и американские теоретики. Свой след в развитии этого научного направления оставили и россияне, в частности, Н.ДанилевскийРоссия и Европа», 1869), С.ТрубецкойЕвропа и человечество», 1921), Г.ТрубецкойРоссия как великая держава», 1910), Е.ТрубецкойВойна и мировая задача России», 1917)[1] и ряд других ученых, исследовавших в своих работах соотношение исторического и географического начал в политическом процессе, раскрыли особенности отечественного стратегического мышления на международной арене, показали связи национального и государственного интересов с ценностями русского народа.

 


Наиболее заметным событием в геополитических изысканиях явились идеи англ. ученого Хэлфорда Дж.Макиндера (1869-1947), который в работах «Физические основы политической географии» (1890) и «Географическая ось истории» (1904) сформулировал концепцию «ХАРТЛЕНДА», оказавшую существенное влияние на всю последующую историю геополитики.

По его мнению, часть суши, искусственно разделенная на Азию, Африку и Европу, представляет собой «мировой остров», являющийся «естественным местоположением силы». Его сердцевину составляла в то время Российская империя с частью прилегающих территорий Казахстана, Узбекистана и некоторых других стран, которые были отделены от стран «внутреннего полумесяца» (куда входили государства Евразийского континента, не принадлежащие к его материковой части) и «внешнего полумесяца» (Австралия, Америка и ряд других государств). Эта «срединная земля», или Хартленд (Евразия), не проницаемая для влияния морских империй, и представляла собой «ось мировой политики». А тот, кто, согласно Макиндеру, контролировал Хартленд, контролировал и «мировой остров» и, следовательно, весь мир.

Эти идеи закрепляли преимущество сухопутных держав в сложившемся мировом балансе сил по отношению к морским и приокеаническим государствам. Такое положение должно побуждать последних к ослаблению могущества стран, контролирующих Хартленд, препятствуя, в частности, их выходу к морю и объединению наиболее крупных государств на данной территории (в частности, Германии и России), способствуя дроблению государств на этом пространстве и созданию противостоящих им блоков и коалиций.

Помимо обоснования глобальных геополитических раскладов Макиндер сформулировал и положение о том, что в будущем расстановку политических сил в мире может существенно изменить развитие технологий, которые способны активно видоизменять физическую среду. Поэтому решающее мировое влияние должно сохраниться за теми странами, которые поощряют изобретательство и технический прогресс, а также способны наиболее оптимально организовать для этого и всю общественную систему.

 


Ряд немецких ученых, в частности Фридрих Ратцель (1844-1901) и Карл Хаусхофер (1868-1945), предложили собственное видение геополитических реалий той эпохи, существенно отличающееся от воззрений англ. ученого, мечтавшего о возвышении былого величия «владычицы морей».

Так, Ф.Ратцель в работе «Политическая география» (1897) сформулировал ряд положений, согласно которых условием сохранения жизнестойкости государства является наращивание политической мощи за счет территориальной экспансии и расширения «жизненного пространства». Поэтому немецкие политики должны развивать у себя «дар колонизации» ради обретения страной былого могущества.

Взяв за основу идею расширения жизненного пространства, К.Хаусхофер попытался обосновать мысль, что завоевание новых территорий и обретение таким путем свободы и есть показатель величия государства. Важнейшим же способом территориального распространения своего могущества он признавал поглощение крупными государствами более мелких. Именно эти идеи стали для руководства гитлеровской Германии основой наступления на соседние государства и создания «третьего рейха». Характерно, что, по мнению Хаусхофера, «ни континентальная, ни морская сила поодиночке не создадут мировую державу», поэтому ее «создание зависит от комбинации этих двух факторов». (Цит. по: Андрианова Т.В.: Геополитические теории XX в. М., 1996. С. 65)

Новацией в геополитике Хаусхофера можно считать выдвинутое им положение, согласно которому доминирующее положение в мире могут занять только державы, способные продуцировать некие «панидеи», в частности, американскую, азиатскую, русскую, тихоокеанскую, исламистскую и европейскую. Именно такое духовное обрамление придает территориальным притязаниям государств должную силу и оправдание их действий.


Адмирал Алфред Тайер Мэхэн (1840-1914)(США) в отличие от немецких и английских геополитиков считал, что основой силового потенциала государства является его морская мощь, поэтому морские державы имеют преимущество перед континентальными. Исходя из этого, США обязаны поддерживать контроль над мировыми морскими путями в виду своего географического положения.

 

К середине XX столетия в условиях территориально поделенного мира акценты в геополитических доктринах в основном сместились на обеспечение безопасности как для отдельных государств, так и для мира в целом. Собственный взгляд на геополитические перспективы «законченного мира» выдвинул амер. ученый Николас Спайкмен (1893-1944), который исходил из того, что глобальная безопасность в мире может быть обеспечена за счет контроля за «материковой каймой», т.е. прибрежными государствами Европы и Азии, расположенными между материковой сердцевиной и морями. Это пространство представляло, по его мнению, зону постоянного конфликта между континентальными и морскими державами. И тот, кто будет контролировать этот РИМЛЕНД (побережье), тот будет осуществлять и контроль над Евразией и всем миром.

По его мнению, географическое положение США выгодно по отношению и к Хартленду, и к Римленду, т.к. они одновременно обращены двумя своими побережьями - к разным оконечностям Римленда, а через Северный полюс - к Хартленду, и, т.о., имеют возможность контролировать баланс сил в Евразии. Концепция Спайкмена обосновала ориентацию внешней политики США на активное вмешательство в политические процессы за пределами Зап. полушария.

Он выделил особую геополитическую реальность – “атлантический континент”, главным силовым механизмом которого считал США, а Европу их придатком. По существу, разработанная им концепция явилась первой версией доктрины сдерживания, которой придерживались США и в целом Североатлантический блок на протяжении “холодной войны”.


К середине XX в. геополитика окончательно оформляется как самостоятельная область политической науки со своим предметом исследования и категориальным аппаратом. К основным понятиям и категориям, использующимся в геополитических исследованиях, можно отнести такие, как

¨ геостратегия (основные направления деятельности государств),

¨ геостратегические линии (порядок пространственной организации основных политических сил),

¨ геостратегические регионы(зоны контроля и влияния регионообразующих государств),

¨ геополитические регионы(зоны устойчивых политических, экономических и культурных связей между государствами) и др., позволяющие в целом представить модель мирового геополитического пространства.

Именно Стивен Коэн выделил в послевоенном мире «геостратегические регионы» мирового масштаба (представленные морскими державами и странами евразийско-континентального мира), между которыми существовали «зыбкие пояса» (их составляли страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии), а также более мелкие «геополитические районы» (которые образовывали отдельные большие страны в совокупности с рядом более мелких государств). В этом ансамбле международных отношений различной сложности, по его мнению, и стали выкристаллизовываться глобальные политические системыСША, прибрежная Европа, СССР и Китай. Данные процессы отражали тенденции к формированию блоковых систем, государств и коалиций, способных к наиболее мощному влиянию в мировой политике.

Геостратегическими С.Коэн назвал регионы, играющие ведущую роль в мировой политике и экономике: мир зависящих от морской торговли океанических держав и евразийский континентальный мир.

Ядро первого геостратегического региона, по его мнению, - территория США с прямыми выходами к трем океанам - Атлантическому, Тихому и Северному Ледовитому. Сердцевина второго - российский промышленный район (европейская часть России, Урал, Зап. Сибирь и Сев. Казахстан). Данная концепция отражала мировые реалии периода холодной войны с присущей ему биполярной структурой международных отношений.


Крупный вклад в развитие геополитических идей внес Джеймс Розенау (1924), выдвинувшийконцепциюо том, чтомир глобальной политики стал складываться из двух взаимопересекающихся миров:

во-1-х, полицентричного мира «акторов вне суверенитета», в котором наряду с государствами стали действовать разнообразные корпоративные структуры и даже отдельные лица и который стал способствовать созданию новых связей и отношений в мировой политике; а
во-2-х, традиционной структуры мирового сообщества, где главное положение занимают национальные государства. Пересечение этих двух миров демонстрирует рассредоточение властных ресурсов, возникновение противоборствующих тенденций, напр.:
♦ нарастание способностей индивида к анализу политического мира сочетается с крайним усложнением политических взаимосвязей,
♦ эрозия традиционных авторитетов соседствует с усилением роли цивилизационных начал в обосновании политики государств,
♦ поиск идентичности идет наряду с постоянной переориентацией политических лояльностей и т.д.

В то же время признанными, по мнению Розенау, факторами стали в этом мире децентрализация международных связей и отношений, а главное – размывание понятия «сила» и, как следствие, изменение содержания и смысла понятия «угроза безопасности».


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!