Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Тема 1. Язык, речь. Лингвистический и экстролингвистический аспекты понятия «Культура речи», современная теоретическая концепция культуры речи



Тема 1. Язык, речь. Лингвистический и экстролингвистический аспекты понятия «Культура речи», современная теоретическая концепция культуры речи.

1. Создать блок-схему по 1 главе пособия Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на - Дону, 2001.

2. Подготовить сообщение на тему «Язык и речь», опираясь на материал раздела.

3. Законспектировать материал I главы пособия «Русский язык и культура речи». Гойхман О. Я., Введенская Л. А. и др.

Тема 2. Речевой этикет.

1. Подготовить сообщение на одну из предложенных тем:

Правила хорошего тона.

Этикетные условия выбора обращений.

Из истории речевого этикета.

Этикет в России.

Английская вежливость.

Этикет телефонного разговора.

2. Проанализировать использование этикетных речевых единиц (обращения, приветствие, прощание, извинение) в эпистолярном наследии А.С.Пушкина и А.П.Чехова, как в формах речевого этикета отразились время, социальный статус, характер отношений адресанта и адресата, личность писателя?

3. Составить текст поздравления близкому человеку, офи­циального приветственного адреса по случаю юбилея института, кафед­ры и т.д.

Тема 3. Виды речевой деятельности.

1. Подготовить конспект IV главы «Как стать хорошим собеседником»
из книги Д.Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на
людей». Минск, 1997.

2. Подготовить конспект главы «Священное уменье говорить...» из
книги В.В.Соколовой «Культура речи и культура общения»-М.,1995 г.

3. Подготовьте задание, которое позволило бы проверить умение говорить ваших однокурсников.

4. Записать в словарь основные термины по теме.

5. Составить и записать тезисы лекции, помня, что они формулируются своими словами.

Тема 4. Текст, eго признаки, описание, повествование, рассуждение.

1. Обосновать известное высказывание, выбранное самостоятельно. Составить текст, который можно завершить пословицей на тему закона.

2. Подобрать и проанализировать тексты различных функционально-смысловых типов.

Тема 5. Стилевые разновидности русского языка.

1. Подготовить реферат по одной из предложенных тем:

Письменная научная речь.

Понятие о терминах и терминосистемах.

Научная статья, монография и их структурно-смысловые компоненты.

«Жанры устного делового общения: деловая беседа, деловое совещание, переговоры».

2. Составить, соблюдая правила, изложенные в Единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД), следующие документы:



Заявление,

Деловое письмо,

Автобиографию,

Доверенность,

Объяснительную записку.

Тема 7. Коммуникативные качества речи. .

Подготовить ответы на контрольные вопросы:

1. Какие требования предъявляют к хорошей речи?

2. Что лишает речь чистоты?

3. Дайте определение точности. Перечислите виды точности. Приве­дите примеры.

4. В чем суть понятия "богатство речи". Какие виды богатства можно
выделить? Охарактеризуйте каждый вид.

5. Что такое выразительность как коммуникативное качество речи?

6. Перечислите средства выразительности (тропы и фигуры речи).

ТЕМА 7.Точность речи.

Создать описания объекта в деловом стиле и художественном, отвечающим требованию точности. Какой вид точности будет реализован в каждом тексте?

Перечислить положительные и отрицательные стороны дублетности и
антонимии в терминологии.

Подготовить ответы на контрольные вопросы:

Какие проблемы создает полисемия в терминологии?

Докажите, что родо-видовые отношения позволяют осознать терминологию как систему понятий.

Что нужно знать об употреблении паронимов.

Дайте определение лексико-семантической сочетаемости терминов.

Что такое точность как коммуникативное качество речи ?

Какие виды точности можно выделить, исходя из анализа отношений речи к неречевым структурам? Дайте характеристику каждому виду.

Почему в научной речи важна точность терминоупотребления? Чем она обеспечивается?

Какую функцию в учебно-научном стиле выполняют термины и обще­научная лексика?

Перечислите основные характеристики общенаучной лексики.

Что такое термин? Какие общеязыковые семантические явления свойственны функционирующим термина

ТЕМА 7. Выразительность.

Приведите примеры мастерского использования средств выразительности нашими преподавателями.



Вступление: «Особой выразительности требует учебная вузовская лекция. Хороший лектор не ограничивается информационной выразительностью, интеллектуальной экспрессией. Он вовремя и к месту, без излишества, умеет вставить шутку, анекдот, сделать остроумное замечание в адрес студента, развернуть метафору-сравнение при введении нового материала, обратиться к аудитории с вопросами, перекинуться репликами, менять ритм и интонацию, делать паузы и «диктовать» - и все это попутно, в общей научно-учебной проблем­но-тематической направленности. И при всем том истинную основу выразительности составляют ценность учебной информации, логичность, дидактическая последовательность, доказательность, ясность».

Подготовить ответы на контрольные вопросы:

Что такое выразительность как коммуникативное качество речи?

Раскройте понятия: структурная выразительность, эмоциональная выразительность, информационная выразительность. Как эти виды выразительности реализуются в различных стилях?

Перечислите средства выразительности (тропы и фигуры речи), подберите примеры их использования в художественной литературе.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!