Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Предмет философской антропологии



В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Она получила название философской антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внести Г.Плесснер, А.Гелен и ряд других исследователей. Появление философской антропологии как специального учения о человеке явилось своеобразным итогом наращивания философского человекознания. Основой для выводов философской антропологии стали общие догадки Ф.Ницше о том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это нечто несостоявшееся, биологически ущербное. Однако современная философская антропология - это сложное и противоречивое явление, в котором уживается множество школ, соперничающих друг с другом, и часто представляющих настолько противоположные мнения, что выделить в них что-либо общее, кроме внимания к человеку, весьма сложно.
Термин "философская антропология" употребляется в двух основных смыслах. Часто под ним называют раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Вместе с тем, термин "философская антропология" закреплен и за конкретной современной философской школой, главными представителями которой были немецкие философы М.Шеллер, А.Гелен, Г.Плесснер и др.
Представители "философской антропологии" выдвинули программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили соединить онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским постижением. Принципиальной задачей философской антропологии является разработка проблемы сущности человека. По мнению основателей, философская антропология - это "базисная наука о сущности и сущностном строении человека". Последователь М.Шеллера, Г. - Э.Херстенберг уточняет: "Философская антропология - это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делает это с региональных точек зрения: философской, биологической, психологической, лингвистической и т.д.".
В чем конкретно "философские антропологии" усматривают сущность человека? В решении этого вопроса их взгляды расходятся. М.Шеллер, полагает, что такой сущностной идеей человека является антропологический дуализм духа и жизни. Сущностное определение человека, с точки зрения немецкого, есть одновременное определение его особого положения в порядке бытия. Соответственно принцип антропологического дуализма будет в качестве сущностной характеристики человека, если будет доказано на основе этого принципа особое положение человека в бытии. И поскольку жизнь как один из способов антропологического дуализма в представлении М.Шеллера является чем- то общим для человека и остального органического мира, то человек может претендовать на особое положение в бытии, если только дух предстанет как нечто принципиальное для жизни.



Познание и его виды.

Проблемы познания исследует раздел философии под названием "гносеология". Иногда этот раздел философии именуют "эпистемология", но в основном эпистемологию рассматривают либо как теорию знания, или как исследования только знания. Необходимо заметить, что гносеология была более характерной для времен классической философии, поскольку рассматривала познания с позиции отстраненного наблюдения, а эпистемология - это больше явление неклассической философии. Для нашей философской традиции эпистемологические студии не были характерны, однако сегодня именно эпистемология выходит на первый план в исследовании проблем знания и познания. Поэтому в данном разделе учитываются как традиционные для нашей философии гносеологические подходы, так и новые веяния, связанные с эпистемологией.
Первым вопросом гносеологии является определение природы познания: что есть познание, что толкает человека к познанию, обречена человек познавать? В общем понимании познания предстает как процесс взаимодействия сознания и действительности. Но результатом такого взаимодействия могут быть впечатления, чувства, определенные эмоции. И хотя они также могут быть элементами познания, все же до последнего мы относим такое взаимодействие сознания и действительности, вследствие которой в сознании выстраиваются образы, интеллектуальные модели и конструкции, которые позволяют человеку улучшать свои отношения с действительностью, делать свои действия оптимальным или эффективными, увеличивать свои возможности и степень свободы.
При осмыслении следующих понимание познания важно обратить внимание на то, что реально осуществляет познание не сознание само по себе, не мозг, а человек со всеми его жизненными проблемами, возможностями, желаниями и страстями. Этот момент входит в понятие объекта и субъекта как исходные понятия гносеологии. Субъект познания - это человек, который возникает исходным пунктом жизненной и познавательной активности, приобретает знания, выстраивает теории и концепции, сохраняет и исторически передает их новым поколениям. Объект познания - часть всякой реальности (природной, социальной, субъективной, умственной, душевной и др.)., Который не совпадает в этот момент с интеллектом, познающего, и на который направлена познавательная активность. Такое понимание субъекта и объекта свидетельствует
- Во-первых, что объектом познания может быть любой, что познание может приобретать характер самопознания;
- Во-вторых, что субъект и объект соотносительные: объект приобретает характеристики именно объекта только в отношении определенного субъекта, тогда как последний проявляет себя только через воздействие на определенный объект.
Итак, объектом может становиться лишь то, что проявляется как отдельная особая реальность в поле активной деятельности субъекта, при том объект предстает как производное от субъекта и даже как его элемент. С другой стороны, можно рассматривать самого субъекта как элемент объекта: природа - единственный объект, а человек как часть природы является элементом объекта. Названы якобы противоположные выявления субъекта и объекта мы должны попытаться понять как единый процесс, где вместе с ростом границ и горизонтов человеческой активности возрастает, становится сложнее и предметно насыщенной объектный объем ее жизнедеятельности. В этом смысле познания предстает как процесс исчерпания с помощью предметных определений содержания объектов познания и деятельности. Современные гносеология и эпистемология считают, что понятие познания имеет минимум три основные смысловые акценты:
1. Процесс получения знаний, создание образов, моделей, теорий реальности (это информативный аспект познания).
2. Стремление овладеть реальностью, проникнуть в ее скрытые основы (это активистский или волевой аспект познания).
3. Желание достичь важного, заветного для человека состояния совершенства (это смысловой аспект познания).



Обозначенная многоаспектность познания находит свое проявление в различных видах познания, среди которых прежде всего фигурируют следующие:
- жизненно опытное познание возникает непосредственным, прямо вписанным в процессы повседневной человеческой жизнедеятельности, оно является очень разнообразным по проявлениям, но нерасчлененное ни по содержанию, ни по формам существования: здесь эмоции переплетены со знанием, желанием и т.п.;
- художественное познание определяет реальность не отстраненно, а через переживания. Оно больше передает не предметные очертания действительности, а человеческое отношение к ней. По содержанию оно условное, т.е. предоставляет пространство проявления воображения, фантазии, субъективным склонностям человека. Благодаря этому художественное познание иногда опережает ход событий, определяет их более многогранно, многоцветно и жизненно;
- научное познание культивируется специально через осознание роли знания, оно является специализированным и специально организованным, контролирует свой ход, пытаясь достичь максимальной степени достоверности знания;
- Религиозно-мистическое познание часто определяет источники своих сведений как божественное откровение, особое просветление, и хотя эти источники остаются для нас во многом таинственными и недоступными ни для контроля, ни для сознательного использования, нет смысла отрицать особую значимость для человека того, изложенных в священных текстах и ??религиозных установках, сама история человечества убедительно это доказывает;
- Экстрасенсорные познания, интерес к которому особенно возрос в конце ХХ ст., Также остается для нас во многом неясным, и мы можем констатировать, что так называемые экстрасенсы, контактеры имеют возможность получать информацию из каких-то необычных источников. Этот вид познания используют в обществе, но природа его для науки пока неясна.
Итак, можно сделать вывод, что познание в своей действительности предстает как многогранный и сложный процесс, в котором находят свое проявление как духовные способности человека, так и ее важнейшие жизненные интересы.

Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Зна́ние в широком смысле — субъективный образ реальности в форме понятий и представлений.

Зна́ние в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.

Зна́ние (предмета) — уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.

 

Знание – объективная реальность, данная в сознание человека, которую человек в своей деятельности определяет и воспроизводит. Знание образует довольно сложную структуру, это система, которую можно представить в виде социальной памяти, за счет которой из поколение в поколение передается мастерство, опыт.

В гносеологии знание употребляется в смыслах:

1) любая познавательно - значимая адекватная информация об объекте;

2) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, которая существует наряду с практическим отношением.

Проблему соотношения знания и мнения начали исследовать в античности.

Вера – не основанная на знании убежденность в истинности того или иного явления; уверенность в научных гипотезах, предположениях, которые в данный момент не могут быть доказаны ни теоретически, ни экспериментально.


Просмотров 1381

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!