Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Чисть вторая: воспитательная



Педагог должен:

1. Владеть формами и методами поспи тотальной роботы, используя их как на урока, так и во внеклассной дея­тельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширении кругозора учащихся.

4. Эффектами регулировать поведение учащихся для обес­печения безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять классами с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспита­тельные цели, способствующие развитию учеников, неза­висимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

6. Устанавливать чёткие правила поведения в классе в со­ответствии со школьным уставом и правилами поведе­ния в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в орга­низации ученических органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учеб­ного знания и информации и обеспечивать его понима­ние и переживание учащимися.

10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребёнка (культуру переживаний и ценностные ориентации ре­бенка).

11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) вос­питательные возможности различных видов деятельно­сти ребёнка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.).

12. Уметь строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, половозрастных и индиви­дуальных особенностей.

13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, сек­ции и т. п.) детско-взрослые общности учащихся, их ро­дителей и педагогов.

14. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребёнка).

15. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

 

16. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

17. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

 

 

Пункты 4.1 и 4.2 посвящены проблемам обучения и воспитания и представляют собой перечень весьма традиционных видов педагогической деятельности.



В той или иной мере все педагоги с разной степенью профессионального мастерства владеют ими, проводя уроки, экскурсии в музеи, лабораторные занятия, организуя воспитательную работу в своём классе, налаживая взаимодействие с коллегами и родителями. Поэтому по отношению к этим требованиям к квалификации педагогов предъявляется чёткая формулировка: «педагог должен». Какой же он педагог, коль скоро не знает свой предмет и не умеет установить рабочий порядок во вверенном ему классе? Разумеется, это не означает, что в сфере обучения и воспитания мы уже достигли наивысшего уровня. Ещё многое предстоит сделать д\я овладения формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков.

В содержании профессионального стандарта наибольшую проблему, на мой взгляд, представляет собой раздел, связанный с развитием учащихся. Без овладения заявленными в нём компетенциями нереально включить в образовательный процесс всех учеников, в том числе и со специальными потребностями, эффективно управлять классами и регулировать давление учащихся. Именно в силу сложности задач развития и неподготовленности массового учителя к их решению в данном разделе документа нигде не звучит категорическое требование «учитель должен». Следовательно, на данном этапе освоения I профессионального стандарта эту часть документа следует рас­сматривать как рекомендательную.

Вышесказанное не относится к пункту о профессио­нальной установке на оказание помощи любому ребёнку. Врач не выбирает себе больных, точно так же и педагог. Таков императив профессиональной деятельности в этих смежных сферах, а неприятие его — верный признак непрофессионализма.

Рекомендательный характер данного раздела проф-стандарта не означает, что его реализацию можно отнести на неопределённую перспективу. Напротив, жизнь требует немедленно приступить к делу, а начать следует с решения двух основополагающих проблем:



· обучение и переобучение педагогов;

· формирование командного стиля работы в образовательной организации.

Чему обучать, становится понятно после внимательного прочтения пункта 4.1. Где обучать, в скором времени станет ясно после формирования пилотных площадок, включающих университеты, вузы и центры повышения квалификации, готовые к такой работе с педагогическими кадрами. Это найдёт своё отражение в специальном документе: «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций». Программа будет также включать модернизацию педагогического образования, без чего невозможно ожидать от молодых специалистов готовности к освоению новых ФГОС и овладения профессиональными компетенциями, заложенными в профессиональном стандарте. Таков общий контекст масштабных преобразовании, ожидающих систему образования в целом.

Означает ли сказанное, что внутри образовательных организаций в ожидании системных изменений можно расслабиться и повременить с внедрением профессионального стан­дарта? Напротив, в такой ситуации, как никогда, требуется встречное движение снизу. Руководителям образовательных организации вместе со своими педагогическими коллективами предстоит внимательно проанализировать особенности своего контингента учащихся, реализуемые образовательные программы с тем, чтобы выявить свои ключевые дефициты и сформу­лировать адресный заказ на подготовку и переподготовку кадров в соответствии с теми образовательными задачами, которые ставит перед собой данная образовательная организа­ция. Для этого, как минимум, необходимо внимательно вчи­таться в пункт 4.3.

Только после этого имеет смысл обращаться ко вто­рой фундаментальной проблеме: формированию командного стиля образовательной организации.

 

4.3. Часть третья: развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание по­мощи любому ребёнку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообраз­ные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребёнку своими педагогическими приёмами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребёнка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребёнка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических за­конов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психо­логические подходы: культурно-исторический, деятель­ностный и развивающий.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, проводить профилактику различных форм насилия в школе.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое со­провождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приёмами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составлять психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учётом личностных и возрастных особенностей учащихся.

17. Умение формировать и различать универсальные учеб­ные действия, образцы и ценности социального поведе­ния, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общение и толерантность, ключевые компетенции (по междуна­родным нормам) и т.д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, зна­ние их социально-психологических особенностей и за­кономерностей развития.

20. Знание основных закономерностей семейных отноше­ний, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

 

Подробное знакомство с пунктом 4.3 позволяет убе­диться в том, что в его основе лежит одно из основополагаю­щих качеств современного работника, независимо от того, в какой сфере осуществляет он свои трудовые функции: спо­собность к командной работе. Оно сегодня высоко оценивается на производстве и в бизнесе, в спорте и медицине — везде (за исключением, пожалуй, литературного и художественного творчества, да и то если речь не идёт о кино, театре и архи­тектуре) высокий качественный результат зависит от совокуп­ных усилий работников, взаимодействующих в процессе созда­ния конечного продукта деятельности. Не оспаривая огромного влияния личности педагога, непосредственно общающегося с ребёнком, замечу, что и в нашей профессии не следует переоценивать индивидуальную личностную педагогику, хотя бы потому, что мы не обладаем достаточной полнотой знаний о тех, на кого стремимся влиять.

 

Необходимость комплексного сопровождения ребёнка на всех этапах обучении и развития с учётом данных медици­ны, дефектологии, психологии и других наук о человеке стано­вится всё актуальнее по мере усложнения задач современного образования, имеющего дело с диверсифицированным контингентом детей (об этом достаточно говорилось в первом разделе книги). Во что же выливается на практике осознание необходимости командной работы? В создании протоколов согласованных действий.

Внимательное прочтение пункта 4.3. позволяет увидеть, что требования профстандарта, связанные с раз­витием ребёнка, педагог выполняет по большей части совместно с психологом и другими специалистами. Для этого ему необходимо:

· быть готовым к взаимодействию с этими специа­листами;

· уметь воспринимать их оценки и читать докумен­тацию, с тем чтобы в дальнейшем переводить их заключения на язык педагогических действий;

· уметь составлять с другими специалистами про­грамму индивидуального развития ребёнка;

· владеть специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

Это новые профессиональные компетенции, но опыт показывает, что педагоги, осознавая пользу этих знаний для преодоления трудностей в обучении и развитии своих воспитан­ников, овладевают ими в течение года.

Затем наступает новый этап — этап командной работы, зафиксированный в протоколах согласованных действий. Единой стандартной формы такого протокола не существует, каждая образовательная организация вправе вырабатывать оптимальные для неё документальные способы фиксации взаимодействия специалистов (многое зависит от наличия тех или иных специалистов), но единая логика в этой работе про­сматривается.

Шаг первый: работа с исходной документацией. Как правило, это карта здоровья ребёнка, при изучении которой следует обратить внимание на состояние анализаторов. Например, при ослабленных зрительных анализаторах в работе с таким ребёнком следует опереться на вербальные методы обучения. В карте также могут быть указаны повышенная воз­будимость ребёнка и другие особенности (диагноз не раскры­вается), которые необходимо учитывать педагогу.

Шаг второй: первичная педагогическая диагностика, осуществляемая педагогом в ходе обучения. Внимательный взгляд педагога фиксирует трудности в обучении и развитии ребенка. Касаются ли они затруднений в общении с его свер­стниками и взрослыми или в решении логических задач, в любом случае они заметны. Если обычные педагогические методы коррекции не приносят результата, необходим следую­щий шаг.

Шаг третий: комплексная психолого-дефектологиче­ская диагностика по запросу педагога, осуществляемая с согла­сия родителей ребёнка. На основе проведённой диагностики специалисты совместно с педагогами составляют план индиви­дуального развития такого ребёнка. В нём фиксируются кон­кретные задачи, выполнение которых возложено на педагогов, психологов, логопедов, педагогов дополнительного образования и родителей. Все полноправные члены команды заинтересованы в положительных результатах совместной работы.

Шаг четвёртый: отслеживание динамики развития ребёнка. Каждый отслеживает своё: психолог — созревание психических функции, логопед развитие речи, педагог – учебные достижения ребёнка. Наиболее удобная форма для налаживания продуктивного взаимодействия — психолого-педагогический консилиум. Как видим, умение отслеживать динамику развития ребёнка, заявленное в пункте 4.3 докумен­та, не опускается целиком на плечи одного педагога. При необ­ходимости, когда, несмотря на все принятые меры, не наблю­дается положительная динамика в развитии ребёнка, проводит­ся повторное комплексное обследование, к которому привлека­ются нейрофизиологи, неврологи, в исключительных случаях по согласованию с родителями — психиатры и другие специали­сты, к советам которых стоит прислушаться.

Так постепенно формируется командный стиль работы образовательной организации, облегчающий жизнь как детям, так и взрослым, осуществляющим их обучение и развитие.

Выше уже отмечалось, что профессиональ­ный стандарт педагога представлен в двух формах: в форме развёрнутой концепции, где приведены все нюансы и тонкости, связанные со структурой профессиональной деятельности педа­гога (эту концепцию мы подробно разбираем), и в виде «матрицы» Минтруда России, куда по объективным причинам не попали многие существенные детали, без учёта которых вне­дрение профессионального стандарта попросту невозможно. Здесь нет чьей-то злой воли. Второй документ носит подчёр­кнуто юридический характер и опирается на ныне действующее законодательство. На его основе работодателю (руководителю образовательной организации) предписывается заключать с работником трудовой договор, а в ближайшем будущем — эффективный контракт.

Однако работа над профессиональными стандартами, в том числе в сфере образования, только началась. В настоя­щее время нет утверждённых профессиональных стандартов педагога – психолога, логопеда, дефектолога. Да и сама номен­клатура должностей в сфере образования не соответствует поставленным задачам. Со временем эти документы появятся, а пока, при отсутствии принятых стандартов, опасно фиксиро­вать трудовые функции, закрепляя их в трудовых договорах, порождая тем самым трудовые споры. Так вот, протоколы согласованных действий специалистов, сопровождающих ребён­ка, будучи оформлены в виде локальных актов образовательной организации, принятые по согласованию всех сотрудников, являются прообразом будущих трудовых договоров и контрактов. Именно они, по сути, формируют командный стиль работы, который, будучи принятым коллективом, затем обретет чеканные юридические формы.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!