Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Социально-демографическая безопасность РФ



Депопуляция, обнажившаяся со всей пугающей глубиной в 90-е годы прошлого века, сначала из региональной и этнической превратилась для России в серьезную общенациональную проблему. Под социально-демографической безопасностью принято понимать такое состояние социума, при котором на территории государства обеспечивается стабильность и устойчивость процесса воспроизводства населении, сопровождающаяся повышением уровня жизни и развития.

Несмотря на наметившийся экономический рост последних лет, наращивание объемов производства, ситуация в социальной, демографической сфере остается критической. Уровень жизни населения и доходы значительно уступают аналогичным индикаторам наиболее развитых стран. Принятые меры поддержки семьи и детей пока не носят системного характера. Остро стоит проблема обеспеченности населения жильем, а введение ипотеки лишь подстегнуло рост цен на квартиры.

С 90-х годов прошлого века по сегодняшний день шло вымирание населения (примерно по 800 тысяч человек в год). Отмечены и такие тревожные тенденции, как старение населения, рост смертности во всех возрастных группах, снижение продолжительности жизни мужчин. По данным специалистов, примерно половина территорий РФ ощущает экономическую нужду.

Обычно проблема депопуляции рассматривается в связи с сокращением рождаемости. Однако смысл демографического перехода РФ принципиально меняет модель воспроизводства населения, поскольку мы переходим к модели с низкой рождаемостью, высокой продолжительностью жизни и низкой смертностью.

Политика, направленная только на стимулирование рождаемости, даст кратковременный эффект. Долговременная демографическая политика должна быть направлена на создание благоприятных условий существования семьи, на формирование уважения к институту семьи. Необходимы высокая заработная плата, высокое качество социальных услуг, воссоздания эффективного здравоохранения, детского отдыха и пр.

По данным специалистов Института социально-экономических проблем народонаселения, семьи с большим достатком не собираются заводить второго и третьего ребенка, несмотря ни на какие материальные преференции. До 700 тысяч граждан трудоспособного возраста умирают в результате предотвратимых причин смерти.



Россия вступила в самый сложный демографический период: численность трудоспособного населения России до 2025 г.уменьшится не менеечем на 10 млн. человек. Проявляется демографическая яма 90-х годов, когда граждане демократической России боялись рожать детей из-за нестабильной ситуации в стране.

Выход из кризиса: изменение ориентации производства с прибыли на показатели удовлетворения потребностей населения, обеспечение господства государственной собственности, создание хозяйственного механизма способного стимулировать научно-технический прогресс, рост производства, повышение качества продукции, снижение ее себестоимости.

 

Приоритетные направления совершенствования системы здравоохранения:

1. Сокращение разрыва в показателях здоровья населения РФ и экономически развитыми странами.

2. Улучшение здоровья детей, подростков, женщин.

3. Сохранение здоровья лиц пожилого возраста.

4. Снижения уровня социально значимых заболеваний.

5. Сокращение распространенности инфекционных болезней.

6.Совершенствование механизмов государственных гарантий в обеспечении населения бесплатной медицинской помощью.

Ряд других мер для стимулирования рождаемости и укрепление института семьи: создание условий для самореализации молодежи; повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Российской Федерации;



В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи: формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более; создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей; обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей; разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.

Разработка и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы.

КНР

Большинство стран второго типа осуществляют демографическую политику, направленную на сокращение естественного прироста населения. Это станы с большой численностью населения, активно развивающиеся в экономическом отношении. Наиболее ярким примером в этом отношении являются две самые большие страны мира – Китай и Индия.

В Конституции КНР говорится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по плановому деторождению, на рождение ребенка нужно получить разрешение местных властей. Установлен более поздний возраст для вступления в брак. В период учебы в институте браки, как правило, не разрешаются. Основной девиз демографической политики КНР: "Одна семья – один ребенок". Осуществление этой политики уже дало большие результаты, в том числе и отрицательные: резкоепревышение числа мужчина над числом женщин. Определяя на ранних стадиях беременности пол будущего ребенка, многие женщины Китая прерывают беременность, если пол будущего ребенка женский. Это привело к тому, что в сентябре 2002 г. правительство Китая внесло корректировку в демографическую политику, разрешив 13 категориям семей рождение второго ребенка.

 

Во второй половине 1950-х гг. в результате заметного снижения показателя смертности при сохранении высокой рождаемости стали возникать все большие трудности в обеспечении быстро растущего населения жизненными ресурсами, основными видами продовольствия и предметами народного потребления.

Меры демографической политики заключались в ведении массовой пропаганды, распространении средств ограничения рождаемости, официальном разрешении абортов и стерилизации и др. Затем они были дополнены. Был повышен возраст вступления в брак (для женщин до 20 и для мужчин до 22 лет), установлены разного рода поощрительные льготы и, наоборот, меры «наказания». Главная цель – переход от многодетной к однодетной или, по крайней мере, двухдетной семье. Те супружеские пары, которые принимают обязательство ограничиться одним ребенком, получают специальное удостоверение членов однодетной семьи. Оно дает право на льготы – надбавки к зарплате, выплату ежемесячных пособий, бесплатное медицинское обслуживание, преимущества при устройстве ребенка в ясли и детский сад, при поступлении в вуз и даже на работу и при начислении пенсии. Двухдетная семья не только лишается всех этих льгот, но обязана также заплатить довольно большой штраф. Для семей с большим количеством детей установлена еще шкала прогрессивно растущих вычетов из зарплаты.

Социально-экономические проблемы: 1. проблема половой структуры населения. Численность мужчин в этой стране была намного больше численности женщин, «дефицит невест».

2. проблемавозрастнойструктурынаселения. Раньше для Китая, как и для других развивающихся стран, была характерна большая долялиц детскихвозрастов (в 1950 г. 34%) и незначительная– старших возрастов (6%). Но вследствие резкого сокращения рождаемости, да еще при заметном увеличении средней продолжительности жизни, к 2000 г. доля лиц детских возрастов сократилась до 25%, а лиц старше 60 лет увеличилась до 10%. Постарение населения усложняет задачи организации социального обеспечения и медицинского обслуживания пенсионеров.

3. проблема занятости. Доля занятого населения в общей численности людей старше 16 лет теперь составляет 77%. Даже при очень больших успехах в экономике обеспечить работой такое огромное количество трудоспособных людей очень не просто. Поэтому безработица в последние годы, по официальным данным, держится на уровне 5-6 млн. человек, а в действительности она значительно больше.

4.проблема обеспечения продовольствием и предметами длительного пользования. Долгое время в Китае существовала система распределения их по карточкам, которые отоваривались по месту жительства. Постепенно она была отменена, а продовольственное и материальное снабжение начало улучшаться.

5. проблема образования. В 50 – 80-х гг. ХХ в. доля неграмотных в Китае уменьшилась в пять раз. Тем не менее и на рубеже ХХ и ХХI вв. в стране насчитывалось более 200 млн. неграмотных. Недостаточный уровень грамотности отрицательно сказывается на общем развитии страны. Он затрудняет и осуществление демографической политики, в особенности в сельской местности.

 

 


Просмотров 2193

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!