Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Шпаргалкология – изучение обмана в учебном процессе



 

Хотя россияне не слишком уникальны с точки зрения обмана во время экзаменов, тем не менее некие "особенности национального списывания" все же можно отметить. Это касается, в первую очередь, не самого факта наличия списывающих, а отношения к этой проблеме со стороны российского общества и российских исследователей.

В зарубежных развитых странах проблема списывания считается одной их животрепещущих. Первые исследования в области изучения обмана в учебном процессе начались еще в 1930-е гг.[10]. В 1990-х гг. они стали расти особенно стремительно. Проблема обмана/списывания рассматривается в современных исследованиях чаще всего в контексте экономико-социологического анализа девиантности и правонарушений (в частности, в рамках открытой американским экономистом Г. Беккером economics of crime[11]).

А что же мы наблюдаем в России? Увы, эта проблема волнует лишь преподавателей и методистов, а ученые пока остаются в стороне. Единственное исключение – исследование экономистов ЦЭМИ В.М. Полтеровича и А.В. Савватеева, выполненное совместно с экономистами из голландского Тилбургского университета Я. Магнусом и Д. Даниловым[12].

Эта единственная на данный момент работа российских исследователей, специально посвященная обману в учебном процессе, может послужить методологической основой для развертывания комплексной аналитической работы. Статья В.М. Полтеровича и его соавторов замечательна сразу в нескольких отношениях.

Во-1-х, она была посвящена изучению не столько самого обмана, сколько терпимости к обману (tolerance of cheating). Это очень перспективный подход: если мы трактуем учебный обман как "школу" теневых экономических отношений, то принципиально важным является именно отношение окружающих к нарушителю. Очень важно выяснить не только степень одобрения или осуждения поведения участников учебного обмана, но и мотивы одобрения/осуждения. Только знание этих мотивов позволит перейти от позитивной стадии исследования (изучения существующих "правил игры") к нормативной стадии (выработке эффективных путей изменения вредных "правил").

Во-2-х, исследование о терпимости к списыванию было эконометрическим: российские и голландские экономисты собрали довольно обширную базу данных (около 900 респондентов), в ходе анализа которой ими были рассчитаны индексы терпимости к списыванию. Недостатком исследования В.М. Полтеровича и его соавторов следует считать относительно малое число респондентов в каждой из исследуемых ими стран.



В-3-х, исследование В.М. Полтеровича и его соавторов является компаративистским: исследователи изучили терпимость к списыванию в четырех странах (Россия, Нидерланды, США, Израиль) и выявили существенные различия в терпимости к списыванию представителей разных наций[13]. Развивая этот подход, отечественные исследователи могут изучать учебный обман во всех постсоветских государствах (не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, республиках Балтии, Средней Азии и Закавказья)[14]. Такой анализ будет иметь большое значение для понимания путей развития систем образования в бывших республиках СССР.

Отметим специфику самой терминологии, которая применяется в связи с этой проблемой. В англоязычной литературе употребляется понятие «cheating», что дословно переводится как «обман» и подчеркивает неэтичность, негативную маргинальность такого поведения. Наш термин «списать» не несет в себе никакой морально-этической нагрузки. Ведь «списать» значит просто перенести информацию с одного носителя на другой или, другими словами, «скопировать». Поэтому очень может быть, что отечественным исследователям придется активно внедрять термин «читинг», как раньше в нашу лексику вошли «маркетинг», «инфорсмент», «лоббизм», «пиар» и прочие иностранные термины. Или все же лучше использовать полушутливый термин «шпаргалкология»?..

Существующий в России разрыв между серьезностью проблемы и степенью ее изучения следует преодолевать. Проблема заключается не столько в организации самих исследований, сколько в том, чтобы сделать полученные данные достоянием гласности. Нет ничего зазорного для школ и университетов признать факт списывания, практикуемого их учащимися. Важно не останавливаться на констатации факта, а, подходя с научной точки зрения, анализировать проблему и пытаться найти эффективные пути ее решения.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!