Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Пути развития образования в современном мире



В начале XXI в. на образование оказывают влияние такие факторы, как:

- возрастание темпов научно-технического прогресса;

- глобализация политики, экономики и культуры;

- обострение конкурентной борьбы между странами;

-информатизация мирового сообщества.

Образование должно отвечать требованиям времени, в котором изменения будут происходить очень быстро. Международная комиссия по образованию для XXI в. ЮНЕСКО уделяет особое внимание четырем основополагающим ценностям образования:надо научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях, образе мышления; необходимо научиться приобретать знания, при этом необходимо сочетать достаточно широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин; научиться работать, приобретать профессиональную компетентность;научиться жить.

Социокультурная ситуация XXI в. обусловливает создание нового образовательного пространства, которое предполагает не только изменения в самой системе образования, но и смену его основания. Известно, что основанием жизнедеятельности всех сфер общественной жизни в XX в. была культурная макромодель: наука-производство-образование. Новое отношение к образованию как сфере культуры и связанная с ним новая парадигма образования обусловлены внедрением новой культурной макромодели: культура-образование-история. В качестве тенденций можно выделить:

- смену парадигмы «образование=обучение» парадигмой «образование=становление»,

- превращение знаний в основной общественный капитал,

- развитие концепции непрерывного образования,

- постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту - индивидуализация обучения,

- диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания.

- активизации процесса использования Интернет -технологий и других новых технологий в современном школьном образовании,

- интернационализация образования в соответствии со всемирными процессами глобализации

- развитие дистанционного обучения.

Общие принципы управления образованием

Исторически сложились три системы управления системой образования: централизованная, децентрализованная и смешанная.

Централизованное управление осуществляется во Франции, Италии, Греции, Португалии, Бельгии, Испании, Японии, Ирландии, странах Латинской Америки. Во главе такой системы образования стоит государственный орган — чаще всего министерство образования. Государство издает стандарты, учебные программы, инструкции, утверждает единые требования для получения документов об образовании. Централизация системы образования в одном ведомстве была, несомненно, прогрессивным явлением, однако с расширением такой системы образования неизбежен рост и центрального аппарата управления. Гипертрофированная централизация сковывает инициативу работников учебных заведений и региональной администрации, затрудняет поиск путей совершенствования учебного процесса, навязывает излишнее однообразие форм и методов педагогической работы.



В противоположность этой системе сложились устойчивые тенденции децентрализации управления системой образования. Графства в Великобритании, Земли в ФРГ, Штаты в США обладают значительной автономией в области организации школьного дела и профессионального образования. Система образования в Норвегии, Швеции и в Штатах США обладают значительной автономией в области организации школьного дела и профессионального образования и делятся на учебные округа. Во главе такого округа стоит комитет, куда избираются представители от населения, как правило, деятели интеллигенции, бизнесмены. Комитет решает вопросы бюджета школы, приема и увольнения учителей, рекомендации по использованию учебников и т.п. В ФРГ каждая Земля имеет свое министерство, ведающее вопросами образования.

Для смешанной формы управления характерно разделение функций между центральными и местными органами власти. Обычно центральные органы ведают общим планированием и контролем, а также финансированием некоторых учебных заведений.

Поскольку управление образованием стало сферой государственной политики, правительства многих стран разрабатывают долгосрочные и перспективные программы развития системы образования. В последние десятилетия XX в. налицо тенденция к децентрализации в странах с централизованными системами управления образованием и, наоборот, к централизации в странах с децентрализованными системами.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятию «образование», сравните данное понятие по объему с понятиями «обучение» и «воспитание».

2. В учебной литературе найдите и сравните различные подходы к определению данного понятия.

3. Перечислите и охарактеризуйте основные тенденции развития современного образования.

4. Самостоятельно ознакомьтесь с образовательной полотикой одной из зарубежных стран (по выбору). Проведите сравнительный анализ с Республикой Беларусь.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!