Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Почему статью Д. Быкова «Мета-путь к квази-имени» (1991) можно отнести к литературно-критическим размышлениям? Приведите приемы полемики



Проблема жанров в критике

Понятие жанр одно из самых размытых, нестрого употребляемых в в литературно-художественной критике (в связи со сложностью критериев для их выделения). Существуют разные системы жанров критики, исходящие из разных оснований: и по методу критики, и по литературному роду, и по степени охвата объектов, и по структурно-композиционному соотношению факта и проблемы. Еще в 1925 г. Гроссман выделил 17 основных жанровых разновидностей. Исследователь выстраивал этот ряд по разным принципам. В одном случае - по методу анализа: портрет, диалог, литературная параллель и научные жанры- академический отзыв, глосса, трактат. В другом - по литературным формам: эссе, пародия, памфлет, фельетон. А часто - по объему охватываемого материала: рецензия, этюд, обзор, критическая монография. Множественность принципов, несомненно, связана со сложностью самой природы литературной критики. Деление критических жанров на группы, блоки осуществляется прежде всего по объекту исследования: произведение, автор, процесс. В соответствии с этим можно сказать о трех опорных жанрах - рецензия, творческий портрет, статья. Это как бы три ядра системы жанров, вокруг которых группируются все разновидности. Есть ряд других критериев: конкретное назначение, творческая задача, которую нужно решить в данном выступлении; масштаб охвата явлений и соответственно масштаб выводов и обобщений, непосредственно связанный с тем, что в «цепочке» «факт - интерпретация - теория» могут быть разными объем фактов, характер интерпретации, уровень теоретичности, а также характер лит-рно-стилистических средств (от стиля теоретико-критической статьи до эссеистско-го и памфлетного). Существует заметная градация возможностей того или другого опорного жанра. Жанр «растягивается». Например,рецензия может быть миниатюрной, менее чем в сто строк, и может разрастаться до большой, в 2-3 печатных листа. В критике рассмотрение жанровых форм без учета этой особенности окажется неправомерным, обедненным, тем более, что там, где критика смыкается с литературоведением, она включает и традиционные формы научных публикаций: монографию, исследовательскую проблемную статью и т. д. И все-таки за основу жанрового деления литературно-художественной критики наиболее правомерно взять публицистическую сисму жанров, осуществляемую приемущественно в журке. В публицистике жанры делятся на информационные, аналитические и литературно-художественные, что отражает множественность истоков самой публицистики, ее «питание» от оперативной информации, науки, литературы.



Определите свое отношение к высказываниям Ю.И. Айхенвальда. Отметьте основные стилистические характеристики литературно-критической прозы Айхенвальда. Жанровое и комментаторское своеобразие литературных портретов русских писателей у Айхенвальда.

Юлия Исаевича Айхенвальда многое объединяло с символистами. Он был западником по своим взглядам, знатоком западноевропейской литры, обладал серьезным философским образованием. Критика А. и по жанру "вписывалась" в эссеистику символистов. Он сам предпочитал прокладывать собственный путь в литру. В 1906 г. вышел 1ый выпуск книги "Силуэты русских писателей", в кот. он выдвинул новую теорию - «интуитивной критики». Значительная часть его силуэтов посвящена писателям 19в, так что в целостном чтении три выпуска силуэтов отражают его представление о развитии русской литры почти на протяжении столетия. Не все равноценно в этих очерках - но они лишены банальностей и общих мест, сам А. может быть назван одним из наиболее ярких эссеистов начала 20 века. Введение к книге названо «Теоретические предпосылки», и в нем А. скомпоновал все, что до него писали критики-субъективисты о бессознательности твор-ва, о перевесе в искусстве чувства над разумом и т.д. - все то, что отрицало зависимость творчества от каких-то внешних факторов. Конец формыА. - критик-импрессионист. Среда, социальные условия не имеют никакого влияния на то, что представляется А. самым существенным в художественном произ-нии - на творческую индивидуальность. Художник «продолжает дело бога…» Избрав исходной точкой зрения мистико-религиозное представление о художнике, А. совершенно отвергает всякую связь писателя с исторической обстановкой, с социальной борьбой: «Естественно рассматривать сущность писателя вне исторического пространства и времени».Писатель вовсе не «продукт» общва, он - сам по себе, а литра вовсе не «зеркало действительности». А. считает, что классическая критика 19 века испортила наши вкусы навязчивой общественностью, ограничила круг интересов, «отняла у нас чувство красоты». Главное в литре - иррациональная сила талантливой личности. А. не интересуют лит-рные направления и школы: нет направлений, есть только писатели. Сколько писателей, столько и направлений. Для понимания писателя совсем не обязательно знать его эпоху, даже его биографию, важно знать только то, что дает его произведение. Ключевым моментом деятельности А. как критика стала публикация "силуэта" Белинского, где была предпринята попытка посмотреть свежим взглядом на наследие основоположника революционно-демократической критики. Это было "медленное чтение" сочинений Белинского, сопоставление оценок и суждений, поиск их источников, в большинстве своем исходивших из дружеского окружения Белинского. Авторитет критика разлетелся прямо на глазах. Очерк так и начинается: «Белинский - это легенда. То представление, какое получаешь о нем из чужих прославляющих уст, в значительной степени рушится, когда подходишь к его книгам непосредственно…» и т.д. Статьи А. легко читаются, т.к. их автор ничем себя от читателя не отделяет, они не перегружены ссылками. Кажущаяся легкость его письма-результат крапотливого изучения материала. Достоевский. Следуя творческим принципам интуитивной критики и пользуясь многочисленными стилевыми и худож-ыми приемами, критик создает образ писателя как «существа инфернального» ( «Уже одно то, что Достоевский, пловец страшных человеческих глубин, провидец тьмы, рудокоп души, пережил психологию смертной казни, невероятный ужас ее ожидания, - одно это делает его существом инфернальным, как бы вышедшим из могилы и в саване блуждающим среди людей живых») Он намеренно придает «силуэту» писателя колоризм, кот. заключается в подборе особой, отражающей его хар-р цветопередачи.«Силуэтность» образа писателя как трагического лица проявляется на уровне текстовых и речевых хар-ристик. Специфика такого восприятия образа именно как «силуэта» обусловливает семантико-композиционное содержание лит-рного портрета, кот. основан на совокупности полученных критиком впечатлений от прочтения произв-ний писателя-классика. НаПр., содержание портрета отличается необычными аллюзиями. Так, А. называет Достоевского не только «Иваном Грозным русской литры» («..он казнит нас лютой казнью своего слова и потом, как Иван Грозный, ропщет и молится, и зовет Христа, и Христос приходит к этому безумцу и мудрецу, к этому юродивому, и тогда он плачет кровавыми слезами и упоенно терзает себя своими веригами, своими каторжными цепями, которые наложили на него люди и которых он уже и сам не мог сбросить со своей измученной души»). Критик-интуитивист утверждает, что в «собственной личности» Достоевского «произошла та роковая встреча Христа с Великим инквизитором, о которой он рассказал в знаменитой легенде». А. избирает путь сопереживания и «сопричащения» писателю. Портрет Достоевского у А. при всей его эскизности обладает точностью и, создается с установкой на достоверность и «невымышленность». Пожалуй, критик стремился передать читателю специфические особенности внутреннего мира писателя, показать целостность его худож-ого твор-ва, неразрывную и глубокую связь духовного и худож-ого мира воссоздаваемой личности. Жанровая разновидность лите-рных портретов А. определяется в соответствии с названным типом как литературный портрет-«силуэт».



 

6. «Возвращенная литература» с разных точек зрения: В. Кожинов. «Правда и истина». Сделать анализ + собственные рассуждения.

Возвращенная литература. Понятие «возвращенная литература» появилось на закате советской эпохи, и оно связано с не самыми лучшими сторонами нашей истории. Как известно, до революции большевики активно выступали за свободу слова и демократические права. Придя к власти и опасаясь контрреволюции, они жестоко подавляли всякое сопротивление, пресекали публичную демонстрацию недовольства и создали механизмы контроля за литературой, намного превосходящие своею жесткостью царскую цензуру. Вводя запрет на свободу слова, большевики утверждали, что эта мера временная. Однако в дальнейшем давление власти на печать не ослабевало. В этих условиях многие писатели, не принимавшие советскую власть или ее методы, писали почти без надежды быть услышанными современниками. Лишь со второй половины 1980-х годов (и отчасти в 1960-е годы) в связи с потеплением политического климата эти произведения стали возвращаться к читателю. Среди них встречаются подлинные шедевры, и вся возвращенная литература была для людей глашатаем горькой правды.Правда и истина. Кожинов в данной статье говорит о том, что современные писатели стремятся высказать полную и острую правду. Все, кто имеют возможность, хотят донести свою правду до всех. Автор возмущен тем, что оказывается нужно только разрешение, и тогда, даже совершенно неопытный в деле высказывания правды может вещать в массы свои знания. Кожинов уверен: правда - вещь более-менее очевидная и однозначная. Нельзя лишать свободы и губить неповинных людей. Нельзя идти по головам ради своих целей. Это правда.Истина же не может быть однозначной. Ее надо искать. Для нее нужна усилия, мужество мысли, высокое культурное мышление. Кожинов же считает, что культ Сталина - результат стихийного развития истории. «Культ Сталина - это вовсе не результат интриг его самого и каких-то сомнительных подручных; это было в прямом смысле слова всемирное явление, которое осуществлялось повсюду от Мадрида до Шанхая. Да, то, что называют «культом Сталина», ни в коей мере не сводится к личным действиям одного человека или группы людей. Идея культа, овладев, как говорится, массами, стала могущественнейшей материальной силой. И по-настоящему действовала в истории именно эта сила, а не отдельный человек, многообразные «комплексы» которого так увлеченно описывает А. Рыбаков». Проблема интеллигенции - борьба за «правду». Почему их волнуют потери 37-38 года, а не гораздо более тяжкие потери предшествующих периодов? Автор приводит цитату Травинского «...19 миллионов колхозников и 7 миллионов работников совхозов, участвовавших в сельскохозяйственных работах в 1964 году, сей момент нашли бы применение в промышленности Сибири и Дальнего Востока, снабди их жильем и едой». Это точно очень сказано: не «домами»... а «жильем». Травинский полагает, будто крестьянину... дай только харч и крышу - и можешь гонять его по всему белому свету... Представьте себе, - заключал Анатолий Ланщиков, - кто-то написал очерк, в котором предложил бы, обеспечив едой и жильем, переселить в Сибирь и на Дальний Восток не крестьянство, а... интеллигенцию. Тут бы пошли такие аналогии и такой подтекст... что не приведи господь!»

Почему статью Д. Быкова «Мета-путь к квази-имени» (1991) можно отнести к литературно-критическим размышлениям? Приведите приемы полемики.

Квази (лат. нечто вроде, как будто, как бы, псевдо). Лит-рная критика- область лит-рного твор-ва на грани искусства (худож-ной литры) и науки о лит-ре (лит-роведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литры с т.з. современности и личных взглядов критика; выявляет и утверждает творческие принципы лит-рных направлений; оказывает активное влияние на лит-рный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания (здесь очевидно - автор не только выявляет, какая сегодня литра, но и дает советы, тем самым влияя на лит. процесс. С общественным сознанием все понятно - мы читаем, и у нас формируется негативное отношение к такой литре); опирается на теорию и историю литры (*уже в начале статьи Быков обращается к истории), философию, эстетику. Цель полемики – не достижение согласия, а утверждение собственной точки зрения. - Искусство аргументации состоит не только в доказательстве истинности своих суждений, но и в умении опровергать точку зрения оппонента, разоблачать неверные утверждения противника. Доказательство и опровержение выполняют противоположные функции. Для доказательства характерна конструктивная роль обоснования какой-либо идеи, для опровержения -критическая. * Следующие приемы позаимствовала у Карела Чапек.- - Этот прием состоит в искусстве употреблять лишь такие выражения, которые могут создать об избиваемом противнике только отрицательное мнение. Если вы осмотрительны, вас можно назвать трусливым; вы склонны к простым и конкретным доводам - можно объявить, что вы посредственны и тривиальны; и так далее. Для ловкого полемиста попросту не существует свойств, точек зрения и душевных состояний, на которые нельзя было бы наклеить ярлык.- Этот прием заключается в том, что читателю подсовывается некое невообразимое чучело, не имеющее ничего общего с действительным противником, после чего этот вымышленный противник изничтожается. Например, опровергаются мысли, которые противнику никогда и не приходили в голову и которых он, естественно, никогда не высказывал (*как знать, вдруг эта статья необъективна, может, современные авторы себя не считают такими, какие они представлены в этой статье) - Прием с отсутствием прямой ссылки на авторитет. Просто говорят: "Это уже давно отвергнуто", или "Это уже пройденный этап", или "Любому ребенку известно", и так далее. Против того, что опровергнуто таким образом, не требуется приводить никаких новых аргументов. Читатель верит, а противник вынужден защищать "давно опровергнутое" (*можно попробовать привести в пример такое предложение: «Прежде творчество было для пишущего единственной формой переживания, сегодня писание превратилось в истерическую гонку за этикеткой»). Писатели перестают реагировать на рецензии, читателям по большей части они становятся недоступны. Каждый сам себе делает имя в литре. Поэт и критик Дм. Быков в статье «Мета-путь к квази-имени» дает иронические советы писателям, как стать знаменитыми: «Лишенные настоящей прозы, мы воспитывались на лит-рной критике 70ых, куда более точной и глубокой, чем объекты ее анализа. Не потому ли мое поколение имеет более определенное представление о литературном процессе, нежели собственно о литре».

На протяжении всего десятилетия произносились слова о том, что литературная критика в очередной раз оказалась в кризисном состоянии. Даже тот факт, что, написав правду о себе и своем поколении, молодой автор неизбежно окажется под перекрёстным огнем двух станов, прежде всего, стоит избрать стан, впрочем, он и сам изберет вас. Важно знать способы изготовления этикеток. Некоторые из них приводятся ниже: - для поэтов. сперва подумайте об обойме. индивидуальность авторов не имеет значения. Проводится скандальная акция вроде коллективной рвоты или групповой мастурбации на сцене ЦДЛ или в другом заметном месте. Последний акт лучше выдать за метафору творчества, рвоту же за протест, объект которого приложится. К названию группы не забудьте добавить прификс мета, квази, псевдо. Авторы, составившие такую обойму, могут спокойно ожидать очередного разбора Эйнштейна в ближайшем «Новом мире». Если поэты стыдливы, обнажаться не обязательно: имя можно сделать, сбившись в скромную кучку без явных признаков - скажем, по принципу внешнего сходства, общего места жительства, просто по дате первого общего выступления. Можно назвать себя бородачами, можно аппустистами, а критик на то и критик, чтобы реконструировать принцип объединения - ему тоже есть хочется. - Для прозаиков. Берется фраза позднего Трифонова-длинная, точная, насыщенная. Рассвечивается до такой степени, что от нее остаётся только длина. Разбивается изнутри, вопросительными и восклицательными знаками. Тема не имеет принципиального значения, но лучше, если это будет армейский быт, например, экзистенциальное одиночество интеллектуала или эротические комплексы стареющей в горном монастыре художницы. Такой стиль называется интеллектуальным, это последние попытки выжить на безрыбье в мутной воде. В эротической прозе уже апробирован метод прозрачных эфемкэмов. Можно напечь с десяток близнецов повестей, желательно чтобы кроме секса герои не занимались ничем. Как исключение они могут беседовать о Фрожже. -Для критиков. Предоставляется на выбор два пути: 1. Пытаться всерьез анализировать выше описанную продукцию. Помните, курочка ряба полна Фрейдистской символики. Уход колобка от дедушки и бабушки - символ конфликта отцов и детей. 2. Перечитывать классику и ждать пока появится человек с именем вместо этикетки. Ждать, судя по всему, придется долго.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!