Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Заимствование зарубежных технологий



Наряду с привлечением иностранных инвестиций, начиная с 80-х годов, экономическая политика Южной Кореи была направлена на привлечение из-за рубежа современных технологий. Хотя в силу различных причин объёмы заимствований в области технологий были не столь значительны, как в сферах заёмных средств и прямых капиталовложений, её роль в переводе южнокорейской экономики на современные рельсы и в приобщении страны к достижениям НТР была, тем не менее, достаточно высока.

Для широкого внедрения современных технологических процессов необходимо было и приобретать соответствующую технику.

Среди закупаемой техники, непосредственно не связанной с производственными процессами, преобладающее место занимали транспортное оборудование и подвижной состав, электроприборы и аппаратуру. Помимо указанного Южная Корея была вынуждена приобретать и машинное оборудование, непосредственно используемое в производственных процессах. Как правило, закупки станков и агрегатов сопровождались приобретением прав на использование технологических процессов. Потребность в них увеличивалась с каждым годом. Соответственно росли и отчисления на оплату, как самой техники, так и технологии "know how". Всего за 1962 – 1982 гг. между Южной Кореей и развитыми капиталистическими странами была зафиксирована 2281 сделка на приобретение технических "know how" на общую сумму 681 млн. $, что составило 47,7 % суммы прямых инвестиций за тот же период.

Причём львиная доля сделок, связанных с приобретением оборудования и связанных с ним "know how", заключалась с японскими бизнесменами (56,4 %), хотя к сотрудничеству с южнокорейскими фирмами на этом поприще они приступили на 4 года позже, чем американские и прочие деловые круги.

Доминирующим был и удельный вес Японии в суммах южнокорейских отчислений за используемую технику и технологии. Всего за 10 лет (1967 – 1977) японские предприниматели получили 52 млн. $ (59 %), тогда как за 15-летний срок (1962 – 1977) Америке и Западной Германии досталось 24,3 млн. $ (27,7 %) и 4,4 млн. $ (5 %).

Рассмотрев в целом положение с заимствованием извне современной технологии на длительном отрезке времени, проследим теперь динамику этого процесса.

Заимствование иностранной техники и технологии распадается на три периода. В течение первого периода (1962 – 1966) число сделок и их стоимость выражались минимальными величинами. Это объяснялось, с одной стороны, ограниченностью задач, а, с другой стороны, нестабильностью политической обстановки в Южной Корее и отчасти проистекающим отсюда неверием деловых кругов из развитых капиталистических стран, что их оборудование и технологии попадут в надёжные руки. Во время второго периода Южная Корея по-настоящему приступила к реализации программы индустриализации. Создание абсолютно новых для страны отраслей производства обусловило резкое возрастание потребностей в современной технологии, что привело к обильному притоку зарубежных "know how".



В течение второго периода наблюдается быстрый рост как числа заключённых сделок (в 9,6 раза), так и сумм корейских отчислений за заимствованную технику и технологию (в 35,5 раза). Очевидное превосходство второй из названных цифр является свидетельством того, что в Южную Корею стали поступать сложная техника и дорогая технология.

Характерные черты третьего периода (1977 – 1988) относятся к "новой стадии индустриализации", основные задачи которой сводились к тому, чтобы осуществить постепенный переход от производства трудоёмкого к производству капиталоёмкому и техноёмкому.

Выполнение кардинальных задач завершающей стадии индустриализации упиралось в проблему заимствования и внедрения новейшей техники и передовой технологии.

Постепенно правительство делало всё большую ставку на привлечение самых совершенных технологий. Президент настаивал на том, чтобы все частные фирмы в обязательном порядке обменивались имеющимися в их распоряжении зарубежными технологиями. В свою очередь Министерство торговли и промышленности объявило, что оно будет поощрять внедрение мелкими и средними фирмами новых зарубежных технологий. Система поощрения вступила в силу с 1984 года и в первую очередь распространилась на фирмы, занятые выпуском электронных изделий. Был создан фонд финансовой и технической помощи предприятиям, которые отважатся развёртывать деятельность на престижном, но пока неизведанном поприще электроники. В 1988 году сумма фонда составляла 400 миллионов долларов.



С 12 августа 1983 года Министерство финансов обязало банки интенсивно поддерживать частные фирмы, которые обратятся за займами в целях внедрения иностранных технологий. Специальные займы поддержки предоставлялись на пятилетний срок, при двухгодичном льготном периоде, из расчёта 10 % годовых.

В свете изложенных данных, целесообразно выделить очередной, четвёртый период, который характеризуется заметным креном в сторону США и ведущих стран Западной Европы в области заимствования технологий. Подобный крен можно объяснить тем, что США и Западная Европа, не видя в Южной Корее потенциального конкурента, поставляли самые современные технологии, тогда как Япония, обеспокоенная быстрыми темпами развития соседа, поставляла в Корею далеко не самые современные технологии.

Довольно многочисленные сделки по передаче "know how" в 1983 году делились на три категории. Задачи сделок первой категории: освоить с помощью зарубежной технологии выпуск какого-либо вида продукции, не изготовлявшегося ранее в Корее, с целью монополизировать их производство и сбыт на внутреннем рынке.

Вторую категорию составляют сделки, в которых корейские фирмы ставили перед собой задачи, связанные с расширением экспорта, – освоить собственный выпуск новых высококачественных изделий и выйти с ними на внешний рынок.

Сделки третьей категории, в которых с корейской стороны участвовали лишь крупнейшие фирмы, преследовали цель поднять отдельные отрасли отечественной промышленности на качественно новую ступень. Примером такой сделки может служить техническое соглашение между корейской фирмой "Sumsung", американской компанией "Micron technology", и с японской корпорацией "Sharp". По условиям соглашения корейская сторона заручилась правом экспортировать в США кристаллики для запоминающих устройств. Для этого недалеко от Сеула был построен завод для изготовления полупроводников. За первые пять лет эксплуатации завода, сумма экспорта составила 650 млн. $. Почуяв, что дело, начатое этими фирмами, приносит огромную прибыль, к производству полупроводников подключились такие фирмы, как "Daewoo" и "Gold Star".

Можно сослаться и на южнокорейское судостроение. Заимствуя технологии (по началу из Японии, а оптом из Англии, Франции, Норвегии и Голландии), Южная Корея по объёму получаемых заказов на суда вышла на второе место в мире.

Оснащение южнокорейской промышленности новыми видами оборудования происходила по разным каналам. Промышленное оборудование поступало и по линии коммерческих займов, но отнюдь не всегда вместе с ними предоставлялась технологическая помощь, поэтому забота о подготовке соответствующих технических кадров ложилась на плечи корейцев.

Иная картина складывалась при передаче "know how". В соответствии с техническими соглашениями зарубежная фирма брала на себя обязательства либо направить в Южную Корею технических консультантов, либо подготовить местных специалистов. В подготовке местных кадров и состояла особая ценность зарубежной технологической помощи, при условии, если она находилась на уровне последних достижений НТР.

Как отмечалось выше, что по суммарной стоимости заимствование технологий не шло ни в какое сравнение ни с прямыми инвестициями, ни тем более с коммерческими займами. Однако, уступая им в указанном плане, иностранная технологическая помощь во многих случаях приносила более позитивные результаты, а иногда и более быструю отдачу, нежели коммерческие займы и прямые инвестиции. Вот почему в последнее время Южная Корея стала уделять повышенное внимание заимствованию передовой технологии и привлечению в смешанные предприятия прямых инвестиций, если иностранные капиталовложения сулят ей повышение технического уровня отечественной промышленности.

 


 

Образование КНДР[править | править вики-текст]

Основная статья: Разделение Кореи

В 1945 освобождённый от японского господства Корейский полуостров был разделён на зоны влияния США и СССР. Северная часть полуострова находилась под советским контролем.

В связи с тем, что разгром Японии произошёл быстрее, чем ожидали участники войны, страны-победительницы оказались не готовыми к решению вопроса о будущем Кореи. Тем временем корейцы желали независимости, и стихийно создавали свои органы власти. В северной части полуострова в феврале 1946 года образовался Временный Народный Комитет Северной Кореи во главе с Ким Ир Сеном. В ответ на провозглашение 15 августа 1948 года корейского государства в американской зоне оккупации, 9 сентября 1948 года в советской зоне была провозглашена КНДР.

Первые годы[править | править вики-текст]

Политическая власть была монополизирована трудовой партией Кореи начиная с самых первых лет существования нового государства. В хозяйстве была установленаплановая экономика и в 1946 году объявлена национализация, в результате которой 70 % производства попало под контроль государства. К 1949 году этот процент вырос до 90 %. С тех пор практически вся промышленность, внутренняя и внешняя торговля находится под контролем государства.

На сельское хозяйство правительство в первые годы вело наступление более осторожно. В 1946 году земля была перераспределена в пользу мелких и бедныхкрестьянских хозяйств, а в 1954 году началась коллективизация, которая завершилась в 1958. После этого все крестьяне страны стали работать в сельскохозяйственных кооперативах.

Как и во всех послевоенных коммунистических государствах, в КНДР правительство начало активно вкладывать средства в тяжёлую промышленность, государственную инфраструктуру и ВПК. В период с 1946 по 1959 год доля промышленности в экономике страны выросла с 47 % до 70 % несмотря на разрушительные последствиявойны с Южной Кореей. Значительно выросла выработка электричества, производство стали и машиностроение. Были введены трёхлетние планы, наподобие советскихпятилеток.

В результате индустриализации население страны достаточно быстро оправилось от последствий войны. Уровень жизни в КНДР в послевоенные годы рос быстрее, чем в Южной Корее, невзирая на отставание в производстве товаров народного потребления.

Корейская война[править | править вики-текст]

Основная статья: Война в Корее

Ким Ир Сен не мог смириться с разделением Кореи на два государства. Консолидация вокруг правительства Ли Сын Мана на юге и подавление там восстания воктябре 1948 положили конец ожиданиям северокорейских лидеров объединения страны через революцию в Южной Корее, и с 1949 года Ким Ир Сен начал искать помощи со стороны СССР и Китая в организации военной кампании против Южной Кореи. К тому времени с территории южного соседа ушли почти все американские войска, оставив его практически незащищённым.

Изначально Сталин игнорировал просьбы Ким Ир Сена, но победа коммунистов в Китае и успешные испытания советского ядерного оружия заставили его пересмотреть своё решение. В мае 1950 года Кремлём был дан зелёный свет операции против Южной Кореи. Советские военные советники участвовали в разработке плана нападения, а бывшие советские офицеры обучали военному искусству армию КНДР. Однако с самого начала Сталин ясно дал понять, что прямого вмешательства в конфликт со стороны СССР не будет ни в коем случае.

КНДР атаковала Южную Корею 25 июня 1950 года. Пользуясь эффектом внезапности, войска Северной Кореи довольно быстро захватили Сеул и продвинулись далеко вглубь полуострова. Вскоре им пришлось отступить под напором сил ООН, ведомых американцами. К октябрю был отвоёван Сеул и захвачен Пхеньян. Ким Ир Сен и правительство страны были эвакуированы в Китай. Казалось, что разгром северокорейской армии был близок, однако в дело вмешалась армия Китая, которая отбросила войска союзников на юг, отвоевав Пхеньян и снова захватив Сеул в январе 1951 года. В марте того же года силы ООН отбили Сеул и отодвинули северокорейские войска на север в район современной Демилитаризованной зоны. После этого линия фронта стабилизировалась на долгое время и в 1953 году стала границей раздела двух государств.

После войны Ким Ир Сен установил в КНДР абсолютную диктатуру, основанную на укреплении военной мощи и собственном авторитете. Лидер южнокорейских коммунистов Пак Хон Ён был обвинён в том, что южнокорейский народ не поддержал северян, и казнён в 1956 году[1].

Послевоенные годы[править | править вики-текст]

Трёхлетний план 1954-56 годов вернул промышленность КНДР на довоенный уровень. За ним последовали пятилетний план 1957-61 и семилетний план 1961-67 годов. В эти годы КНДР продолжала наращивать промышленную мощь, хотя сельское хозяйство находилось в стагнации, всё больше становился разрыв между городом и деревней.

Когда в августе 1956 г. Ким Ир Сен вернулся из поездки за рубеж, на пленуме ЦК ТПК он был подвергнут острой критике со стороны нескольких представителей "яньаньской группировки". Они обвинили Ким Ир Сена в насаждении в Корее культа личности. Оппозиционеры были помещены под домашний арест, но им удалось бежать в КНР.

30 мая 1957 г. Постоянный комитет ЦК ТПК принял решение под длинным названием: "О превращении борьбы с контрреволюционными элементами во всенародное, всепартийное движение" Этим решением было положено начало одной из первых крупных кампаний политических репрессий. В 1957-1960 гг. около 2500 человек было казнено, причем именно в это время казни стали осуществляться публично, многие подверглись более мягким наказаниям.[2].

В политическом смысле положение КНДР ухудшилось из-за разрыва между Китаем и СССР, который начался в 1960 году. Отношения между Северной Кореей и СССР ухудшились, а Ким Ир Сен был обвинён в поддержке Китая. Результатом стало резкое сокращение военной и финансовой поддержки со стороны Советского Союза. Однако на деле Ким Ир Сен поддерживал далеко не все инициативы Мао Цзэдуна, в частности Культурная революция была объявлена им опасной и дестабилизирующей обстановку в регионе.

В качестве альтернативы Ким Ир Сен разработал идею чучхе («опора на собственные силы»). Лозунг, который применялся с конца 50-х годов, стал государственной идеологией, заменив марксизм-ленинизм. Чучхе — политика, предполагающая решение всех внутренних проблем исключительно собственными силами.

На послевоенные годы приходится расцвет культа личности Ким Ир Сена.

Надвигающийся экономический кризис[править | править вики-текст]

Основная статья: Экономика КНДР

В 70-х годах рост экономики государства приостановился, и даже наметился регресс. Этому было несколько причин: во-первых высокие цены на нефть после нефтяного кризиса 1974 года. КНДР не имела своих запасов нефти, а политика чучхе не давала вести активную внешнюю торговлю, во-вторых, перекос экономики в сторону тяжёлой промышленности и финансирования армии также давал свои плоды. Уменьшить военные расходы КНДР не могла, кроме того, после слов Ким Ир Сена о том, что обе Кореи воссоединятся ещё при его жизни, расходы на армию только увеличились.

Стареющий Ким Ир Сен продолжал свою линию в экономике, что привело к дефолту КНДР в 1980 году, и до конца 80-х годов объём промышленного производства снижался.

Правление Ким Чен Ира[править | править вики-текст]

Ким Ир Сен умер в 1994 году, и его преемником стал сын, Ким Чен Ир. Его назначение было предопределено ещё в начале 80-х годов при активном содействииминистра обороны О Чин Ву. Ким Чен Ир занял пост генерального секретаря Трудовой партии Кореи и председателя национального оборонного комитета. Постпрезидента страны остался вакантным.

Во время правления Ким Чен Ира экономика страны продолжала стагнировать. В период с 1996 по 1999 год в КНДР был сильный голод, от которого по разным оценкам погибло от 10 тысяч до 3 миллионов человек. Экономика страны продолжает оставаться изолированной, а на военные нужды тратятся суммы, равные четверти ВВП. Практически всё трудоспособное мужское население в возрасте 18-30 лет служит в армии, тогда как промышленность находится в упадке.

В результате, согласно отчёту Международной Амнистии, в КНДР в 2003 году около 13 миллионов человек (60 % населения страны) страдало от недоедания. В 2001КНДР от США, Южной Кореи, Японии и ЕС получила продовольствия на сумму более 300 миллионов долларов. Кроме того, поставки идут со стороны ООН и неправительственных организаций.

В июле 2002 года было объявлено о начале реформ. Валюта страны была девальвирована, а цены на сельскохозяйственную продукцию отпущены в надежде простимулировать аграрный рынок страны. Коллективное хозяйство в деревне было решено заменить на хозяйства, построенные по семейному принципу. Правительство также превратило город Синыйджу в «специальную административную зону». Местным властям была дана относительная свобода, в том числе в экономике. Эти меры являются попыткой перенести положительный опыт зон свободной торговли в Китае на северокорейскую почву.

10 февраля 2005 года КНДР заявила об обладании ядерным оружием собственной разработки.[1] Несмотря на либерализацию, периодически происходят события, которые несовместимы с международными нормами. Одним из таких событий стало задержание теплохода Лида Демеш в 2009 году[3].

25 мая 2010 года КНДР объявила о разрыве всех отношений с Южной Кореей. Отношения двух корейских государств обострились после того, как Сеул обвинил КНДР в причастности к гибели в Желтом море корвета «Чхонан». Ещё больше накалил обстановку обстрел 23 ноября 2010 года артиллерией КНДР южнокорейского островаЁнпхёндо. В результате инцидента погибло 4 южнокорейских гражданина, обе страны оказались на грани войны. Международное сообщество осудило действия КНДР, несмотря на отрицание ею причастности к этому событию.

Ким Чен Ир умер в 2011 году. Его преемником стал его сын Ким Чен Ын.

Вынужденная либерализация в экономике и политике[править | править вики-текст]

В годы правления Ким Ир Сена, а также в первые годы правления Ким Чен Ира Северная Корея представляла собой тоталитарно-сталинистское государство[12][13] с практически полным отсутствием каких-либо гражданских свобод, с жёсткой цензурой и разорванными международными связями. При этом, в связи с конфуцианскими ценностями, царившими в корейском обществе, тоталитарный контроль над общественной жизнью был намного более жёстким, чем в СССР.

В настоящее время, по крайней мере формально, основные принципы режима остаются прежними. Однако в последние годы в КНДР, по мнению известного корееведа А. Ланькова, произошла «тихая смерть северокорейского сталинизма»[14]. Прекращение помощи со стороны СССР привело к крупномасштабному экономическому кризису, прежде всего к постоянной нехватке питания, в связи с чем произошла вынужденная легализация мелкого частного предпринимательства и челночной торговли с Китаем, фактически отменены и многие другие ограничения. Смертная казнь применяется лишь за особо тяжкие преступления, включая «политические»; хотя сохраняется атмосфера массовой слежки и доносительства, однако от большинства ограничений можно откупиться взяткой (в 1990-е гг. и ранее это было практически невозможно).

Следует учитывать, что экономическая и политическая либерализация происходят вопреки воле руководства КНДР. Однако несмотря на то, что государство периодически пытается свернуть частную экономическую активность, такие попытки раз за разом оборачиваются неудачей.

В 2007 г., после визита президента Южной Кореи в КНДР, Северная и Южная Корея совместно обратились в ООН с просьбой содействовать объединению Кореи. Однако официальное отношение к Южной Корее стало меняться ещё раньше. В КНДР полулегально проникают южнокорейская музыка и фильмы (ранее их прослушивание и просмотр карались смертной казнью, как «государственная измена»). В связи с этим серьёзные изменения произошли в общественных настроениях северных корейцев — экономическое превосходство Южной Кореи уже мало кем оспаривается (ещё в середине 1990-х полагалось верить во всеобщую и беспросветную нищету Юга), однако всё ещё распространено убеждение о безусловном «духовном» и военном превосходстве Севера.

В экономической сфере в начале XXI века наблюдаются попытки перейти к рыночной экономике, что привело к увеличению зарубежных инвестиций. В частности, только Китай инвестировал 200 миллионов долларов в экономику страны в 2004 году. Интересно отметить, что северные районы КНДР, наиболее близкие к Китаю, в настоящее время являются экономически наиболее обеспеченными (если не считать нескольких крупных городов на юге КНДР, включая Пхеньян) — исторически же север Кореи всегда был самым бедным по сравнению с другими регионами страны.

Правление Ким Чен Ына[править | править вики-текст]

28 июня 2012 года было принято решение о том, что в сельхозкооперативах могут быть звенья численностью 5-7 человек, которые могут брать себе 30% собранного урожая. Благодаря этому в 2013 году впервые был урожай, которого почти хватает чтобы прокормить население (больше 5 миллионов тонн зерновых). В 2014 г. доля оставляемого звеньям урожая была доведена до 60%, были разрешены приусадебные участки площадью до 0,3 гектара (ранее они составляли 0,01 гектара).

Постановлением от 30 мая 2014 года руководителям госпредприятий было разрешено покупать комплектующее и оборудование на свободном рынке по рыночным ценам, нанимать персонал, увольнять персонал и платить ему ту зарплату, которую они считают нужной. В 2012 году было объявлено о создании более 20 специальных экономических зон для привлечения иностранных инвесторов. Был разрешён легальный выезд граждан в Китай на заработки[15].

Первая попытка стать космической державой, с выводом на орбиту ракеты-носителя «Ынха-3» (в переводе Млечный Путь-3), намеченная на апрель 2012, в рамках грандиозных празднований в честь 100-летия рождения основателя государства Ким Ир Сена, окончилась неудачей, это удалось только 12 декабря, когда КНДР вывела на орбиту искусственный спутник Земли «Кванмёнсон-3», опередив таким образом Южную Корею на несколько месяцев.

7 февраля 2016 года был запущен спутник Kwangmyongsong-4 ( «Яркая звезда-4»).

В начале 2014 года были приобретёны для показа телевидением Северной Кореи британские «Телепузики» и телесериал "Доктор Кто"[16].

Кризис 2013 г.[править | править вики-текст]

Основная статья: Корейский кризис

30 марта 2013 года мир облетело сообщение, опубликованное Центральным телеграфным агентством Кореи (ЦТАК), о том, что КНДР объявила войну Южной Корее. Сообщение вызвало сильный резонанс, многие мировые СМИ выпустили пространные материалы на эту тему, всерьез прогнозируя дальнейшие действия сторон. И хотя вскоре журналисты пришли к выводу, что дальше слов северокорейский режим, скорее всего, не пойдет, волна обеспокоенности в связи с возможным ядерным конфликтом еще не вполне улеглась.[17] Северная Корея перебросила на восточное побережье баллистическую ракету, способную поражать цели на территории Южной Кореи, Японии и американской базе на острове Гуам в Тихом океане. В ответ США направили в Южную Корею батальон защиты от оружия массового уничтожения и разворачивают на Гуаме противоракетную систему THAAD.[18]

На 10 апреля назначен запуск северокорейской баллистической ракеты[19], хотя пока невозможно сказать, ведет ли Пхеньян реальную подготовку к пуску ракеты или просто демонстрирует силу.

 

 

Республика Корея

[править | править вики-текст]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 марта 2016; проверки требуют 5 правок.

Республика Корея кор. 대한민국 (Тэханмингук)
Флаг Герб
Девиз: «널리 인간 세계를 이롭게 하라 (Благо всего человечества, 홍익인간)»
Гимн: «Патриотическая песня»
Дата независимости 15 августа 1945 года(от Японии)
Официальный язык корейский
Столица Сеул
Крупнейшие города Сеул, Пусан, Инчхон,Кванджу, Тэгу, Тэджон,Ульсан
Форма правления президентская республика
Президент Премьер-министр Председатель Национального Собрания Председатель Верховного Суда Пак Кын Хе Хван Гёан Чон Ыйхва Ян Сынтхэ
Госрелигия светское государство
Территория • Всего • % водной поверхн. 109-я в мире 100 210 км² 0,3
Население • Оценка (2015) • Плотность ▲51 413 925[1] чел. (26-е) 515,2 чел./км²
ВВП • Итого • На душу населения 1,457 трлн.[2] долл. 29140[2] долл.
ИЧР (2013) ▲ 0,891[3] (очень высокий) (15-е место)
Названия жителей кореец, кореянка,корейцы
Валюта южнокорейская вона(KRW, код 410)
Интернет-домен .kr .한국
Код ISO KR
Код МОК KOR
Телефонный код +82
Часовые пояса KST (UTC+9)

Координаты: 36°31′00″ с. ш. 127°48′00″ з. д. (G) (O)
Показать географическую карту

У этого термина существуют и другие значения, см. Корея (значения).

Респу́блика Коре́я (кор. 대한민국?, 大韓民國? Тэханмингук), официальное сокращённое название Коре́я (кор. 한국?, 韓國? Хангук или кор. 대한?, 大韓? Тэхан)[4] — государство в Восточной Азии, расположенное на Корейском полуострове. Столица — Сеул. Неофициальное название страны, широко употребляемое в СМИ — Ю́жная Коре́я.

Содержание

[убрать]

· 1Название

· 2История

· 3Политика и государственное устройство

o 3.1Президент

o 3.2Парламент

o 3.3Политические партии

o 3.4Права человека

· 4География и климат

· 5Административное деление

· 6Экономика

· 7Население

o 7.1Религия

· 8Культура

· 9Образование, наука и техника

o 9.1Кибер-безопасность

o 9.2Аэрокосмические исследования

o 9.3Робототехника

o 9.4Образование

· 10Транспорт, энергетика и инфраструктура

· 11Международные отношения

o 11.1Россия

o 11.2Китай

o 11.3Европейский союз

o 11.4Япония

o 11.5Северная Корея

o 11.6США

· 12Армия

· 13Спорт

· 14Киберспорт

· 15См. также

· 16Примечания

· 17Литература

· 18Ссылки

o 18.1СМИ

Название[править | править вики-текст]

физическая карта Республики Корея

Основная статья: Названия Кореи

На корейском языке Республика Корея называется Тэхан мингук (대한민국прослушать (инф.), 大韓民國). Чаще используется сокращение полного названия — Хангук (한국, 韓國) или Тэхан (대한, 大韓). Иногда говорят такжеНамхан (남한), что значит «Южная Хан», в противовес Пукхан (북한, 北韓), «Северная Хан», то есть Северной Корее. Слово Хан относится к древним племенным союзам Самхан, находившимся на территории Корейского полуострова. Слово «Корея» происходит от названия государства Корё, существовавшего на полуострове в 918—1392 гг. нашей эры. Название Корё в свою очередь восходит к древнему государству Когурё, которое в эпоху своего расцвета занимало северную часть Корейского полуострова, а также часть территории современного северо-восточного Китая и нынешнего российского Приморья.

История[править | править вики-текст]

Поезд KTX-II

Основная статья: История Республики Корея

Об истории страны до разделения см. История Кореи.

История Южной Кореи начинается с советско-американского соглашения в конце лета 1945 года о разделении сфер влияния на полуострове. По этому договору часть Кореи южнее 38 параллели переходила под юрисдикцию США,северная же — под юрисдикцию Советского Союза.

По Конституции Республики Корея, Временное правительство Республики Корея в изгнании во время японской оккупации считается законным правительством страны в период между 1919 и 1948 годами. В истории страны чередовались периоды демократического и авторитарного управления. Гражданские правительства в стране пронумерованы от Первой Республики Ли Сын Мана до нынешней Шестой Республики. Первая Республика, демократическая в начале, становилась всё более автократической вплоть до своего окончания в 1960 году. Вторая Республика основывалась на демократических принципах, но была свергнута менее чем за год, после чего в стране появилось военное правительство. Третья, Четвёртая и Пятая Республики номинально считались демократическими, однако считается, что они были продолжением военного управления. С установлением Шестой Республики управление страны вновь вернулось на демократические рельсы.

Со времени своего основания Южная Корея прошла большой путь в развитии своего образования, экономики икультуры. В 1960-х годах страна была одной из беднейших в регионе, тогда как сейчас — это развитое промышленное государство. Начиная с 1990-х годов корейская популярная музыка, телевизионные сериалы и кинематографстановятся всё более популярными в других странах мира, особенно в Юго-Восточной Азии — феномен, известный как «корейская волна».

Политика и государственное устройство[править | править вики-текст]

Основные статьи: Политика Республики Корея, Список государственных агентств Республики Корея

Президент[править | править вики-текст]

Основная статья: Президент Республики Корея

Главой государства в Южной Корее является президент. Нынешний президент Пак Кын Хе, первая женщина-президент, представляющая партию «Сэнури», была избрана в 2012 году.

Парламент[править | править вики-текст]

Основная статья: Парламент Республики Корея

Однопалатное Национальное собрание (300 мест).

245 депутатов избираются по мажоритарной системе с относительным большинством голосов в одномандатных округах, 54 — по национальным партийным спискам с 5-процентным заградительным барьером. Срок депутатских полномочий — 4 года.

Выборы в парламент начали проводиться с 1948 года. С 1972 по 1988 годы в стране существовал диктаторский строй и выборы фактически являлись фиктивными. С 1998 года Южная Корея стала демократической страной, выборы в парламент проходят раз в пять лет.

Политические партии[править | править вики-текст]

· Сэнури — правоконсервативная, правящая

· Демократическая партия Тобуро — социал-либеральная

· Народная партия — центристская

· Партия справедливости — левоцентристская

· Христианско-либеральная партия — ультраправая

· Партия Минджу — социал-либеральная

Права человека[править | править вики-текст]

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения.  

Основные статьи: Права человека в Южной Корее, Закон о государственной безопасности Южной Кореи, Профсоюзы в Южной Корее, Долгосрочные узники

В Южной Корее относятся с неодобрением к ношению излишне откровенной одежды. Под «излишне откровенной одеждой» понимается та, которая «провоцируют чувство стыда и дискомфорта у окружающих»[5][6][7].

Критику южнокорейских правозащитников вызывает Закон о государственной безопасности, принятый ещё в 1948 году. Данный закон определяет Северную Корею как «антигосударственную организацию» и практически запрещает распространение в позитивном ключе любой информации о КНДР. Попытка выехать на территорию КНДР без разрешения южнокорейского правительства карается тюремным заключением сроком до 10 лет[8][9][10]. На территории Южной Кореи блокируются северокорейские сайты[11].

Согласно данным Международной амнистии, расплывчатые формулировки закона о государственной безопасности «используются для того, чтобы произвольно преследовать отдельных людей и целые группы, якобы критикующие действия правительства, и особенно — политику в отношении Северной Кореи.

Пользователи социальных сетей, обсуждающие на этих площадках такие острые вопросы, как проблемы Северной Кореи, всё чаще становятся фигурантами уголовных дел и оказываются под судом»[12]. Так, 1 декабря 2015 г. девять врачей и три студента медицинских вузов были обвинены в государственной измене и пропаганде в пользу КНДР. У них были обнаружены северокорейские материалы, пропагандирующие идеи чучхе, а также мемуары Ким Ир Сена и Ким Чен Ира[13].

География и климат[править | править вики-текст]

Основная статья: География Республики Корея

Административное деление Республики Корея

Республика Корея занимает южную часть Корейского полуострова, выступающего на 1100 километров из основной частиАзии. С запада полуостров омывается Жёлтым морем, с востока — Японским морем, а с юга — Корейским проливом иВосточно-Китайским морем. Общая площадь страны — 99 617,38 квадратных километров.

Ландшафт преимущественно горный, равнины занимают лишь 30 % территории.

У берегов порядка 3000 островов, преимущественно небольших и необитаемых. Крупнейший остров — Чеджудо.

Климат муссонный, лето жаркое и влажное, зима относительно холодная и сухая. Ежегодная норма осадков варьирует от 1370 миллиметров в Сеуле до 1460 миллиметров в Пусане.

Административное деление[править | править вики-текст]

Основная статья: Административное деление Республики Корея

Южная Корея разделяется на 9 провинций (то), 6 городов-метрополий (до 1995 — городов прямого подчинения) со статусом, приравненным к провинциям (кванъёкси), и 1 город особого статуса (тхыкпёльси). Они, в свою очередь, делятся на ряд более мелких образований, включающих: город (си), уезд (кун), городской муниципальный округ (ку), поселок (ып), волость (мён), район (тон) и деревня (ри).

(Примечание: хотя термины «город особого статуса», «город прямого подчинения», «провинция» и «город» являются официальными, все остальные термины представлены в вольном переводе, наиболее близко отражающем их значение.)

[показать] Административное деление Республики Корея

 

Экономика[править | править вики-текст]

Основная статья: Экономика Республики Корея

Республика Корея является экономически развитым государством с высоким уровнем доходов на душу населения.

Преимущества: крупнейший в мире судопроизводитель (45%-ная доля рынка). Большой спрос в Китае на корейские товары, особенно автомобили.

Слабые стороны: высокая задолженность и чувствительность к международным передвижениям капитала. Государственный сектор обременяет экономику.

Экономика Южной Кореи по состоянию на 2013 год является 13-й в мире по валовому внутреннему продукту (по паритету покупательной способности, ППС) и 15-й в мире по номинальному ВВП. Валовый национальный продукт по ППС на душу населения вырос со 100 долларов США в 1963 году, до более чем 35 000 долларов США в 2014 году.

Ключевые направления южнокорейской экономики за шестидесятилетнюю историю существования государства сильно изменились. В 1940-х годах экономика страны опиралась преимущественно на сельское хозяйство и лёгкую промышленность. В течение следующих нескольких десятилетий акцент сместился в сторону лёгкой промышленности и производства товаров народного потребления, а в 70-х и 80-х годах XX века — в сторону тяжёлой промышленности. В течение 30 лет после того какпрезидент страны Пак Чон Хи в 1962 году объявил начало первой пятилетки, экономика страны росла очень высокими темпами, а сама структура экономики сильно изменилась. Благодаря высоким экономическим показателям в 1960-е — 1990-е года в экономической литературе Республику Корея, наряду с Сингапуром, Гонконгоми Тайванем, называют азиатским тигром.

Бурный экономический рост в 80-х годах замедлился к концу десятилетия до 6,5 % в год, с ростом заработной платы населения выросла инфляция.

Как и в других высокоразвитых странах, к началу 90-х годов сфера услуг стала доминирующей в экономике страны[источник не указан 96 дней], сейчас она составляет две трети ВВП[источник не указан 96 дней]

Коммерческая деятельность в Южной Корее регулируется Коммерческим кодексом Республики Корея.

Население[править | править вики-текст]

Основная статья: Население Республики Корея

Корейцы являются коренным и основным народом. С конца XIX века в Корее также проживали несколько десятков тысяч китайцев. На 2006 год их численность оценивалась в 20700 человек. Большинство из них имеют тайваньские паспорта[14]. В последние годы число иностранцев в Корее увеличивается. По данным на ноябрь 2012 года[15], в Корее находились 1,4 млн иностранцев. Из них по краткосрочным визам (до 3 месяцев) — 293 тыс. человек, по долгосрочным — 944 тыс. человек, на постоянном месте жительства в Корее — 188 тыс. человек. Около половины из них — граждане КНР, из которых примерно две трети — этнические корейцы.

Религия[править | править вики-текст]

Основная статья: Религия в Республике Корея

Основные религии в Южной Корее — традиционный буддизм и относительно недавно проникшее в страну христианство. На оба эти течения сильное влияние оказалоконфуцианство, которое было официальной идеологией династии Чосон в течение 500 лет, а также шаманизм, который был основной религией простого народа Кореи.

Согласно статистике, собранной южнокорейским правительством в 2003 году, около 46 % жителей страны не являются приверженцами какой-либо религии. Христианесоставляют 29,3 % населения (18,3 % — протестанты, 10,9 % — католики), а буддисты — 22,8 %. В Сеуле находится самая посещаемая в мире христианская церковь — Церковь Полного Евангелия Ёыйдо, членами и посетителями которой является свыше 750 тысяч верующих в неделю

Приверженцы других религий составляют около 2,5 % религиозного населения. В основном это последователи школы Вонбульгё (Вон-буддизм), и школы Чхондогё, сочетающей элементы даосизма, конфуцианства и христианства. Конфуцианство исповедуется небольшим количеством верующих, однако до сих пор в укладе жизни корейцев прослеживаются черты его влияния.

Около 0,5 % населения приверженцы Церкви Объединения[источник не указан 2358 дней], основателем которой является Мун Сон Мён.

В Южной Корее насчитывается также около 40 тысяч мусульман (0,1 % населения).

В Корее есть также православные. Исторически миссия Православной церкви начала своё существование с конца XIX века. Первым руководителем миссии, приложившим значительные усилия по основанию здесь православия был архимандрит Хрисанф (Щетковский). В настоящее время Православная церковь в Корее находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Глава — митрополит Сотирий. Прихожане — в основном православные люди, приехавшие в Корею на временную работу, а также женщины из России, вышедшие замуж за корейцев. Также корейцы, переехавшие из России на историческую родину и некоторое количество коренных корейцев[16].

Культура[править | править вики-текст]

Основная статья: Культура Республики Корея

«Сценка на празднике Тано».
Картина Син Юн Бока

Корея обладает древней, богатой культурой. Архитектура Кореи имеет многовековую историю. Старейший и наиболее примечательный из памятников корейской архитектуры — дворец Кёнбоккун в Сеуле («дворец солнечного света и счастья»), построенный в 1394 году. Дворцовый комплекс разделен на несколько частей-павильонов. Вокруг тронного зала Кынджончжон располагались личные покои короля Тхэджо (годы правления — 1392—1398), основателя династии Чосон. Один из павильонов, Кёнхверу, расположен в центре лотосового пруда. На территории дворца также находится Национальный этнографический музей Кореи, в котором представлены предметы традиционного корейского быта. К северу от дворца находится Чхонвадэ («Дом под голубой черепицей») — резиденция президента республики Корея. Также в Корее много праздников.

В мире широко известна корейская кухня.

Корейское боевое искусство тхэквондо получило распространение во всем мире.

Также частью культуры стал кибер-спорт. Особенно популярна игра Starcraft.

Известен корейский кинематограф, в котором работают такие режиссёры, как Ким Ки Дук, Пак Чхан Ук, Им Квон Тхэк, Пак Кван Су, Ли Кван Мо, Кан Дже Гю, Пон Джунхо,Ли Чхандон.

Образование, наука и техника[править | править вики-текст]

Основные статьи: История науки и техники в Корее, Образование в Республике Корея

На высшем уровне образованием и наукой в стране занимается Министерство образования, науки и техники Республики Корея, образованное в 2008 году при слиянии Министерства образования и Министерства науки и техники. Первой национальной астрономической обсерваторией стала Астрономическая обсерватория Кёнхи.

Кибер-безопасность[править | править вики-текст]

Ряд кибер-атак в первой половине 2013 года, направленных на правительственные, СМИ, телевидение и банковские веб-сайты, заставил правительство обучить 5000 новых экспертов в области кибербезопасности к 2017 году. Правительство Южной Кореи обвинило своего северного соседа в этих атаках, а также похожих инцидентах, произошедших в 2009, 2011 и 2012 годах, но Пхеньян отвергает обвинения.[17]

В конце сентября 2013 года Министерством обороны и национальной разведывательной службы было объявлено о конкурсе в сфере компьютерной безопасности. Победители были объявлены 29 сентября 2013 года и поделили призовой фонд в 80 млн вон ($74000).[17]

Аэрокосмические исследования[править | править вики-текст]

Основная статья: Корейский институт аэрокосмических разработок

Макет Наро-1

Южная Корея, начиная с 1992 года, отправила в космос до 10 спутников, причём, все с использованием иностранных ракет-носителей и на зарубежных космодромах. Так, в частности, в ходе партнерства с Россией, были отправлены Arirang-1 в 1999 году и Arirang-2 в 2006 году.[18] Arirang-1 был потерян в космосе в 2008 году, после девяти лет работы.[19]

В апреле 2008 года, Ли Со Ён стала первой корейской женщиной космонавтом, отправившейся в космос на борту российскогоСоюз ТМА-12.[20]

В июне 2009 года, в уезде Кохын, провинции Чолла-Намдо, было завершено строительство первого в Южной Корее космодромаНаро.[21] Первый запуск Наро-1, в августе 2009 года, завершился провалом.[22] Вторая попытка в июне 2010 года также была неудачной.[23] Однако, третий запуск Наро-1, в январе 2013 года, был успешным.[24] Правительство планирует разработать ракету Наро-2 к 2018 году.[25]

Постоянное политическое давление США сильно препятствует Южной Корее осуществлять крупные ракетные и ракетно-космические программы.[26] Южная Корея обратилась за помощью к России. Поэтому в первой ступени южнокорейского носителя Наро-1 активно использовались наработки по ракете-носителю «Ангара».

Робототехника[править | править вики-текст]

Albert HUBO, разработанный KAIST, может показывать отчетливые жесты всеми пятью пальцами

Робототехника в Корее с 2003 года была включена в список основных национальных проектов.[27] В 2009 году правительство объявило о планах построить роботов для свободной экономической зоны Инчхона и Масана.[28]

В 2005 году, Корейский ведущий научно-технический институт разработал человекоподобного робота HUBO. В мае 2006 года команда Korea Institute of Industrial Technology разработала первого корейского робота андроида EveR-1.[29]

В феврале 2010 года, в связи с нехваткой учителей, стало известно о планах создания роботов, преподающих английский язык, и уже в 2013 году в дошкольных учреждениях стали появляться наиболее успешные разработки.[30] Робототехника также нашла место в сфере развлечений. Корейский игровой робото-фестиваль проводится ежегодно с 2004 года с целью содействия развитию науки и технологий робототехники.[31]

Образование[править | править вики-текст]

Сеульский национальный университет

Образование в Южной Корее имеет решающее значение для финансового и социального развития государства. Система южнокорейского образования является одной из технологически передовых. В учебных заведениях благодаря оптоволоконным соединениям имеется доступ к высокоскоростному широкополосному Интернету. Так же, используя эту инфраструктуру, был разработан первый в мире цифровой учебник, распространяемый бесплатно в школах, начиная с 2013 года.[32]

Для увеличения количества иностранных студентов, Южная Корея приняла новую образовательную программу. По данным Министерства образования, науки и технологий, до конца 2010 года, число стипендий для иностранных студентов в Южной Корее будет увеличено вдвое, а число иностранных студентов достигнет 100 000 человек.[33] Учебный год делится на два семестра, первый из которых начинается в начале марта и заканчивается в середине июля, второй начинается в конце августа и заканчивается в середине февраля. В большинстве южнокорейских школах есть школьная форма, по образцу стиля западных форм. Для мальчиков, как правило, это брюки и белые рубашки, девочки носят юбки и белые рубашки.

Транспорт, энергетика и инфраструктура[править | править вики-текст]

Поезд «Мугунхва» и KTX-Sancheon

Основная статья: Транспорт в Республике Корея

Транспорт в Южной Корее представляет собой систему транспортных коммуникаций страны, таких как железные и автомобильные дороги, воздушные и морские магистрали.

Поезда Korail соединяет все крупные южнокорейские города. В настоящее время восстанавливаются две железнодорожных линии,Кёнъисон и Тонхэ. Корейские высокоскоростные поезда KTX обеспечивают связь по таким линиям, какКёнбусон. Крупные города, такие, как Сеул, Пусан, Инчхон, Тэгу, Тэджон и Кванджу имеют метрополитен.[34] Терминалы экспресс-автобусов имеются в большинстве городов.[35]

Южнокорейский международный аэропорт Инчхон является крупнейшим аэропортом, строительство которого было завершено в 2001 году. На 2007 год он обслуживал 30 млн пассажиров в год.[36] Другие крупные международные аэропорты — Кимхэ и Чеджу. Есть также семь внутренних аэропортов, и большое количество вертодромов.[37]

Станция маглева в международном аэропорту Инчхон

Korean Air, основанная в 1962 году, на 2008 год обслужила 21,64 млн пассажиров, в том числе 12,49 млн иностранцев.[38]Южнокорейские авиакомпании обслуживают 297 международных маршрутов.[39]

Южная Корея занимает пятое место по количеству АЭС и второе в Азии, по состоянию на 2010 год.[40] АЭС поставляет 45 % электроэнергии страны, что стимулирует развитие различных современных реакторов.

Южная Корея является экспортером ядерных реакторов, и имеет договоры поставок с ОАЭ,[41] Иорданией,[42][43] и Аргентиной.[44][45] По состоянию на 2010 год, Южная Корея и Турция ведут переговоры о строительстве двух ядерных реакторов.[46] Южная Корея готовится к участию в торгах на строительство легководного ядерного реактора для Аргентины.[45]

В Южной Корее не допускается обогащение урана или развитие традиционных технологий по обогащению урана под политическим давлением США,[47] в отличие от большинства крупных ядерных держав, таких как Япония, Германия, Франция, конкурентов Южной Кореи на международном ядерном рынке.

Международные отношения[править | править вики-текст]

Южная Корея поддерживает дипломатические отношения с более чем 188 странами. Она также является членом ООН, вступив в организацию одновременно с Северной Кореей в 1991 году. С 1 января 2007 года, южнокорейский министр иностранных дел Пан Ги Мун вступил в должность генерального секретаря ООН.

В 2010 году Южная Корея и Европейский союз заключили соглашение о свободной торговле с целью снижения торговых барьеров. Южная Корея также ведет переговоры по подобному соглашению с Канадой[48] и Новой Зеландией.[49] Южная Корея принимала у себя саммит G-20, в Сеуле, в ноябре 2010 года. В 2018 году в южнокорейском городе Пхёнчхан, пройдут XXIII Зимние Олимпийские игры.

Россия[править | править вики-текст]

Основная статья: Российско-южнокорейские отношения

До сентября 1990 года формальных дипломатических отношений между СССР и РК не существовало. СССР признавал только правительство Ким Ир Сена в Пхеньяне, которое официально претендовало на роль общекорейского правительства (впрочем, аналогичные претензии высказывались и правительством РК в Сеуле). Контакты между двумя странами стали развиваться только в конце 1980-х годов, в особенности — после успешной Олимпиады 1988 г., прошедшей в Сеуле.

20 сентября 2004 года президент Южной Кореи Но Му Хён, начиная визит в Россию, отметил в интервью газете «Известия», что в 2004 году отмечается 120-я годовщина Договора о дружбе и торговле между Россией и Кореей и 140-летие добровольного переселения корейцев в Россию.

Президент отметил, что Россия и Республика Корея заключили соглашение о сотрудничестве в области космоса и создали совместный исследовательский центр. РК осуществила запуск своего искусственного спутника земли с помощью российских технологий и планирует запустить второй спутник. Россия окажет Республике Корее поддержку при подготовке космонавтов.

По словам президента, добровольное переселение корейцев на российский Дальний Восток в 1864 году произошло в очень трудный для Кореи период, когда корейцы потеряли страну. Уже позднее в связи с различными политическими и экономическими изменениями в России 172 тысячи корейцев были насильственно переселены с Дальнего Востока в Среднюю Азию[50][51].

Несмотря на трудности, которые корейцы тогда переживали, Корея была слабой страной и не могла оказать им помощь. Поэтому Корея считает себя «должником» перед «русскими корейцами», которые благодаря своему трудолюбию достигли больших успехов в Советском Союзе и, в частности, внесли вклад и в установление дипломатических отношений между Советским Союзом и Республикой Корея в 1989.

Накануне визита президента Южной Кореи Но Му Хёна в Россию большая часть комментариев корейских чиновников была посвящена организации поставок в Южную Корею российских энергоресурсов, в первую очередь — газа Ковыктинского месторождения (Иркутская область). Южная Корея импортирует 70 % энергоносителей из стран Ближнего Востока и нуждается в диверсификации поставок за счёт Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Компания «Газпром», однако, не считает разработку Ковыктинского месторождения первоочередной задачей, предпочитая вкладывать инвестиции в разработку месторождений на Сахалинском прибрежном шельфе.

В ходе визита президента Южной Кореи Но Му Хёна в Россию были подписаны:

· меморандум по совместной разработке компаниями «Роснефть» и Корейской национальной нефтяной компанией («Korea National Oil Corporation») проекта «Сахалин-3» (добыча нефти на Венинском блоке шельфа Сахалина) и участка Западно-Камчатского шельфа Охотского моря (предполагаются инвестиции в геологоразведку в объёме 250 млн долларов);

· декларация о необходимости активизировать сотрудничество в области транспорта энергоносителей на Корейский полуостров;

· соглашение на проектирование, поставку оборудования и строительство нового нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Нижнекамске(Татарстан), предполагающее корейские инвестиции в объёме 1,7 млрд долларов;

· соглашение с Samsung по десятилетнему проекту модернизации Хабаровского НПЗ стоимостью 500 млн долларов;

· кредитные соглашения на 50 млн долларов для финансирования поставок южнокорейских товаров и услуг в Россию.

Общая сумма инвестиций по подписанным соглашениям превышает 4 млрд долларов.

С 1 января 2014 года введен безвизовый режим между Южной Кореей и Российской Федерацией

Китай[править | править вики-текст]

В 2010 году Китай занял первые места по южнокорейскому экспорту (23,2 % экспорта РК) и импорту (16,8 % импорта в РК)[52]. Товарооборот двух стран за 1994 - 2010 годы увеличился с 11,7 млрд долларов до более, чем 100 млрд долларов[52]. Исторически Корея имеет тесные отношения с Китаем. До формирования государственности Южной Кореи корейские борцы за независимость сотрудничали с китайскими солдатами во время японской оккупации. Однако после Второй мировой войны Южная Корея начала сближение с Соединёнными Штатами. КНР помогала Северной Корее в ходе Корейской войны, в результате чего дипломатические отношения между Южной Кореей и КНР почти полностью прекратились. Официально дипломатические отношения между Южной Кореей и КНР вновь были восстановлены 24 августа 1992 года. Страны стремились к улучшению двусторонних отношений и сняли продолжавшееся 40 лет торговое эмбарго[53]. Республика Корея разорвала официальные отношения с Тайванем после установления официальных отношений с КНР, которая не признает суверенитет Тайваня[54].

Европейский союз[править | править вики-текст]

Европейский союз и Южная Корея являются важными торговыми партнерами. Договор о свободной торговле был одобрен в сентябре 2010 года, и вступил в силу с 1 июля 2011 года.[55] Южная Корея для Евросоюза — это восьмой по величине торговый партнер, а ЕС стала для Южной Кореи вторым по величине экспортером. Торговый оборот ЕС с Южной Кореей превысил €65 млрд в 2008 году, и имеет среднегодовые темпы роста на 7,5 % в период между 2004 и 2008 годами.[56]

Евросоюз стал крупнейшим иностранным инвестором в Южной Корее, начиная с 1962 года, и на 2006 год процент ПИИ составил почти 45 %. Тем не менее, компании ЕС имеют значительные проблемы с доступом и работой на Южно-корейском рынке из-за жестких стандартов и требований для продуктов и услуг, зачастую создающих барьеры для торговли. Находясь в регулярных двусторонних контактах с Южной Кореей, ЕС стремится улучшить эту ситуацию.[56]

Япония[править | править вики-текст]

Острова Лианкур, спорная территория между Японией и Южной Кореей

Южная Корея и Япония восстановили дипломатические отношения в 1965 году. Между тем, в Южной Корее существуют антияпонские настроения из-за ряда нерешенных споров, многие из которых обусловлены периодом японской оккупации послеяпонской аннексии Кореи в 1910 году.

Северная Корея[править | править вики-текст]

Основная статья: Отношения между КНДР и Республикой Кореей

Торговые отношения между Сеулом и Пхеньяном (неофициальные через Гонконг) были восстановлены в 1980 году, когда КНДР закупила южнокорейских товаров на 1,03 млн гонконгских долларов, в 1981 году южнокорейский экспорт в КНДР составил 1,43 млн гонкогских долларов, а импорт - 0,17 млн гонконгских долларов[57]. В 1990 году в Республике Корее был принят закон, освобождающий товары, поступающие с Севера от таможенных пошлин, в 1995 году законом о выполнении соглашения о ВТО зафиксировано, что торговля с КНДР является "внутригосударственным обменом"[58]. До 1991 года объем взаимной торговли оставался незначительным: в 1990 году экспорт из РК составил 1,3 млн долларов, импорт из КНДР - 12,3 млн долларов. Затем произошел резкий рост товарооборота: 1991 год - 111,3 млн долларов, 1995 год - 287,3 млн долларов, 2000 год - 425 млн долларов, 2005 год - 1055 млн долларов, 2010 год -1912 млн долларов, 2012 год - 1971 млн долларов[59]. До 1998 года экспорт из КНДР превышал импорт из РК, но в 1999 году на южнокорейский экспорт пришлось 211,8 млн долларов, затем ситуация опять изменилась и в 2012 году северокорейский экспорт (1074 млн долларов) опять превышал южнокорейский импорт[60]. Также в 1990-е - 2000-е годы был реализован ряд совместных проектов: туристические туры в Кымгансан (с 1998 года, причем только за 2008 год это место посетило около 200 тыс. южан, но в 2010 году все объекты комплекса были конфискованы Пхеньяном)[61], в 2004 году были соединены железные дороги двух стран (в 2008 году транзит поездов был приостановлен по решению Пхеньяна)[62], с 2004 года начал функционировать Кэсонский промышленный комплекс (в 2012 году там работали 53 448 северокорейских рабочих и 785 южнокорейских рабочих, которые выпустили на экспорт продукцию общей стоимостью 469,5 млн долларов, преимущественно текстиль, обувь и электротовары)[63]. После Корейской войны Северная и Южная Корея подписали соглашение о стремлении к миру[64]. 4 октября 2007 года лидеры двух стран подписали соглашение из восьми пунктов по вопросам мира, переговоров на высоком уровне, экономического сотрудничества, возобновления услуги железнодорожного, автодорожного и воздушного сообщения[64].

Несмотря на безоблачную политику и усилия по примирению, прогресс осложнялся северокорейскими ракетными испытаниями в 1993, 1998, 2006, 2009, 2013 и в 2016 году. Де-юре Северная и Южная Корея остаются в состоянии войны (мирный договор после корейской войны так и не был подписан). 27 мая 2009 года северокорейские СМИ заявили, что перемирие будет недействительно, поскольку южнокорейское правительство обещало «окончательно вступить» в ИБОР[65]. Ситуацию ухудшила история с гибелью южнокорейского военного корабля «Чхонан» в марте 2010 года[66]. В мае 2010 года Ли Мён Бак заявил, что Сеул будет прекращать всю торговлю с Северной Кореей в рамках мероприятий, направленных на ответный удар по Северной Корее, дипломатически и финансово, за исключением совместных промышленного региона Кэсон и гуманитарной помощи[67]. Северная Корея изначально угрожала разорвать все связи, чтобы полностью аннулировать предыдущий пакт о ненападении и ограничить доступ южных корейцев к промышленному региону Кэсон, но отказалась от своих угроз и решила не прерывать свои связи с Южной Кореей. После этого наблюдался спад в работе промышленного региона Кэсон, но 16 сентября 2013 года, после длительных и напряжённых переговоров между Севером и Югом, стороны возобновили работу совместного комплекса.

США[править | править вики-текст]

Основная статья: Американо-южнокорейские отношения

Президент Пак Кын Хе на двусторонней встрече с президентом США Бараком Обамой, 7 мая 2013 года

Соединённые Штаты были вовлечены в деколонизацию Кореи (в основном на юге страны, на севере — Советский Союз) после Второй мировой войны. После Корейской войны Южная Корея и США подписали «Договор о взаимной обороне», в соответствии с которым нападение на любую из сторон из Тихого океана вызовет ответ от обеих[68]. В 1967 году договор о взаимной обороне обязал Южную Корею отправить крупный военный контингент для поддержки США в войне во Вьетнаме. В 2007 году между Южной Кореей и США было подписано соглашение о свободной торговле, но его формальная реализация откладывалась до утверждения законодательными органами двух стран. 12 октября 2011 года Конгресс США принял давно зашедшее в тупик торговое соглашение с Южной Кореей[69], и оно вступило в силу 15 марта 2012 года[70].

Армия[править | править вики-текст]

Основная статья: Вооружённые силы Республики Корея


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!