Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫЕ ДЕТИ И ИХ СОПРОВОЖДЕНИЕ



Соматически ослабленные дети - одна из распространенных «групп риска» в дошкольных образовательных учреждениях, что, оче­видно, связано с интенсивным воздействием ряда неблагоприятных факторов, прежде всего экологических и социально-экономических.

Группа эта разнородна, Т. К. различны причины, вызывающие ослабленность ребенка. Среди этих причин - вредности, действую­щие в период внутриутробного развития и в родах, частые психотрав­мирующие ситуации, гиповитаминозы и др. Однако есть ряд доста­точно характерных признаков (симптомов), объединяющих таких детей.

Прежде всего, это повышенная утомляемость и истощаемость, на фоне которых отмечается раздражительность, эмоциональная неустой­чивость. Настроение чаще пониженное. Ребенок чувствителен к яр­кому свету, громким звукам. Эти особенности приводят к трудностям концентрации внимания, неспособности к длительному физическому и умственному напряжению.

Часто отмечаются более или менее выраженные нарушения веге­тативных функций: головные боли (спонтанные или при переутом­лении и эмоциональном напряжении), повышенная потливость (ги­пергидроз), колебания артериального давления и др. Характерны снижение аппетита и беспокойный сон. Распространена метеочув­ствительность.

Отмечаемые в разных сочетаниях, описанные признаки представ­ляют собой так называемый астенический синдром. Проявления ас­тенического синдрома наряду с невротическими переживаниями ре­бенка, чаще вызываемыми психотравмирующими ситуациями и режимом запретов и ограничений, в условиях которого ребенок чув­ствует себя «не таким, как все», накладывают отпечаток на его адап­тационные возможности.

Трудности в адаптации -'нарушения функций приспособления, возникающие в ответ на изменение привычного уклада жизни (пере­езд на другое место жительства, переход в другие условия со сменой социальных ролей - например, в другой детский сад, изменение типа или структуры внутрисемейных отношений - развод родителей, утрата родных и близких). Такие и им подобные события требуют от ребенка психологического напряжения и без необходимой подготов­ки к возможным переменам превращаются в психогенные факторы, приводящие к развитию ответных реакций дезадаптации. И эти ре­акции наиболее тесно связаны по времени возникновения и по со­держанию переживаний с психотравмирующими ситуациями имен­но у детей раннего и дошкольного возраста.

Картина дезадаптационных нарушений охватывает соматовегета-тивный уровень (нарушения аппетита, сна, расстройства функций



 

отдельных органов и систем) и эмоционально-волевую сферу (сни­жение настроения, капризность, страхи и др.). Возможны наруше­ния поведения (агрессивные и асоциальные поступки), состояния тревожности и беспокойства и ряд других патологических проявле­ний. Все это затрудняет и общение ребенка в коллективе сверстни­ков и педагогов, закономерно накладывая негативный отпечаток на его развитие.

Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям ДОУ Небла­гоприятные проявления могут варьировать от форм кратковремен­ного отрицательного эмоционального состояния с ухудшением сна, аппетита, способности к контактам с другими детьми до тяжелых, протекающих со стойкими нарушениями поведения, граничащими с преневротическими состояниями и/или соматическими (в Т. Ч. пси­хосоматическими) заболеваниями. Степень выраженности патоло­гических проявлений при этом во многом зависит ОТ двух групп фак­торов.

Первая группа состоит из факторов, которые требуют учета со сто­роны службы сопровождения, но не могут быть полностью устране­ны или в значительной степени скорректированы. Среди них:

 

1) состояние здоровья и уровень развития ребенка;

 

2) возраст ребенка;

 

 

3) факторы анамнеза: биологические (например, токсикозы и за­болевания матери во время беременности, осложнения в ро­дах, заболевания ребенка в постнатальном периоде развития) и социальные (отсутствие соответствующего возрасту режима сна, бодрствования, активности, питания, неблагоприятный социально-психологический климат в семье, имеющийся у ре­бенка опыт посещения дошкольных образовательных учреж­дений и др.).



Вторая группа факторов подконтрольна службе сопровождения и характер их воздействия напрямую зависит от ее деятельности. В их числе социально-психологический климат в учреждении, степень квалификации сотрудников ДОУ, уровень тренированности адапта­ционных возможностей ребенка (наличие или отсутствие закалива­ния, характер питания, уровень сформированности качеств социаль­ной зрелости - коммуникативной культуры, характера поведения и многое другое).

Однако, поведенческие нарушения в период адаптации (а по окон­чании его и на протяжении дальнейшего обучения и воспитания) тре­буют дифференциации. Нельзя требовать от ребенка, чтобы его поведение было всегда оптимальным. Незрелость мозга и несовер­шенство функций приводят к определенной неустойчивости поведения, естественной для ребенка дошкольного возраста. Так, будучи увлеченным игрой, ребенок может не сразу ответить на предложение идти есть или спать. Он может заплакать, если у него забирают иг­рушку или уводят от детей, с которыми он играл. Когда ребенок утом­лен, он может расстроиться от незначительного порицания или не­удачи в каком-либо занятии. Но такие реакции кратковременны, непостоянны, и причину их возникновения всегда легко объяснить.

Поведение ребенка можно считать неадекватным в там случае, когда он часто и необоснованно находится в отрицательном эмоцио­нальном состоянии и его реакции препятствуют оптимальному удов­летворению его собственных биологических и психологических по­тре6ностей либо мешают нормальной жизни окружающих детей и взрослых.

К неадекватным реакциям относятся (Р В. Тонкова-Ямпольская и соавт., 1981):

 

· упрямство как отказ подчиниться обоснованным требованиям взрослых (например, ребенок отказывается идти есть или спать, хотя он голоден и хочет спать, мыть руки, которые испачкал, надеть пальто, хотя ему холодно и Т. п.);

· капризы, проявляющиеся в том, что ребенок выражает какое

либо желание, а при попытке его удовлетворить от него отказывается (например, просит куклу, а когда получает ее говорит: «Не хочу куклу»);

· немотивированный плач, возникающий у ребенка при самой незначительной причине (например, воспитатель не сразу за­вязал ему шнурки);

· отказ от контактов с педагогами, когда никакие попытки во­влечь ребенка в разговор, вызвать к себе положительное отно­шение не имеют успеха;

· отказ от контакта с другими детьми, когда ребенок стремится быть отдельно от детей, играет только один; в стороне от них, плачет, когда к нему подходят дети, отворачивается от них, не разговари­вает, не хочет участвовать в групповых играх и занятиях;

 

· двигательная расторможенность - ребенок очень подвижен, не удерживается на месте и не может сосредоточиться на какой-либо деятельности, быстро переходит от одного предмета к дру­гому, не способен К устойчивому вниманию, мешает играть дру­гим детям, агрессивен, кричит, отнимает игрушки, затем ломает или бросает их.

Необходимо уточнение причин таких проявлений. Ребенок мо­жет иметь некоторые врожденные предпосылки к ним. Например, наследственную предрасположенность к слабому или возбудимому типу нервной деятельности или другие врожденные варианты, свя­занные с неблагоприятными условиями внутриутробного развития (заболевания, стрессы у матери во время беременности, употребле­ние ею спиртных напитков, неадекватное питание, поздние токси­козы и пр.). В период раннего детства на первый план выступают уже социальные причины - неблагоприятный социально-психологичес­кий климат в семье, разные виды депривации и др.

Возможны варианты, связанные с неадекватным формированием психической конституции или наличием каких-либо дизонтогенети­ческих проявлений, например, задержанного психического развития или проявлений состояний аутистического спектра.

В дифференциальной диагностике на первый план выступает тща­тельное медицинское обследование, включающее как анализ анам­нестических сведений, таки комплекс соответствующих клиничес­ких и лабораторно-инструментальных исследований.

Сопровождение таких детей варьирует в зависимости от возмож­ностей учреждения, о6условливаемых его профилем и штатным рас­писанием. Однако, вне прямой зависимости от этого, организация со­провождения будет включать уже ставшие традиционными основные направления (с рядом уточнений), которые представлены на рис. 5.

Раскроем содержание работы. В этой организации можно услов­но выделить общие (системные) и частные (индивидуальные) аспек­ты. В общих (системных) аспектах сопровождения соматически ослабленных детей большую роль играет организация режима дня, структура которого остается традиционной для дошкольного возрас­та -дневной сон 2-2,5 часа, ночной сон 10-11 часов, время актив­ного бодрствования 6-6,5 часов, 4 кормления. Период бодрствова­ния заполняется программными занятиями, играми, прогулками, обеспечивающими решение задач всестороннего воспитания и раз­вития. Однако необходимо помнить, что функциональные возможности детей 3-7 лет ограничены возрастом, состоянием

 

 

Рис. 5. Направления работы по сопровождению соматически
ослабленного ребенка

 

здоровья и, как следствие, уровнем работоспособности, что целесообразно учесть для рационализации режима дня. Особое внимание при работе с со­матически ослабленными детьми важно уделить следующим момен­там (перечень которых, безусловно, может быть расширен в зависи­мости от особенностей учреждения и конкретных характеристик групп детей).

1. Индивидуально-ориентированный подход к обеспечению режи­ма (отсутствие принуждения в выполнении отдельных его со­ставляющих, учет степени адаптации, динамики работоспособ­ности, изменение выраженности нагрузок или освобождение от отдельных занятий при проявлениях метеочувствительности, строгое дозирование физической нагрузки, специальный выбор закаливающих воздействий и т. п.).

 

2. Формирование и повышение нервно-психической устойчиво­сти к обязательным занятиям (что одновременно является и подготовкой к школьному обучению) - по ознакомлению с окружающим, развитию речи, элементарных математических представлений; музыкальным, физкультурным и др. целесооб­разно сочетать занятия со статическим напряжением (рисова­ние, аппликация, конструирование, лепка) и динамическим (музыкальным, физкультурным). С целью снижения уровня напряжения возможно перераспределение уплотненности на­грузок в течение дня, например за счет переноса одного из че­тырех занятий на вторую половину дня.

З. Создание оптимальных гигиенических условий жизни детей (температурный и воздушный режим, достаточная освещен­ность, мебель в соответствии с результатами антропометрии, одежда ло возрасту и по сезону и Т. д.).

4. Организация питания в соответствии с возрастной группой, типом учреждения.

Большую роль играет поддержание санитарного режима ДОУ как комплекса мероприятий, направленных на предупреждение возник­новения острых инфекционных заболеваний и профилактику их даль­нейшего распространения среди детей и персонала. Это приобретает особую актуальность в связи с перечисленными выше особенностями соматически ослабленных детей, приводящими (в том числе в связи с высоким уровнем выраженности дистресса) к снижению неспецифи­ческой и специфической резистентности (сопротивляемости). Особого внимания требуют следующие элементы: соблюдение правил приема детей в учреждение (как первичного, так и после заболевания, дли­тельного (более 3-х дней) отсутствия), формирование у детей гигиени­ческих навыков, правильная организация уборки помещений, мытья посуды, обработки оборудования и инвентаря, хранения белья и т. п., поддержание постоянного санитарно-дезинфекционного режима.

Частные (индивидуальные) аспекты организации сопровождения соматически ослабленных детей целесообразно рассматривать в кон­тексте деятельности специалистов разного профиля.

Медицинское сопровождение. В сопровождении соматически ослабленных детей медицинские аспекты выступают на первый план, прежде всего, санитарно-гигиенические: адекватное освещение, стро­гое соблюдение режима проветривания и т п. Важно, чтобы медицинский и педагогический персонал работали во взаимодействии.

Особенности деятельности таких детей требуют распределения вре­мени на различные задания с учетом возможностей ребенка. Это ак­туально даже для игровой деятельности, Т. К. астенические проявле­ния препятствуют длительной концентрации его внимания. Это не значит, что нужно отстранять ребенка от деятельности группы. Не­обходимо формировать у него чувство принадлежности к детскому коллективу и развивать уверенность в своих силах.

Огромное значение придается закаливающим мероприятиям, ко­торым в обязательном порядке должна предшествовать беседа с ро­дителями для объяснения им необходимости тех или иных процедур, а также согласование с врачом.

Большую роль в медицинском сопровождении играют массаж, поддерживающая фито- и аппаратная физиотерапия. Эти мероприя­тия также должны проводиться с учетом показаний и противопока­заний, а следовательно, невозможны без консультации с врачом.

Хороший эффект могут дать витаминные препараты и адаптоге­ны, особенно в весенний период. Необходимо предостеречь от само­вольного «назначения» этих и других лекарственных средств, Т. К. не­обходима тщательная оценка показаний и противопоказаний, а также риска, связанного с возможными побочными эффектами.

Целесообразно обратить внимание на реализацию прививочного графика ребенка. Ослабленность организма позволяет предполагать более выраженные, чем у здоровых сверстников, реакции, что может стать причиной отказа родителей от прививок. Деликатная работа с ними педагогов и врачей позволит им адекватно соотнести риск про­ведения той или иной прививки и отказа от нее. Безусловно, это не понадобится при медицинских противопоказаниях.

Психологическое сопровождение. Психологическое сопровождение должно быть ориентировано, прежде всего, на коррекцию невроти­ческих проявлений и на повышение самооценки и уверенности в себе. Положительный эффект могут иметь игровые тренинги, направлен­ные на моделирование житейских ситуаций, в которых ребенок мо­жет проявить уверенное поведение от лица персонажа (что законо­мерно облегчает такую задачу), методы эмоционально-образного воздействия (например, театральные инсценировки) и др. Психокор­рекционной работе способствует также создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе образовательного учреждения, уважительное отношение к воспитанникам.

 

Педагогическое сопровождение. Важное место в развитии ребенка занимают дозированные физические нагрузки. Дети в возрасте 3­4 лет (а соматически ослабленные дети и дольше) неспособны к силь­ному и длительному физическому напряжению, свойственному, на­пример, таким играм, как футбол, баскетбол и др. Это во многом связано с тем, что у них не6олы чая по отношению к весу мышечная масса, слаб связочный аппарат, недоразвиты тормозные процессы и др. В связи с этим отмечается быстрая утомляемость, дети нужда­ются в частой смене форм движений. Наиболее предпочтительны ле­чебная физкультура, подвижные игры, умеренные двигательные уп­ражнения и музыкально-ритмические занятия.

Социальное сопровождение. Деятельность социального педагога начинается с ознакомления с условиями проживания ребенка (тща­тельной оценки жилищно-бытовых условий, наличия у ребенка ус­ловий для занятий и игры в домашних условиях), родительского от­ношения, что позволит правильно построить работу с родителями. Особое внимание целесообразно уделить деликатной коррекции па­тологических стилей воспитания, постепенно формируя у родителей представления о последствиях гипер- или гипоопеки.

Указанные аспекты представляется целесообразным выделить в качестве основных. Однако необходимо учитывать, что речь идет о системном сопровождении, ориентированном на наиболее характер­ные общие проявления соматической ослабленности у детей. Это ни в коем случае не исключает возможности Их уточнения в зависимос­ти от индивидуальных особенностей ребенка.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!