Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Г.В.Гегель. Учение об абсолютной идее, система и метод



 

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было сформулировано понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, – основополагающий закон развития и существования «Мирового духа» («Мирового разума», «Абсолютной идеи») и сотворенного им окружающего мира.

 

Смысл диалектики:

1. Все – человек, предметы, явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала (день и ночь, тепло и холод, черное и белое, и т.п.).

2. Данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но одновременно едины по своей сути и взаимодействию.

3. Единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире (т.е. основа всеобщего существования и развития).

 

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

1. Существует определенный тезис (утверждение, форма бытия).

2. Данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность.

3. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития.

4. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

 

В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие». Его «антитезис» – небытие.

«Бытие» и «небытие» дает синтез – «становление». Далее развитие продолжается по той же схеме.

 

В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия:

1. Абсолютно (логическая?) идея – мысль, существующая объективно и порождающая природу и человека, а они – результаты мышления, логической идеи; это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира.

Деятельность абсолютной идеи в мышлении; цель – в самопонимании.

2. Развитие – движение от низшего к высшему, от простого к сложному, развитие идеи – процесс ее движения к истине.

 

3 основных закона развития:

1) Переход количества в качество и обратно;

2) Единство и борьба противоположностей;

3) Отрицание отрицания.

 

Идея проходит в своем развитии 3 ступени:

1.Логика: идея, существующая до природы, пространства и времени, развивает из себя свое собственное богатство содержания.

– Этап бытия – наряду с категориями, возникают категории перехода количества в качество;



– Сущность;

– Понятие – синтез первых двух, возникновение понятия, развитие идеи, начиная с чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишенная каких либо определений, характеристик. Так как бытие лишено определений, оно есть ничто, то есть чистое бытие; логически превращенное в небытие тождественно небытию.

 

Борьба бытия и заложенного в нем небытия создают становление, в результате которого рождается наличное бытие, переходящее в качество, количество.

На этапе бытия противоположные понятия относительно разделены и переходят друг в друга.

На этапах сущности и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга.

 

2.Природа: здесь идея переходит в свое содержание (?).

Природа 3-хслойна, движется от низшего к высшему.

3 ступени:

1) механизм (простое);

2) химизм (более сложное);

3) организм (самое сложное).

 

Исчерпав возможности развития в форме природы, идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею, выраженную в человеческом обществе.

 

3.Дух. На этом этапе идет строительство человека, отделение природных сил человека от его мыслительной деятельности.

Субъективный дух – развитие человека и его психики.

Объективный дух – показывает общество, в котором существует человек.

Абсолютный дух определяет форму общественного сознания (искусство, религия).

 

Т.о., это вселенская идея абсолютной идеи, развитие от низшего к высшему.

 

У Гегеля вся деятельность остается в прошлом. Он разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачивать свое внутреннее содержание. Наступает проблема противоречия между методом и системой Гегеля, который должен иметь законченный характер. Человек появляется в мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом развития идеи.



 

История – процесс самореализации Абсолютного духа (высшее проявление духа, вечно действительная истина).

Поскольку Абсолютный дух включает идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы.

 

В этой связи Гегель делить всю историю на всю историю на 3 больших эры:

1. Восточная эра (Эпоха Др. Египта, Китая и т.д.) – такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни один человек – фараон, китайский император и т.д., а все остальные являются его рабами и слугами.

 

2. Антично средневековая эра – период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и несвободна, зависит от «верхушки» и служит ей.

 

3. Германская эра – современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!